Проблемы развития предпринимательства в Республике Казахстан

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Апреля 2012 в 14:30, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является изучение механизма государственного воздействия на предпринимательскую деятельность.
Для осуществления данной цели были определены следующие задачи:
- рассмотреть основные направления государственного воздействия на предпринимательскую деятельность;
- проанализировать деятельность института развития по поддержке предпринимательства фонда «Даму», как одного из механизмов государственного регулирования бизнеса.
- рассмотреть основные проблемы и мероприятия по совершенствованию государственного регулирования бизнеса в Республике Казахстан.

Содержание работы

Введение 3

1 Основные направления государственного воздействия
на предпринимательскую деятельность 5

1.1 Сущность государственного регулирования предпринимательства 5
1.2 Роль предпринимательства в системе модернизации экономики РК 6
1.3 Механизм поддержки предпринимательства в РК 10

2 Анализ деятельности института развития по поддержке
предпринимательства в РК фонда «Даму» 13

2.1 Фонд «Даму» как один из механизмов государственного воздействия
на развитие предпринимательства 13
2.2 Реализация программы «Даму-Колдау» 16
2.3 Меры поддержки предпринимательства по программе
«Дорожная карта бизнеса 20» 18

3 Проблемы развития предпринимательства в Республике Казахстан 22

3.1 Основные проблемы на современном этапе развития РК 22
3.2 Мероприятия по совершенствованию предпринимательства в РК 26

Заключение 29
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

Механизм государственного воздействия на предпринимательскую деятельность (3).doc

— 208.50 Кб (Скачать файл)

Для успешного развития пред­принимательства требуется ста­бильность политической обста­новки в стране, признание всеми ветвями власти того обстоятель­ства, что без поддержки пред­принимательства невозможны экономический рост, повышение эффективности развития эконо­мики в целом и благосостояния населения в ней [6, c. 50].

В Казахстане большое внима­ние уделяется как внешним, так и внутренним факторам активи­зации предпринимательского ре­сурса, что позволило существенно расширить саму сферу предпри­нимательства особенно по МСП.

Как видно из Приложения 2 в результате влияния финан­сового кризиса и снижения объ­емом кредитования банком второго уровня активность индивидуальных предпринимателей снизилась. Как следствие начиная с 2009года на рынке наблюдается сокращение ко­личества зарегистрированных субъ­ектов МСП, размер которых составил 934,7 тыс. ед. на 2009 г. по сравне­нию с 1026,3 тыс. ед. на 2008 г. Видна и положительная динамика: в 2010 г. увеличилось ко­личество зарегистрированных субъ­ектов МСП, оно составило 1196,7 тыс. ед.

Но основные показатели дея­тельности МСП снизились, количе­ство активных субъектов МСП за 2010 г. составило 661,6 тыс. ед. по сравнению с 707,8 тыс. ед. в 2008 г., что составило в общем 53% обще­го количества зарегистрированных субъектов МСП [19].

Вместе с тем, очень важно для   активизации предпринимательского ресурса  совершенствования самого профессионального менеджмента. Современное предприятие уже трудно представить    без особой системы профессионального развития с подготовкой,  аттестацией и переподготовкой необходимых кадров. Безусловно,           это легче осуществляется в крупных компаниях, где есть отделы -    профессионального развития и прогнозируется движение кадрового состава.

 

 

1.3 Механизм поддержки предпринимательства в РК

 

 

Всесторонняя поддержка предпринимательства всегда была прио­ритетом государственной политики. Именно благодаря этому, несмотря на сложную экономическую ситуа­цию в стране в 1990-е годы, число субъектов малого и среднего пред­принимательства постоянно росло.

Субъекты предприни­мательства играют ключевую роль в развитии экономики любого го­сударства. В странах с развитой рыночной экономикой например, на долю ма­лых предприятий приходится от 40 до 60% ВВП. В Казахстане данные показатели значительно ниже, по­этому руководство страны уделяет самое пристальное внимание во­просам поддержки малого бизнеса, улучшению бизнес-среды в респу­блике. Реализуется государствен­ная программа развития и поддерж­ки малого предпринимательства в Республике Казахстан, созданы социально-предпринимательские корпорации (СПК), основанные на тесном сотрудничестве государства и бизнеса [9, c. 41].

