Проблемы управления трансакционными издержками фирмы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Октября 2013 в 08:22, курсовая работа

Описание работы

Последние два века капиталистическая экономика развивалась в основном за счет интенсивного использования факторов производства. Главной задачей переходного периода для России является интенсивный экономический рост, при котором снижение издержек играет немаловажную роль. Одним из основных показателей эффективности предприятия является прибыль. Основными путями роста прибыли является увеличение объема производства, цены реализации, снижение издержек производства. Но и первый, и второй пути сдерживаются рынком. Поэтому наиболее реальным должен стать фактор, предусматривающий минимизацию издержек. Для приведения в действие всех факторов снижения издержек производства необходимо исследовать природу издержек, специфику данного производства, особенности формирования затрат на производство продукции, проанализировать структуру издержек, выявить имеющиеся резервы снижения затрат.

Содержание работы

Введение3
Глава 1 «Трансакционные издержки» как экономическая категория2
1.1. Трансакционные издержки: понятие, сущность. Источники формирования трансакционных издержек3
1.2. Виды трансакционных издержек5
1.3. Масштабы деятельности трансакционного сектора6
Глава 2. Управление, изменение и минимизация издержек фирмы7
2.1. Управление трансакционными издержками фирмы8
2.2. Изменение и минимизация трансакционых издержек фирмы567
2.3. Совершенствование управления трансакционными издержками фирмы (на примере Мария-Ра) 765
Заключение906

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ.docx

— 328.08 Кб (Скачать файл)

Дж. Уоллис и Д. Норт выделили три фактора, лежавших в основе повышения удельного веса трансакционного сектора в экономике США: «С нашей точки зрения, трансакционный сектор рос по трем главным причинам: углубление специализации и разделения труда; технический прогресс в промышленности и на транспорте, сопровождавшийся увеличением размера фирм; усиление роли правительства в его взаимодействии с частным сектором» . Анализ Дж.Уоллиса и Д.Норта интересен тем, что он вскрывает всю неоднозначность источников расширения трансакционного сектора. Его рост может происходить: при простом перемещении трансакционных услуг из внерыночной сферы на рынок; при снижении стоимости единичной трансакции (за счет экономии на масштабах или лучшей спецификации и защиты прав собственности государством), если эластичность спроса на трансакционные услуги по цене выше 1; при постоянной или повышающейся удельной стоимости трансакционных услуг, если это повышение перекрывается экономией на издержках производства в "трансформационном" секторе в результате научно-технического прогресса; при удорожании процесса обмена вследствие установления государством неэффективных правил, регулирующих отношения собственности. Значение затрат по спецификации и правовой защите контрактов возрастало по мере расширения рынка и усиления процесса урбанизации. На смену личному обмену между хорошо знающими друг друга контрагентами пришел обезличенный обмен, требовавший детального определения условий сделки и разветвленных механизмов правовой защиты. Снижение удельного уровня трансакционных издержек началось в середине 19 в. в связи с развитием сети железных дорог, что подготовило почву для урбанизации населения и расширения рынков. Последствия большего товарного разнообразия и ослабления личных контактов выразилось в том, что экономические агенты увеличили свои расходы на поиск и обработку рыночной информации. Использование капиталоемких технологий оправдано только при достаточно значительных масштабах производства, что требует ритмичного поступления сырья и материалов и налаженной системы сбыта. Сокращение издержек и повышение скорости транспортировки сделали возможным переход к крупным организациям. Благодаря этому больший поток трансакций стал осуществляться не только через рынок, но и непосредственно внутри фирм. Произошло снижение издержек по оказанию давления на органы политической власти в целях перераспределения прав собственности, чем и было предопределено непрерывное нарастание государственного вмешательства в экономику. (В частности, Дж. Уоллис и Д. Норт отметили повысившееся значение законодательных комиссий Конгресса США и расширение полномочий исполнительной власти.) Бремя, которое оказалась вынуждена нести экономика из-за усилившегося государственного активизма, стало неизмеримо тяжелей.

 

 

 

 

 

Глава 2. Управление, изменение  и минимизация трансакционных издержек фирмы.

