Продукция предприятия, ее качество и конкурентоспособность

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2013 в 21:12, курсовая работа

Описание работы

Целью работы является рассмотрение и анализ производства и реализации продукции, определение факторов влияющих на конкурентоспособность продукции на ОАО «Спецавтохозяйтво», а так же предложение мероприятий по совершенствованию. В связи с этим задачами курсового проекта являются:
- определение теоретических аспектов анализа конкурентоспособности продукции;
- анализ конкурентоспособности продукции на конкретном предприятии,
- выявление возможных путей совершенствования на основе проведенного анализа.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ.............................................................................................................
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ КАЧЕСТВА ПРОДУКЦИИ И КОНКУРЕНТОСПООБНОСТЬ……………………………... …………….…
1.1. Понятие и показатели качества продукции…………... ……………..
1.2. Конкурентоспособность предприятия: понятие, факторы и резервы. …
1.3.Взаимосвязь качества и конкурентоспособности ……………………...
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ПРОДУКЦИИ НА ПРЕДПРИЯТИИ ОАО «СПЕЦАВТОХОЗЯЙСТВО»………………… .
2.1.Краткая характеристика предприятия ОАО «Спецавтохозяйство»……...
2.2.Анализ финансовой деятельности по предприятию ОАО «Спецавтохозяйство»……………………………………………………….…...
2.3.Анализ рентабельности продукции предприятия
2.4. Основные факторы, влияющие на конкурентоспособность продукции на ОАО «Спецавтохозяйство»
ГЛАВА 3. ПУТИ СОВЕРШЕНТВОВАНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ПРОДУКЦИИ НА ОАО «СПЕЦАВТОХОЗЯЙСТВО»…………………………………………
3.1. Рекомендации по повышению конкурентоспособности продукции на предприятии ОАО «Спецавтохозяйство»……………………………………
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ………………………………………………………………..
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………

Файлы: 1 файл

Сотникова Алина Эут -10.doc

— 444.50 Кб (Скачать файл)

Рентабельность продаж (Rn) рассчитывается делением прибыли  от реализации продукции, работ и  услуг или чистой прибыли на сумму  полученной выручки (РП).

 

 

 

Характеризует эффективность  предпринимательской деятельности: сколько прибыли имеет предприятие с рубля продаж.

Рентабельность продаж = (321 962/1 314 959)*100% = 24,48% (2010 год).

Рентабельность продаж = (224 794/1 089 232)*100% = 20,64% (2011 год). Таким образом  мы выяснили, что по сравнению с 2010 годом показатели рентабельности продукции упали, однако, сохраняют хороший уровень. Из этого можно сделать вывод, что продукция конкурентоспособна.

 

 

2.4. Основные факторы, влияющие на конкурентоспособность продукции на ОАО «Спецавтохозяйство»

 

Для того чтобы оценить, является ли продукция предприятия конкурентоспособной, необходимо сопоставить параметры анализируемого изделия и товара – конкурента, оценить выполнение плана по номенклатуре, рассчитать коэффициент ритмичности, проанализировать какие факторы влияют на изменения объема реализации продукции.

Оценка выполнения плана по номенклатуре основывается на сопоставлении планового и  фактического выпуска продукции по основным видам, включенным в номенклатуру (табл1.2).

  Таблица. 1.2.

Анализ выполнения контракта на поставку продукции за первое полугодие

Виды продукции,

по которым заключен контракт

 

 

Ед. измере-ния

 

Постаика

 продукции для гос.нужд

Отклонение от заключенного контракта

 

Выполнение плана, %

 

по контрак-ту

фактически

выполнено

1.Ведомый диск

шт.

10

10

-

100

2.Ведущий вал

шт.

10

9

-1

90

3.Опорная вилка

шт.

10

10

-

100

4.Возвратная пружина

шт.

10

8

-2

80

5.Цилиндр

шт.

10

10

-

100


 

Отклонение  в выполнении обязательств по поставке ведущего вала и возвратной пружины  в отчетном периоде на 1 и 2 единицы соответственно (10%, 20 %) должно быть восполнено в последующем периоде.

