Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Февраля 2014 в 22:21, курсовая работа
Актуальность данной темы заключается в том, что в современных условиях предприятия торговли ориентированы не только на структурное и организационное развитие, но и на повышение эффективности деятельности. Экономическая эффективность определяется как соотношение между затратами по вовлеченным материальным, финансовым, трудовым ресурсам и полученными результатами.
Торговля является одной из важнейших сфер жизнеобеспечения населения. С ее помощью осуществляется рыночное согласование товарного предложения и покупательского спроса.
Введение 3
1 Теоретические основы производительности и эффективности труда в торговли 5
1.1 Производительность и эффективность труда: понятие, особенности в торговле 5
1.2 Показатели измерения производительности и эффективности труда 7
1.3 Пути повышения производительности труда в торговле 12
2 Анализ производительности и эффективности труда в торговли на примере ООО «КТМ» 19
2.1 Краткая организационно-экономическая характеристика предприятия 19
2.2 Комплексная оценка эффективности торговой деятельности предприятия 26
Заключение 37
Список использованных источников и литературы 39
- за выполнение наряду со своей основной работой обязанностей временно отсутствующего работника;
- доплаты работникам, для которых
рабочий день устанавливается
с разделением на две части
(перерыв свыше двух часов,
который не включается в
- за работу в ночное время;
- доплаты подросткам в возрасте от 14 лет за сокращенный рабочий день.
Надбавки и доплаты
Объектом исследования в курсовой работе выступает Общество с ограниченной ответственностью «КТМ» (ООО «КТМ»), торговое подразделение (фирменная розница).
Видами деятельности Общества являются:
- посреднические услуги;
- коммерческая деятельность;
- торгово-закупочная деятельност
- автотранспортные услуги;
- торгово-посредническая
- ремонтно-строительная
- внешнеэкономическая
- другие виды деятельности, не
запрещенные действующим законо
Компания «КТМ» работает на рынке производства и реализации мясопродуктов более 14 лет.
Организационная структура ООО «КТМ» представлена на рисунке 2.1.
Миссия компании «КТМ» – обеспечить
покупателям возможность
Реализация миссии базируется на следующих ценностях:
- персонал компании: профессионализм,
индивидуальное развитие и
- гарантированно высокое
- открытое и доверительное
- социальная значимость и
- командный дух и учёт мнения каждого;
- креативный подход к работе.
Рисунок 1.1 – Организационная структура ООО «КТМ»
Компания «КТМ» имеет
Небольшая площадь магазинов, небольшой, но необходимый ассортимент, минимум персонала дают возможность магазинам делать обслуживание покупателей индивидуальным и оперативно реагировать на запросы и предпочтения потребителей в данном конкретном районе, чего не могут себе позволить крупные магазины. Небольшой магазин около дома — он свой. Покупатели знают там продавцов, ассортимент, даже могут влиять на ассортимент. Поэтому с небольшими магазинами людей часто связывают приятные эмоции, что немаловажно в торговле.
Адреса магазинов «Филеймон»:
- «Филеймон» №1, пр. Курако, 30, магазин с широким ассортиментом;
- «Филеймон» №2, ул. Клименко, 46, магазин с широким ассортиментом;
- «Филеймон» №3, пр. Металлургов, 30, колбасная лавка - колбасные изделия, мясные деликатесы, полуфабрикаты, молочные продукты;
- «Филеймон» №4, ул. Суворова, 2, колбасная лавка - колбасные изделия, мясные деликатесы, полуфабрикаты, молочные продукты;
- «Филеймон» №5, пр. Бардина, 42, магазин
- колбасные изделия, мясные
- «Филеймон» №6, пр. Металлургов, 46, колбасная лавка - колбасные изделия, мясные деликатесы, полуфабрикаты, молочные продукты;
- «Филеймон» №7, ул. Кирова, 75, мясная лавка - свежее мясо более 40 наименований, полуфабрикаты;
- «Филеймон» №8, ул. Переездная, 2, магазин - широкий ассортимент + склад для оптовиков – колбасы, деликатесы, сыры, замороженные полуфабрикаты;
- «Филеймон» №9, ул. Дружбы 19, магазин – павильон отдельно стоящий - широкий ассортимент.
