Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Июля 2014 в 00:22, курсовая работа
Цель исследования: исследовать пути и средства организации самоуправления в творческом коллективе.
Объект исследования: процесс самоуправления в творческом коллективе.
Предмет исследования: пути и средства организации самоуправления в творческом коллективе.
Задачи исследования:
1. Проанализировать понятие, содержание и особенности творческих коллективов.
2. Изучить процесс самоуправление в творческом коллективе как основу развития личности ребенка и коллектива.
3. Охарактеризовать принципы и функции самоуправления в творческом коллективе.
4. Проанализировать органы самоуправления в творческом коллективе и содержание их деятельности.
Функциональные органы самоуправления в творческом коллективе – это органы, связанные с выполнением определенной деятельности: советы, дела, профильные службы и др.
Таким образом, самоуправление в детском творческом коллективе представляет собой динамичную систему, системообразующим фактором которого является общая цель деятельности. Источником развития самоуправления выступает противоречие между целями, процедурой их достижения и отношением к этому членов коллектива. Форма разрешения этого противоречия – вовлечение участников коллектива в реальные проблемные управленческие ситуации, интенсивную организаторскую деятельность, ее анализ.
Началом и высшим результатом самоуправления в творческом коллективе является управление каждым воспитанником самим собой. Сущность такого управления заключается в самопонимании, самоопределении, самореализации, самораскрытии. Именно вышесказанное и составляет процесс формирования личности. С этих позиций можно рассматривать самоуправление в широком смысле как образ жизни и поведения всего творческого коллектива и каждого его члена. Оно имеет результат – растущую самостоятельность, инициативу, взаимопомощь [15].
Центральным системообразующим понятием, характеризующим самоуправление, является самоопределение. Оно определяет гармонию человека с самим собой, с другими людьми, обществом, природой, человеческой деятельностью. Самоопределение предполагает самоценность человеческой жизни, индивидуальности, смысла деятельности. Самоопределение – это гуманистический взгляд на воспитание. Суть его в том, чтобы помочь воспитаннику определить цели и значения личной жизни, ее смысл, создать условия для общения и взаимодействия с другими людьми.
Еще одно не менее важное понятие для характеристики самоуправления – это самоутверждение. Это значит уважать свое человеческое достоинство и владеть способами утверждения своей личности, которые бы не ущемляли интересы других людей. Самоутверждение включает в себя такие качества, как совесть, честность, принципиальность, милосердие и др.
При взаимодействии самоутверждения и самоопределения происходит их материализация в самоопределение, что позволяет иначе взглянуть на творческий процесс, так же это позволяет членам коллектива осознанно занять позицию субъекта творческой деятельности, а педагогу – рассматривать творчество как деятельность детей и взрослых с целью реализации совместно выработанных целей и задач.
Главный смысл самоуправления в творческом коллективе состоит в том, что с его помощью участники получают возможность влиять на развитие коллектива – как через участие в принятии решений, так и через собственную активность в управлении внутриколлективными процессами. Самоуправление делает жизнь коллектива предметом совместного творчества всех её субъектов [9].
Органы самоуправления в творческом коллективе могут обладать представительными и исполнительными функциями. Представительные функции дают органам самоуправления право участвовать в принятии решений по вопросам жизни коллектива от имени своих «избирателей». Такие органы, соответственно, являются выборными. Если же орган самоуправления не имеет представительных функций, то выборность перестаёт быть необходимой. Исполнительные органы самоуправления создаются для организации конкретной работы и могут формироваться из числа добровольцев [20].
Таким образом, главная цель функционирования самоуправления в творческом коллективе – создание условий для самореализации ребенка. Функциональные органы самоуправления в творческом коллективе – это органы, связанные с выполнением определенной деятельности: советы, дела, профильные службы и др. Самоуправление в детском творческом коллективе представляет собой динамичную систему, системообразующим фактором которого является общая цель деятельности. Источником развития самоуправления выступает противоречие между целями, процедурой их достижения и отношением к этому членов коллектива. Форма разрешения этого противоречия – вовлечение участников коллектива в реальные проблемные управленческие ситуации, интенсивную организаторскую деятельность, ее анализ. Началом и высшим результатом самоуправления в творческом коллективе является управление каждым воспитанником самим собой. Сущность такого управления заключается в самопонимании, самоопределении, самореализации, самораскрытии. Самоуправление делает жизнь коллектива предметом совместного творчества всех её субъектов.