Таблица. 1.3

 

 Анализ ритмичности выпуска продукции (по декадам)

Декады месяца

Выпуск продукции, тыс. р.

Удельный вес продукции, %

Выполение плана

по ритмичности

 

по

плану

фактически

по плану

фактически

тыс. р.

%

I квартал

1343625

1346542

25

26

1343625

25

IIквартал

1254500

1287400

24

23

1254500

24

IIIквартал

1472175

1400478

27

26

1400478

26

IVквартал

1304200

1351750

24

25

1304200

24

Итого

5374500

5386170

100

100

5302803

29


 

Коэффициент ритмичности равен 99%. Данные таблицы  показывают, что предприятие в  течение года работало ритмично, допускались  незначительные отклонения от запланированного уровня выпуска продукции в третьем  квартале, что пришлось компенсировать в четвертом квартале года.

Таблица 2.

 

Анализ факторов изменения объема реализации, тыс. р.

Показатели

По плану

По отчету

Влияние факторов на объем  реализации

А

1

2

3

1.Остаток готовой продукции  на начало отчетного года

207000

213000

+6000

2.Выпуск продукции

5374500

5386170

+11670

3.Остаток готовой продукции  на конец года

390000

429000

+39000

4.Отгрузка продукции

5191500

5170170

-21330

5.Остаток товаров отгруженных:

а) на начало года

150000

214000

+64000

б) на конец года

1584000

1486000

-98000

6.Разные поступления

-

-

-

7.Реализация продукции  за год

3757500

3898170

+36330


 

 

Данные табл. 2 показывают, что перевыполнение плана реализации продукции произошло в результате роста выпуска продукции, наличия сверхплановых остатков готовой продукции и товаров, отгруженных на начало года, и снижения остатков товаров, отгруженных на конец года. Отрицательное влияние на объем реализации оказало сверхплановое увеличение остатков готовой продукции на конец года.

Для оценки конкурентоспособности  продукции необходимо сопоставить параметры анализируемого изделия и товара-конкурента. С этой целью рассчитывают единичные, групповые и интегральные показатели конкурентоспособности продукции (табл.2.1).

Единичные показатели отражают процентное отношение уровня какого – либо технического или экономического параметра (Р) к величине того же параметра продукта конкурента (Р100), принимаемого за 100%:

Групповой показатель (G) объединяет единичные показатели ( ) по однородной группе параметров с помощью весовых коэффициентов ( ), определяемых экспертным путем:

Интегральный показатель (I) представляет собой отношение группового показателя по техническим параметрам( ) к групповому показателю по экономическим параметрам( ):

Если I<1, то анализируемое изделие уступает образцу, а если I>1 , то оно превосходит изделие – образец или изделие конкурента по своим параметрам.

Таблица 2.1

 

Единичные и групповые  показатели конкурентоспособности 

Показатель

Оцениваемый вариант изделия

Изделие конкурента

G

Технические параметры

Число цилиндров

5

5

1

0,15

0,15

Диаметр цилиндров, мм

93

93

1

0,25

0,25

Ход поршня, мм

92

93

0,99

0,2

0,198

Рабочий объем, л

2.0

2,2

0,9

0,1

0,09

Итого

-

-

-

-

0,688

Экономические параметры

Цена, т.р.

45

49

0,92

0,6

0,552

Итого

-

-

-

-

0,552


 

По данным таблицы  можно сделать вывод о том, что оцениваемый двигатель уступает базовому образцу по техническим параметрам, но превосходит его по экономическим параметрам, что делает его конкурентоспособным: .

Кроме рейтинговой  оценки конкурентоспособности товаров для определения фактического положения изделия на определенном рынке можно определить долго рынка, контролируемую данной фирмой. Чем больше эта доля, тем выше фактическая конкурентоспособность товаров фирмы на данном рынке, и наоборот. С этой же целью рассчитывают и такой показатель, как отношение доли, занимаемой фирмой на рынке, к доле наиболее крупного конкурента. Если это отношение больше единицы, то доля фирмы считается высокой, если меньше - низкой.

