Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Апреля 2012 в 14:30, курсовая работа
Целью данной работы является изучение механизма государственного воздействия на предпринимательскую деятельность.
Для осуществления данной цели были определены следующие задачи:
- рассмотреть основные направления государственного воздействия на предпринимательскую деятельность;
- проанализировать деятельность института развития по поддержке предпринимательства фонда «Даму», как одного из механизмов государственного регулирования бизнеса.
- рассмотреть основные проблемы и мероприятия по совершенствованию государственного регулирования бизнеса в Республике Казахстан.
Введение 3
1 Основные направления государственного воздействия
на предпринимательскую деятельность 5
1.1 Сущность государственного регулирования предпринимательства 5
1.2 Роль предпринимательства в системе модернизации экономики РК 6
1.3 Механизм поддержки предпринимательства в РК 10
2 Анализ деятельности института развития по поддержке
предпринимательства в РК фонда «Даму» 13
2.1 Фонд «Даму» как один из механизмов государственного воздействия
на развитие предпринимательства 13
2.2 Реализация программы «Даму-Колдау» 16
2.3 Меры поддержки предпринимательства по программе
«Дорожная карта бизнеса 20» 18
3 Проблемы развития предпринимательства в Республике Казахстан 22
3.1 Основные проблемы на современном этапе развития РК 22
3.2 Мероприятия по совершенствованию предпринимательства в РК 26
Заключение 29
Список использованной литературы
Также, проводилась комплексная работа по информированию субъектов малого и среднего бизнеса о дальнейшей реализации программы прямого кредитования «Даму-Колдау» в 2010 году.
При отборе проектов основной акцент производится на социально-значимые проекты, создающие рабочие места и предусматривающие региональное и градообразующее развитие. В результате взаимодействия с банками второго уровня достигнуты договоренности о сотрудничестве по программе на условиях софинансирования и предоставлении банковских гарантий СМСП в качестве обеспечения по ставке не более четырех процентов, а также об оптимизации комиссионных сборов за рассмотрение заявок СМСП.
Необходимо напомнить, что в целях реализации Решения Государственной комиссии по вопросам модернизации экономики РК за № 17-5/И-144 от 10 февраля 2009 г. о финансировании субъектов малого и среднего предпринимательства и в соответствии с постановлением Правительства РК за № 148 от 13 февраля 2009 г., решением Совета директоров АО «Фонд национального благосостояния «Самрук-Казына» Фонду развития предпринимательства «ДАМУ» был предоставлен кредит в размере трех миллиардов тенге с целевым назначением - предоставление фондом кредитных средств СМСП в соответствии с условиями программы, утверждаемой советом директоров фонда. Фондом была подготовлена «Программа прямого кредитования субъектов малого и среднего предпринимательства и организаций по переработке сельскохозяйственной продукции и производству продуктов питания- «ДАМУ-Колдау». Заем в рамках программы предоставляется на условиях возвратности, платности, срочности и обеспеченности, целевого использования. Банки второго уровня обеспечивают безусловную и безотзывную гарантию на всю сумму и весь срок обязательств в соответствии с перечнем банков второго уровня и размером лимитов по их гарантиям, утверждаемым Кредитным комитетом фонда. Срок финансирования: до января 2016 года на инвестиционные цели - до 78 месяцев и на пополнение оборотного капитала - до 36 месяцев. Лимит на одного заемщика: до 750 000 000 тенге. Льготный период по возврату основного долга и отсрочке начисленного вознаграждения: до 12 месяцев. Ставка вознаграждения по займу устанавливается таким образом, чтобы она для заемщика составляла 12,5 процента годовых с учетом вознаграждения по гарантии, предоставленной банком второго уровня в обеспечение обязательств [14, c.7; 17].
2.3 Меры поддержки предпринимательства по программе «Дорожная карта бизнеса 2020»
Программа «Дорожная карта бизнеса - 2020» является частью государственной программы форсированного индустриально-инновационного развития. Фонд развития предпринимательства «Даму» является оператором «ДКБ 2020» и осуществляет функции финансового агента по:
- перечислению в банки финансовых средств в рамках субсидирования процентной ставки;
- гарантированию кредитов в рамках Программы;
выработке рекомендаций по материалам по должникам, представляемым на заседания Государственной комиссии;
- мониторингу реализации Программы.
Кроме этого, фонд организует информационную поддержку по программе: проводится тренинг «Бизнес Советник», презентации для предпринимателей, круглые столы для обсуждения условий и механизмов реализации «ДКБ 2020», готовится и размещается информация в СМИ о ходе реализации программы, о действующих и потенциальных участниках.
«Дорожная карта бизнеса-2020» включает в себя четыре направления. Первое направление - это поддержка новых бизнес-инициатив. Второе - оздоровление предпринимательского сектора. Третье - снижение валютных рисков предпринимателей. Четвертое - усиление предпринимательского потенциала.
