Производительность и эффективность труда в торговли: пути повышения эффективности труда

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Февраля 2014 в 22:21, курсовая работа

Описание работы

Актуальность данной темы заключается в том, что в современных условиях предприятия торговли ориентированы не только на структурное и организационное развитие, но и на повышение эффективности деятельности. Экономическая эффективность определяется как соотношение между затратами по вовлеченным материальным, финансовым, трудовым ресурсам и полученными результатами.
Торговля является одной из важнейших сфер жизнеобеспечения населения. С ее помощью осуществляется рыночное согласование товарного предложения и покупательского спроса.

Содержание работы

Введение 3
1 Теоретические основы производительности и эффективности труда в торговли 5
1.1 Производительность и эффективность труда: понятие, особенности в торговле 5
1.2 Показатели измерения производительности и эффективности труда 7
1.3 Пути повышения производительности труда в торговле 12
2 Анализ производительности и эффективности труда в торговли на примере ООО «КТМ» 19
2.1 Краткая организационно-экономическая характеристика предприятия 19
2.2 Комплексная оценка эффективности торговой деятельности предприятия 26
Заключение 37
Список использованных источников и литературы 39

Файлы: 1 файл

Производительность и эффективность труда в торговли.doc

— 1.12 Мб (Скачать файл)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ  И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное бюджетное  образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТОРГОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

ЧЕЛЯБИНСКИЙ ИНСТИТУТ (ФИЛИАЛ)

 

 

КАФЕДРА «ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ НА ПРЕДПРИЯТИИ»

 

 

 

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

по дисциплине: «Экономика предприятия»

тема: «Производительность и эффективность труда в торговли: пути повышения эффективности труда»

 

Выполнил: студент 4 курса

Специальности 080502 «Экономика и

управление на предприятии

(торговли и общественного  питания)»

заочной формы обучения                               __________                  Н.В. Саночкин

                                                                                                               Подпись                                         Инициалы, фамилия               

 

 

 

Научный руководитель

  ст. преподаватель                                      __________                       Э.В. Таипова

   ученое звание, ученая степень                                               Подпись                                          Инициалы, фамилия

 


 

 

 

Челябинск 2013

 

Содержание

 

 

 

Введение

 

Актуальность данной темы заключается в том, что в современных условиях предприятия торговли ориентированы не только на структурное и организационное развитие, но и на повышение эффективности деятельности. Экономическая эффективность определяется как соотношение между затратами по вовлеченным материальным, финансовым, трудовым ресурсам и полученными результатами.

Торговля является одной из важнейших  сфер жизнеобеспечения населения. С  ее помощью осуществляется рыночное согласование товарного предложения и покупательского спроса.

Чтобы торговое предприятие успешно  функционировало, необходимо проводить глубокий анализ его коммерческой деятельности в зависимости от постоянно меняющейся рыночной среды. Это позволит сделать предприятие устойчиво прибыльным и конкурентоспособным, обеспечить его развитие, предвидеть будущее.Экономический рост на макроуровне обеспечивается за счет экономического роста всех хозяйствующих субъектов рынка. При любых изменениях в структуре экономики проблема экономического роста ее субъектов остается актуальной.

Эффективность использования трудовых ресурсов на предприятиях торговли выражается в изменении производительности труда. Показатель производительности труда является обобщающим показателем работы хозяйствующих субъектов. В данном показателе отражаются как положительные стороны работы, так и все ее недостатки.

Производительность труда в  торговле, характеризуя эффективность  затрат труда, определяется количеством  продукции, реализуемым в единицу  рабочего времени, или затратами  труда на единицу продукции.

Измерение производительности труда  в торговле играет важную роль для обеспечения обоснованности планирования численности персонала и повышения эффективности работы самого торгового предприятия.

Целью курсовой работы является анализ производительности и эффективности труда в торговли: пути повышения эффективности труда.

Для достижения  поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

  1. рассмотреть теоретические основы производительности и эффективности труда в торговли;
  2. изучить пути повышения производительности труда в торговле;
  3. оценить краткую организационно-экономическую  деятельность предприятия;
  4. провести анализ комплексной оценки эффективности торговой деятельности предприятия.

Объектом исследования курсовой работы является ООО «КТМ».

