Проблемы развития предпринимательства в Республике Казахстан

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Апреля 2012 в 14:30, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является изучение механизма государственного воздействия на предпринимательскую деятельность.
Для осуществления данной цели были определены следующие задачи:
- рассмотреть основные направления государственного воздействия на предпринимательскую деятельность;
- проанализировать деятельность института развития по поддержке предпринимательства фонда «Даму», как одного из механизмов государственного регулирования бизнеса.
- рассмотреть основные проблемы и мероприятия по совершенствованию государственного регулирования бизнеса в Республике Казахстан.

Содержание работы

Введение 3

1 Основные направления государственного воздействия
на предпринимательскую деятельность 5

1.1 Сущность государственного регулирования предпринимательства 5
1.2 Роль предпринимательства в системе модернизации экономики РК 6
1.3 Механизм поддержки предпринимательства в РК 10

2 Анализ деятельности института развития по поддержке
предпринимательства в РК фонда «Даму» 13

2.1 Фонд «Даму» как один из механизмов государственного воздействия
на развитие предпринимательства 13
2.2 Реализация программы «Даму-Колдау» 16
2.3 Меры поддержки предпринимательства по программе
«Дорожная карта бизнеса 20» 18

3 Проблемы развития предпринимательства в Республике Казахстан 22

3.1 Основные проблемы на современном этапе развития РК 22
3.2 Мероприятия по совершенствованию предпринимательства в РК 26

Заключение 29
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

Механизм государственного воздействия на предпринимательскую деятельность (3).doc

— 208.50 Кб (Скачать файл)

Если учесть, что отечественные банки при этом имеют высокий уро­вень доходности и чистой прибыли, то можно сделать однозначный вы­вод о неоправданно высоком уровне тарифов банка. Но такая практика, в конечном счете, может ко всему про­чему оттолкнуть значительное число добросовестных заемщиков и банки в конечном итоге потеряют опреде­ленную клиентскую базу.

При этом программа выплаты ча­сти процентов вознаграждения бан­кам за счет государства через Фонд «Даму» мало помогает расширению рынка кредитов для малого бизнеса.

Проблему развития малого биз­неса в Казахстане следует решать в комплексе посредством целенаправленной ограниченной по вре­мени государственной программы, затрагивающей не только проблемы финансирования малого бизнеса, наличие проектов и т.п., но и такого мощного рычага государственного управления, каким является налоговое регулирование.

Другой проблемой является то, что многие бизнес-организации пред­почитают классические механизмы получения дохода, а наукоемкие ис­следования и разработки являются для них рискованными. Такая неза­интересованность определяет низ­кий спрос на инновации со стороны предприятий производственной сферы. К этому можно добавить не­достаточное и неадаптированное под потребности спроса предложе­ние знаний со стороны отечествен­ных научных организаций, разрывы в «технологическом коридоре», обеспечивающем их передачу и коммерциализацию, слабость го­сударственной инновационной по­литики в целом. Все это приводит к низкой инновационной активности предпринимательской среды в РК (не более 4%), хотя и наметилась тенденция к ее повышению. Для сравнения в развитых странах этот показатель составляет 30-40%. При этом, необходимо отметить, что бо­лее 50% инновационной продукции поставляется за пределы Респу­блики Казахстан. Конечно, с одной стороны это укрепляет экспортный потенциал отечественных иннова­ционно-активных предприятий, а с другой - свидетельствует о недопо­ставке инновационной продукции на внутренний рынок либо о ее не­востребованности на внутреннем рынке. Разработка инновационной политики, в свою очередь, требует детального рассмотрения нацио­нальной инновационной системы, выявления слабых мест и проблем ее функционирования с тем, чтобы наметить основные пути ее совер­шенствования [2, c. 193; 5, c. 39; 10, c. 16; 20].

29

 



 

3.2 Мероприятия по совершенствованию предпринимательства в РК

 

 

Исходя из практики выделе­ния кредитов, не учитывающей со­вокупные потребности страны в том или ином продукте или услуги, необходимо ориентироваться на мировую практику, которая показывает, что данная проблема имеет достаточно эффективное ре­шение. Это государственное прямое или косвенное регулирование. На­пример, в Германии правительство прямо ограничивает участие немец­ких компаний в инвестиционных про­ектах за рубежом с высоким уровнем риска. Министерство экономики, торговли и промышленности Японии на основе глубокого анализа рынка регулярно публикуют рекомендации по направлениям инвестирования. Японские предприниматели фор­мально могут и не прислушиваться к советам министерства. Однако на практике никто и никогда не будет ин­вестировать средства, брать кредиты под проекты, не рекомендованные властями, поскольку знают, что вло­женные средства с большой долей вероятности будут потеряны для ин­вестора. Таким образом, уже на ста­дии проектирования отсекаются бес­перспективные варианты развития компании. Такой подход, безусловно, снижает вероятность появления без­надежных и сомнительных кредитов, в   случае   инвестирования   посред­ством кредитов.

