Программа занятости 2020

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2012 в 09:56, контрольная работа

Описание работы

В своем ежегодном Послании народу Казахстана «Построим будущее вместе!» от 28 января 2011 года Глава государства поставил задачу по повышению эффективности рынка труда, вовлечению малообеспеченного, безработного и самостоятельно занятого населения в активные программы содействия продуктивной занятости.

Файлы: 1 файл

Программа занятости 2020.docx

— 41.94 Кб (Скачать файл)

Программа занятости 2020

Введение

 

В своем ежегодном Послании народу Казахстана «Построим будущее  вместе!» от 28 января 2011 года Глава  государства поставил задачу по повышению  эффективности рынка труда, вовлечению малообеспеченного, безработного и  самостоятельно занятого населения  в активные программы содействия продуктивной занятости.

Проведение активной политики занятости относится к одному из основных социальных приоритетов  деятельности Правительства Республики Казахстан. Обеспечение достойной  занятости – основа социальной защиты населения, важнейшее условие развития и реализации потенциала человеческих ресурсов, главное средство роста  общественного богатства и повышения  качества жизни.

В ходе социально-экономических  преобразований  в стране создан динамично развивающийся рынок  труда, устойчиво повышается  экономическая  активность и уровень занятости  населения. За последние 10 лет численность  занятого населения увеличилась  с 6698,8 тыс. человек до                8141,4 тыс. человек, а уровень безработицы  снизился с 12,8 % в 2001 году до 5,5 % на конец 2010 года.

Разработка и реализация специальных мер сохранения рабочих  мест и содействия занятости в  рамках Дорожной карты позволили  сохранить высокий уровень занятости  и в годы временных экономических  трудностей, связанных с влиянием мирового финансово-экономического кризиса (2008 – 2010 годы).

Осуществляемый в настоящее  время переход к форсированному индустриально-инновационному развитию, с одной стороны, расширяет возможности  дальнейшего роста  занятости, а  с другой – требует разработки и реализации новых подходов к  вовлечению на рынок труда внутренних резервов рабочей силы, повышению  качества и экономической активности трудовых ресурсов.

 

3. Анализ текущей ситуации

 

Регулирование рынка труда  и сферы занятости в Республике Казахстан, начиная с 1991 года, осуществлялось преимущественно в формате специальных  программ занятости населения: Программа по борьбе с бедностью и безработицей на 2000 – 2002 годы, утвержденная постановлением Правительства Республики Казахстан от 3 июня 2000 года № 833, Программа по снижению бедности в Республики Казахстан на 2003 – 2005 годы, утвержденная постановлением Правительства Республики Казахстан от                   26 марта 2003 года № 296 и Программа занятости населения Республики Казахстан на 2005 – 2007 годы, утвержденная постановлением Правительства Республики Казахстан от 27 января 2005 года № 68.

На 2008 – 2010 годы был разработан и утвержден постановлением Правительства  Республики Казахстан от 20 ноября 2007 года № 1114 План мероприятий по совершенствованию  системы занятости населения  Республики Казахстан, направленный на предупреждение роста безработицы, содействие росту продуктивной занятости, повышение качества рабочей силы и  защиту национального рынка  труда.

Однако с осени 2008 года под воздействием мирового финансово-экономического кризиса в Республике Казахстан  началось снижение темпов производства, наблюдался рост инфляции, произошло  снижение занятости и, соответственно, уменьшение доходов населения. Полностью  или частично приостановили производство 264 предприятия. Более сорока тысяч  работников были переведены на режим  частичной занятости, либо отправлены в отпуска без содержания. Численность  безработного населения составила 559,3 тыс. человек (или 6,6 % от экономически активного населения).

Прогнозировался рост безработицы, дальнейшее высвобождение работников, особенно в экспортоориентированных отраслях производства. Риски сокращения рабочих мест ожидались также в сферах строительства, торговли, транспорта и связи.

В такой ситуации Правительство  Республики Казахстан по поручению  Главы государства разработало  специальную Стратегию занятости  и переподготовки кадров (Дорожная карта), направленную на обеспечение  занятости, недопущение существенного  роста безработицы, сохранение и  создание новых рабочих мест.