Под принципами деятельности понимают те ее основания, которые определяют главные направления, всю систему функционирования органов самоуправления в коллективе – содержание, методы, организацию, а также отношения, складывающиеся между участниками самоуправления.
Теория управления насчитывает до 40 различных принципов, однако, общепринятой классификации принципов не существует. Формулировались принципы управления как социологами (В.Г.Афанасьев, М.К.Бочаров), так и ведущими педагогами (А.С. Макаренко). На основе разработок этих авторов была предпринята попытка определения социально-педагогических принципов самоуправления в творческом коллективе. Сложность решения данной задачи заключается в том, что необходимо в выделяемых принципах учесть важнейшие основания деятельности сразу трех субъектов коллективной жизни (педагогов (руководителей), детей (членов коллектива) и их родителей); формулировки принципов должны быть просты, доступны для всех субъектов жизни творческого коллектива [6]. Таким образом, при организации деятельности самоуправления в творческом коллективе предлагается руководствоваться следующими принципами [8].
Принципом равноправия. Все участники самоуправления в творческом коллективе должны иметь равные права субъектов жизни коллектива, право решающего голоса при принятии того или иного решения в своем коллективе или ассоциации.
Принципом выборности. В соответствии с ним органы самоуправления в творческом коллективе приобретают соответствующие полномочия в результате полномочных выборов.
Принципом обновляемости и преемственности. Этот принцип требует периодического обновления состава органов самоуправления в творческом коллективе и их руководителей, определенного в нормативных документах. В то же время должна обеспечиваться преемственность в работе между предыдущим и последующим составом того или иного органа самоуправления.
Принцип открытости и гласности. Вся работа органов самоуправления в творческом коллективе должна быть открытой для каждого члена коллектива и обеспечивать получение каждым из них оперативной и достоверной информации.
Принципом демократии. Предполагается вовлечение в самоуправленческую деятельность всех участников творческого коллектива, при этом формы прямой демократии должны иметь приоритетное значение перед формами представительной демократии.
Принцип целесообразности. Деятельность органа самоуправления в творческом коллективе должна быть направлена на реализацию потребностей и интересов детей, их родителей и педагогов.
Принцип гуманности. Органы самоуправления должны действовать на основе нравственных ценностей, меры ответственности должны и наказания быть строгими, но гуманными, не унижать достоинство взрослого или ребенка.
Принцип коллегиальности и персональности. Коллегиальное принятие управленческих решений и обеспечение персональной ответственности за выполнение каждого решения.
Принцип совета и согласия. Перед принятием решения необходимо советоваться, принимать решение на основе согласия всех или большинства членов творческого коллектива.
Принцип свободы и самодеятельности. Означает возможность каждого субъекта самоуправления в творческом коллективе свободно выбирать методы и формы реализации принятого решения, проявляя активность, творчество, самостоятельность и самодеятельность.
Принцип критики и самокритики. Свобода высказывания замечаний, не допуская при этом унижения достоинства окружающих людей.
Принцип распределения полномочий. Четкое распределение властных полномочий и ответственности между всеми членами творческого коллектива.
Принцип отчетности. Все избранные члены самоуправления регулярно (не реже одного раза в полугодие) отчитываются перед своими избирателями о проделанной ими работе и ее результатах.
Функции самоуправления в творческом коллективе включают [4]:
- информационный центр в творческом коллективе, объединяя в своем составе руководителей, детей и родителей объективно способен вбирать в себя значительный объем информации, при целесообразной организации сбора, обработки и анализа этой информации;
- механизм выявления и обмена мнениями членов творческого коллектива по важнейшим направлениям функционирования коллектива;
- инструмент объективной экспертной оценки различных проектов и идей перестройки процесса в творческом коллективе;
- средства достижения согласия членов творческого коллектива по обсуждаемым вопросам;
- механизм координации
- эффективный инструмент демократизации жизни в творческом коллективе;
- средство гуманизации и гармонизации взаимоотношений в творческом коллективе;
- субъект совершенствования
- механизма привлечения в помощь творческому коллективу сил и средств физических и юридичеких лиц.