Магазины самообслуживания:
- «Филеймон», ул. Ленина, 56 – широкий ассортимент;
- «Гурман», ул. Ленина, 87 – широкий ассортимент, охлаждённое мясо 0,5кг-1кг в индивидуальной упаковке: кусочки, нарезка, мясные субпродукты.
- «Мясной двор», пр. Металлургов, 56 – широкий ассортимент, охлаждённое мясо 0,5 кг-1кг в индивидуальной упаковке: кусочки, нарезка, мясные субпродукты;
- «Смак», ул. Кирова, 75 – широкий ассортимент.
В таблице 1 представлены основные технико-экономические показатели работы сбытовой сети ООО «КТМ» в 2011-2012 гг.
Таблица 1 – Основные экономические показатели хозяйственной деятельности ООО «КТМ»
Показатели |
2011 г. |
2012 г. |
Отклонения |
Темп роста, % |
Товарооборот по продажным ценам, тыс.руб. |
42570 |
37409 |
-5161,00 |
-12,12 |
Товарооборот по покупным ценам, тыс.руб. |
38828 |
32205 |
-6623,00 |
-17,06 |
Валовой доход, тыс.руб. |
3742 |
5204 |
1462,00 |
39,07 |
Уровень валового дохода, % |
8,79 |
13,91 |
5,12 |
58,26 |
Издержки обращения, тыс. руб. |
2741 |
4116 |
1375,00 |
50,16 |
Уровень издержек обращения, % |
6,44 |
11,00 |
4,56 |
70,88 |
Прибыль от продажи товаров, тыс.руб. |
1001 |
1088 |
87,00 |
8,69 |
Рентабельность продаж, % |
0,03 |
0,03 |
0,01 |
31,04 |
Балансовая прибыль, тыс. руб. |
2223 |
3022 |
799,00 |
35,94 |
Рентабельность общая, % |
0,06 |
0,09 |
0,04 |
63,90 |
Налог на прибыль, тыс.руб. |
216 |
200 |
-16,00 |
-7,41 |
Чистая прибыль, тыс.руб. |
866 |
799 |
-67,00 |
-7,74 |
Среднесписочная численность работников, чел. |
130 |
138 |
8,00 |
6,15 |
Производительность труда |
327,46 |
271,08 |
-56,38 |
-17,22 |
Прибыль на одного работника, тыс.руб. |
7,70 |
7,88 |
0,18 |
2,39 |
ФОТ, тыс.руб. |
831 |
1428 |
597,00 |
71,84 |
Среднегодовая заработная плата одного работника, руб. |
6,39 |
10,35 |
3,96 |
61,88 |
Торговая площадь, м2 |
275 |
306 |
31,00 |
11,27 |
Товарооборот на 1м2 торговой площади, тыс. руб. |
154,80 |
122,25 |
-32,55 |
-21,03 |
Прибыль на 1м торговой площади, тыс. руб. |
3,64 |
3,56 |
-0,08 |
-2,32 |
Выручка от реализации в 2012 году составила 37409 тыс. рублей по сравнению с 2011 годом выручка снизилась на 12,12% или 5161 тыс. рублей Снижение выручки произошло из-за увеличения издержек обращения.
В таблице 2 представлена структура и динамика продаж по торговым точкам ООО «КТМ» в 2006-2008 гг. в тыс.руб.
Таблица 2 – Структура и динамика продаж по торговым точкам ООО «КТМ» в 2010-2012 гг., в тыс. руб.