Важное направление  повышения конкурентоспособности продукции - совершенствование организации торговли, сервисного обслуживания покупателей, рекламы продукции, которые являются мощными инструментами стимулирования спроса.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 3. ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ КОНКУРЕНТОПООБНОСТИ ПРОДУКЦИИ НА ПРЕДПРИЯТИИ ОАО «СПЕЦАВТОХОЗЯЙСТВО»

3.1. Рекомендации по повышению конкурентоспособности продукции  ОАО «Спецавтохозяйство»

 

Под условиями, влияющими  на качество продукции, понимаются обстоятельства, в которых действуют перечисленные  факторы. К числу условий влияющих на уровень качества продукции, относятся формы организации труда, производственных процессов и другие обстоятельства. Для обеспечения оптимального уровня качества продукции необходимо обеспечить наиболее благоприятное соотношение между факторами и условиями, влияющими на качество.

Все факторы, влияющие на качество продукции, разделяются на объективные и субъективные. К  объективным факторам относят: технический  уровень производственной базы, организацию  подготовки производства, механизацию и автоматизацию производства и другие.

К группе субъективных факторов относятся: профессиональное мастерство; общеобразовательный уровень; психологический  склад человека; личные устремления  и заинтересованность в результатах  труда.

Качество выпускаемой продукции по праву можно отнести к важнейшим критериям деятельности любого предприятия. Именно повышение качества продукции определяет степень выживаемости фирмы в условиях рынка, темпы научно технического прогресса, рост эффективности производства, экономию всех видов ресурсов, используемых на предприятии.

Требования к качеству устанавливаются и финансируются  в нормативных и нормативно технических  документах: государственных, отраслевых, фирменных стандартах, технических  условиях на продукцию, в технических заданиях на проектирование или модернизацию изделий, в чертежах, технологических картах и технологических регламентах, в картах контроля качества и т.п.

Международная организация  по стандартизации (ИСО) трактует качество как совокупность свойств и характеристик продукции или услуги, которые придают им способность удовлетворять обусловленные или предполагаемые потребности (стандарт ИСО 840294). С понятием качества тесно связаны такие понятия, как технический уровень продукции, конкурентоспособность товара, показатели качества, петля качества. Насыщенность рынка изделиями высокого технического уровня и качественными потребительскими товарами это главный признак полнокровной, процветающей экономики.

Сегодня в мире применяются  различные системы управления качества. Но для успешной деятельности в настоящее время они должны обеспечивать возможность реализации восьми ключевых принципов системного управления качеством, освоенных передовыми международными компаниями.

Принцип первый ориентация на потребителя. Стратегическая ориентация на потребителя, соответствующим образом обеспечиваемая организацию, методически и технически, жизненно необходима каждой организации и каждому предприятию, функционирующему в условиях конкурентного рынка.

Принцип второй роль руководства. В соответствии с ним руководитель должен создать условия, необходимые для успешной реализации всех принципов системного управления качеством.

Принцип третий вовлечение работников. Это одно из ключевых положений в соответствии, с которым каждый работник должен быть вовлечен в деятельность по управлению качеством. Необходимо добиться, чтобы у каждого возникла внутренняя потребность в улучшениях.

Принцип четвертый процессный подход по обеспечению качества на этапах производства, монтажа и технического обслуживания: производственное планирование, товарно-материальный учет.

Пятый принцип системный  подход к управлению. В соответствии с этими принципами производство товаров, услуг и управление рассматривается  как совокупность взаимосвязанных  процессов, а каждый процесс как система, имеющая вход и выход, своих "поставщиков" и "потребителей" к управлению, основу которого составляет иерархическая организационная структура.

В стандартных ИСО 9001 и QS9000 есть, например, норма, в соответствии с которой поставщик для подготовки к производству новой или модернизированной продукции должен формировать группы специалистов из различных подразделений. Такие группы должны включать конструкторов, технологов, специалистов службы качества, а также специалистов других служб.

Информация о работе Продукция предприятия, ее качество и конкурентоспособность