Проблемы развития предпринимательства в Республике Казахстан

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Апреля 2012 в 14:30, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является изучение механизма государственного воздействия на предпринимательскую деятельность.
Для осуществления данной цели были определены следующие задачи:
- рассмотреть основные направления государственного воздействия на предпринимательскую деятельность;
- проанализировать деятельность института развития по поддержке предпринимательства фонда «Даму», как одного из механизмов государственного регулирования бизнеса.
- рассмотреть основные проблемы и мероприятия по совершенствованию государственного регулирования бизнеса в Республике Казахстан.

Содержание работы

Введение 3

1 Основные направления государственного воздействия
на предпринимательскую деятельность 5

1.1 Сущность государственного регулирования предпринимательства 5
1.2 Роль предпринимательства в системе модернизации экономики РК 6
1.3 Механизм поддержки предпринимательства в РК 10

2 Анализ деятельности института развития по поддержке
предпринимательства в РК фонда «Даму» 13

2.1 Фонд «Даму» как один из механизмов государственного воздействия
на развитие предпринимательства 13
2.2 Реализация программы «Даму-Колдау» 16
2.3 Меры поддержки предпринимательства по программе
«Дорожная карта бизнеса 20» 18

3 Проблемы развития предпринимательства в Республике Казахстан 22

3.1 Основные проблемы на современном этапе развития РК 22
3.2 Мероприятия по совершенствованию предпринимательства в РК 26

Заключение 29
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

Механизм государственного воздействия на предпринимательскую деятельность (3).doc

— 208.50 Кб (Скачать файл)


 

План

 

Введение                                                                                                                                                                3

 

1 Основные направления государственного воздействия                                         

на предпринимательскую деятельность                                                                                          5

 

1.1   Сущность государственного регулирования предпринимательства                    5

1.2   Роль предпринимательства в системе модернизации экономики РК                    6

1.3   Механизм поддержки предпринимательства в РК                                                             10

 

2          Анализ деятельности института развития по поддержке

предпринимательства  в РК фонда «Даму»                                                                            13

 

2.1   Фонд «Даму» как один из механизмов государственного воздействия

на развитие предпринимательства                                                                                            13

2.2   Реализация программы «Даму-Колдау»                                                              16

2.3   Меры поддержки предпринимательства по программе

     «Дорожная карта бизнеса 20»                                                                                                          18

 

3          Проблемы развития предпринимательства в Республике Казахстан                      22

 

3.1   Основные проблемы на современном этапе развития РК                                    22

3.2   Мероприятия по совершенствованию предпринимательства в РК                      26

 

Заключение                                                                                                                                                    29

Список использованной литературы                                                                                            31

Приложение                                                                                                                                                    33

 

Введение

 

Развитие малого и среднего бизнеса - основа экономики любой страны. Без развитого малого и сред­него предпринимательства сложно говорить о стабильности макроэко­номической ситуации государств. Вследствие этого, еще на заре не­зависимости малый и средний биз­нес был определен в Казахстане как важнейший сектор экономики.

Связь предпринимательства с  деятельностью  государственного  аппарата четко прослеживается на всех этапах развития казахстанской экономики. 

Предпринимательство в современном Казахстане получило динамичное развитие. В зависимости от этого происходит усиление государственного регулирования и содействия развитию бизнеса, меняются организационные формы взаимодействия государственных органов с субъектами частного бизнеса, происходят существенные сдвиги в целях, механизме, аппарате управления, в сочетании государственного и рыночного механизмов регулирования.

 В современных условиях целью государственного регулирования предпринимательской деятельности является создание определенных условий, обеспечивающих нормальное функционирование экономики в целом и стабильное участие предпринимателей страны в международном разделении труда и получение от этого оптимальных выгод.