Широкое применение в рамках Дорожной карты активных форм содействия занятости (социальные рабочие места, молодежная практика, переподготовка и повышение квалификации) способствовало активизации граждан из целевых  групп населения, а уровень молодежной безработицы               (4,7 %) впервые был зафиксирован на отметке ниже общего уровня безработицы  в стране.

Основными результатами Дорожной карты стали: реализация почти                9 тыс. проектов; создание 392 тыс. рабочих  мест; направление на подготовку и  переподготовку около 150 тыс. человек, из которых около половины трудоустроены; трудоустройство более 192 тыс. человек  на социальные рабочие места и  рабочие места в рамках молодежной практики.

Реализованная в условиях кризиса стратегия краткосрочной  занятости населения – Дорожная карта, позволила не только не допустить  роста безработицы, но и добиться снижения ее уровня с 6,9 % во втором квартале 2009 года до 5,5 % в декабре 2010 года.

Рост занятости обусловил  увеличение доходов населения и  снижение уровня бедности. Доля населения, имеющего доходы ниже уровня прожиточного минимума, снизилась с 46,7 % в 2001 году до 18,2 % – в 2006 и 6,9 % – в 2010 году.

Однако, несмотря на позитивные изменения, национальный рынок труда  не сбалансирован. При наличии безработных, сохраняются незаполненные вакансии, отсутствует объективный прогноз потребностей отраслей экономики в специалистах. Отмечается дефицит рабочей силы, в первую очередь, квалифицированных кадров, работников технического и обслуживающего труда, связанный с низким качеством трудовых ресурсов и отсутствием реальной связи производства и обучения. Примерно треть занятого населения не имеет профессионального образования.

В структуре занятого населения  велика доля самостоятельной занятости  – 33,3 % или более 2,7 млн. человек. Основная часть самозанятых проживает в сельской местности и занята на личном подворье, доходы от которого зачастую находятся на уровне выживания. В подавляющем большинстве самозанятые не охвачены системой социальной защиты и поддержки.

Особую тревогу вызывает положение сельской молодежи, которая  в силу ограниченного доступа  к получению профессионального  образования практически неконкурентоспособна на формальном рынке труда.

Прямым следствием такого состояния рынка труда является сохранение бедности, по состоянию  на 1 октября 2010 года более 1,1 млн. человек  имели доходы ниже прожиточного минимума.

В социальной поддержке малообеспеченного  населения недостаточно используются активные меры содействия занятости  и получению трудовых доходов.

Проведенные в конце 90-х  годов прошлого столетия институциональные  преобразования службы занятости снизили  эффективность регулирования рынка  труда.

Сложившаяся, таким образом, ситуация не только замедляет темпы  снижения бедности, но и означает недоиспользование  имеющихся в стране трудовых ресурсов вопреки растущему спросу на рабочую  силу в условиях перехода к новому витку экономического роста.

В мировой практике для  решения такого рода проблем используются активные программы на рынке труда (далее – АПРТ). АПРТ осуществляются через развитие трудовых ресурсов (профессиональная подготовка и переподготовка), увеличение спроса на рабочую силу (субсидирование заработной платы/занятости, общественные работы), совершенствование регулирования  рынка труда (создание служб занятости, информационное сопровождение), сочетание  активизации трудовых усилий с системой социальной поддержки осуществляемой государством (стратегии «прав и обязанностей» или «взаимных обязательств», когда государство обязуется оказывать высококачественные услуги по обеспечению занятости и обучению, а участник АПРТ обязуется осуществлять интенсивный поиск работы).

В экономическом плане  АПРТ предполагают увеличение вероятности  продуктивной занятости, рост производительности труда и заработной платы, в социальном – снижение безработицы, рост трудовой активности и развитие человеческого  потенциала.

Первоначально такие программы  использовались во время экономической  депрессии и высокого уровня безработицы, в настоящее время – применяются для смягчения негативного влияния промышленной реструктуризации в странах с переходной экономикой и интеграции уязвимых слоев населения, наиболее отдаленных от рынков труда.

Достигаемые на этой основе позитивные результаты делают актуальным разработку и применение АПРТ и на казахстанском рынке труда.