Целесообразно выделить специфические самоуправленческие функции в творческом коллективе. К таким функциям можно отнести три: самоактивизация, организационное саморегулирование, коллективный самоконтроль.
Самоактивизация предполагает приобщение как можно большего числа членов коллектива к решению управленческой проблемы, систематическую работу по вовлечению его членов в управление новыми сферами деятельности.
Организационное саморегулирование предполагает гибкость в реализации организаторских функций членами творческих коллективов, устойчивое влияние актива на коллектив, способность коллектива самостоятельно изменять свою структуру с целью более успешного решения организаторских задач [29].
Коллективный самоконтроль предполагает постоянный самоанализ органами самоуправления и отдельными организаторами своей деятельности и на основе этого поиск более эффективных путей решения управленческих задач.
Одним из ведущих факторов, способствующих развитию самоуправления в творческом коллективе, являются конкурентные отношения между различными творческими группами, которые не только активизируют деятельность друг друга, но и обогащают их взаимоотношения, вносят в них здоровый дух соперничества. Важно только обеспечить такие отношения нравственными регуляторами, которые позволяют сделать их честными. Руководители должны всячески одобрять деятельность, направленную на организацию взаимопомощи.
Таким образом, при организации деятельности самоуправления в творческом коллективе предлагается руководствоваться следующими принципами: принципом равноправия, принципами выборности обновляемости и преемственности, открытости и гласности, принципом демократии, целесообразности, гуманности, коллегиальности и персональности, совета и согласия, свободы и самодеятельности, критики и самокритики, принципом распределения полномочий отчетности. Реализация функций самоуправления позволяет построить жизнедеятельность коллектива, идя от каждого его члена, его интересов, запросов, идеалов. Целесообразно выделить специфические самоуправленческие функции в творческом коллективе. К таким функциям можно отнести три: самоактивизация, организационное саморегулирование, коллективный самоконтроль.
Содержание деятельности органов самоуправления в творческом коллективе существенным образом зависит от тех задач, которые определяет коллектив. Проявления самоуправления могут быть самыми разнообразными, но всех их должно объединять одно: деятельностный подход к структуре органов управления.
Наиважнейшее значение имеет превращение различных собраний, сборов в настоящие органы самоуправления. Возможно это только тогда, когда члены коллектива осуществляют в них коллективный поиск решения управленческих проблем. Изучая деятельность членов коллектива по выработке управленческих решений на общих собраниях, мы пришли к выводу, что, чем больше участников собрания, тем меньше они чувствуют свою ответственность за результат обсуждения того или иного вопроса [6].
Собрание может проходить в различных формах, и необязательно при этом соблюдать привычный ритуал (выборы президиума, заслушивание и обсуждение доклада). Наиболее интересной и эффективной формой проявления активности являются собрания-диспуты, на которых обсуждаются наболевшие проблемы жизни коллектива, вносятся конкретные предложения. В этом случае достаточно выбрать только председателя собрания — ведущего данного обсуждения.
Важным элементом коллективной организаторской деятельности является коллективное планирование работы творческого коллектива.
Повысить уровень сопричастности к обсуждаемым на собраниях вопросам можно путем усиления их проблемности, что позволяет обеспечить включенность каждого в выработку управленческого решения. Принятое на собрание решение должно быть кратким, конкретным и понятным каждому участнику собрания. Для этого используется прием «мозгового штурма», когда участники собрания разбиваются на группы, поручая одному из членов этой группы высказывать коллективное мнение о путях решения проблемы. После высказывания этих мнений создаются условия для оценки выдвинутых точек зрения, дискуссии, что приводит к максимальной включенности участников собрания в выработку решения [1].
Информация о работе Пути и средства организации самоуправления в творческом коллективе