2.1. Управление трансакционными издержками фирмы

В настоящее время на коммерческих предприятиях особое внимание уделяется  снижению и оптимизации затрат на производство и продажу. Этому способствует полноценный контроль расходов организации, информацию по которым управляющие  звенья получают, в частности, и в  системе бухгалтерского учёта. Это могут быть данные по списанию материалов в производство, по начисленной заработной плате, по браку в производстве и т.д. Кроме этого, организациям предоставлено право самостоятельно формировать определённые моменты их деятельности в бухгалтерском учёте предприятия на основе учётной политики. Например, можно предусмотреть разные методы оценки материалов, начисления амортизации по основным средствам и нематериальным активам, распределения косвенных расходов и т.д., которые оказывают непосредственное влияние на учёт затрат и формирование себестоимости готовой продукции. Анализ затрат помогает определить эффективность расходов, уточнить, не будут ли они чрезмерными, подскажет, как установить цены, как применять сведения о затратах на ближнюю и дальнюю перспективу, как регулировать и контролировать расходы, как спланировать реальный уровень прибыли. Специалисты по учету затрат несут большую ответственность за выполнение этой задачи. Именно они обеспечивают такую систему учета затрат, при которой на выходе остаются точные учетные данные, необходимые для: управленческих целей; принятия стратегических решений по: ценообразованию, составу продукции, технологическим процессам, разработке изделий. Именно они должны иметь четкое представление о различии между анализом затрат, управлением стоимостью и такими родственными сферами, как: производственный учет; управленческий учет; финансовый учет. Производственным учетом называется составление внутренних отчетов, предназначенных для использования аппаратом управления при планировании, осуществлении контроля и принятии решений. Важнейшим аспектом содержания внутренних отчетов являются анализ и управление затратами. В этом смысле производственный учет представляет собой сочетание управленческого и финансового учета.

Производственный учет (независимо от вида деятельности) имеет следующие основные функции: 1.регистрация затрат и представление отчетов (в том числе классификация, обобщение, сообщение и пояснение данных о затратах для внутреннего и внешнего пользования); 2.определение, или оценка величины затрат (по конкретным продуктам, услугам или подразделениям данной организации); 3. управление стоимостью (получение точных данных о себестоимости продукта и использование их управленческим персоналом для принятия решений по таким узловым вопросам, как назначение цены, состав продукции, технология производства); 4. анализ затрат (исследование данных о затратах, представление их в виде информации, пригодной для управленческого планирования и контроля, принятия решений краткосрочного и долгосрочного действия).

Планирование затрат - это  процесс определения целей как  организации в целом, так и  ее отдельных подразделений в  форме постановки производственных задач и средств для их выполнения. Планы конкретизируются в сметах (показатели плана в денежном выражении). Например, смета расходов - это план ожидаемых затрат; смета перспективных доходов - это план поступлений и издержек будущего периода. В любой смете заложена возможность осуществления контроля (путем сравнения фактических затрат с запланированными), определения отклонений и их анализ. В процессе контроля затрат сначала устанавливаются стандарты-нормативы расходов (например, нормативные затраты и запасы). По этим данным можно определять показатели эффективности. Ключевой момент в системе управления издержками и формировании затрат предприятия занимает их планирование. Планирование издержек обращения в торговых предприятиях осуществляется в определенной последовательности. Выделяют следующие этапы планирования затрат предприятия: анализ издержек коммерческой фирмы в предплановом периоде; обоснование основных направлений экономии затрат в плановом периоде; расчет плановой суммы затрат в разрезе отдельных статей; распределение общей величины затрат по этапам реализации товаров; расчет плановых издержек обращения в разрезе структурных подразделений.