Показатель |
Доля в общем объеме реализации |
Абсолютное отклонение доли |
Темп роста, % | ||||
2010 |
2011 |
2012 |
2011-2010 |
2012-2011 |
2011/ 2010 |
2012/ 2011 | |
Филеймон №1, пр-т Курако, 30 |
23661 |
22353 |
27583 |
-1308 |
5230 |
94,47 |
123,40 |
Филеймон №2, ул. Клименко, 46 |
12266 |
13095 |
16816 |
829 |
3721 |
106,76 |
128,42 |
Филеймон №3, пр-т Металлургов, 30 |
22173 |
24845 |
36658 |
2672 |
11813 |
112,05 |
147,54 |
Филеймон №4, ул. Суворова, 2 |
22826 |
24370 |
32710 |
1544 |
8340 |
106,77 |
134,22 |
Филеймон №5, пр-т Бардина, 42 |
18580 |
19148 |
26763 |
568 |
7615 |
103,06 |
139,77 |
Филеймон №6, пр-т Металлургов, 46 |
57446 |
64961 |
82646 |
7515 |
17685 |
113,08 |
127,22 |
Филеймон №7, ул. Кирова, 75 |
40680 |
49611 |
64702 |
8931 |
15091 |
121,95 |
130,42 |
Филеймон №8, ул. Переездная, 2 |
23044 |
23302 |
27378 |
258 |
4076 |
101,12 |
117,49 |
Филеймон №9, ул.Дружбы, 19 |
27326 |
28524 |
31377 |
1199 |
2853 |
104,39 |
110,00 |
Филеймон, ул. Ленина, 56 |
30519 |
32124 |
41169 |
1605 |
9045 |
105,26 |
128,16 |
Гурман, ул. Ленина, 87 |
22209 |
28287 |
27788 |
6078 |
-499 |
127,37 |
98,24 |
Мясной двор, пр-т Металлургов, 56 |
28886 |
31689 |
38503 |
2803 |
6814 |
109,70 |
121,50 |
Смак, ул. Кирова, 75 |
33277 |
33311 |
58601 |
34 |
25290 |
100,10 |
175,92 |
Итого |
362892 |
395621 |
512693 |
32729 |
117072 |
109,02 |
129,59 |
Таким образом, наблюдается положительная динамика объемов продаж по всем торговым точкам сети, за исключением магазина «Гурман» - падение составило 1,76%.
В таблице 3 представлена динамика производительности труда сотрудников ООО «КТМ» в 2010-2012 гг. При расчете товарооборота в действительных ценах использовались индексы потребительских цен на продовольственные товары – в 2011 году – 1,156, в 2012 – 1,165 (по данным официального сайта Федеральной службы государственной статистики).
Таблица 3 – Динамика производительности труда сотрудников ООО «КТМ» в 2010-2012 гг.
Показатель |
Доля в общем объеме реализации, % |
Абсолютное отклонение доли, % |
Темп роста, % | ||||
2010 |
2011 |
2012 |
2011-2010 |
2012-2011 |
2011/ 2010 |
2012/ 2011 | |
Товарооборот в действующих ценах, тыс.руб. |
362892 |
395621 |
512693 |
32729 |
117072 |
109,02 |
129,59 |
Товарооборот в базовых ценах, тыс.руб. |
362892 |
342233 |
380692 |
-20659 |
38459 |
94,31 |
111,24 |
Численность торговых работников |
59 |
62 |
69 |
3 |
7 |
105,08 |
111,29 |
Производительность труда в действующих ценах, тыс.руб./чел. |
6151 |
6381 |
7430 |
230 |
1049 |
103,74 |
116,44 |
Производительность труда в базовых ценах, тыс.руб./чел. |
6151 |
5520 |
5517 |
-631 |
-3 |
89,74 |
99,95 |
Таким образом, наблюдается значительный прирост производительности труда в действующих ценах – 3,74% - в 2011 году и 16,44% - в 2012 году, а в базовых ценах наблюдается падение производительности труда – в 2011 году – на 10,26%, а в 2012 году – на 0,05%. Можно сделать вывод о снижении производительности труда работников торговли.
