Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Февраля 2014 в 22:21, курсовая работа
Актуальность данной темы заключается в том, что в современных условиях предприятия торговли ориентированы не только на структурное и организационное развитие, но и на повышение эффективности деятельности. Экономическая эффективность определяется как соотношение между затратами по вовлеченным материальным, финансовым, трудовым ресурсам и полученными результатами.
Торговля является одной из важнейших сфер жизнеобеспечения населения. С ее помощью осуществляется рыночное согласование товарного предложения и покупательского спроса.
Введение 3
1 Теоретические основы производительности и эффективности труда в торговли 5
1.1 Производительность и эффективность труда: понятие, особенности в торговле 5
1.2 Показатели измерения производительности и эффективности труда 7
1.3 Пути повышения производительности труда в торговле 12
2 Анализ производительности и эффективности труда в торговли на примере ООО «КТМ» 19
2.1 Краткая организационно-экономическая характеристика предприятия 19
2.2 Комплексная оценка эффективности торговой деятельности предприятия 26
Заключение 37
Список использованных источников и литературы 39
- на одного среднесписочного работника по формуле:
ПрТ=ТОб/Нсрсп, (7)
где ПрТ – производительность труда на одного среднесписочного работника;
ТОб – товарооборот за анализируемый период (руб.);
Нсрсп – среднесписочная численность за анализируемый период (человек).
Наиболее распространен в практ
Как и любому стоимостному показателю, показателю производительности труда присущи определенные недостатки:
- стоимостная оценка не
- в условиях инфляции
Поэтому при определении показателя производительности труда в динамике необходимо учитывать изменение среднего товарооборота, приходящегося на одного работника в единицу времени с учетом индекса цен и ассортиментного состава.
Уровень производительности труда работников торговых предприятий определяется следующими факторами:
- структурой и объемом
- широтой ассортимента;
- укомплектованностью и
- организацией труда и степенью
механизации торговых
- квалификационным и
Существенным моментом в анализе производительности труда является исчисление ее влияния на увеличение объема товарооборота. Для определения влияния изменения производительности труда на прирост товарооборота производятся расчеты по следующим формулам:
Тч = (Ч/Т)*100%,
где Тч – прирост товарооборота за счет прироста численности;
Ч – прирост численности, %;
Т – прирост товарооборота, %;
Тп= 100%-Тч, (9)
где Тп – прирост товарооборота за счет повышения производительности труда.
Рост эффективности деятельности предполагает непременное сокращение затрат времени покупателей, повышение качества торгового обслуживания. Если высокий товарооборот на одного работника получен в результате неукомплектованности продавцами, то он не свидетельствует о росте эффективности труда торговых работников.
Критериями оценки эффективности использования трудовых ресурсов является рост трудовых доходов работников, с одной стороны, и рост прибыльности их труда для предприятия, с другой. Доходность труда в торговле имеет важное социальное значение, так как продажа товаров должна не только приносить прибыль, но и способствовать повышению качества услуг, оказываемых в торговле. В некоторых случаях для расширения ассортимента и привлечения покупателей торговые предприятия идут на продажу низкорентабельных и даже убыточных товаров. Но в целом реализация товаров должна быть прибыльной. Оценка прибыльности труда работников может быть выражена коэффициентом, рассчитываемым по формуле:
Кпт= ЧП/ФП, (10)
где Кпт – коэффициент прибыльности труда работника;
ЧП – прирост чистой прибыли на одного работника за определенный период времени, тыс. руб.;
ФП – прирост фонда
Прибыльность труда можно рассч
Производительность труда на предприятии за определенный период изменяется под воздействием многих причин. По существу, все факторы, влияющие на изменение объема производства и численность работников предприятия, оказывают влияние и на изменение производительности труда. Под факторами изменения производительности труда понимаются причины, обусловливающие изменение ее уровня. В практике планирования и учета на большинстве действующих российских предприятий все факторы изменения производительности труда классифицируются по следующим основным группам:
- изменение технического уровня торговли;
- совершенствование управления, организации торговли и труда;
- изменение объема и структуры торговли;
- прочие факторы.
Под резервами роста
Обычно на российских предприятиях внутрипроизводственные резервы роста производительности труда разделяются на резервы снижения трудоемкости, улучшения использования рабочего времени, экономии материальных ресурсов и орудий труда. Внутрипроизводственные резервы роста производительности труда выявляются и реализуются непосредственно на предприятии. К их числу можно отнести:
- снижение трудоемкости
- улучшение использования
- резервы улучшения структуры,
повышения компетентности
По времени использования
На повышение
Материально-технические факторы связаны с использованием нового оборудования, прогрессивных технологий товародвижения, индустриализацией доставки и перемещения грузов. Совершенствование деятельности торговых предприятий достигается за счет осуществления следующих мероприятий:
- замена морально устаревшего оборудования новым;
- индустриализация доставки и перемещения грузов;
- оснащение предприятий
- внедрение новых технологий товародвижения.
Организационно-экономические факторы определяются уровнем организации труда и управлением. К ним относятся:
- совершенствование структуры управления;
- улучшение оперативного
- внедрение и развитие
- развитие услуг, оказываемых покупателям;
- совершенствование организации
транспортного, складского
- расширение зон обслуживания покупателей;
- внедрение передовых методов и приемов труда;
- расширение сферы нормирования труда;
- внедрение гибких форм
- совершенствование системы
Социально-психологические
Для повышения производительности труда используется материальное и моральное стимулирование труда.
Стимулирование как тактика решения проблем, возникших на предприятии, ориентировано на фактическую структуру ценностных ориентации и интересов работника, на более полную реализацию имеющегося трудового потенциала. Стимулирование персонала будет эффективным, если оно соответствует потребностям, интересам и способностям работников, т.е. механизм стимулирования должен быть адекватен механизму мотивации [17, с. 27-30].
Стимулирование как способ управления
трудовым поведением работника состоит
в целенаправленном воздействии
посредством влияния на условия
его жизнедеятельности с
- моральное стимулирование – оказывает желаемое воздействие на поведение работников за счет психологических установок, на основе слабостей, самолюбия и проч.;
- стимулирование свободным
- организационное
Материальное стимулирование представляет собой совокупность форм и методов обеспечения и повышения материальной заинтересованности работников в достижении определенных индивидуальных и коллективных результатов. Различают:
- материальное денежное
- материальное неденежное
Для работодателей дополнительные выплаты представляют собой часть издержек на рабочую силу, например платежи в фонды социального страхования, пенсионные фонды, фонды обязательного медицинского страхования.
Компенсация представляет собой общие
издержки предприятия, затраченные
им на оплату труда работника в
случае получения последним
Компенсация ограничивается с двух сторон – низшим уровнем (он зависит от предложения рабочей силы) и высшим уровнем (соответственно он определяется спросом на рабочую силу).
Конкретный размер компенсации зависит от соблюдения принципа справедливости, предусматривающего равную оплату за равный труд; комплексной оценки сложности труда; заслуг, достижений и возраста работника и от ряда других факторов.
Система надбавок и доплат широко
применяется как форма
Надбавки к заработной плате представляют собой денежные выплаты, которые начисляются работникам сверх их основной ставки (оклада) и в значительной мере являются выплатами стимулирующего характера. В торговых организациях применяются надбавки: за профессиональное мастерство (в соответствии с имеющимися заслугами, грамотами, престижем и проч.); за высокие достижения в труде, например, так называемые работники-«передовики», производительность труда которых превышает производительность остальных работников.
Доплаты представляют собой денежные
выплаты, с помощью которых
- за совмещение профессий (