При планировании издержек обращения используются различные  методы, основными по которым являются: метод технико-экономических расчетов, вариантных приближений, экономико-математическое моделирование. Технико-экономические нормативы используются при определении затрат труда, расходов по транспортированию товаров, расходов на содержание торговых помещений и инвентаря, расходов по таре, величины естественной убыли и т.д. Так, если нужно определить затраты по перевозке грузов, то учитывается грузооборот и норма тарифа за погрузочно-разгрузочные работы. При планировании затрат может использоваться метод прямого счета и аналитический метод. Метод прямого счета наиболее распространен на предприятиях в современных условиях хозяйствования. Он применяется, как правило, при небольшом ассортименте товара. Сущность его заключается в том, что затраты исчисляются по каждой статье расходов, исходя из фактического уровня издержек. Расчет прибыли методом прямого счета прост и доступен. Однако он не позволяет выявить влияния отдельных факторов на плановую величину затрат и при большой номенклатуре товаров очень трудоемок. Аналитический метод планирования издержек применяется при большом ассортименте выпускаемой продукции, а также как дополнение к прямому методу в целях его проверки и контроля. Преимущество этого метода состоит в том, что он позволяет определить влияние отдельных факторов на плановую величину затрат. При аналитическом методе издержки рассчитываются не по каждому виду товаров, предлагаемых в планируемом году, а по всему объему продаж в целом. Все большее применение при расчетах издержек находит экономико-математическое моделирование. С помощью математических расчетов и вычислительной техники устанавливаются определенные соотношения между объемом и структурой оборота и издержками обращения, дальностью перевозок и транспортными расходами и т.д. и влиянием ограничивающих факторов. Наилучший вариант, полученный путем построения математической модели, применяется в плановых расчетах. Экономико-математическое моделирование позволяет использовать в комплексе методы вариантных приближений и технико-экономических расчетов. При планировании издержек обращения необходимо учитывать резервы их снижения в связи с действием факторов, особенно за счет улучшения организации торговли, внедрения новых, прогрессивных и более экономичных форм торговли, улучшения организации труда. Каждый вид издержек обращения имеет свои особенности расчета. Предприятие планирует издержки обращения прямым счетом, то есть подсчитывает расходы в соответствии с грузооборотом, численностью работников, договорами по аренде и содержанию помещения и т.д., а также в соответствии с установленными нормами, тарифами, ставками и другими показателями. Кроме того, при планировании издержек обращения по основным статьям расходов можно использовать метод среднего уровня затрат. Базовым показателем расчета в этом случае является средний уровень расходов по статье затрат по отношению к товарообороту. Издержки обращения при использовании данного метода, будут определяться по формуле: И = Т * Уср / 100% (где Т - товарооборот; Уср - средний уровень издержек).

Для определения среднего уровня затрат используем результаты анализа издержек, данные о товарообороте  предприятия. Рассмотрим коротко расчет отдельных статей издержек обращения. Так, расходы по перевозке товара исчисляются отдельно по видам перевозок железнодорожным, водным и воздушным путем, автомобильным и гужевым транспортом. Транспортные расходы оплачиваются поставщиками при отгрузке товаров, а торговые предприятия, получая товары, оплачивают расходы только по разгрузке вагона на станции назначения и доставке товаров автотранспортом на торговое предприятие. Поэтому расходы на железнодорожные и водные перевозки планируют только на ту часть товаров, которая будет доставлена на условиях цены франко-станция (пристань) отправления. Для этого необходимо сначала определить количество груза в тоннах, которое будет поступать на этих условиях. Это количество грузов умножают на стоимость перевозки (тарифы). Стоимость погрузки и разгрузки товаров исчисляется отдельно на основе установленных ставок. При постоянном составе иногородних поставщиков можно планировать расходы по железнодорожным и водным перевозкам на основе фактически скопившихся расходов за предплановый год с учетом возможных изменений. Расходы за аренду помещения определяют из размера площади арендуемых площадей и ставок арендной платы. Расходы по амортизации основных фондов отчисляют, исходя из стоимости их существующих норм амортизационных отчислений. При расчете принимают во внимание все оборудование, в том числе то, которое поступит в плановом периоде. Расходы по износу планируют с учетом потребности в них, сроках службы или состояния физического износа на начало планового периода. По всем остальным видам издержек обращения расчет производится на основе нормативов или же размер их устанавливается, исходя из фактической потребности в плановом периоде. При планировании издержек обращения по каждой статье торговым предприятиям необходимо широко использовать передовой опыт лучших предприятий, достигших наиболее экономного поведения хозяйства, нормативы по отдельным статьям в однородным торговых предприятиях и т.д.. Расходы на рекламу определяются на основе плана рекламных мероприятий в соответствии со сметой и графиком их осуществления. Расходы на тару рассчитываются исходя из объемов товарооборота по отдельным ее видам, норм уценки при ее возврате, норм амортизации по собственной инвентаризации, таре (таре - оборудованию) и планируемой сумме расходов на ее ремонт на предприятии. Расходы на обязательное страхование имущества определяются исходя из стоимости активов предприятия, подлежащих страхованию, размеров страховых тарифов и нормативов платежей страхования. Оставшаяся часть плановой суммы издержек обращения предприятия (за вычетом их суммы относимой на запасы товаров на конец планового периода) будет относиться к объему реализации товаров в плановом периоде и определять его реальную издержкоемкость.

