Производительность и эффективность труда в торговли: пути повышения эффективности труда

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Февраля 2014 в 22:21, курсовая работа

Описание работы

Актуальность данной темы заключается в том, что в современных условиях предприятия торговли ориентированы не только на структурное и организационное развитие, но и на повышение эффективности деятельности. Экономическая эффективность определяется как соотношение между затратами по вовлеченным материальным, финансовым, трудовым ресурсам и полученными результатами.
Торговля является одной из важнейших сфер жизнеобеспечения населения. С ее помощью осуществляется рыночное согласование товарного предложения и покупательского спроса.

Содержание работы

Введение 3
1 Теоретические основы производительности и эффективности труда в торговли 5
1.1 Производительность и эффективность труда: понятие, особенности в торговле 5
1.2 Показатели измерения производительности и эффективности труда 7
1.3 Пути повышения производительности труда в торговле 12
2 Анализ производительности и эффективности труда в торговли на примере ООО «КТМ» 19
2.1 Краткая организационно-экономическая характеристика предприятия 19
2.2 Комплексная оценка эффективности торговой деятельности предприятия 26
Заключение 37
Список использованных источников и литературы 39

Файлы: 1 файл

Производительность и эффективность труда в торговли.doc

— 1.12 Мб (Скачать файл)

- на одного среднесписочного  работника по формуле:

 

ПрТ=ТОб/Нсрсп,     (7)

 

где ПрТ – производительность труда  на одного среднесписочного работника;

ТОб – товарооборот за анализируемый  период (руб.);

Нсрсп – среднесписочная численность  за анализируемый период (человек).

Наиболее распространен в практической деятельности торговых предприятий третий показатель производительности труда.

Как и любому стоимостному показателю, показателю производительности труда  присущи определенные недостатки:

- стоимостная оценка не определяет  разницу в трудоемкости реализации различных товарных групп. Поэтому изменение ассортимента состава товарооборота приводит к тому, что реализация товаров на одну и ту же сумму происходит при различных затратах труда;

- в условиях инфляции стоимостный  показатель производительности  труда будет возрастать даже при фактическом снижении производительности, так как темпы роста товарооборота в силу роста цен будут увеличиваться быстрее, чем темпы роста среднесписочной численности.

Поэтому при определении показателя производительности труда в динамике необходимо учитывать изменение среднего товарооборота, приходящегося на одного работника в единицу времени с учетом индекса цен и ассортиментного состава.

Уровень производительности труда  работников торговых предприятий определяется следующими факторами:

- структурой и объемом товарооборота;

- широтой ассортимента;

- укомплектованностью и текучестью  кадров;

- организацией труда и степенью  механизации торговых процессов;

- квалификационным и профессиональным  уровнем работников и др.

Существенным моментом в анализе производительности труда является исчисление ее влияния на увеличение объема товарооборота. Для определения влияния изменения производительности труда на прирост товарооборота производятся расчеты по следующим формулам:

 

Тч = (Ч/Т)*100%,                     (8)

 

где Тч – прирост товарооборота  за счет прироста численности;

Ч – прирост численности, %;

Т – прирост товарооборота, %;

 

Тп= 100%-Тч,         (9)

 

где Тп – прирост товарооборота  за счет повышения производительности труда.

Рост эффективности деятельности предполагает непременное сокращение затрат времени покупателей, повышение качества торгового обслуживания. Если высокий товарооборот на одного работника получен в результате неукомплектованности продавцами, то он не свидетельствует о росте эффективности труда торговых работников.

Критериями оценки эффективности  использования трудовых ресурсов является рост трудовых доходов работников, с одной стороны, и рост прибыльности их труда для предприятия, с другой. Доходность труда в торговле имеет важное социальное значение, так как продажа товаров должна не только приносить прибыль, но и способствовать повышению качества услуг, оказываемых в торговле. В некоторых случаях для расширения ассортимента и привлечения покупателей торговые предприятия идут на продажу низкорентабельных и даже убыточных товаров. Но в целом реализация товаров должна быть прибыльной. Оценка прибыльности труда работников может быть выражена коэффициентом, рассчитываемым по формуле:

 

Кпт= ЧП/ФП,           (10)

 

где Кпт – коэффициент прибыльности труда работника;

ЧП – прирост чистой прибыли  на одного работника за определенный период времени, тыс. руб.;

ФП – прирост фонда потребления  на одного работника за определенный период времени, тыс. руб.

