Проблемы управления трансакционными издержками фирмы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Октября 2013 в 08:22, курсовая работа

Описание работы

Последние два века капиталистическая экономика развивалась в основном за счет интенсивного использования факторов производства. Главной задачей переходного периода для России является интенсивный экономический рост, при котором снижение издержек играет немаловажную роль. Одним из основных показателей эффективности предприятия является прибыль. Основными путями роста прибыли является увеличение объема производства, цены реализации, снижение издержек производства. Но и первый, и второй пути сдерживаются рынком. Поэтому наиболее реальным должен стать фактор, предусматривающий минимизацию издержек. Для приведения в действие всех факторов снижения издержек производства необходимо исследовать природу издержек, специфику данного производства, особенности формирования затрат на производство продукции, проанализировать структуру издержек, выявить имеющиеся резервы снижения затрат.

Содержание работы

Введение3
Глава 1 «Трансакционные издержки» как экономическая категория2
1.1. Трансакционные издержки: понятие, сущность. Источники формирования трансакционных издержек3
1.2. Виды трансакционных издержек5
1.3. Масштабы деятельности трансакционного сектора6
Глава 2. Управление, изменение и минимизация издержек фирмы7
2.1. Управление трансакционными издержками фирмы8
2.2. Изменение и минимизация трансакционых издержек фирмы567
2.3. Совершенствование управления трансакционными издержками фирмы (на примере Мария-Ра) 765
Заключение906

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ.docx

— 328.08 Кб (Скачать файл)

 

Министерство образования  и науки Российской Федерации

Федеральное  государственное  бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Кузбасский государственный технический университет»

 

 

Кафедра экономики

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

по макроэкономике

на тему

«ПРОБЛЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ТРАНСАКЦИОННЫМИ  ИЗДЕРЖКАМИ ФИРМЫ»

 

 

 

 

 

Выполнил: студ. Гр. ЭОб-123

Терентьева Е.Ж.

Научный руководитель:

к. э. н., доцент

Шутько Л.Г.

 

 

Белово 2013

Содержание

Введение3

Глава 1 «Трансакционные издержки» как экономическая категория2

1.1. Трансакционные издержки: понятие, сущность. Источники формирования трансакционных издержек3

1.2. Виды трансакционных издержек5

1.3. Масштабы деятельности  трансакционного сектора6

Глава 2. Управление, изменение  и минимизация издержек фирмы7

2.1. Управление трансакционными издержками фирмы8

2.2. Изменение и минимизация  трансакционых издержек фирмы567

2.3. Совершенствование управления  трансакционными издержками фирмы (на примере Мария-Ра) 765

Заключение906

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Последние два века капиталистическая экономика развивалась в основном за счет интенсивного использования факторов производства. Главной задачей переходного периода для России является интенсивный экономический рост, при котором снижение издержек играет немаловажную роль. Одним из основных показателей эффективности предприятия является прибыль. Основными путями роста прибыли является увеличение объема производства, цены реализации, снижение издержек производства. Но и первый, и второй пути сдерживаются рынком. Поэтому наиболее реальным должен стать фактор, предусматривающий минимизацию издержек. Для приведения в действие всех факторов снижения издержек производства необходимо исследовать природу издержек, специфику данного производства, особенности формирования затрат на производство продукции, проанализировать структуру издержек, выявить имеющиеся резервы снижения затрат.

Введение в экономический  анализ понятия трансакционных издержек явилось крупным теоретическим достижением. Признание "небесплатности" самого процесса взаимодействия между людьми позволило совершенно по-новому осветить природу экономической реальности: "Без понятия трансакционных издержек, которое по большей части отсутствует в современной экономической теории, невозможно понять, как работает экономическая система, продуктивно проанализировать целый ряд возникающих в ней проблем, а также получить основу для выработки политических рекомендаций". Трансакционные издержки можно было бы определить как издержки экономического взаимодействия, в каких бы формах оно ни протекало. Трансакционные издержки охватывают издержки принятия решений, выработки планов и организации предстоящей деятельности, ведения переговоров о ее содержании и условиях, когда в деловые отношения вступают двое или более участников; издержки по изменению планов, пересмотру условий сделки и разрешению спорных вопросов, когда это диктуется изменившимися обстоятельствами; издержки обеспечения того, чтобы участники соблюдали достигнутые договоренности. Трансакционные издержки включают также любые потери, возникающие вследствие неэффективности совместных решений, планов, заключаемых договоров и созданных структур; неэффективных реакций на изменившиеся условия; неэффективной защиты соглашений. Одним словом, они включают все, что так или иначе отражается на сравнительной работоспособности различных способов распределения ресурсов и организации производственной деятельности.

