Проблемы развития предпринимательства в Республике Казахстан

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Апреля 2012 в 14:30, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является изучение механизма государственного воздействия на предпринимательскую деятельность.
Для осуществления данной цели были определены следующие задачи:
- рассмотреть основные направления государственного воздействия на предпринимательскую деятельность;
- проанализировать деятельность института развития по поддержке предпринимательства фонда «Даму», как одного из механизмов государственного регулирования бизнеса.
- рассмотреть основные проблемы и мероприятия по совершенствованию государственного регулирования бизнеса в Республике Казахстан.

Содержание работы

Введение 3

1 Основные направления государственного воздействия
на предпринимательскую деятельность 5

1.1 Сущность государственного регулирования предпринимательства 5
1.2 Роль предпринимательства в системе модернизации экономики РК 6
1.3 Механизм поддержки предпринимательства в РК 10

2 Анализ деятельности института развития по поддержке
предпринимательства в РК фонда «Даму» 13

2.1 Фонд «Даму» как один из механизмов государственного воздействия
на развитие предпринимательства 13
2.2 Реализация программы «Даму-Колдау» 16
2.3 Меры поддержки предпринимательства по программе
«Дорожная карта бизнеса 20» 18

3 Проблемы развития предпринимательства в Республике Казахстан 22

3.1 Основные проблемы на современном этапе развития РК 22
3.2 Мероприятия по совершенствованию предпринимательства в РК 26

Заключение 29
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

Механизм государственного воздействия на предпринимательскую деятельность (3).doc

— 208.50 Кб (Скачать файл)

Также, проводилась ком­плексная работа по информирова­нию субъектов малого и среднего бизнеса о дальнейшей реализации программы прямого кредитования «Даму-Колдау» в 2010 году.

При отборе проектов основной ак­цент производится на социально-зна­чимые   проекты,   создающие  рабочие места и предусматривающие регио­нальное и градообразующее развитие. В результате взаимодействия с банка­ми второго уровня достигнуты дого­воренности о сотрудничестве по про­грамме на условиях софинансирования и предоставлении банковских гарантий СМСП в качестве обеспечения по став­ке не более четырех процентов, а также об оптимизации комиссионных сборов за рассмотрение заявок СМСП.

Необходимо   напомнить,    что   в целях   реализации   Решения   Госу­дарственной   комиссии   по   вопро­сам модернизации экономики РК за № 17-5/И-144 от 10 февраля 2009 г. о финансировании субъектов мало­го и среднего предпринимательства и  в  соответствии  с  постановлени­ем Правительства РК за №  148 от 13 февраля 2009 г., решением Совета директоров АО «Фонд национально­го благосостояния «Самрук-Казына» Фонду развития предпринимательс­тва «ДАМУ» был предоставлен кре­дит в размере трех миллиардов тенге с целевым назначением - предостав­ление   фондом   кредитных   средств СМСП в соответствии с условиями программы, утверждаемой советом директоров   фонда.   Фондом   была подготовлена    «Программа    прямо­го  кредитования  субъектов  малого и среднего предпринимательства и организаций  по  переработке сель­скохозяйственной продукции и производству продуктов питания- «ДАМУ-Колдау». Заем в рамках программы предоставляется   на  условиях   воз­вратности,  платности,  срочности  и обеспеченности,   целевого   исполь­зования. Банки второго уровня обес­печивают безусловную и безотзыв­ную гарантию на всю сумму и весь срок обязательств в соответствии с перечнем банков второго уровня и размером лимитов по их гарантиям, утверждаемым   Кредитным   комите­том  фонда.  Срок  финансирования: до января 2016 года на инвестици­онные цели - до 78 месяцев и на по­полнение оборотного капитала - до 36 месяцев. Лимит на одного заем­щика: до 750 000 000 тенге. Льгот­ный период по возврату основного долга и отсрочке начисленного воз­награждения: до 12 месяцев. Ставка вознаграждения по займу устанавли­вается таким образом, чтобы она для заемщика составляла 12,5 процента годовых с учетом вознаграждения по гарантии,   предоставленной  банком второго уровня в обеспечение обязательств [14, c.7; 17].

