Производительность и эффективность труда в торговли: пути повышения эффективности труда

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Февраля 2014 в 22:21, курсовая работа

Описание работы

Актуальность данной темы заключается в том, что в современных условиях предприятия торговли ориентированы не только на структурное и организационное развитие, но и на повышение эффективности деятельности. Экономическая эффективность определяется как соотношение между затратами по вовлеченным материальным, финансовым, трудовым ресурсам и полученными результатами.
Торговля является одной из важнейших сфер жизнеобеспечения населения. С ее помощью осуществляется рыночное согласование товарного предложения и покупательского спроса.

Содержание работы

Введение 3
1 Теоретические основы производительности и эффективности труда в торговли 5
1.1 Производительность и эффективность труда: понятие, особенности в торговле 5
1.2 Показатели измерения производительности и эффективности труда 7
1.3 Пути повышения производительности труда в торговле 12
2 Анализ производительности и эффективности труда в торговли на примере ООО «КТМ» 19
2.1 Краткая организационно-экономическая характеристика предприятия 19
2.2 Комплексная оценка эффективности торговой деятельности предприятия 26
Заключение 37
Список использованных источников и литературы 39

Файлы: 1 файл

Производительность и эффективность труда в торговли.doc

— 1.12 Мб (Скачать файл)

- за выполнение наряду со  своей основной работой обязанностей временно отсутствующего работника;

- доплаты работникам, для которых  рабочий день устанавливается  с разделением на две части  (перерыв свыше двух часов,  который не включается в рабочее  время);

- за работу в ночное время;

- доплаты подросткам в возрасте от 14 лет за сокращенный рабочий день.

Надбавки и доплаты устанавливаются  только на период работы по данной профессии (должности) на конкретном предприятии. При переходе работника на другое предприятие, а также на работу подругой профессии (либо при смене должности) выплата надбавок или доплат может быть прекращена.

 

2 Анализ производительности и эффективности труда в торговли на примере ООО «КТМ»

2.1 Краткая        организационно-экономическая     характеристика предприятия

 

Объектом исследования в курсовой работе выступает Общество с ограниченной ответственностью «КТМ» (ООО «КТМ»), торговое подразделение (фирменная розница).

Видами деятельности Общества являются:

- посреднические услуги;

- коммерческая деятельность;

- торгово-закупочная деятельность;

- автотранспортные услуги;

- торгово-посредническая деятельность;

- ремонтно-строительная деятельность;

- внешнеэкономическая деятельность;

- другие виды деятельности, не  запрещенные действующим законодательством РФ.

Компания «КТМ» работает на рынке производства и реализации мясопродуктов более 14 лет.

Организационная структура ООО «КТМ» представлена на рисунке 2.1.

Миссия компании «КТМ» – обеспечить покупателям возможность приобретать  качественные колбасные, мясные изделия  собственного производства, другие продукты в комфортных условиях фирменной  розничной сети «КТМ», а также в содействии продвижению мясных изделий в розничные торговые точки г. Челябинска. Развивая современные формы производства, оптовой и розничной торговли, стоя на защите интересов покупателей.

Реализация миссии базируется на следующих ценностях:

- персонал компании: профессионализм,  индивидуальное развитие и опыт  каждого сотрудника;

- гарантированно высокое качество  изготавливаемой и реализуемой  продукции;

- открытое и доверительное отношение  к партнёрам;

- социальная значимость и полезность деятельности компании;

- командный дух и учёт мнения  каждого;

- креативный подход к работе.

Рисунок 1.1 – Организационная структура ООО «КТМ»

 

Компания «КТМ» имеет собственную  розничную сеть фирменных магазинов  формата «бентан» – «магазин у дома» или «магазин за углом», еще их называют «конвиньенс» (от англ. convenience store – удобный магазин), магазин шаговой доступности. Магазины в «шаговой» доступности – до 10 минут ходьбы пешком, и предназначены для повседневных покупок 3-5 раз в неделю, ориентированы на все категории покупателей, независимо от уровня дохода. Форма обслуживания — самообслуживание или индивидуальная через прилавок.