В Казахстане на 1 сентября 2011 г. количество зарегистрированных субъектов малого и среднего бизне­са составило 2 487 474 единиц. Из них - 1 360 937 юридические лица, 697 062 - индивидуальные предпри­ниматели (ИП) и 429 475 - крестьян­ские хозяйства [19].

Активные предприятия мало­го бизнеса сосредоточены в сфере торговли, ремонта автомобилей и изделий домашнего пользования, в строительстве, в сфере операций с недвижимым имуществом, аренде и услугах предприятиям, в промыш­ленности.

Таким образом, следует при­знать, что развитие среднего и ма­лого бизнеса не отстает от общих темпов роста казахстанской эконо­мики. Безусловно, в первую очередь это связано с тем, что развитие это­го сектора экономики органично входит в общую систему целей и приоритетов развития государства. К примеру, об этом свидетельствует то, что в Послании на­роду Казахстана «Новый Казахстан в новом мире» главой государства Н.А. Назарбаевым перед правитель­ством была поставлена следующая задача: государственные холдинги, играя важную роль в диверсифика­ции экономики, должны вовлекать в этот процесс, стимулировать и под­держивать казахстанский малый и средний бизнес.

Казахстан перенимает успеш­ный опыт развитых стран, по совершенствованию механизмов государственной поддержки мало­го и среднего бизнеса. К примеру, в развитых странах крупное предпри­нимательство не противопоставля­ется малому и среднему бизнесу. В этих странах напротив культивируется принцип кооперирования круп­ных, малых и средних предприятий, причем крупные объединения не подавляют малый и средний биз­нес, а взаимодополняют друг друга, особенно в сфере специализации отдельных производств и в иннова­ционных разработках.

Именно в этом контексте ста­новится еще более понятной идея создания социально-предпринима­тельских корпораций в Казахстане, которые будут привлекать субъектов малого и среднего бизнеса к реали­зации проектов в регионах. Взаи­моотношения СПК с предпринима­тельством будут осуществляться на основе партнерства, в котором СПК возьмут на себя обязательства по взаимодействию с акиматами по во­просам разрешительных процедур, получения в пользование земель­ных участков и недр для реализации совместных проектов.

В целом среди мер, предпри­нятых государством для поддержки малого и среднего бизнеса, следует отметить снижение налогового бре­мени; легализацию собственности и активов; упрощение административ­ных процедур и разрешений; защиту от бюрократических препон, облег­чение доступа к кредитным ресур­сам и многое другое.

Происходит расширения доступа предпринима­телей к финансово-кредитным ре­сурсам, для чего снижаются ставки кредитования. Созданный для этих целей Фонд развития ма­лого предпринимательства напря­мую осуществляет кредитно-финан­совую поддержку развития малого и среднего   предпринимательства постоянно   совершенствуя   инструменты   финансирования,   включая   развитие микрокредитования. Фондом профинансировано почти  100  проектов на общую сумму 54,7 млн. долларов США. по программе развития   микрокредитования.  Фондом профинансировано 99 проектов на  общую сумму 4 088,76 млн. тенге.  Малый и средний бизнес в Казахстане активно вовлекается в реализацию  государственных  программ.    

С целью  создания  благоприятных   условий для формирования и развития  новых  предприятий  малого  предпринимательства в различных  регионах  Казахстана  создаются  и   развиваются   специализированные  институты   поддержки   и   развития   предпринимательства.   Ожидается,    что эти меры обязательно приведут к созданию новых предприятий. При   этом речь идет не о сотнях, а о тысячах субъектов малого и среднего   бизнеса,  которые в свою очередь   создадут десятки тысяч новых рабочих мест.