Прибыльность труда можно рассчитать не только в целом по предприятию, но и по отдельным секциям и даже по рабочим местам.

1.3 Пути повышения производительности труда в торговле

 

Производительность труда на предприятии  за определенный период изменяется под  воздействием многих причин. По существу, все факторы, влияющие на изменение объема производства и численность работников предприятия, оказывают влияние и на изменение производительности труда. Под факторами изменения производительности труда понимаются причины, обусловливающие изменение ее уровня. В практике планирования и учета на большинстве действующих российских предприятий все факторы изменения производительности труда классифицируются по следующим основным группам:

- изменение технического уровня  торговли;

- совершенствование управления, организации торговли и труда;

- изменение объема и структуры  торговли;

- прочие факторы.

Под резервами роста производительности труда на предприятии подразумеваются  не используемые еще реальные возможности  экономии трудовых ресурсов. Внутрипроизводственные резервы обусловлены совершенствованием и наиболее эффективным использованием оборудования и рабочей силы, а также сокращением потерь рабочего времени, экономией сырья, материалов, капитала и других видов ресурсов. Различие между понятием «факторы» и «резервы» заключается в том, что фактор – это причина возможности осуществления какого-либо явления, а резерв – нереализованная возможность в конкретном случае.

Обычно на российских предприятиях внутрипроизводственные резервы роста  производительности труда разделяются на резервы снижения трудоемкости, улучшения использования рабочего времени, экономии материальных ресурсов и орудий труда. Внутрипроизводственные резервы роста производительности труда выявляются и реализуются непосредственно на предприятии. К их числу можно отнести:

- снижение трудоемкости изготовления  продукции (технологической, производственной  и полной);

- улучшение использования рабочего  времени (внедрение научной организации  труда, укрепление трудовой дисциплины, сокращение текучести кадров, использование передового опыта, улучшение производственной санитарии и охраны труда, ликвидация производственного брака и других производственных затрат);

- резервы улучшения структуры,  повышения компетентности кадров  и лучшего использования рабочей силы (механизация и более эффективное использование труда вспомогательных рабочих, относительное высвобождение работников, снижение удельного веса административно-управленческого персонала, улучшение психологического климата в трудовом коллективе) [12, с.19-23].

По времени использования резервы  роста производительности труда  подразделяются на текущие и перспективные. Текущие резервы могут быть реализованы  в ближайшем периоде и, как  правило, не требуют значительных единовременных затрат. К их числу можно отнести лучшее использование оборудования, ликвидацию или сокращение брака, применение наиболее рациональных и эффективных систем оплаты труда, совершенствование организации труда на предприятии и его нормирования. Перспективные резервы роста производительности труда обычно требуют перестройки производства, внедрения новых технологий и т.д. Для этого необходимы дополнительные капитальные вложения и значительные сроки осуществления работ.

На повышение производительности и эффективности труда в торговле оказывает влияние множество факторов. В зависимости от степени и характера влияния на уровень производительности труда факторы можно объединить в три группы: материально-технические, организационно-экономические, социально-психологические.

Материально-технические факторы связаны с использованием нового оборудования, прогрессивных технологий товародвижения, индустриализацией доставки и перемещения грузов. Совершенствование деятельности торговых предприятий достигается за счет осуществления следующих мероприятий:

- замена морально устаревшего  оборудования новым;

- индустриализация доставки и  перемещения грузов;

- оснащение предприятий современными  весоизмерительными приборами и  контрольно-кассовыми аппаратами;

- внедрение новых технологий  товародвижения.

Организационно-экономические факторы определяются уровнем организации труда и управлением. К ним относятся:

- совершенствование структуры  управления;

- улучшение оперативного управления  торгово-технологическими процессами;

- внедрение и развитие информационных  систем для закупки товаров;

- развитие услуг, оказываемых  покупателям;

- совершенствование организации  транспортного, складского хозяйства;

- расширение зон обслуживания  покупателей;

- внедрение передовых методов  и приемов труда;

- расширение сферы нормирования труда;

- внедрение гибких форм организации  труда;

- совершенствование системы экономического  стимулирования работников.

Социально-психологические факторы  определяются социально-демографическим  составом трудовых коллективов, уровнем  подготовки, стилем руководства. Современные тенденции развития социального партнерства между участниками трудовой деятельности позволяют строить отношения между работодателем и работником на качественно новом уровне, что способствует достижению более высоких результатов, как и в индивидуальном, так и в коллективном труде.