Небольшая площадь магазинов, небольшой, но необходимый ассортимент, минимум  персонала дают возможность магазинам делать обслуживание покупателей индивидуальным и оперативно реагировать на запросы и предпочтения потребителей в данном конкретном районе, чего не могут себе позволить крупные магазины. Небольшой магазин около дома — он свой. Покупатели знают там продавцов, ассортимент, даже могут влиять на ассортимент. Поэтому с небольшими магазинами людей часто связывают приятные эмоции, что немаловажно в торговле.

Адреса магазинов «Филеймон»:

- «Филеймон» №1, пр. Курако, 30, магазин с широким ассортиментом;

- «Филеймон» №2, ул. Клименко, 46, магазин  с широким ассортиментом;

- «Филеймон» №3, пр. Металлургов, 30, колбасная лавка - колбасные изделия,  мясные деликатесы, полуфабрикаты,  молочные продукты;

- «Филеймон» №4, ул. Суворова, 2, колбасная лавка - колбасные изделия, мясные деликатесы, полуфабрикаты, молочные продукты;

- «Филеймон» №5, пр. Бардина, 42, магазин  - колбасные изделия, мясные деликатесы, полуфабрикаты, молочные продукты, консервы, соки;

- «Филеймон» №6, пр. Металлургов, 46, колбасная лавка - колбасные изделия, мясные деликатесы, полуфабрикаты, молочные продукты;

- «Филеймон» №7, ул. Кирова, 75, мясная  лавка - свежее мясо более 40 наименований, полуфабрикаты;

- «Филеймон» №8, ул. Переездная, 2, магазин  - широкий ассортимент + склад для оптовиков – колбасы, деликатесы, сыры, замороженные полуфабрикаты;

- «Филеймон» №9, ул. Дружбы 19, магазин  – павильон отдельно стоящий  - широкий ассортимент.

Магазины самообслуживания:

- «Филеймон», ул. Ленина, 56 – широкий ассортимент;

- «Гурман», ул. Ленина, 87 – широкий ассортимент, охлаждённое мясо 0,5кг-1кг в индивидуальной упаковке: кусочки, нарезка, мясные субпродукты.

- «Мясной двор», пр. Металлургов, 56 – широкий ассортимент, охлаждённое мясо 0,5 кг-1кг в индивидуальной упаковке: кусочки, нарезка, мясные субпродукты;

- «Смак», ул. Кирова, 75 – широкий ассортимент.

В таблице 1 представлены основные технико-экономические  показатели работы сбытовой сети ООО «КТМ» в 2011-2012 гг.

Таблица 1 – Основные экономические показатели хозяйственной деятельности  ООО «КТМ»

 

Показатели

2011 г.

2012 г.

Отклонения

Темп роста, %

Товарооборот по продажным ценам, тыс.руб.

42570

37409

-5161,00

-12,12

Товарооборот по покупным ценам, тыс.руб.

38828

32205

-6623,00

-17,06

Валовой доход, тыс.руб.

3742

5204

1462,00

39,07

Уровень валового дохода, %

8,79

13,91

5,12

58,26

Издержки обращения, тыс. руб.

2741

4116

1375,00

50,16

Уровень издержек обращения, %

6,44

11,00

4,56

70,88

Прибыль от продажи товаров, тыс.руб.

1001

1088

87,00

8,69

Рентабельность продаж, %

0,03

0,03

0,01

31,04

Балансовая прибыль, тыс. руб.

2223

3022

799,00

35,94

Рентабельность общая, %

0,06

0,09

0,04

63,90

Налог на прибыль, тыс.руб.

216

200

-16,00

-7,41

Чистая прибыль, тыс.руб.

866

799

-67,00

-7,74

Среднесписочная численность работников, чел.

130

138

8,00

6,15

Производительность труда

327,46

271,08

-56,38

-17,22

Прибыль на одного работника, тыс.руб.

7,70

7,88

0,18

2,39

ФОТ, тыс.руб.

831

1428

597,00

71,84

Среднегодовая заработная плата одного работника, руб.

6,39

10,35

3,96

61,88

Торговая площадь, м2

275

306

31,00

11,27

Товарооборот на 1м2 торговой площади, тыс. руб.