Государство     обозначило     эту     сферу как наиболее приоритетную,   выделяя значительные бюджетные     средства для ее поддержки. Однако перед Правительством стоит задача  по решению некоторых проблемных     вопросов, которые оказывают негативное влияние на развитие малого и среднего бизнеса в Казахстане.   Однако уже сегодня можно констатировать, что малый и средний     бизнес приобрел ключевую позицию     в развитии экономики Казахстана,     т.к. он способствует решению проблемы занятости населения, наполнению рынка отечественными товарами и услугами, формирует конкурентную среду. Малое и среднее предпринимательство стало опорой экономического развития и процветания Казахстана [9, c. 43].

29

 



 

2 Анализ деятельности института развития по поддержке предпринимательства  в РК фонда «Даму»

 

2.1 Фонд «Даму» как один из механизмов государственного воздействия на развитие предпринимательства

 

Фонд «Даму» - институт развития, который имеет широкую филиаль­ную сеть по всему Казахстану. Всего функционирует 16 региональных офисов фонда. Фонд «Даму» в соответствии с постановлением пра­вительства РК №1039 от 6.11.2007г. выступил оператором по размещению средств Стабилиза­ционной программы в сумме 215,8 млрд. тенге. Выделенные средства были распределены между банка­ми - партнерами фонда «Даму». На данную сумму было профинансиро­вано более трех тысяч заемщиков.

Сеть дает возможность фонду обеспе­чивать охват всеми программами государственной поддержки "пред­принимателей во всех регионах Ка­захстана. Сейчас фонд «Даму» не занимается прямым кредитованием предпринимателей, одной из основ­ных задач является финансирова­ние субъектов МСБ, которая осу­ществляется через обусловленное размещение средств фонда «Даму» в банках второго уровня для после­дующего доведения этих средств до заемщиков. Конечная ставка вознаграждения по кредитам для предпринимателей не должна быть выше 12,5%. Кредитуются субъекты МСБ в сумме не более 750 млн тен­ге. Это уже отработанный механизм с 2007 года и популярный вид креди­тования среди предпринимателей. В настоящее время существует по­рядка 15 программ фонда, средства по которым размещены в различных БВУ. Например, третий транш ста­билизационной программы, который был распределен в 2009 году, помог более чем 2 800 предпринимателям во время пика кризиса снизить про­центные ставки до 11%.

Все программы фон­да можно отметить как социально-значимые, ведь участие в них пред­принимателей положительно влияет и на деятельность их заказчиков, по­ставщиков, работников и прочих за­интересованных сторон. Социально значимой является  Программа  нефинансовой  под­держки     инвалидов-предприни­мателей   «Даму-Кемек»,   разра­ботанная   АО   «Фонд   развития предпринимательства     «Даму». Она является    логическим    продол­жением    мероприятий    в    рам­ках Стратегии  развития  Фонда «Даму»   на  2009-2013  годы.   В рамках данной Программы Фонд «Даму»   выступает как связую­щее звено между действующими и    начинающими    инвалидами-предпринимателями,  испытыва­ющих определенные проблемы при ведении или открытии соб­ственного бизнеса, и организациями, включая частные лица, обладающими реальными воз­можностями для решения про­блем инвалидов, проявляющих предпринимательскую инициа­тиву. По состоянию на 01.11.2011 года на сайте www.damu-komek. kz размещено 548 заявок, из них по 279 уже оказана помощь.

Целью другой программы стало размещение средств в банках второго уровня для последующе­го микрокредитования женского предпринимательства, что является стимулированием экономической активности женщин-предприни­мателей посредством льготного кредитования проектов действу­ющих и начинающих субъектов женского предпринимательства. В рамках Программы через бан­ки второго уровня финансируют­ся женщины, осуществляющие предпринимательскую деятель­ность в форме индивидуального предпринимательства без об­разования юридического лица и юридические лица под руковод­ством женщины, с долей участия женщин в уставном капитале не менее 50%, с количеством ра­ботников-женщин не менее 30% от общего количества работни­ков. Сумма финансирования на одного заемщика до 8 000 МРП. Программа реализуется с 2009 года через 5 банков: АО «Банк ЦентрКредит», АО «Цеснабанк», АО «Евразийский Банк», АО «De­lta Bank», АО «Темірбанк».