На уровне правительства необходимо издавать более ориентированные ре­комендации по потребностям страны в тех или иных производствах. Тогда инвестирование в реальный сектор экономики станет более нацеленным на выполнение программы диверси­фикации экономики страны по пути индустриализации, рынок сможет принять выпущенную продукцию, а выданные кредиты будут работаю­щими.

Обобщить кредитные материалы, собираемые в кредитном бюро и вы­нести по ним заключение - задача вполне посильная для правитель­ства РК.

Для повышения профессионализма кредитных менеджеров необходимо создать в Казахстане шко­лы по повышению квалификации кре­дитных менеджеров, с привлечением для чтения лекций профессионалов кредитного дела из западных автори­тетных банков, для распространения передового опыта кредитного менед­жмента в Казахстане.

Необходимо отметить, что бизнес проекты для малого биз­неса есть, но их количество незначи­тельно, не покрывает существующие потребности страны для успешного и быстрого развития малого бизне­са. Если проанализировать импорт структуры товаров в Казахстан, то можно легко заметить, что многое из того, что завозится в страну мо­жет с успехом производится внутри страны.

В этой связи государство должно стимулировать развитие рынка биз­нес проектов, которого до сих пор в стране нет. Увеличение количества предлагаемых бизнес проектов соз­даст на рынке конкуренцию и соот­ветственно позволит выбраковывать не нужные проекты и реализовывать реальные, востребованные рынком.

Совершенствуя процессы налогового регулирования необходимо расширить возможно­сти малого бизнеса предоставив ему налоговые льготы, в виде освобождения от налогообло­жения той части доходов, которая идет на развитие бизнеса, на при­обретение основных средств, т.е. в значительной степени помочь ре­шить финансовые проблемы малого и среднего бизнеса.

Как известно такой нормы в На­логовом кодексе нет. Но она необхо­дима и будет весьма полезной для накопления капитала в стране.

Действительно, введение в на­логовую  систему  освобождения  от уплаты налогов с подоходного нало­га предприятий малого бизнеса на сумму приобретаемого капитального оборудования, даст прирост стоимо­сти основных фондов в стране, т.е. произойдет накопление капитала. Предприниматель не будет стре­миться всеми правдами и неправда­ми уйти, скрыть свои доходы, вывез­ти их за границу.

В свою очередь приобретенное оборудование начнет работать и «за­рабатывать» больший объем дохо­дов, с которого государство, в конце концов, получит больше налоговых поступлений.

В развитых странах мира малый бизнес часто представляет высоко­технологичные производства, коо­перирующие со сложными техноло­гическими производствами. К таким можно отнести малые предприятия, работающие для сборочных цехов автомобильных компаний. Есте­ственно s таких предприятиях ра­ботают более квалифицированные специалисты и соответственно у них уровень заработной платы выше, чем в целом по стране.

Точно также, в Казахстане малый бизнес должен быть представлен не только торговлей или низко квалифи­цированными услугами. Малый биз­нес во многих сферах должен стать пионером инновационных техноло­гий, направленных на повышение конкурентоспособности отечествен­ного производственного корпуса. Значит, налоговое законодательство нашей страны должно в большей степени стимулировать развитие вы­сокотехнологичных, конкурентоспо­собных производств.

Таким образом, развитие мало­го бизнеса в Казахстане должно ре­шаться в комплексе с масштабным использованием финансовых ин­струментов регулирования, включая кредитование и при активной, це­ленаправленной и функциональной поддержке со стороны государства [2, c. 193; 20; 15, c 7 ].

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

 

В данной работе рассмотрены вопросы механизма государственного воздействия на предпринимательскую деятельность.

За последние годы государством и не государственными фондами были приняты множества мер по под­держке и развитию малого и среднего предпринимательства  страны. Одним из значительных механизмов государственного воздействия на бизнес является создание фонда «Даму». Цель данного фонда охватить государственной поддержкой предпринимателей во всех регионах Казахстана и таким образом способствовать индустриально-инновационному развитию. Свою деятельность фонд осуществляет через программы. Программы направлены на различные категории бизнес-среды.

Одной из значительных программ фонда рассчитанной до 2020 года является программа «Дорожная карта бизнеса - 2020». Все программы фонда  являются основным механиз­мом реализации Государственной программы по форсированному индустриально-инновационному   раз­витию РК на 2010-2014 гг.