154,80

122,25

-32,55

-21,03

Прибыль на 1м торговой площади, тыс. руб.

3,64

3,56

-0,08

-2,32


 

Выручка от реализации в 2012 году составила 37409 тыс. рублей по сравнению с 2011 годом выручка снизилась на 12,12% или 5161 тыс. рублей Снижение выручки произошло из-за увеличения издержек обращения.

 

В таблице 2 представлена структура и динамика продаж по торговым точкам ООО «КТМ» в 2006-2008 гг. в тыс.руб.

Таблица 2 – Структура и динамика продаж по торговым точкам ООО «КТМ» в 2010-2012 гг., в тыс. руб.

Показатель

Доля в общем  объеме реализации

Абсолютное  отклонение доли

Темп роста, %

2010

2011

2012

2011-2010

2012-2011

2011/

2010

2012/

2011

Филеймон №1, пр-т Курако, 30

23661

22353

27583

-1308

5230

94,47

123,40

Филеймон №2, ул. Клименко, 46

12266

13095

16816

829

3721

106,76

128,42

Филеймон №3, пр-т Металлургов, 30

22173

24845

36658

2672

11813

112,05

147,54

Филеймон №4, ул. Суворова, 2

22826

24370

32710

1544

8340

106,77

134,22

Филеймон №5, пр-т Бардина, 42

18580

19148

26763

568

7615

103,06

139,77

Филеймон №6, пр-т Металлургов, 46

57446

64961

82646

7515

17685

113,08

127,22

Филеймон №7, ул. Кирова, 75

40680

49611

64702

8931

15091

121,95

130,42

Филеймон №8, ул. Переездная, 2

23044

23302

27378

258

4076

101,12

117,49

Филеймон №9, ул.Дружбы, 19

27326

28524

31377

1199

2853

104,39

110,00

Филеймон, ул. Ленина, 56

30519

32124

41169

1605

9045

105,26

128,16

Гурман, ул. Ленина, 87

22209

28287

27788

6078

-499

127,37

98,24

Мясной двор, пр-т Металлургов, 56

28886

31689

38503

2803

6814

109,70

121,50

Смак, ул. Кирова, 75

33277

33311

58601

34

25290

100,10

175,92

Итого

362892

395621

512693

32729

117072

109,02

129,59


 

Таким образом, наблюдается положительная  динамика объемов продаж по всем торговым точкам сети, за исключением магазина «Гурман» - падение составило 1,76%.

В таблице 3 представлена динамика производительности труда сотрудников ООО «КТМ» в 2010-2012 гг. При расчете товарооборота в действительных ценах использовались индексы потребительских цен на продовольственные товары – в 2011 году – 1,156, в 2012 – 1,165 (по данным официального сайта Федеральной службы государственной статистики).

Таблица 3 – Динамика производительности труда сотрудников ООО «КТМ» в 2010-2012 гг.

Показатель

Доля в общем  объеме реализации, %

Абсолютное  отклонение доли, %

Темп роста, %

2010

2011

2012

2011-2010

2012-2011

2011/

2010

2012/

2011

Товарооборот  в действующих ценах, тыс.руб.

362892

395621

512693

32729

117072

109,02

129,59

Товарооборот в базовых ценах, тыс.руб.

362892

342233

380692

-20659

38459

94,31

111,24

Численность торговых работников

59

62

69

3

7

105,08

111,29

Производительность  труда в действующих ценах, тыс.руб./чел.

6151

6381

7430

230

1049

103,74

116,44

Производительность труда в базовых ценах, тыс.руб./чел.

6151

5520

5517

-631

-3

89,74

99,95


Таким образом, наблюдается значительный прирост производительности труда  в действующих ценах – 3,74% - в  2011 году и 16,44% - в 2012 году, а в базовых ценах наблюдается падение производительности труда – в 2011 году – на 10,26%, а в 2012 году – на 0,05%. Можно сделать вывод о снижении производительности труда работников торговли.

В этих условиях просто необходимо найти  пути для повышения производительности труда – это позволит повысить прибыльность и рентабельности деятельности торгового подразделения ООО «КТМ».