Актуальность темы курсовой работы во многом обусловлена тем, что трансакционные издержки допускают значительную экономию на масштабах деятельности. Постоянные компоненты есть во всех видах трансакционных издержек, поэтому, когда информация собрана, ею может пользоваться любое количество продавцов и покупателей, следовательно, стоимость разработки законодательства или административных процедур, которые тоже являются трансакционными издержками, мало зависит от того, какое число лиц подпадает под действие. Исследованию этих проблем, как с теоретических, так и с практических позиций, посвятили свои труды следующие российские ученые: Абалкин Л.И., Агангебян А.Г., Безруких П.С., Булатова А.С., Кантор Л.М., Гильде Э.К., Палий В.Ф. и многие другие, а также зарубежные авторы: Б. Естрем, р. Ленквист, Ф. Котлер, У. Ульсон, П. Хейне. В большинстве этих трудов рассматриваются теоретические и практические аспекты сущности издержек и основные направления их снижения как в глобальном масштабе, то есть всей экономики, так и ее отдельных крупных отраслей, а также на предприятиях. В специальной литературе, посвященной проблеме трансакционных издержек, рассматриваются также вопросы, связанные с методикой их учета, управлением издержками, а в связи с их управлением, следовательно, и планирование, контроль, выявление резервов и т.д. Значительный вклад в исследование этих вопросов внесли отечественные и зарубежные ученые Аксеенко А.Ф., Вайншенкер Р.И., Ерофеева В.А., Майданчик Б.И., С.А. Николаева, С.С. Сатубалдин, Я.В. Соколов, С.А. Стуков, В. Ткач, М. Ткач и другие.

Целью курсовой работы является выявление экономических и социальных основ формирования трансакционных издержек в условиях рыночной экономики, обоснование необходимости их регулирования, а также анализ вопросов, связанных с формированием и управлением трансакционных издержек в переходный период, характерных для российской действительности.

Предметом исследования является определение значимости трансакционных издержек, совокупность теоретических, методологических и практических вопросов по использованию информации об трансакционных издержках с целью повышения эффективности деятельности предприятия и выбора реальных способов выживания его в условиях жесткой рыночной конкуренции. Объектом курсовой работы является управление и совершенствование трансакционных издержек в любой фирме.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. «Трансакционные издержки» как экономическая категория.

    1. Трансакционные издежки: понятия и сущность. Источники формирования трасакционных издержек.

Природа фирмы, ее внутренние изменения привлекали внимание многих экономистов. Поэтому вполне закономерно, что в сложившийся в первой трети 20 века в социально-экономических условиях перед экономической наукой встала задача и появилась необходимость определить и ввести в обиход новое понятие, которое бы констатировало тот факт, что имеют место положительные потери и затраты, обусловленные взаимодействием экономических агентов между собой, и что  именно такое взаимодействие происходит не бесплатно и эту «небесплатность» необходимо учитывать при определении эффективности деятельности как отдельных фирм, так и экономики в целом. В качестве такого понятия было признано, введенное Р. Коузом1 в его работе «Природа фирмы»2 понятие трансакционных издержек. К таким издержкам относят, главным образом, издержки обращения. Всемирную известность и признание Коузу принесла статья «Проблема социальных издержек» (1960), посвященная экстернальным (внешним) эффектам - так называемым побочным результатам любой деятельности. В статье «Природа фирмы» обращается внимание на то, что появляются новые издержки, которые он назвал «трансакционными» (от слова сделка - трансакция). К ним относятся затраты на сбор информации о ценах, предпочтениях потребителей и намерениях конкурентов; на ведение переговоров, заключения и юридического обеспече6ния сделок. По признанию Коуза, его идеи относятся к числу самоочевидных: любая форма социальной организации (рынок, фирма, организация) требует немало издержек для своего создания и поддержания. Две статьи Коуза породили неоинституционализм, ибо они дали начало новым идеям науки - трансакционной экономике и экономике права. По мнению К. Эрроу, трансакционные издержки в экономике подобны трению в физике. Неоинституционалисты считают, что функция рынка заключается в экономии  тансакционных издержек, а главное его преимущество  - тенденция к минимизации затрат на получение информации.

Трансакционные издержки - это издержки (денежные и неденежные), появляющиеся при принятии управленческих решений о реализации товаров (информационных затрат по поводу рынков сбыта, покупателях, поставщиках, конкурентах, ценах реализации, затрат по рекламе, по заключению договоров и т.п.). К трансакционным издержкам относятся: связанные с поиском и анализом информации о контрагентах сделок, их надежности и платежеспособности; ведения переговоров, стояния в очередях,ожидания, согласования принятых решений в государственных инстанциях; контроля; связанные с юридическим оформлением сделок купли-продажи и правовой защитой выполнения контрактов. Возникновение и существование трансакционных издержек связано с таким свойством рыночной системы как неопределенность (см. рис.1).

 
Рис.1. Взаимосвязь рыночной неопределенности, риска и трансакционных издержек.

