Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Апреля 2012 в 14:30, курсовая работа
Целью данной работы является изучение механизма государственного воздействия на предпринимательскую деятельность.
Для осуществления данной цели были определены следующие задачи:
- рассмотреть основные направления государственного воздействия на предпринимательскую деятельность;
- проанализировать деятельность института развития по поддержке предпринимательства фонда «Даму», как одного из механизмов государственного регулирования бизнеса.
- рассмотреть основные проблемы и мероприятия по совершенствованию государственного регулирования бизнеса в Республике Казахстан.
Введение 3
1 Основные направления государственного воздействия
на предпринимательскую деятельность 5
1.1 Сущность государственного регулирования предпринимательства 5
1.2 Роль предпринимательства в системе модернизации экономики РК 6
1.3 Механизм поддержки предпринимательства в РК 10
2 Анализ деятельности института развития по поддержке
предпринимательства в РК фонда «Даму» 13
2.1 Фонд «Даму» как один из механизмов государственного воздействия
на развитие предпринимательства 13
2.2 Реализация программы «Даму-Колдау» 16
2.3 Меры поддержки предпринимательства по программе
«Дорожная карта бизнеса 20» 18
3 Проблемы развития предпринимательства в Республике Казахстан 22
3.1 Основные проблемы на современном этапе развития РК 22
3.2 Мероприятия по совершенствованию предпринимательства в РК 26
Заключение 29
Список использованной литературы
Для успешного развития предпринимательства требуется стабильность политической обстановки в стране, признание всеми ветвями власти того обстоятельства, что без поддержки предпринимательства невозможны экономический рост, повышение эффективности развития экономики в целом и благосостояния населения в ней [6, c. 50].
В Казахстане большое внимание уделяется как внешним, так и внутренним факторам активизации предпринимательского ресурса, что позволило существенно расширить саму сферу предпринимательства особенно по МСП.
Как видно из Приложения 2 в результате влияния финансового кризиса и снижения объемом кредитования банком второго уровня активность индивидуальных предпринимателей снизилась. Как следствие начиная с 2009года на рынке наблюдается сокращение количества зарегистрированных субъектов МСП, размер которых составил 934,7 тыс. ед. на 2009 г. по сравнению с 1026,3 тыс. ед. на 2008 г. Видна и положительная динамика: в 2010 г. увеличилось количество зарегистрированных субъектов МСП, оно составило 1196,7 тыс. ед.
Но основные показатели деятельности МСП снизились, количество активных субъектов МСП за 2010 г. составило 661,6 тыс. ед. по сравнению с 707,8 тыс. ед. в 2008 г., что составило в общем 53% общего количества зарегистрированных субъектов МСП [19].
Вместе с тем, очень важно для активизации предпринимательского ресурса совершенствования самого профессионального менеджмента. Современное предприятие уже трудно представить без особой системы профессионального развития с подготовкой, аттестацией и переподготовкой необходимых кадров. Безусловно, это легче осуществляется в крупных компаниях, где есть отделы - профессионального развития и прогнозируется движение кадрового состава.
1.3 Механизм поддержки предпринимательства в РК
Всесторонняя поддержка предпринимательства всегда была приоритетом государственной политики. Именно благодаря этому, несмотря на сложную экономическую ситуацию в стране в 1990-е годы, число субъектов малого и среднего предпринимательства постоянно росло.
Субъекты предпринимательства играют ключевую роль в развитии экономики любого государства. В странах с развитой рыночной экономикой например, на долю малых предприятий приходится от 40 до 60% ВВП. В Казахстане данные показатели значительно ниже, поэтому руководство страны уделяет самое пристальное внимание вопросам поддержки малого бизнеса, улучшению бизнес-среды в республике. Реализуется государственная программа развития и поддержки малого предпринимательства в Республике Казахстан, созданы социально-предпринимательские корпорации (СПК), основанные на тесном сотрудничестве государства и бизнеса [9, c. 41].
В Казахстане на 1 сентября 2011 г. количество зарегистрированных субъектов малого и среднего бизнеса составило 2 487 474 единиц. Из них - 1 360 937 юридические лица, 697 062 - индивидуальные предприниматели (ИП) и 429 475 - крестьянские хозяйства [19].
Активные предприятия малого бизнеса сосредоточены в сфере торговли, ремонта автомобилей и изделий домашнего пользования, в строительстве, в сфере операций с недвижимым имуществом, аренде и услугах предприятиям, в промышленности.
Таким образом, следует признать, что развитие среднего и малого бизнеса не отстает от общих темпов роста казахстанской экономики. Безусловно, в первую очередь это связано с тем, что развитие этого сектора экономики органично входит в общую систему целей и приоритетов развития государства. К примеру, об этом свидетельствует то, что в Послании народу Казахстана «Новый Казахстан в новом мире» главой государства Н.А. Назарбаевым перед правительством была поставлена следующая задача: государственные холдинги, играя важную роль в диверсификации экономики, должны вовлекать в этот процесс, стимулировать и поддерживать казахстанский малый и средний бизнес.