Успешная реализация важ­нейших стратегических за­дач модернизации казахстанской экономики во многом зависит от характера и степени задейство­вания имеющегося в ней предпринимательского ресурс­ного потенциала. Особую значи­мость приобретает всестороннее обновление организационно-экономических компонентов в регулятивной среде данного потенциала, направленного, с одной стороны на увеличение его масштабности, а с другой - активизацию его мобильности. Как правило, в любом обществе повышение деловой активности свидетельствует о позитивных сдвигах в сфере хозяйствования, концентрации различных его ресурсов на стержневых задачах социально-экономического раз­вития.

Правительство каждой страны, безусловно, имеет свои собственные цели на каждом конкретном этапе и добивается их решения доступными ему методами и средствами применительно к складывающейся экономической ситуации в своей стране и в мировом хозяйстве. Поэтому цели и задачи государственного регулирования подвержены изменениям, между тем, как механизм регулирования достаточно хорошо отработан, хотя и имеет особенности в каждой отдельно взятой стране.

Целью данной работы является изучение механизма государственного воздействия на предпринимательскую деятельность.

Для осуществления данной цели были определены следующие  задачи:

- рассмотреть основные направления государственного воздействия на предпринимательскую деятельность;

- проанализировать деятельность института развития по поддержке предпринимательства фонда «Даму», как одного из механизмов государственного регулирования бизнеса.

- рассмотреть основные проблемы и мероприятия по совершенствованию государственного регулирования бизнеса в Республике Казахстан.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1 Основные направления государственного воздействия на предпринимательскую деятельность

 

1.1Сущность государственного регулирования предпринимательства

 

Государственное регулирование предпринимательства – это система правовых, организационных и регулятивно-контролирующих мероприятий государства, направленных на создание благоприятной предпринимательской среды, а также мероприятий по управлению общественным сектором экономики для обеспечения эффективной и конкурентоспособной национальной экономики.

Государственная поддержка предпринимательства может осуществляться в следующих формах:

1)    кредитно-денежная и бюджетно-налоговая – предусматривает установление льготных ставок налогов и процентов на государственные кредиты, предоставление налоговых льгот, целевые дотации, кредиты, разработку правил ценообразования и др.

2)    административно-экономическая – предусматривает лицензирование, разработку социальных и экономических нормативов, реализацию научно-технических, инвестиционных, социальных, региональных программ.

Основной целью государственного регулирования производственной деятельности является увеличение объема общественного производства, повышение его эффективности, а также усиление социальной направленности производства.

Несовершенная конкуренция и наличие монополий создают серьезные проблемы в развитии предпринимательства. Несовершенная конкуренция возникает тогда, когда один производитель имеет возможность единолично влиять на цены. Поэтому государство проводит конкурентную политику, предусматривающую создание и развитие конкурентной среды, антимонопольного регулирования с целью повышения эффективности производства, удовлетворения потребностей общества, повышение конкурентоспособности национальной экономики.

Исходя из важности государственного регулирования экономики, в том числе процесса освоения рыночной системы хозяйствования, принимаются законы  государственной регуляторной политики в сфере хозяйственной деятельности.

Закон выступает основой правового регулирования хозяйственных отношений между органами государственной власти и субъектами хозяйствования.

Основными принципами государственного регулирования предпринимательской деятельности являются:

- научное понимание экономической сущности, содержания и роли предпринимательства в развитии экономики страны и материальном обеспечении жизнедеятельности общества;

-  рациональный протекционизм современного предпринимательства;

- обеспечение сочетания экономических и социальных целей;

- программно-целевое регулирование;

- гибкий дифференцированный подход;

- мотивационная направленность государственной поддержки;

- многообразие форм предпринимательской деятельности;

Таким образом, целью системы государственного регулирования предпринимательства является формирование благоприятной среды для функционирования предпринимательских структур на уровне макроэкономики [21].