В этих условиях просто необходимо найти
пути для повышения
Следует запланировать
Тогда товарооборот должен составить (при учете, что за базу взят 2010 год, который мы инфлируем):
6151*69*1,156*1,165*1,135=
Кроме того, в результате проведенного исследования также были выявлены следующие недостатки в работе торговой сети ООО «КТМ»:
- выкладка товаров
- размещение групп товаров в зале не соответствует принципам мерчандайзинга;
- отсутствуют рекламные
- зачастую отсутствуют ценники;
- стимулирование продаж
- наблюдается нарушение
В качестве мероприятий, направленных на повышение эффективности и производительности труда работников ООО «КТМ» может быть предложено следующее:
- изменение системы
- активное использование
- повышение качества
- расширение ассортимента для
привлечения новых покупателей
и повышения «проходимости»
Задание 1. Провести анализ рентабельности ресурсов предприятия, используя данные бухгалтерской отчетности. Результаты расчетов занести в таблице 4. Сделать соответствующие выводы.
Таблица 4 – Динамика показателей рентабельности ресурсов
Показатель |
Базис 2011 |
Отчет 2012 |
Абсолютное отклонение |
Темп прироста, % |
Исходная информация, тыс. руб. | ||||
1. Выручка от продаж |
42570 |
37409 |
-5161 |
-12,12 |
2. Себестоимость реализованной продукции |
38828 |
32205 |
-6623 |
-17,06 |
3. Коммерческие и управленческие расходы |
2741 |
4116 |
1375 |
50,16 |
4. Прибыль от продаж |
1001 |
1088 |
87 |
8,69 |
5. Прибыль до налогообложения |
1082 |
999 |
-83 |
-7,67 |
6. Налог на прибыль |
216 |
200 |
-16 |
-7,41 |
7. Чистая прибыль |
866 |
799 |
-67 |
-7,74 |
8. Стоимость имущества |
8140 |
16952 |
8812 |
108,26 |
В том числе: |
||||
8.1. Стоимость основного капитала |
1211 |
2443 |
1232 |
101,73 |
8.2. Стоимость оборотного капитала |
4696 |
11477 |
6781 |
144,40 |
8.3. Собственный капитал |
2233 |
3032 |
799 |
35,78 |
9. Долгосрочные заемные средства |
||||
Расчетные относительные показатели, руб. / руб. | ||||
10. Рентабельность производства продукции |
1,10 |
1,16 |
0,07 |
5,95 |
11. Рентабельность затрат |
0,10 |
0,16 |
0,07 |
67,67 |
12. Рентабельность продаж по прибыли до продаж |
0,02 |
0,03 |
0,01 |
23,69 |
13. Рентабельность продаж по чистой прибыли |
0,02 |
0,02 |
0,00 |
0,00 |
Рентабельность по прибыли до налогообложения | ||||
14. Рентабельность активов |
0,13 |
0,06 |
-0,07 |
-55,67 |
15. Рентабельность основного капитала |
0,89 |
0,41 |
-0,48 |
-54,23 |
16. Рентабельность оборотного капитала |
0,23 |
0,09 |
-0,14 |
-62,22 |
17. Рентабельность собственного капитала |
0,48 |
0,33 |
-0,16 |
-32,00 |
Рентабельность по чистой прибыли | ||||
18. Рентабельность активов |
0,11 |
0,05 |
-0,06 |
-55,70 |
19. Рентабельность основного капитала |
0,72 |
0,33 |
-0,39 |
-54,26 |
20. Рентабельность оборотного капитала |
0,18 |
0,07 |
-0,11 |
-62,25 |
21. Рентабельность собственного капитала |
0,39 |
0,26 |
-0,12 |
-32,05 |