Формирующиеся в  рыночной системе процессы и тенденции  нельзя точно предсказать из-за сложности и многомерности человеческих действий, непредсказуемости направлений научно-технического прогресса, недостатка информации о экономических и социальных явлениях. Колебания валютных курсов, движения котировок ценных бумаг, появление товаров рыночной новизны происходят спонтанно, без каких-либо видимых закономерностей. Поэтому финансовые аналитики и экономисты, готовящие хозяйственные прогнозы, так часто ошибаются. Предсказываемые ими процессы часто имеют иные параметры, динамику, а иногда и прямо противоположную направленность.

Категорию неопределенности часто отождествляют с недостатком  информации. Однако полное устранение неопределенности невозможно даже при наличии самой полной и достоверной информации. Любые аналитические группы просто тонут в поступающих данных, не сумев их надлежащим образом обработать и сопоставить. И тогда проблему неопределенности мы увидим с другого ракурса — в аспекте обработки и анализа информации, проверки ее достоверности и смыслового значения. Этот элемент преодоления неопределенности бывает очень важен и ответственен, так как следует правильно определить «вес» каждого фактора, его вклад в развитие и динамику конкретного процесса. Ограниченное знание о рыночных и социальных процессах, недостаточно точное предсказание будущих тенденций и событий порождает риск. Риск — категория вероятностная, которая показывает, с какой степенью достоверности наступит то или иное событие. Из категорий неопределенности и риска логически вытекает концепция трансакционных издержек, которые связаны с затратами на сбор и обработку информации, потерями времени и денежных средств на устранение неопределенности в части предсказуемости действий контрагентов сделки, законодательными, политическими и коммерческими рисками.

Вторым фактором, порождающим трансакционные издержки, является несовершенное законодательство. С течением времени экономическая и социальная среда меняется. Субъекты рынка вследствие появления новых товаров и технологий начинают менять свое поведение и применяемые бизнес-модели. Одновременно происходит адаптация юридических и физических лиц к действующим законодательным и нормативным актам. Участниками рынка отрабатываются и совершенствуются схемы легального ухода от налогов, снижения таможенных платежей, используются всевозможные недоработки существующего законодательства. Накапливающиеся противоречия между действующими правовыми актами и хозяйственной практикой вынуждают законодателей обращаться к анализу возникающих проблем, нахождению оптимальных способов их юридического урегулирования. Внесение соответствующих новелл в законы или их полная замена ослабляет остроту хозяйственных проблем на какое-то время. Далее вновь накапливаются рассогласования между законом и хозяйственной действительностью, и весь цикл повторяется (см. рис.2).

Рис.2. Трансакционные издержки в системе правового регулирования хозяйственных процессов.

Трансакционные издержки, которые возникают на каждом этапе рассмотренного цикла, препятствуют оптимизации хозяйственной деятельности экономических субъектов. Действие трансакционных издержек в механизме рынка напоминает эффект попадания песка и пыли в мотор автомобиля. Возникающее трение снижает коэффициент полезного действия единого, слаженно действующего комплекса. Процессы движения и правильного выполнения функций ухудшаются, наблюдается перегрев и сбои. В таких случаях механизму рынка требуется профилактический или текущий ремонт, под которым понимается совершенствование законодательства. Примерами дополнительных трансакционных издержек для предприятий является требования закона о предоставлении излишней информации в различные государственные инстанции, потери времени на регистрацию нового бизнеса, различные согласования с контрольными и проверяющими органами. Снятие данных барьеров и трансакционных издержек, связанных с данными взаимодействиями, дает законодателям возможность сформировать новую предпринимательскую среду, вовлечь в коммерческую деятельность новые контингенты бизнесменов, повысить общую эффективность национального бизнеса.

Третьим фактором, обусловливающим существование  трансакционных издержек, является «внутреннее предпринимательство» (интрапренертсво) государственных служащих, которое базируется на использовании недостатков хозяйственного законодательства и получении с участников экономической деятельности установленной платы за оперативное решение возникающих проблем. Например, согласования с различными государственными инстанциями по осуществлению коммерческого проекта требуют получения 30 подписей должностных лиц. Рамки действующего законодательства предусматривают на эту процедуру сроки от двух недель до двух лет. Естественно, предприниматель заинтересован в получении согласований в кратчайшие сроки. Государственные служащие, зная об этом, не торопятся, ожидая от предпринимателя платы за ускорение процедуры. Таким образом, затягивание сроков разрешительных процедур и взимание за это крупных денежных сумм может составить существенную часть трансакционных издержек.

Еще один вид трансакционных издержек связан с такой экономической и этической категорией как доверие. Предполагая, что партнеры по сделкам могут повести себя оппортунистически, преследуя лишь свои экономические интересы и игнорируя интересы своих контрагентов, стороны стремятся обезопасить себя с помощью правовых норм и специально оговоренных условий контрактов, предусматривая соответствующие санкции за любые отступления от условий соглашения. Недоверие, таким образом, порождает трансакционные издержки, связанные с привлечением к заключению сделок купли-продажи квалифицированных юристов, изучением правовых систем своей страны и партнеров из зарубежья, а также международного права.

Информация о работе Проблемы управления трансакционными издержками фирмы