Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Апреля 2012 в 14:30, курсовая работа
Целью данной работы является изучение механизма государственного воздействия на предпринимательскую деятельность.
Для осуществления данной цели были определены следующие задачи:
- рассмотреть основные направления государственного воздействия на предпринимательскую деятельность;
- проанализировать деятельность института развития по поддержке предпринимательства фонда «Даму», как одного из механизмов государственного регулирования бизнеса.
- рассмотреть основные проблемы и мероприятия по совершенствованию государственного регулирования бизнеса в Республике Казахстан.
Введение 3
1 Основные направления государственного воздействия
на предпринимательскую деятельность 5
1.1 Сущность государственного регулирования предпринимательства 5
1.2 Роль предпринимательства в системе модернизации экономики РК 6
1.3 Механизм поддержки предпринимательства в РК 10
2 Анализ деятельности института развития по поддержке
предпринимательства в РК фонда «Даму» 13
2.1 Фонд «Даму» как один из механизмов государственного воздействия
на развитие предпринимательства 13
2.2 Реализация программы «Даму-Колдау» 16
2.3 Меры поддержки предпринимательства по программе
«Дорожная карта бизнеса 20» 18
3 Проблемы развития предпринимательства в Республике Казахстан 22
3.1 Основные проблемы на современном этапе развития РК 22
3.2 Мероприятия по совершенствованию предпринимательства в РК 26
Заключение 29
Список использованной литературы
Если учесть, что отечественные банки при этом имеют высокий уровень доходности и чистой прибыли, то можно сделать однозначный вывод о неоправданно высоком уровне тарифов банка. Но такая практика, в конечном счете, может ко всему прочему оттолкнуть значительное число добросовестных заемщиков и банки в конечном итоге потеряют определенную клиентскую базу.
При этом программа выплаты части процентов вознаграждения банкам за счет государства через Фонд «Даму» мало помогает расширению рынка кредитов для малого бизнеса.
Проблему развития малого бизнеса в Казахстане следует решать в комплексе посредством целенаправленной ограниченной по времени государственной программы, затрагивающей не только проблемы финансирования малого бизнеса, наличие проектов и т.п., но и такого мощного рычага государственного управления, каким является налоговое регулирование.
Другой проблемой является то, что многие бизнес-организации предпочитают классические механизмы получения дохода, а наукоемкие исследования и разработки являются для них рискованными. Такая незаинтересованность определяет низкий спрос на инновации со стороны предприятий производственной сферы. К этому можно добавить недостаточное и неадаптированное под потребности спроса предложение знаний со стороны отечественных научных организаций, разрывы в «технологическом коридоре», обеспечивающем их передачу и коммерциализацию, слабость государственной инновационной политики в целом. Все это приводит к низкой инновационной активности предпринимательской среды в РК (не более 4%), хотя и наметилась тенденция к ее повышению. Для сравнения в развитых странах этот показатель составляет 30-40%. При этом, необходимо отметить, что более 50% инновационной продукции поставляется за пределы Республики Казахстан. Конечно, с одной стороны это укрепляет экспортный потенциал отечественных инновационно-активных предприятий, а с другой - свидетельствует о недопоставке инновационной продукции на внутренний рынок либо о ее невостребованности на внутреннем рынке. Разработка инновационной политики, в свою очередь, требует детального рассмотрения национальной инновационной системы, выявления слабых мест и проблем ее функционирования с тем, чтобы наметить основные пути ее совершенствования [2, c. 193; 5, c. 39; 10, c. 16; 20].
29
3.2 Мероприятия по совершенствованию предпринимательства в РК
Исходя из практики выделения кредитов, не учитывающей совокупные потребности страны в том или ином продукте или услуги, необходимо ориентироваться на мировую практику, которая показывает, что данная проблема имеет достаточно эффективное решение. Это государственное прямое или косвенное регулирование. Например, в Германии правительство прямо ограничивает участие немецких компаний в инвестиционных проектах за рубежом с высоким уровнем риска. Министерство экономики, торговли и промышленности Японии на основе глубокого анализа рынка регулярно публикуют рекомендации по направлениям инвестирования. Японские предприниматели формально могут и не прислушиваться к советам министерства. Однако на практике никто и никогда не будет инвестировать средства, брать кредиты под проекты, не рекомендованные властями, поскольку знают, что вложенные средства с большой долей вероятности будут потеряны для инвестора. Таким образом, уже на стадии проектирования отсекаются бесперспективные варианты развития компании. Такой подход, безусловно, снижает вероятность появления безнадежных и сомнительных кредитов, в случае инвестирования посредством кредитов.