Программа «Дорожная карта»  нацелена на про­зрачность принятия решений, при условии соответствия бизнеса всем - требованиям, указанным в програм­ме, предприятия могут смело рас­считывать на одобрение проектов. Стоит отметить, что еженедельные данные по ходу реализации про­граммы в разрезе участников раз­мещаются на сайте ФРП «Даму» и доступны для каждого посетителя.

Таким образом, развитие и ста­новление МСП в стране пережило бурные этапы развития. Исходя из изученной темы, можно определить, что современ­ное состояние МСП требует совер­шенствования и создания инфра­структуры поддержки:

- повышение экономической гра­мотности населения;

- предоставление информации о поддержки малого и среднего бизнеса в СМИ;

-     разработка и внедрение меха­низмов частичного субсидиро­вания затрат предпринимателей на профессиональные услуги по развитию бизнеса; повышение информированно­сти предпринимателей и дру­гих заинтересованных сторон о существующих возможностях получения профессиональных услуг/консультаций от государ­ственных органов;

- развитие и поддержка действую­щей инфраструктуры МСБ.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы

 

 

1. «О мерах по усилению госу­дарственной поддержки и активи­зации развития малого предприни­мательства».   Указ   Президента  от 06.03.1997 N3398.

2. Адиева Д. Проблемы развития малого бизнеса Казахстана // АльПари.- 2011.- № 2-3.- с. 192

3. Большие вызовы развитию малого бизнеса в Казахстане. UNDP Kazakhstan. Алматы, 2004 г., 64 стр.

4. Государственная программа развития и поддержки малого предпринимательства в РК на 2006-2008 годы.

5. Иржанова О.Н., Избасаров А.М. Малое предпринимательство: нерешенные проблемы // АльПари.- 2011.- № 2-3.- с. 39

6. Кольбаев М.К. Предпринимательский ресурс в системе модернизации экономики // Транзитная экономика.- 2010.- № 3.- с. 50

7. Малое и среднее предприни­мательство в Республике Казахстан 2006-2010 гг. Статистический сбор­ник. Алматы, 2011г., 88 стр.

8. Мониторинг субъектов мало­го предпринимательства. Агент­ство Республики Казахстан по ста­тистике.  Экспресс-информация №07-03/ 23 от 15 января 2009 года, 5.

9. Оспанова М.М. Малый бизнес в Казахстане // АльПари.- 2011.-№ 2-3.- с. 41

10. Отчет о состоянии развития малого и среднего предпринима­тельства в Казахстане и его регио­нах. Выпуск-2. Фонд «Даму». Алма­ты, 2010г., 300 стр.

11. Разакова Н.И. Этапы развития малого и среднего бизнеса в Республике Казахстан // АльПари.- 2011.-№ 2-3.- с.50

12. Симтикова Г.  Реальная помощь реальному бизнесу // АльПари.- 2011.-№ 2-3.- с. 53

13. Утешева А. Булат Мукушев: «Программа поддержит национальное предпринимательство» // Юридическая газета.- 2010.- 28 октября.- с. 4

14. Яскевич Е. Даму-Колдау: промежуточные итоги // Юридическая газета.- 2010.- 22 января.- с. 7

15. Яскевич Е. Транспарентность – практический инструмент // Юридическая газета.- 2010.- 24 июня.- с. 7

16. 13 млрд. субсидий // Спектр.- 2011.- 22 июня.- с. 2

17. http://www.damu.kz/ - Сайт фонда развития предпринимательства «Даму»

18. http://www.rbc.ru/ Интервью с Марченко Г. А.

19. http://www.stat.kz Агент­ство Республики Казахстан по ста­тистике

20. http://www.e.gov.kz/ Кредитование малого и средне­го бизнеса

29

 



 

Приложение1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

         Рис. Модель активизации предпринимательского ресурса

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 2

 

 

 

 

 

 

 

 

     количество активных субъектов МСП, тыс.ед.

     количество зарегистрированных субъектов, тыс.ед.

   —*—   доля активных субъектов МСП в общем количестве зарегистрированных субъ­ектов мсп,%

 

Рис. Доля активных субъектов МСП в общем количестве зарегистрирован­ных субъектов малого и среднего предпринимательства

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 3

 

 

 

Таблица: Результаты ДКБ 2020 по программе финансовой поддержки предпринимательства

 

ДКБ 2020

По РК

В том числе по г. Алматы

В том числе по ВКО

 

 

Количество одобренных проектов на РКС, РГ

Количество подписан­ных договоров

Количество одобренных проектов на РКС,РГ

Количество подписан­ных договоров

Количество одобренных проектов на РКС,РГ

Количество подписан­ных договоров

1 направление

578

433

39

30

17

14

2 направление

150

115

22

15

14

7

3 направление

62

47

2

1

2

1

ИТОГО

790

595

63

46

33

22

Информация о работе Проблемы развития предпринимательства в Республике Казахстан