Программа финансирования про­ектов субъектов малого и средне­го предпринимательства в малых городах Республики Казахстан является одним из инструментов реализации государственной по­литики по финансовой поддерж­ке субъектов МСБ на территории Малого города, состоящий из 61-го города. Программа реализует­ся путем размещения фондом в Банках-партнерах: АО «Банк ЦентрКредит», АО «Delta Bank» денежных средств на определён­ных условиях для последующего кредитования проектов предпри­нимателей.

Для квалифицированного обслуживания клиентов и повышения профессионализма сотрудников по различным видам и направлениям проводится обучение специалистов. Так, например:

- каждое подразделение фонда на постоянной основе проводит внутреннее обучение; периодически сотрудники на­правляются на тренинги, прово­димые специализированными консалтинговыми компаниями и учебными учреждениями.

- сотрудники,    реализующие   за­дачи   фонда   в   региональных филиалах время от времени, в зависимости от необходимости, собираются в Головном офисе, чтобы пройти обучение, обсудить новые программы, механизмы их реализации,   внести   предложе­ния по оптимизации процессов.

- проводится аттестация сотрудников на знание всех про­грамм фонда, внутренних процедур, законодательства, регламентирую­щего реализацию программ.

Таким образом, основная деятельность фонда «Даму» направлена на продвижение программ через информирование боль­шего числа предпринимателей. Фонд активно работает с бизнес-ассо­циациями, проводит встречи, объ­ясняет предпринимателям преиму­щества  программ, механизмы действия. Исходя из практики деятельности фонда «Даму», возможность получения помощи от государства становится реальностью [13, c. 4; 17].

 

 

 

 

 

 

 

   2.2 Реализация программы «Даму-Колдау»

 

 

 

Данная программа направлена на прямое кредито­вание субъектов малого и среднего предпринимательства и организаций по переработке сельскохозяйственной продукции и производству продуктов питания и рассчитана до 2012 года.

В результате взаимодействия с акиматами, общественными органи­зациями (Ассоциация финансистов Казахстана, Национальная эконо­мическая палата Казахстана «Союз Атамекен», ОЮЛ «Форум предпри­нимателей Казахстана», Агентство франчайзинга) и банками второго уровня (БВУ), а также широкого ос­вещения Фондом «Даму» условий программы с 1 июля 2009 года по 18 января 2010 в фонд обратились за консультациями около 300 субъ­ектов малого и среднего предприни­мательства (СМСП), от которых пос­тупило на рассмотрение 143 проекта на общую сумму до 40 млрд. тенге.

Из общего объема заявок одобрено 37 проектов на общую сумму 22 464 млн. тенге, в т.ч. на условиях софинансиро­вания от фонда - 12 836 млн. тенге.

В 2010 году фондом заключены договоры займа/согла­шения о предоставлении кредитной линии по 12 проектам на общую сумму 5 584 млн. тенге, в том числе софинансирование от фонда в размере 3 254 612 тыс      тенге.                   

По пяти проектам произведена выдача займа на общую сумму 1 853 470 тыс. тен­ге. Выдача остальных 1 401 142 тыс. тенге в соответствии с заключенны­ми соглашениями о кредитной линии или договорами займа зарезерви­рована на 2010 год в рамках утверж­денных периодов доступности.

Финансирование остальных 25 проектов на общую сумму 16 880 млн. тенге, в т.ч. на условиях софинан­сирования от фонда - 9 582 млн. тенге планируется производить за счет собственных средств АО «Фонд «Даму». Все про­екты проходят экспертизу согласно внутреннему регламенту фонда, по пяти проектам получены предгарантийные письма от БВУ.

Информация о работе Проблемы развития предпринимательства в Республике Казахстан