 Следует запланировать повышение  производительности труда работников  ООО «КТМ» на последующий год  с учетом прогнозируемой инфляции  в 13,5% (по данным официального  сайта Федеральной службы государственной статистики).

Тогда товарооборот должен составить (при учете, что за базу взят 2010 год, который мы инфлируем):

6151*69*1,156*1,165*1,135=648745,6 тыс.руб. – такой  должен быть товарооборот в  прогнозном году.

Кроме того, в результате проведенного исследования также были выявлены следующие недостатки в работе торговой сети ООО «КТМ»:

- выкладка товаров осуществляется  вразрез с принципами мерчандайзинга, что явно не способствует росту  объемов продаж;

- размещение групп товаров в  зале не соответствует принципам мерчандайзинга;

- отсутствуют рекламные материалы,  информирующие покупателя о товаре;

- зачастую отсутствуют ценники;

- стимулирование продаж практически  не ведется;

- наблюдается нарушение требований  СЭС (например, ценники крепятся не с помощью скотча, а канцелярских кнопок, что недопустимо).

В качестве мероприятий, направленных на повышение эффективности и  производительности труда работников ООО «КТМ» может быть предложено следующее:

- изменение системы материального  стимулирования с простой повременной на сдельно-премиальную – с окладной частью, которая будет являться постоянной и бонусной частью, которая будет варьироваться в зависимости от личных достижений;

- активное использование современной  формы обслуживания покупателей – самообслуживание;

- повышение качества обслуживания  покупателей;

- расширение ассортимента для  привлечения новых покупателей  и повышения «проходимости» торговых  точек сети.

 

 

 

2.2 Комплексная  оценка эффективности торговой  деятельности предприятия

 

Задание  1. Провести анализ рентабельности ресурсов предприятия, используя данные бухгалтерской отчетности. Результаты расчетов занести в таблице 4. Сделать соответствующие выводы.

Таблица 4 – Динамика показателей рентабельности ресурсов

Показатель

Базис 2011

Отчет 2012

Абсолютное  отклонение

Темп прироста, %

Исходная информация, тыс. руб.

1. Выручка от  продаж

42570

37409

-5161

-12,12

2. Себестоимость  реализованной продукции

38828

32205

-6623

-17,06

3. Коммерческие  и управленческие расходы

2741

4116

1375

50,16

4. Прибыль от  продаж

1001

1088

87

8,69

5. Прибыль до  налогообложения

1082

999

-83

-7,67

6. Налог на  прибыль

216

200

-16

-7,41

7. Чистая прибыль

866

799

-67

-7,74

8. Стоимость  имущества

8140

16952

8812

108,26

В том числе:

       

8.1. Стоимость  основного капитала

1211

2443

1232

101,73

8.2. Стоимость  оборотного капитала

4696

11477

6781

144,40

8.3. Собственный  капитал

2233

3032

799

35,78

9. Долгосрочные  заемные средства

       

Расчетные относительные  показатели, руб. / руб.

10. Рентабельность  производства продукции

1,10

1,16

0,07

5,95

11. Рентабельность  затрат

0,10

0,16

0,07

67,67

12. Рентабельность  продаж по прибыли до продаж

0,02

0,03

0,01

23,69

13. Рентабельность  продаж по чистой прибыли

0,02

0,02

0,00

0,00

Рентабельность  по прибыли до налогообложения

14. Рентабельность  активов

0,13

0,06

-0,07

-55,67

15. Рентабельность  основного капитала

0,89

0,41

-0,48

-54,23

16. Рентабельность  оборотного капитала

0,23

0,09

-0,14

-62,22

17. Рентабельность  собственного капитала

0,48

0,33

-0,16

-32,00

Рентабельность  по чистой прибыли

18. Рентабельность  активов

0,11

0,05

-0,06

-55,70

19. Рентабельность  основного капитала

0,72

0,33

-0,39

-54,26

20. Рентабельность  оборотного капитала

0,18

0,07

-0,11

-62,25

21. Рентабельность  собственного капитала

0,39

0,26

-0,12

-32,05

Информация о работе Производительность и эффективность труда в торговли: пути повышения эффективности труда