Казахстан перенимает успешный опыт развитых стран, по совершенствованию механизмов государственной поддержки малого и среднего бизнеса. К примеру, в развитых странах крупное предпринимательство не противопоставляется малому и среднему бизнесу. В этих странах напротив культивируется принцип кооперирования крупных, малых и средних предприятий, причем крупные объединения не подавляют малый и средний бизнес, а взаимодополняют друг друга, особенно в сфере специализации отдельных производств и в инновационных разработках.
Именно в этом контексте становится еще более понятной идея создания социально-предпринимательских корпораций в Казахстане, которые будут привлекать субъектов малого и среднего бизнеса к реализации проектов в регионах. Взаимоотношения СПК с предпринимательством будут осуществляться на основе партнерства, в котором СПК возьмут на себя обязательства по взаимодействию с акиматами по вопросам разрешительных процедур, получения в пользование земельных участков и недр для реализации совместных проектов.
В целом среди мер, предпринятых государством для поддержки малого и среднего бизнеса, следует отметить снижение налогового бремени; легализацию собственности и активов; упрощение административных процедур и разрешений; защиту от бюрократических препон, облегчение доступа к кредитным ресурсам и многое другое.
Происходит расширения доступа предпринимателей к финансово-кредитным ресурсам, для чего снижаются ставки кредитования. Созданный для этих целей Фонд развития малого предпринимательства напрямую осуществляет кредитно-финансовую поддержку развития малого и среднего предпринимательства постоянно совершенствуя инструменты финансирования, включая развитие микрокредитования. Фондом профинансировано почти 100 проектов на общую сумму 54,7 млн. долларов США. по программе развития микрокредитования. Фондом профинансировано 99 проектов на общую сумму 4 088,76 млн. тенге. Малый и средний бизнес в Казахстане активно вовлекается в реализацию государственных программ.
С целью создания благоприятных условий для формирования и развития новых предприятий малого предпринимательства в различных регионах Казахстана создаются и развиваются специализированные институты поддержки и развития предпринимательства. Ожидается, что эти меры обязательно приведут к созданию новых предприятий. При этом речь идет не о сотнях, а о тысячах субъектов малого и среднего бизнеса, которые в свою очередь создадут десятки тысяч новых рабочих мест.
Государство обозначило эту сферу как наиболее приоритетную, выделяя значительные бюджетные средства для ее поддержки. Однако перед Правительством стоит задача по решению некоторых проблемных вопросов, которые оказывают негативное влияние на развитие малого и среднего бизнеса в Казахстане. Однако уже сегодня можно констатировать, что малый и средний бизнес приобрел ключевую позицию в развитии экономики Казахстана, т.к. он способствует решению проблемы занятости населения, наполнению рынка отечественными товарами и услугами, формирует конкурентную среду. Малое и среднее предпринимательство стало опорой экономического развития и процветания Казахстана [9, c. 43].
29
2 Анализ деятельности института развития по поддержке предпринимательства в РК фонда «Даму»
2.1 Фонд «Даму» как один из механизмов государственного воздействия на развитие предпринимательства
Фонд «Даму» - институт развития, который имеет широкую филиальную сеть по всему Казахстану. Всего функционирует 16 региональных офисов фонда. Фонд «Даму» в соответствии с постановлением правительства РК №1039 от 6.11.2007г. выступил оператором по размещению средств Стабилизационной программы в сумме 215,8 млрд. тенге. Выделенные средства были распределены между банками - партнерами фонда «Даму». На данную сумму было профинансировано более трех тысяч заемщиков.
Сеть дает возможность фонду обеспечивать охват всеми программами государственной поддержки "предпринимателей во всех регионах Казахстана. Сейчас фонд «Даму» не занимается прямым кредитованием предпринимателей, одной из основных задач является финансирование субъектов МСБ, которая осуществляется через обусловленное размещение средств фонда «Даму» в банках второго уровня для последующего доведения этих средств до заемщиков. Конечная ставка вознаграждения по кредитам для предпринимателей не должна быть выше 12,5%. Кредитуются субъекты МСБ в сумме не более 750 млн тенге. Это уже отработанный механизм с 2007 года и популярный вид кредитования среди предпринимателей. В настоящее время существует порядка 15 программ фонда, средства по которым размещены в различных БВУ. Например, третий транш стабилизационной программы, который был распределен в 2009 году, помог более чем 2 800 предпринимателям во время пика кризиса снизить процентные ставки до 11%.