Первые три направления реализуются через инструмент субсидирования процентной ставки по кредитам. Предоставляя предпринимателям субсидии, а не кредиты по льготным ставкам, государство может охватить гораздо больший сегмент субъектов МСБ. Субсидирование - это возмещение государством в течение определенного времени части расходов предпринимателя на погашение банковских процентов. Например, если предприятие оформило кредит на инвестиционные цели не ранее 01 января 2010 г. или планирует взять кредит сейчас, оно может воспользоваться возможностью снижения процентной нагрузки на 7%, став участником 1 направления программы «Дорожная карта бизнеса-2020».
Первое направление также подразумевает предоставление гарантии фонда «ДАМУ» по кредитам. Например, доходы клиенты позволяют ему взять кредит на 1 000 000 тенге, а залоговое имущество «весит» всего 500 000 тенге. В данном случае фонд «ДАМУ» может предоставить гарантию на недостающую часть обеспечения. То есть, банку дается гарантия на недостающую сумму обеспечения, но не более 50% от суммы кредита. В случае возникновения дефолта у заемщика банк покрывает часть убытков за счет гарантии фонда «ДАМУ». Гарантия для предпринимателя абсолютно бесплатна. Гарантии могут предоставляться только по кредитам предпринимателей приоритетных отраслей экономики, направляемым на расширение и модернизацию бизнеса.
Вся нефинансовая поддержка предпринимателей сконцентрирована в четвертом направлении программы «ДКБ-2020». При этом данное направление сфокусировано на разных целевых группах. Так, для начинающих бизнесменов проводятся бесплатные двухдневные курсы «Бизнес-Советник», где рассказывается об азах ведения бизнеса. Для топ-менеджеров МСБ предназначены проекты «Обучение в Nazarbaev University» и «Деловые связи». Данные проекты предполагают бесплатное обучение в высших учебных заведениях мирового уровня и бизнес- стажировки за границей. Развивая предпринимательский потенциал через образование, государство стимулирует бизнес на рождение новых инициатив, развитие бизнеса путем внедрения инноваций.
Ещё одним инструментом поддержки предпринимателей является бесплатное оказание услуг по ведению бухгалтерского и налогового учета, составлению отчетности, составлению статистической отчетности, услуг по таможенным процедурам, консультирование по внедрению систем менеджмента качества, оказание юридических консультаций, консультирование по вопросам маркетинга, обслуживание в сфере информационных технологий. Так, малый бизнес не может позволить себе содержать не только маркетолога, юриста, программиста, а зачастую и постоянного бухгалтера. Именно в таких случаях, предприниматели, соответствующие двум критериям: принадлежность к приоритетным секторам экономики и к субъектам малого предпринимательства, могут воспользоваться действующим инструментом государственной поддержки. Данные виды услуг оказываются бесплатно за счет государства.
Программа «Дорожная карта бизнеса 2020» рассчитана на 10 лет, с 2010 по 2020 г. Достаточно долгий срок действия программы позволяет предприятию строить долгосрочные инвестиционные планы уже с учетом привлечения инструментов господдержки.
Данные программы нацелены на компании, которые реализуют или планируют реализовать проекты в приоритетных отраслях экономики в соответствии с общим классификатором экономической деятельности (ОКЭД) согласно Постановления Правительства РК. Перечень данных отраслей включает производство, бизнес в сфере здравоохранения, образования, связи и др.
2010 год был пилотным для реализации «ДКБ 2020». И если первоначально мало кто из предпринимателей знал и понимал преимущества программы, то сейчас предлагаемые возможности это реальный шанс выйти на новый уровень бизнеса. Многие из предпринимателей уже повторно подают заявки на участие в программе для реализации других своих новых проектов
Некоторые предприниматели пользуются сразу несколькими инструментами в рамках «Дорожной карты бизнеса 2020». Например, ТОО «КазСПОН» получила финансирование по программе «Даму регионы 2», субсидии по кредиту и гарантию фонда в рамках 1 направления, руководитель компании участвовала в проекте «Обучение топ-менеджмента», прошла обучение и бизнес-стажировку в Германии по проекту «Деловые связи».
Для участия в 1,2,3 направлении программы, предприниматель должен обратиться в Банк, в котором уже есть действующий кредит или планируется получить финансирование. После положительного решения банка о предоставлении нового кредита и о согласии на участие данного проекта в ДКБ - 2020, предприниматель обращается с заявкой об участии в программе «ДКБ-2020» в управление промышленности и предпринимательства акимата города. Вопрос предоставления субсидий тому или иному предприятию на уровне города решает региональный координационный совет (РКС), в который входят представители акимата города, бизнес-ассоциаций, банков, фонда «Даму». При положительном решении РКС проект направляется в Министерство экономического развития и торговли, где и принимается окончательное решение о предоставлении субсидий. После этого, банк, предприятие и фонд «ДАМУ» заключают трехсторонний договор субсидирования и согласно этому договору субсидии начинают поступать в банк, в котором предприятие оформило кредит. С этого момента часть процентов по кредиту предприятия платит уже государство [12, c. 54; 17].