Предметом исследования является диагностика эффективности труда в торговли: пути повышения эффективности труда.

Методами исследования поставленных в работе задач являются: системный  подход, расчетно-аналитический метод, теория организации предприятия.

Теоретической основой исследования являются работы ученых экономистов в сфере анализа финансового состояния, а именно Бланка А.И., Шеремета А.Д., Ковалева В.В., Крейниной М.Н., Погостинского Ю.А. и Погостинской Н.Н. , Савицкой Г.В. , Коха Р.

Информационную базу исследования составили законодательные акты Российской Федерации в сфере хозяйственной деятельности; результаты исследований, содержащиеся в работах отечественных и зарубежных экономистов; материалы периодических специальных изданий; справочные и инструктивные материалы, а также показатели производственно-финансовой деятельности предприятия ООО «КТМ».

Курсовая работа состоит из введения, двух глав и заключения.

1 Теоретические основы производительности и эффективности труда в торговли

1.1 Производительность и эффективность труда: понятие, особенности в торговле

 

Эффективность труда – комплексная  характеристика использования трудовых ресурсов. Во всех сферах деятельности измеряется как отношение результата к затратам живого труда. Основными  показателями эффективности труда, в том числе в торговле, служат показатели производительности труда [7, с.127-129].

Успешность любой трудовой деятельности характеризуется ее эффективностью. Эффективность использования трудовых ресурсов, занятых в торговле, выражается следующими показателями:

- производительность труда;

- затраты времени покупателей;

- качество обслуживания и др.

Все эти показатели тесно связаны  между собой, поэтому их нужно  рассматривать во взаимосвязи.

Показателем производительности труда  в торговле считается величина товарооборота  на одного среднесписочного работника в целом, а также по отдельным категориям. Этот показатель зависит от структуры товарооборота, уровня цен на товары. Поэтому в отдельных случаях для более точной оценки производительности используют натуральные показатели.

Производительность труда – это показатель эффективности использования ресурсов труда (трудового фактора).

В торговле производительность труда  измеряется:

- количеством товаров (в натуральном  или денежном выражении), произведенной  одним работником за фиксированное  время (час, день, месяц, год);

- количеством времени, затраченным  на производство единицы товарной  продукции;

- объемом продаж в течение  конкретного временного промежутка (день, месяц, год).

Эффективность использования человеческих ресурсов фирмы характеризует производительность труда, которая определяется количеством продукции, произведенной в единицу рабочего времени, или затратами труда на единицу произведенной продукции или выполненной работы. Основными показателями производительности труда на уровне предприятия являются показатели выработки (В) и трудоемкости (Тр) продукции, рассчитываемые по следующим формулам:

 

В = q/Чсп,      (1)

Тр = Т/q,       (2)

 

где q – объем произведенной  продукции или выполненной работы в натуральных или условно-натуральных  единицах измерения;

Чсп – среднесписочная численность  работающих;

Т – время, затраченное на производство всей продукции, нормо-часов.

Наиболее распространенным и универсальным  показателем производительности труда  является выработка продукции. На промышленных предприятиях в зависимости от единицы измерения объема производства различают три метода определения выработки – натуральный, стоимостной и нормированного рабочего времени [8, с.88-90].

Наиболее наглядно производительность труда характеризуется показателем  выработки в натуральном выражении, измеряемой в тоннах, метрах и т.д.

В стоимостном выражении выработку  на предприятии можно определять по показателям валовой, товарной, реализуемой  и чистой продукции в зависимости  от области применения данного показателя. Выработка может быть определена в расчете на один отработанный человеко-час (часовая выработка), один отработанный человеко-день (дневная выработка), на одного среднесписочного работника (рабочего) в год, квартал или месяц (годовая, квартальная или месячная выработка).

Трудоемкость представляет собой  затраты рабочего времени на производство единицы продукции в натуральном  выражении по всей номенклатуре выпускаемой  продукции и услуг [8, с.89-93].

1.2 Показатели измерения производительности и эффективности труда

 

Целью анализа показателей эффективности и производительности труда торгового предприятия являются изучение и оценка эффективности использования рабочей силы и затрат.