 

 

2.2. Изменение и минимизация  трансакционных издержек фирмы

Понятие трансакционных издержек для российской экономики относительно ново. Однако, с каждым годом этот вид расходов становится все более затратным. Проследим, как изменялись с течением времени трансакционные издержки на примере затрат на информационные и коммуникационные технологии. Для этого используем данные сборника «Россия в цифрах» за 2008 год. В 2004 году затраты на информационные и коммуникационные технологии составили 168373,3 млн. руб. Наибольшую группу затрат в этой области составили затраты на приобретение вычислительной техники – 76460,9 млн. руб., на оплату услуг сторонних организаций и специалистов было потрачено 19480,9 млн. руб. В 2005 году затраты на информационные и коммуникационные технологии увеличились до 215301,6 млн. руб. В составе этой суммы – 78508,5 млн. на приобретение вычислительной техники, 56703,8 млн. руб. – оплата услуг связи, 34861,6 млн. – оплата услуг сторонних организаций и специалистов. В 2006 году на информационные и коммуникационные технологии было потрачено 252029,7 млн. руб., из них 84908,7 млн. на вычислительную технику, 79286,9 млн. на оплату услуг связи и 38235,2 млн. руб. на оплату услуг сторонних организаций и специалистов. Таким образом, за два года затраты на информационные и коммуникационные технологии увеличились почти на 50%! И это, с учётом скорости развития нашей страны, далеко не предел. Именно поэтому очень важно научиться управлять трансакционными издержками. Высокие трансакционные издержки в значительной степени затрудняют осуществление экспортно-импортных операций, снижают эффективность бизнеса, тормозят экономическое развитие страны. Подобно тромбам в кровеносной системе больного, трансакционные издержки осложняют международный обмен, ухудшают «экономическое здоровье» государства. Учитывая это обстоятельство, правительства и таможенные службы большинства стран мира предпринимают усилия в направлении снижения трансакционных издержек во внешнеэкономических операциях, пытаясь снизить негативные эффекты от их действия. Способы и направления действия государственных структур и бизнеса по снижению трансакционных издержек весьма разнообразны и многоплановы, включают в себя организационные, управленческие, технические и правовые мероприятия.

С развитием рыночных отношений, повышается самостоятельность предприятий, их экономическая и юридическая  ответственность. Резко возрастает значение финансовой устойчивости субъектов хозяйствования. Всё это значительно увеличивает роль управления денежными потоками предприятия и требует оценки влияния на них внешних факторов, с целью выработки мероприятий по снижению негативного воздействия со стороны последних. Одним из внешних факторов, воздействующих на денежные потоки организации является сложившаяся практика кредитования поставщиков и покупателей продукции. Влияние этого фактора проявляется в формировании как положительного (при реализации продукции), так и отрицательного (при закупке сырья, материалов, полуфабрикатов и т.п.) денежного потока предприятия во времени. Необходимо отметить, что сложившаяся практика кредитования поставщиков и покупателей продукции непосредственно связана с одним из видов трансакционных издержек, а именно издержками оппортунистического поведения. Политику снижения трансакционных затрат (в частности затрат, связанных с оппортунистическим поведением) можно условно разделить на два блока: кредитную политику, позволяющую эффективно использовать дебиторскую задолженность как инструмент увеличения продаж, и комплекс мер, направленных на снижение риска возникновения просроченной и безнадежной дебиторской задолженности. В целях минимизации риска возникновения просроченной дебиторской нужно руководствоваться следующими правилами: оценивать финансовое состояние контрагентов, которым предоставляется отсрочка платежа; предусматривать такие условия договора, чтобы они побуждали контрагентов избегать нарушений сроков оплаты; планировать объем дебиторской задолженности и мотивировать на его достижение сотрудников предприятия, вовлеченных в процесс управления дебиторской задолженностью.

Информация о работе Проблемы управления трансакционными издержками фирмы