На уровне правительства необходимо издавать более ориентированные рекомендации по потребностям страны в тех или иных производствах. Тогда инвестирование в реальный сектор экономики станет более нацеленным на выполнение программы диверсификации экономики страны по пути индустриализации, рынок сможет принять выпущенную продукцию, а выданные кредиты будут работающими.
Обобщить кредитные материалы, собираемые в кредитном бюро и вынести по ним заключение - задача вполне посильная для правительства РК.
Для повышения профессионализма кредитных менеджеров необходимо создать в Казахстане школы по повышению квалификации кредитных менеджеров, с привлечением для чтения лекций профессионалов кредитного дела из западных авторитетных банков, для распространения передового опыта кредитного менеджмента в Казахстане.
Необходимо отметить, что бизнес проекты для малого бизнеса есть, но их количество незначительно, не покрывает существующие потребности страны для успешного и быстрого развития малого бизнеса. Если проанализировать импорт структуры товаров в Казахстан, то можно легко заметить, что многое из того, что завозится в страну может с успехом производится внутри страны.
В этой связи государство должно стимулировать развитие рынка бизнес проектов, которого до сих пор в стране нет. Увеличение количества предлагаемых бизнес проектов создаст на рынке конкуренцию и соответственно позволит выбраковывать не нужные проекты и реализовывать реальные, востребованные рынком.
Совершенствуя процессы налогового регулирования необходимо расширить возможности малого бизнеса предоставив ему налоговые льготы, в виде освобождения от налогообложения той части доходов, которая идет на развитие бизнеса, на приобретение основных средств, т.е. в значительной степени помочь решить финансовые проблемы малого и среднего бизнеса.
Как известно такой нормы в Налоговом кодексе нет. Но она необходима и будет весьма полезной для накопления капитала в стране.
Действительно, введение в налоговую систему освобождения от уплаты налогов с подоходного налога предприятий малого бизнеса на сумму приобретаемого капитального оборудования, даст прирост стоимости основных фондов в стране, т.е. произойдет накопление капитала. Предприниматель не будет стремиться всеми правдами и неправдами уйти, скрыть свои доходы, вывезти их за границу.
В свою очередь приобретенное оборудование начнет работать и «зарабатывать» больший объем доходов, с которого государство, в конце концов, получит больше налоговых поступлений.
В развитых странах мира малый бизнес часто представляет высокотехнологичные производства, кооперирующие со сложными технологическими производствами. К таким можно отнести малые предприятия, работающие для сборочных цехов автомобильных компаний. Естественно s таких предприятиях работают более квалифицированные специалисты и соответственно у них уровень заработной платы выше, чем в целом по стране.
Точно также, в Казахстане малый бизнес должен быть представлен не только торговлей или низко квалифицированными услугами. Малый бизнес во многих сферах должен стать пионером инновационных технологий, направленных на повышение конкурентоспособности отечественного производственного корпуса. Значит, налоговое законодательство нашей страны должно в большей степени стимулировать развитие высокотехнологичных, конкурентоспособных производств.
Таким образом, развитие малого бизнеса в Казахстане должно решаться в комплексе с масштабным использованием финансовых инструментов регулирования, включая кредитование и при активной, целенаправленной и функциональной поддержке со стороны государства [2, c. 193; 20; 15, c 7 ].
Заключение
В данной работе рассмотрены вопросы механизма государственного воздействия на предпринимательскую деятельность.
За последние годы государством и не государственными фондами были приняты множества мер по поддержке и развитию малого и среднего предпринимательства страны. Одним из значительных механизмов государственного воздействия на бизнес является создание фонда «Даму». Цель данного фонда охватить государственной поддержкой предпринимателей во всех регионах Казахстана и таким образом способствовать индустриально-инновационному развитию. Свою деятельность фонд осуществляет через программы. Программы направлены на различные категории бизнес-среды.
Одной из значительных программ фонда рассчитанной до 2020 года является программа «Дорожная карта бизнеса - 2020». Все программы фонда являются основным механизмом реализации Государственной программы по форсированному индустриально-инновационному развитию РК на 2010-2014 гг.
Программа «Дорожная карта» нацелена на прозрачность принятия решений, при условии соответствия бизнеса всем - требованиям, указанным в программе, предприятия могут смело рассчитывать на одобрение проектов. Стоит отметить, что еженедельные данные по ходу реализации программы в разрезе участников размещаются на сайте ФРП «Даму» и доступны для каждого посетителя.