 

 

2.3 Меры поддержки предпринимательства по программе «Дорожная карта бизнеса 2020»

 

Программа «Дорожная карта бизнеса - 2020» является частью государственной программы форсированного индустриально-ин­новационного развития. Фонд раз­вития предпринимательства «Даму» является оператором «ДКБ 2020» и осуществляет функции финансово­го агента по:

- перечислению в банки финансо­вых средств в рамках субсидиро­вания процентной ставки;

-  гарантированию кредитов в рам­ках Программы;

выработке рекомендаций по ма­териалам по должникам, пред­ставляемым на заседания Госу­дарственной комиссии;

-  мониторингу   реализации   Про­граммы.

Кроме этого, фонд организует информационную под­держку по программе: проводится тренинг «Бизнес Советник», презентации для предпринимате­лей, круглые столы для обсуждения условий и механизмов реализации «ДКБ 2020», готовится и размещается информация в СМИ о ходе реали­зации программы, о действующих и потенциальных участниках.

«Дорожная карта бизнеса-2020» включает в себя четыре направле­ния. Первое направление - это под­держка новых бизнес-инициатив. Второе - оздоровление предприни­мательского сектора. Третье - сни­жение валютных рисков предпри­нимателей. Четвертое - усиление предпринимательского потенциала.

Первые три направления реа­лизуются через инструмент субси­дирования процентной ставки по кредитам. Предоставляя предприни­мателям субсидии, а не кредиты по льготным ставкам, государство может охватить гораздо больший сег­мент субъектов МСБ. Субсидирова­ние - это возмещение государством в течение определенного времени части расходов предпринимателя на погашение банковских процентов. Например, если предприятие офор­мило кредит на инвестиционные цели не ранее 01 января 2010 г. или планирует взять кредит сейчас, оно может воспользоваться возможнос­тью снижения процентной нагрузки на 7%, став участником 1 направ­ления программы «Дорожная карта бизнеса-2020».

Первое направление также под­разумевает предоставление гаран­тии фонда «ДАМУ» по кредитам. На­пример, доходы клиенты позволяют ему взять кредит на 1 000 000 тенге, а залоговое имущество «весит» все­го 500 000 тенге. В данном случае фонд «ДАМУ» может предоставить гарантию на недостающую часть обеспечения. То есть, банку дается гарантия на недостающую сумму обеспечения, но не более 50% от суммы кредита. В случае возникно­вения дефолта у заемщика банк по­крывает часть убытков за счет гаран­тии фонда «ДАМУ». Гарантия для предпринимателя абсолютно бес­платна. Гарантии могут предостав­ляться только по кредитам предпри­нимателей приоритетных отраслей экономики, направляемым на рас­ширение и модернизацию бизнеса.

Вся нефинансовая поддержка предпринимателей сконцентриро­вана в четвертом направлении про­граммы «ДКБ-2020». При этом дан­ное направление сфокусировано на разных целевых группах. Так, для начинающих бизнесменов прово­дятся бесплатные двухдневные курсы «Бизнес-Советник», где рассказывается об азах ведения бизнеса. Для топ-менеджеров МСБ предназначены проекты «Обучение в Nazarbaev Un­iversity» и «Деловые связи». Данные проекты предполагают бесплатное обучение в высших учебных заве­дениях мирового уровня и бизнес- стажировки за границей. Развивая предпринимательский потенциал через образование, государство сти­мулирует бизнес на рождение новых инициатив, развитие бизнеса путем внедрения инноваций.

Ещё одним инструментом под­держки предпринимателей являет­ся бесплатное оказание услуг по ведению бухгалтерского и налого­вого учета, составлению отчетно­сти, составлению статистической отчетности, услуг по таможенным процедурам, консультирование по внедрению систем менеджмента качества, оказание юридических консультаций, консультирование по вопросам маркетинга, обслужива­ние в сфере информационных тех­нологий. Так, малый бизнес не может позволить себе содержать не только маркетолога, юриста, программиста, а зачастую и постоянного бухгалтера. Именно в таких случаях, предприниматели, соответствующие двум критериям: принадлежность к приоритетным секторам экономики и к субъектам малого предпринимательства, мо­гут воспользоваться действующим инструментом государственной под­держки. Данные виды услуг оказываются бесплатно за счет государства.