 

 

              1.2 Роль предпринимательства в системе модернизации экономики РК

 

 

В системе мо­дернизации экономики особо важное значение имеет целе­направленное задействование ресурса, формируемого в сфере предпринимательства и отличаю­щегося особым характером в силу специфики данной сферы в разви­тии воспроизводственных связей. За много вековую историю своего генезиса предпринимательство прошло периоды подъема и спада, но благодаря характеру и целена­правленности своего ресурса обе­спечивало необходимую динами­ку воспроизводственных процес­сов. Особое функциональное зна­чение предпринимательского ресурса предопределяется самим содержанием предприниматель­ства, которое характеризуется как специфичный новаторский стиль хозяйствования, ориенти­рованный на инновации, поиск новых сфер деятельности и но­вых возможностей в приложении труда и соответственно, более высоких его результатов. Такой стиль предполагает особые ка­чества в решении поставленных задач: гибкость управленческих подходов, маневрирование хозяй­ственными ресурсами и другими источниками ресурсов.

В генезисе мировой экономики предпринимательство сыграло ве­сомую роль именно в силу особого характера ресурса, заложенного в него. По существу предприни­мательский ресурс формируют особую среду для динамичного функционирования экономиче­ской системы, которая позволяет наиболее оптимально развиваться ее хозяйственным структурам. Как известно, экономическая система изначально формируется как целостное образование раз­личных хозяйственных структур.

Поступательное развитие пред­принимательства направлено на производство товаров (выполне­ние работ, оказание услуг), их доведение до конкретных потре­бителей (домохозяйств, других предпринимателей, государства) с наименьшими затратами и яв­ляется одним из определяющих условий экономического роста, увеличения объемов ВВП и на­ционального дохода, повышения эффективности общественного производства.

В казахстанской экономике предпринимательский ресурс, как и в других странах на постсовет­ском пространстве, изначально опирался на хозяйственные и правовые аспекты проводивших­ся рыночных реформ. По мере укрепления институциональной основы предпринимательства, рационализации регулятивной среды в данной сфере проис­ходит адаптация различных слоев населения к институту частной собственности, позволяющая эф­фективно использовать предпри­нимательский ресурс в решении важнейших задач модернизации экономики.

Очень важно создание в эконо­мической системе действенного инструментария регулирования трудовой мотивации. Он включа­ет в себя механизмы активизации предпринимательского ресурса на основе создания благоприятных условий для его использования с максимальным задействованием его свойств. Модель активизации данного ресурса представлена в Приложении 1. В Приложении выделены важ­нейшие регулирующие блоки. Все эти блоки направлены на рациональную стратификацию бизнес-среды, формирующей впоследствии эф­фективный предпринимательский ресурс для решения важнейших задач модернизации экономиче­ской системы в целом.

Эффективное задействование предпринимательского ресурса во многом зависит от сложившейся факторальной среды. В связи с этим правомерно выделения внешней и внутренней пред­принимательской среды в зави­симости от характера факторов, входящих в нее.

Так, внешняя предпринима­тельская среда определяется со­вокупностью внешних факторов и условий, прямо или косвенно влияющих на развитие предпри­нимательства. В частности, на эффективность развития предпринимательства положительно или отрицательно влияют следующие экономиче­ские факторы и условия (показа­тели): уровень ставки рефинан­сирования, уровень инфляции; число налогов, сборов и платежей и размеры налоговых ставок; уровень ликвидности хозяй­ствующих партнеров (компаний, фирм); уровень цен (тарифов) на определенные виды ресурсов, особенно на продукцию (услуги) естественных монополий; не­допущение установления моно­польно высоких или монопольно низких цен, а также соглаше­ний хозяйствующих субъектов, ограничивающих конкуренцию на товарных рынках. Важными условиями являются постоянное укрепление национальной денеж­ной единицы, повышение уровня ее покупательной способности и некоторые другие факторы и условия.

Внутренняя предприниматель­ская среда определяется сово­купностью внутренних условий и факторов функционирования пред­принимательской организации. К ним относят следующие: наличие необходимого размера собственного капитала; правильный (обоснованный) выбор организационно-правовой фор­мы предприятия (организации) и предмета деятельности; подбор команды партнеров; знание рынка и квалифицированное проведение маркетинговых исследований; подбор кадров и управление персоналом, его мотивированное материальное стимулирование; механизм сохранения предпри­нимательской тайны и некоторые другие.

Информация о работе Проблемы развития предпринимательства в Республике Казахстан