В современных условиях анализ производительности и эффективности труда является составной частью анализа финансовой деятельности предприятия. В практической жизни возникает необходимость обеспечения наиболее экономного ведения деятельности торговых предприятий, более эффективного использования трудовых ресурсов. Способность торгового предприятия обеспечить получение прибыли на основе высокой доходности труда персонала характеризуют факторы его экономической результативности. К ним, прежде всего, относятся факторы, характеризующие численность персонала, степень его занятости и уровень оплаты труда. Понятие персонала торгового предприятия характеризуется его составом.

По функциональному составу  всех работников можно разделить  на три группы. Первая – это персонал управления и специалисты. Сюда относятся  работники, выполняющие функции  управления; руководители предприятия, менеджеры, товароведы-эксперты, бухгалтеры и т.д. Вторая группа – торгово-оперативный персонал. В эту группу включаются работники, занятые непосредственным обслуживанием покупателей: заведующие и заместители заведующих товарными секциями (отделами), продавцы, контролеры, кассиры, продавцы торговых павильонов и мелкорозничной сети. Третья группа – это вспомогательный персонал. Сюда относятся работники, обслуживающие процесс продажи товаров, занятые хранением товаров, подготовкой к продаже, их перемещением, – фасовщики, комплектовщики, уборщики производственных помещений и др.

Структура и численность персонала  на торговых предприятиях в значительной степени зависят от форм собственности. В связи с этим выделяют работников – собственников имущества и наемных работников. На приватизированных предприятиях, как правило, наблюдается сокращение численности персонала и упрощение его структуры. Этому способствуют более интенсивный труд работников и их заинтересованность в получении доходов от прибыли.

Для характеристики эффективности использования трудовых ресурсов могут использоваться следующие показатели:

- численность персонала прошлого  и отчетного годов (Ч0, Ч1);

- товарооборот прошлого и отчетного  годов (Т0, Т1);

- производительность прошлого  и отчетного периодов (выработка одного работника – В0, В1).

При анализе производительности труда  рассматривают товарооборот на одного работника в целом по предприятию, в том числе на одного работника  торгово-оперативного персонала. При  этом целесообразно учитывать влияние таких факторов, как изменение структуры товарооборота, состава торговой сети, цен и т.д.

Влияние на численность работников изменения объема товарооборота  и выработки определяется с помощью  способа цепной подстановки, введя  показатель расчетной численности.

Численность персонала зависит  от трудоемкости товарооборота, его  структуры, внутригруппового ассортимента реализуемых товаров. Увеличение трудоемкости товарооборота требует дополнительной численности работников. Ее прирост  за счет изменения трудоемкости (Чтр) реализуемых товаров можно определить по формуле:

Чтр = Ч11/(В1*Iтр),        (3)

 

где Iтр – индекс трудоемкости.

Для непосредственной оценки рациональности использования трудовых ресурсов на торговых предприятиях применяются  показатели производительности труда.

Производительность труда характеризует  выработку на одного работника в  единицу времени и измеряется различными методами в зависимости  от особенностей учета на конкретном предприятии. При наличии возможности  натурального учета реализации производительность труда может измеряться по следующей формуле:

 

ПрТ = q / T ,           (4)

 

где ПрТ – производительность труда  работников предприятия;

q – объем выполненных работ  в натуральном выражении;

Т – суммарные затраты времени  на выполнение данных работ.

Количественное измерение производительности труда в натуральных показателях  может использоваться при реализации товаров простого ассортимента (хлеб, молоко, овощи) и в неторговой деятельности (фасовка).

Широкое распространение получил  стоимостный метод определения производительности труда торговых работников. В зависимости от характера решаемых предприятием задач производительность труда может исчисляться как:

- среднечасовая по формуле:

 

           ПрТпр=ТОб/Нчас,           (5)

 

где ПрТпр – среднечасовая производительность труда работников;

ТОб – товарооборот за анализируемый  период (руб.);

Нчас – количество отработанных человеко-часов за анализируемый  период;

- среднедневная по формуле:

 

ПрТдн=ТОб/Ндн,            (6)

 

где ПрТдн – среднедневная производительность труда работников;

ТОб – товарооборот за анализируемый  период (руб.);

Ндн – количество отработанных человеко-дней за анализируемый период;

Информация о работе Производительность и эффективность труда в торговли: пути повышения эффективности труда