Таким образом, развитие и становление МСП в стране пережило бурные этапы развития. Исходя из изученной темы, можно определить, что современное состояние МСП требует совершенствования и создания инфраструктуры поддержки:
- повышение экономической грамотности населения;
- предоставление информации о поддержки малого и среднего бизнеса в СМИ;
- разработка и внедрение механизмов частичного субсидирования затрат предпринимателей на профессиональные услуги по развитию бизнеса; повышение информированности предпринимателей и других заинтересованных сторон о существующих возможностях получения профессиональных услуг/консультаций от государственных органов;
- развитие и поддержка действующей инфраструктуры МСБ.
Список использованной литературы
1. «О мерах по усилению государственной поддержки и активизации развития малого предпринимательства». Указ Президента от 06.03.1997 N3398.
2. Адиева Д. Проблемы развития малого бизнеса Казахстана // АльПари.- 2011.- № 2-3.- с. 192
3. Большие вызовы развитию малого бизнеса в Казахстане. UNDP Kazakhstan. Алматы, 2004 г., 64 стр.
4. Государственная программа развития и поддержки малого предпринимательства в РК на 2006-2008 годы.
5. Иржанова О.Н., Избасаров А.М. Малое предпринимательство: нерешенные проблемы // АльПари.- 2011.- № 2-3.- с. 39
6. Кольбаев М.К. Предпринимательский ресурс в системе модернизации экономики // Транзитная экономика.- 2010.- № 3.- с. 50
7. Малое и среднее предпринимательство в Республике Казахстан 2006-2010 гг. Статистический сборник. Алматы, 2011г., 88 стр.
8. Мониторинг субъектов малого предпринимательства. Агентство Республики Казахстан по статистике. Экспресс-информация №07-03/ 23 от 15 января 2009 года, 5.
9. Оспанова М.М. Малый бизнес в Казахстане // АльПари.- 2011.-№ 2-3.- с. 41
10. Отчет о состоянии развития малого и среднего предпринимательства в Казахстане и его регионах. Выпуск-2. Фонд «Даму». Алматы, 2010г., 300 стр.
11. Разакова Н.И. Этапы развития малого и среднего бизнеса в Республике Казахстан // АльПари.- 2011.-№ 2-3.- с.50
12. Симтикова Г. Реальная помощь реальному бизнесу // АльПари.- 2011.-№ 2-3.- с. 53
13. Утешева А. Булат Мукушев: «Программа поддержит национальное предпринимательство» // Юридическая газета.- 2010.- 28 октября.- с. 4
14. Яскевич Е. Даму-Колдау: промежуточные итоги // Юридическая газета.- 2010.- 22 января.- с. 7
15. Яскевич Е. Транспарентность – практический инструмент // Юридическая газета.- 2010.- 24 июня.- с. 7
16. 13 млрд. субсидий // Спектр.- 2011.- 22 июня.- с. 2
17. http://www.damu.kz/ - Сайт фонда развития предпринимательства «Даму»
18. http://www.rbc.ru/ Интервью с Марченко Г. А.
19. http://www.stat.kz Агентство Республики Казахстан по статистике
20. http://www.e.gov.kz/ Кредитование малого и среднего бизнеса
29
Приложение1
Рис. Модель активизации предпринимательского ресурса
Приложение 2
количество активных субъектов МСП, тыс.ед.
количество зарегистрированных субъектов, тыс.ед.
—*— доля активных субъектов МСП в общем количестве зарегистрированных субъектов мсп,%
Рис. Доля активных субъектов МСП в общем количестве зарегистрированных субъектов малого и среднего предпринимательства
Приложение 3
Таблица: Результаты ДКБ 2020 по программе финансовой поддержки предпринимательства
ДКБ 2020 | По РК | В том числе по г. Алматы | В том числе по ВКО | |||
| Количество одобренных проектов на РКС, РГ | Количество подписанных договоров | Количество одобренных проектов на РКС,РГ | Количество подписанных договоров | Количество одобренных проектов на РКС,РГ | Количество подписанных договоров |
1 направление | 578 | 433 | 39 | 30 | 17 | 14 |
2 направление | 150 | 115 | 22 | 15 | 14 | 7 |
3 направление | 62 | 47 | 2 | 1 | 2 | 1 |
ИТОГО | 790 | 595 | 63 | 46 | 33 | 22 |
Информация о работе Проблемы развития предпринимательства в Республике Казахстан