В Восточно-Казахстанской области в рамках программы «Дорожная карта бизнеса-2020» по 1-му и 3-му направлениям программы одобрено региональным координационным советом 33 проекта, уже подписано 22 договора субсидирования (из них в 2011 году по 14 проектам) на общую сумму кредитов 13 млрд. тенге. Суммы проектов дифференцированы и составляют от 3 млн. тенге до 3 млрд. тенге [16]. Результаты ДКБ 2020 по программе финансовой поддержки предпринимательства в РК представлены в Приложении 3.
3 Проблемы развития предпринимательства в Республике Казахстан
3.1Основные проблемы на современном этапе развития РК
Основной проблемой малого бизнеса является проблема финансирования предприятий малого бизнеса работающих в сфере материального производства.
Хотя на законодательном уровне действительно поддержка малого и среднего бизнеса в Казахстане обеспечивается.
Однако на практическом уровне поддержка малому бизнесу оказывается далеко не адекватная требованиям, предъявляемым к развитию этого направления экономики.
Малый бизнес поставлен в жесткие рамки финансового обеспечения. Если кому и достаются финансовые ресурсы, то это, как правило, тем, кто имеет близких среди чиновников, которые обязаны, но не обеспечивают равномерный доступ к инвестиционным портфелям бизнесменов малого бизнеса. Такая позиция постоянно критикуется и Президентом страны, и правительством, и депутатами Парламента, но положение не меняется.
Не решает проблему и создание сети микрокредитных организаций, теоретически призванных помочь в финансовом плане начинающим предпринимателям. Однако непомерные ставки по кредитам этих организаций, существенно превышающим ставки БВУ и составляющих порой 100% годовых, практически ставят непреодолимые ограничения на пути развития малого предпринимательства в Казахстане, особенно вновь открывающегося.
Вместе с тем проблема финансирования малого бизнеса хотя и является основной, но на сегодняшний день остается не единственной проблемой. Проблему финансирования малого бизнеса можно решить при наличии добротного бизнес плана.
Другой проблемой является то, что на кредитном рынке Казахстана в настоящее время сложилась ситуация, когда предложение на кредиты превышает спрос. Об этом неоднократно упоминал председатель Нацбанка РК Г. Марченко. В результате такого положение в Казахстане сложился высокий уровень удовлетворения кредитных заявок [18]. То есть в стране в настоящее время идет жесткая конкуренция за заемщиков.
В стране нет комплексного подхода к решению проблемы развития малого бизнеса. Речь идет о финансировании, формировании востребованного рынком портфеля бизнес проектов для малого бизнеса и целевой эффективной государственной поддержки малого бизнеса.
В части кредитования малого бизнеса можно выделить две существенные проблемы. Одна связана с общей проблемой, затрагивающей все банки страны - с практикой выделения кредитов, не учитывающей совокупные потребности страны в том или ином продукте или услуги, под развитие которых берется кредит. В свое время в страну были завезены оборудование для увеличения мощностей по переработке мяса, производства муки, пластиковых окон и т.д. Значительная часть этого оборудования не работает, а деньги на их приобретение потрачены зря. Компании, которые их приобретали, в результате были обанкрочены либо погасили свои долги за счет другой деятельности. Продукция, выпускаемая на этом оборудовании, оказалась не востребованной на рынке страны, а экспортировать ее компании не смогли по ряду объективных и субъективных обстоятельств.
В правительственных меморандумах различного уровня размещаются
перспективные направления развития бизнеса в стране. Однако, во всех этих документах нет конкретности. Например, значится производство стройматериалов. Но реальный ассортимент строительных материалов огромен. Если вопрос стоит о производстве строительных камней, то сегодняшнее их производство с лихвой покрывает реальные потребности страны. Такое же положение с производством оконных рам и дверей. С другой стороны в стране нет собственного производства оконных стекол, строительной фурнитуры, паркета, линолеума и т.д.
При таком подходе ни банки страны, ни фонды (Фонд поддержки малого бизнеса Даму), призванные инвестировать в реальный сектор экономики Казахстана, не имеют реальных ориентиров при рассмотрении кредитных заявок. В итоге кредиты часто получают те заемщики, которые представили проекты, заведомо обреченные на банкротство. От этого страдает качество кредитного портфеля отечественных банков.
Другая проблема связана непосредственно с банками, выдающими кредиты. Речь идет о профессионализме кредитных менеджеров. Здесь требуются специалисты, способные провести качественный анализ кредитных заявок не только на предмет самого проекта, но увязать с рыночной ситуацией, оценить его жизнеспособность с точки зрения рынка. На сегодняшний день банки испытывают хронический дефицит профессиональных кредитных менеджеров.
Действующим тормозом при кредитовании предприятий малого бизнеса остается дороговизна кредитов. Практически все казахстанские банки при расчете применяют аннуитетную систему выплаты долга, при которой сумма окончательного долга в разы превышает размер занятой суммы. Такие условия расчета по кредитам отталкивают многих потенциальных, и главное, реальных платежеспособных заемщиков.
Информация о работе Проблемы развития предпринимательства в Республике Казахстан