Программа «Дорожная карта бизнеса 2020» рассчитана на 10 лет, с 2010 по 2020 г. Достаточно долгий срок действия программы позволяет предприятию строить долгосрочные инвестиционные планы уже с уче­том привлечения инструментов го­споддержки.

Данные программы нацелены на компании, которые реа­лизуют или планируют реализовать проекты в приоритетных отраслях экономики в соответствии с общим классификатором экономической деятельности (ОКЭД) согласно По­становления Правительства РК. Перечень данных отраслей вклю­чает производство, бизнес в сфере здравоохранения, образования, свя­зи и др.

2010  год был пилотным для реали­зации «ДКБ 2020». И если первона­чально мало кто из предпринимате­лей знал и понимал преимущества программы, то сейчас предлагаемые возможности это реальный шанс вы­йти на новый уровень бизнеса. Многие из предпринимателей уже повторно подают заявки на участие в программе для реализации других своих новых проектов

Некото­рые предприниматели пользуются сразу несколькими инструментами в рамках «Дорожной карты бизнеса 2020». Например, ТОО «КазСПОН» получила финансирование по про­грамме «Даму регионы 2», субси­дии по кредиту и гарантию фонда в рамках 1 направления, руководи­тель компании участвовала в проекте «Обучение топ-менеджмента», прошла обуче­ние и бизнес-стажировку в Герма­нии по проекту «Деловые связи».

Для участия в 1,2,3 направлении программы, предприниматель дол­жен обратиться в Банк, в котором уже есть действующий кредит или планируется получить финансиро­вание. После положительного реше­ния банка о предоставлении нового кредита и о согласии на участие данного проекта в ДКБ - 2020, пред­приниматель обращается с заявкой об участии в программе «ДКБ-2020» в управление промышленности и предпринимательства акимата города. Вопрос предоставления субси­дий тому или иному предприятию на уровне города решает реги­ональный координационный совет (РКС), в который входят представи­тели акимата города, бизнес-ассо­циаций, банков, фонда «Даму». При положительном решении РКС про­ект направляется в Министерство экономического развития и торговли, где и принимается окончательное решение о предоставлении субси­дий. После этого, банк, предприятие и фонд «ДАМУ» заключают трехсто­ронний договор субсидирования и согласно этому договору субсидии начинают поступать в банк, в кото­ром предприятие оформило кредит. С этого момента часть процентов по кредиту предприятия платит уже го­сударство [12, c. 54; 17].

В Восточно-Казахстанской области в рамках программы «Дорожная карта бизнеса-2020» по 1-му и 3-му направлениям программы одобре­но региональным координационным советом 33 проекта, уже подписа­но 22 договора субсидирования (из них в 2011 году по 14 проектам) на общую сумму кредитов 13 млрд. тенге. Суммы проектов дифференцированы и со­ставляют от 3 млн. тенге до 3 млрд. тенге [16]. Результаты ДКБ 2020 по программе финансовой поддержки предпринимательства в РК представлены в Приложении 3.

3 Проблемы развития предпринимательства в Республике Казахстан

 

3.1Основные проблемы на современном этапе развития РК

 

Основной проблемой малого биз­неса является проблема финансирования предприятий малого бизнеса работающих в сфере материального производства.

Хотя на законодательном уровне дей­ствительно поддержка малого и среднего бизне­са в Казахстане обеспечивается.

Однако на практическом уровне поддержка малому бизнесу оказы­вается далеко не адекватная требо­ваниям, предъявляемым к развитию этого направления экономики.

Малый бизнес поставлен в жест­кие рамки финансового обеспечения. Если кому и достаются финансовые ресурсы, то это, как правило, тем, кто имеет близких среди чиновников, ко­торые обязаны, но не обеспечивают равномерный доступ к инвестицион­ным портфелям бизнесменов мало­го бизнеса. Такая позиция постоянно критикуется и Президентом страны, и правительством, и депутатами Пар­ламента, но положение не меняется.