Все программы фонда можно отметить как социально-значимые, ведь участие в них предпринимателей положительно влияет и на деятельность их заказчиков, поставщиков, работников и прочих заинтересованных сторон. Социально значимой является Программа нефинансовой поддержки инвалидов-предпринимателей «Даму-Кемек», разработанная АО «Фонд развития предпринимательства «Даму». Она является логическим продолжением мероприятий в рамках Стратегии развития Фонда «Даму» на 2009-2013 годы. В рамках данной Программы Фонд «Даму» выступает как связующее звено между действующими и начинающими инвалидами-предпринимателями, испытывающих определенные проблемы при ведении или открытии собственного бизнеса, и организациями, включая частные лица, обладающими реальными возможностями для решения проблем инвалидов, проявляющих предпринимательскую инициативу. По состоянию на 01.11.2011 года на сайте www.damu-komek. kz размещено 548 заявок, из них по 279 уже оказана помощь.
Целью другой программы стало размещение средств в банках второго уровня для последующего микрокредитования женского предпринимательства, что является стимулированием экономической активности женщин-предпринимателей посредством льготного кредитования проектов действующих и начинающих субъектов женского предпринимательства. В рамках Программы через банки второго уровня финансируются женщины, осуществляющие предпринимательскую деятельность в форме индивидуального предпринимательства без образования юридического лица и юридические лица под руководством женщины, с долей участия женщин в уставном капитале не менее 50%, с количеством работников-женщин не менее 30% от общего количества работников. Сумма финансирования на одного заемщика до 8 000 МРП. Программа реализуется с 2009 года через 5 банков: АО «Банк ЦентрКредит», АО «Цеснабанк», АО «Евразийский Банк», АО «Delta Bank», АО «Темірбанк».
Программа финансирования проектов субъектов малого и среднего предпринимательства в малых городах Республики Казахстан является одним из инструментов реализации государственной политики по финансовой поддержке субъектов МСБ на территории Малого города, состоящий из 61-го города. Программа реализуется путем размещения фондом в Банках-партнерах: АО «Банк ЦентрКредит», АО «Delta Bank» денежных средств на определённых условиях для последующего кредитования проектов предпринимателей.
Для квалифицированного обслуживания клиентов и повышения профессионализма сотрудников по различным видам и направлениям проводится обучение специалистов. Так, например:
- каждое подразделение фонда на постоянной основе проводит внутреннее обучение; периодически сотрудники направляются на тренинги, проводимые специализированными консалтинговыми компаниями и учебными учреждениями.
- сотрудники, реализующие задачи фонда в региональных филиалах время от времени, в зависимости от необходимости, собираются в Головном офисе, чтобы пройти обучение, обсудить новые программы, механизмы их реализации, внести предложения по оптимизации процессов.
- проводится аттестация сотрудников на знание всех программ фонда, внутренних процедур, законодательства, регламентирующего реализацию программ.
Таким образом, основная деятельность фонда «Даму» направлена на продвижение программ через информирование большего числа предпринимателей. Фонд активно работает с бизнес-ассоциациями, проводит встречи, объясняет предпринимателям преимущества программ, механизмы действия. Исходя из практики деятельности фонда «Даму», возможность получения помощи от государства становится реальностью [13, c. 4; 17].
2.2 Реализация программы «Даму-Колдау»
Данная программа направлена на прямое кредитование субъектов малого и среднего предпринимательства и организаций по переработке сельскохозяйственной продукции и производству продуктов питания и рассчитана до 2012 года.
В результате взаимодействия с акиматами, общественными организациями (Ассоциация финансистов Казахстана, Национальная экономическая палата Казахстана «Союз Атамекен», ОЮЛ «Форум предпринимателей Казахстана», Агентство франчайзинга) и банками второго уровня (БВУ), а также широкого освещения Фондом «Даму» условий программы с 1 июля 2009 года по 18 января 2010 в фонд обратились за консультациями около 300 субъектов малого и среднего предпринимательства (СМСП), от которых поступило на рассмотрение 143 проекта на общую сумму до 40 млрд. тенге.
Из общего объема заявок одобрено 37 проектов на общую сумму 22 464 млн. тенге, в т.ч. на условиях софинансирования от фонда - 12 836 млн. тенге.
В 2010 году фондом заключены договоры займа/соглашения о предоставлении кредитной линии по 12 проектам на общую сумму 5 584 млн. тенге, в том числе софинансирование от фонда в размере 3 254 612 тыс тенге.
По пяти проектам произведена выдача займа на общую сумму 1 853 470 тыс. тенге. Выдача остальных 1 401 142 тыс. тенге в соответствии с заключенными соглашениями о кредитной линии или договорами займа зарезервирована на 2010 год в рамках утвержденных периодов доступности.
Финансирование остальных 25 проектов на общую сумму 16 880 млн. тенге, в т.ч. на условиях софинансирования от фонда - 9 582 млн. тенге планируется производить за счет собственных средств АО «Фонд «Даму». Все проекты проходят экспертизу согласно внутреннему регламенту фонда, по пяти проектам получены предгарантийные письма от БВУ.
Информация о работе Проблемы развития предпринимательства в Республике Казахстан