Для повышения производительности труда используется материальное и  моральное стимулирование труда.

Стимулирование как тактика  решения проблем, возникших на предприятии, ориентировано на фактическую структуру  ценностных ориентации и интересов работника, на более полную реализацию имеющегося трудового потенциала. Стимулирование персонала будет эффективным, если оно соответствует потребностям, интересам и способностям работников, т.е. механизм стимулирования должен быть адекватен механизму мотивации [17, с. 27-30].

Стимулирование как способ управления трудовым поведением работника состоит  в целенаправленном воздействии  посредством влияния на условия  его жизнедеятельности с помощью  мотивов, движущих его деятельностью. В широком смысле слова стимулирование – это совокупность требований и соответствующая им система поощрений и наказаний. Различают нематериальное и материальное стимулирование. Нематериальное стимулирование труда включает:

- моральное стимулирование –  оказывает желаемое воздействие на поведение работников за счет психологических установок, на основе слабостей, самолюбия и проч.;

- стимулирование свободным временем  – предполагает предложение работнику  выполнить функции раньше срока,  что обеспечит ему свободное время и сэкономленные выходные;

- организационное стимулирование  – комплекс форм и методов  обеспечения и повышения заинтересованности  работника в достижении им  желаемого положения (должности,  разряда) внутри предприятия.

Материальное стимулирование представляет собой совокупность форм и методов обеспечения и повышения материальной заинтересованности работников в достижении определенных индивидуальных и коллективных результатов. Различают:

- материальное денежное стимулирование  – регулирует поведение работников на основе использования различных видов денежных поощрений и санкций;

- материальное неденежное стимулирование  – основано на использовании  тех благ, которые являются дефицитными  или не могут приобретаться  за деньги (пособия по медицинскому  страхованию, оплата очередных отпусков, оплата отпусков по болезни).

Для работодателей дополнительные выплаты представляют собой часть  издержек на рабочую силу, например платежи в фонды социального  страхования, пенсионные фонды, фонды  обязательного медицинского страхования.

Компенсация представляет собой общие  издержки предприятия, затраченные  им на оплату труда работника в  случае получения последним производственных или профессиональных травм при  выполнении трудовых обязательств.

Компенсация ограничивается с двух сторон – низшим уровнем (он зависит от предложения рабочей силы) и высшим уровнем (соответственно он определяется спросом на рабочую силу).

Конкретный размер компенсации  зависит от соблюдения принципа справедливости, предусматривающего равную оплату за равный труд; комплексной оценки сложности труда; заслуг, достижений и возраста работника и от ряда других факторов.

Система надбавок и доплат широко применяется как форма материального  стимулирования труда работников на предприятиях торговли. По механизму  использования и присущим ей чертам эта система близка к тарифной и часто рассматривается как временное увеличение тарифной части заработка. Условия назначения и выплаты надбавок и доплат регулируются Трудовым кодексом РФ, причем их размеры предприятия определяют самостоятельно в соответствии с Кодексом и полномочиями предприятий.

Надбавки к заработной плате  представляют собой денежные выплаты, которые начисляются работникам сверх их основной ставки (оклада) и  в значительной мере являются выплатами  стимулирующего характера. В торговых организациях применяются надбавки: за профессиональное мастерство (в соответствии с имеющимися заслугами, грамотами, престижем и проч.); за высокие достижения в труде, например, так называемые работники-«передовики», производительность труда которых превышает производительность остальных работников.

Доплаты представляют собой денежные выплаты, с помощью которых компенсируются особенности труда работников, или  дополнительные затраты, производимые по указанию администрации предприятия либо с ее согласия. Например, один из работников торговли в результате несчастного случая вынужден пройти курс реабилитации в санатории (например, две недели). Очевидно, что нанимать работника вместо временно отсутствующего высококвалифицированного нецелесообразно, поэтому на этот период администрация предлагает работнику соответствующей компетенции поработать сверхурочно, за что предприятие будет выплачивать ему в случае согласия доплаты. В современных условиях в торговле применяются следующие основные виды доплат:

- за совмещение профессий (должностей), расширение зон обслуживания, увеличение  объемов выполняемых работ, например  за одновременное выполнение  функций товароведа и начальника  сервисного обслуживания;

Информация о работе Производительность и эффективность труда в торговли: пути повышения эффективности труда