Не решает проблему и создание сети микрокредитных организаций, теоретически призванных помочь в финансовом плане начинающим предпринимателям. Однако непо­мерные ставки по кредитам этих ор­ганизаций, существенно превыша­ющим ставки БВУ и составляющих порой 100% годовых, практически ставят непреодолимые ограничения на пути развития малого предприни­мательства в Казахстане, особенно вновь открывающегося.

Вместе с тем проблема финан­сирования малого бизнеса хотя и яв­ляется основной, но на сегодняшний день остается не единственной про­блемой. Проблему финансирования малого бизнеса можно решить при наличии доброт­ного бизнес плана.

Другой проблемой является то, что на кредитном рынке Казахстана в настоящее время сложилась ситу­ация, когда предложение на кредиты превышает спрос. Об этом неодно­кратно упоминал председатель Нацбанка РК Г. Марченко. В результате такого положение в Казахстане сложился высокий    уровень    удовлетворения кредитных заявок [18]. То есть в стра­не в настоящее время идет жесткая конкуренция за заемщиков.

В стране нет комплексного под­хода к решению проблемы развития малого бизнеса. Речь идет о финансировании, формировании востребованного рынком портфеля бизнес проектов для малого бизнеса и целе­вой эффективной государственной поддержки малого бизнеса.

В части кредитования малого бизнеса можно выделить две существен­ные проблемы. Одна связана с об­щей проблемой, затрагивающей все банки страны - с практикой выделе­ния кредитов, не учитывающей со­вокупные потребности страны в том или ином продукте или услуги, под развитие которых берется кредит. В свое время в страну были завезены оборудование для увеличения мощ­ностей по переработке мяса, произ­водства муки, пластиковых окон и т.д. Значительная часть этого обо­рудования не работает, а деньги на их приобретение потрачены зря. Компании, которые их приобретали, в результате были обанкрочены либо погасили свои долги за счет другой деятельности. Продукция, выпуска­емая на этом оборудовании, оказа­лась не востребованной на рынке страны, а экспортировать ее компа­нии не смогли по ряду объективных и субъективных обстоятельств.

В правительственных меморандумах различного    уровня    размещаются

перспективные направления развития бизнеса в стране. Однако, во всех этих документах нет конкретно­сти. Например, значится производ­ство стройматериалов. Но реальный ассортимент строительных матери­алов огромен. Если вопрос стоит о производстве строительных камней, то сегодняшнее их производство с лихвой покрывает реальные потреб­ности страны. Такое же положение с производством оконных рам и две­рей. С другой стороны в стране нет собственного производства оконных стекол,   строительной фурнитуры, паркета, линолеума и т.д.

При таком подходе ни банки страны, ни фонды (Фонд поддержки малого бизнеса Даму), призванные инвестировать в реальный сектор экономики Казахстана, не имеют ре­альных ориентиров при рассмотре­нии кредитных заявок. В итоге кре­диты часто получают те заемщики, которые представили проекты, заве­домо обреченные на банкротство. От этого страдает качество кредитного портфеля отечественных банков.

Другая проблема связана непо­средственно с банками, выдающими кредиты. Речь идет о профессиона­лизме кредитных менеджеров. Здесь требуются специалисты, способные провести качественный анализ кре­дитных заявок не только на предмет самого проекта, но увязать с рыноч­ной ситуацией, оценить его жизне­способность с точки зрения рынка. На сегодняшний день банки испыты­вают хронический дефицит профес­сиональных кредитных менеджеров.

Действующим тормозом при кре­дитовании предприятий малого биз­неса остается дороговизна кредитов. Практически все казахстанские банки при расчете применяют аннуитетную систему выплаты долга, при которой сумма окончательного долга в разы превышает размер занятой суммы. Такие условия расчета по кредитам отталкивают многих потенциальных, и главное, реальных платежеспособ­ных заемщиков.

Информация о работе Проблемы развития предпринимательства в Республике Казахстан