Наши возможности в  этом плане усиливает накопленный  в ходе реализации Дорожной карты  опыт управления рисками, возникающими на рынке труда.

 

4. Цель, задачи и целевые  индикаторы Программы 

 

4.1 Цель Программы

 

Повышение уровня доходов  населения путем содействия устойчивой и продуктивной занятости.

 

4.2 Целевые индикаторы  Программы

 

К 2016 году:

Программой занятости 2020 (далее – Программа) будут охвачены до             1,5 млн. человек;

Уровень бедности снизится с 8,2% до 6 %;

Уровень безработицы не будет  превышать 5,5 %;

Доля самостоятельно занятых в составе занятого населения снизится с 33,3% до 26 %;

Дополнительный рост производительности труда за счет реализации Программы  составит 20%.

Количественные индикаторы до 2020 года будут определены по мере завершения первого этапа Программы  с возможным внесением в нее  соответствующих  изменений.

 

4.3. Задачи Программы

 

1. Вовлечение самозанятых, безработных и малообеспеченного населения в активные программы занятости.

2. Развитие кадрового потенциала для реализации Государственной программы по форсированному индустриально-инновационному развитию Республики Казахстан на 2010 – 2014 годы (далее – ГПФИИР).

3. Совершенствование системы оказания адресной социальной помощи.

Реализация Программы  в первую очередь направлена на обучение, трудоустройство, содействие в открытии и расширении собственного дела по месту жительства, а в случае отсутствия таких возможностей, содействие добровольному  переезду из населенных пунктов с  низким экономическим потенциалом  в населенные пункты с высоким  экономическим потенциалом и  центры экономического роста с целью  расширения доступности  продуктивной занятости.

В этой связи, реализация Программы  будет осуществляться по следующим  направлениям:

1. Обучение и содействие в трудоустройстве  самозанятого, безработного и малообеспеченного населения.

2. Содействие развитию предпринимательства на селе.

3. Повышение мобильности трудовых ресурсов.

Для реализации Программы  будут:

1) приняты меры по совершенствованию  нормативной правовой базы;

2) сформирована общенациональная  база данных текущих вакансий  и прогнозируемых рабочих мест  в разрезе отдельных специальностей (далее – База данных). База  данных будет формироваться за  счет проектов карты индустриализации, «Дорожной карты бизнеса 2020»  и других инициатив частного  сектора.

Центральные и местные  государственные органы и организации, ответственные за реализацию проектов в рамках карты индустриализации, Программы «Дорожная карта бизнеса 2020», развитие предпринимательства  на периодической основе, по установленной  форме, будут направлять Оператору  Программы сведения по имеющейся  и прогнозируемой потребности в  работниках в разрезе регионов и  отдельных специальностей.

В целях финансового обеспечения  мероприятий, предусмотренных Программой, в зависимости от численности  самозанятого, безработного населения будут определены лимиты финансирования для каждой из областей, города республиканского значения, столицы.

Для обеспечения целевого использования представленных по лимиту средств и достижения предусмотренных Программой результатов (целевые индикаторы) между администраторами республиканских бюджетных программ  и местными исполнительными органами будут заключаться соглашения о результатах по следующим основным параметрам:

количество и состав участников Программы, охваченных обучением;

количество и состав участников Программы, трудоустроенных на постоянные рабочие места, в том числе  из числа прошедших обучение;

количество и состав участников Программы, переселяемых в центры экономического роста;

сокращение численности  самостоятельно занятых работников;

снижение уровня безработицы;

сокращение численности  населения, проживающего ниже уровня прожиточного минимума;

другие показатели.

Управление реализацией  Программы будет осуществляться:

на уровне республики: 

Межведомственной комиссией  по реализации Программы занятости 2020 при Правительстве Республики Казахстан (далее – МВК).

Государственным органом  ответственным за реализацию и оператором Программы будет являться Министерство труда и социальной защиты населения  Республики Казахстан (далее – Оператор Программы);

на областном (столичном, города республиканского значения)                       уровне – региональной комиссией  по реализации Программы (далее –  региональные комиссии) и уполномоченными  органами по вопросам занятости;

Информация о работе Программа занятости 2020