Пути и средства организации самоуправления в творческом коллективе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Июля 2014 в 00:22, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: исследовать пути и средства организации самоуправления в творческом коллективе.
Объект исследования: процесс самоуправления в творческом коллективе.
Предмет исследования: пути и средства организации самоуправления в творческом коллективе.
Задачи исследования:
1. Проанализировать понятие, содержание и особенности творческих коллективов.
2. Изучить процесс самоуправление в творческом коллективе как основу развития личности ребенка и коллектива.
3. Охарактеризовать принципы и функции самоуправления в творческом коллективе.
4. Проанализировать органы самоуправления в творческом коллективе и содержание их деятельности.

Файлы: 1 файл

самоуправление в тв.коллективе.doc

— 164.00 Кб (Скачать файл)

 

Рисунок 2.1 - Модель самоуправления в творческом коллективе

 

Развиваясь в каждом из этапов творческой деятельности члены творческого коллектива, самоуправление охватывает все большее количество задач, и не только тех, которые выполняли раньше руководители и педагоги. В результате развития постановка управленческих задач должна в основном зависеть от инициативы и самостоятельности членов коллектива. Необходимо отметить, что степень их участия в управлении различными видами деятельности бывает неодинаковой.

Самоуправление может развиваться практически во всех видах творческой деятельности. Оно развивается быстрее там, где более ярко выражена сфера их интересов. В то же время, как показывает изучение этого явления, развитие самоуправления в одном виде деятельности оказывает существенное влияние на этот процесс в других видах деятельности.

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

В результате исследования путей и средств организации самоуправления в творческом коллективе можно сделать следующие выводы:

  • Коллектив как психолого-педагогическое явление в научной и методической литературе понимается различно. В одном случае под коллективом понимают любое организованное объединение людей, в другом — высокую степень развития группы. Творчество - это деятельность человека или группы людей, заключающейся в создании новых по замыслу или интерпретации существующих духовных или материальных ценностей. Творческий коллектив является организованной социальной группой, основой деятельности которой является творчество как создание новых по замыслу или интерпретация существующих духовных или материальных ценностей. Особенности творческих коллективов проявляется в трех наиболее значимых аспектах − творческом, социально-психологическом и организационно-управленческом. Творчество требует иногда значительной интимности, непосредственности, особенно на стадиях начального поиска. Товарищеское общение, сопереживание в процессе возникновения новых решений, идей — наиболее важные факторы хорошего микроклимата в коллективе. Четкая и рационально построенная сеть связи между отдельными членами коллектива активизирует творчество.
  • Главная цель функционирования самоуправления в творческом коллективе – создание условий для самореализации ребенка. Функциональные органы самоуправления в творческом коллективе – это органы, связанные с выполнением определенной деятельности: советы, дела, профильные службы и др. Самоуправление в детском творческом коллективе представляет собой динамичную систему, системообразующим фактором  которого является общая цель деятельности. Источником развития самоуправления выступает противоречие между целями, процедурой их достижения и отношением к этому членов коллектива. Форма разрешения этого противоречия – вовлечение участников коллектива в реальные проблемные управленческие ситуации, интенсивную организаторскую деятельность, ее анализ. Началом и высшим результатом самоуправления в творческом коллективе является управление каждым воспитанником самим собой. Сущность такого управления заключается в самопонимании, самоопределении, самореализации, самораскрытии. Самоуправление делает жизнь коллектива предметом совместного творчества всех её субъектов.
  • При организации деятельности самоуправления в творческом коллективе предлагается руководствоваться следующими принципами: принципом равноправия, принципами выборности обновляемости и преемственности, открытости и гласности, принципом демократии, целесообразности, гуманности, коллегиальности и персональности, совета и согласия, свободы и самодеятельности, критики и самокритики, принципом распределения полномочий отчетности. Реализация функций самоуправления позволяет построить жизнедеятельность коллектива, идя от каждого его члена, его интересов, запросов, идеалов. Целесообразно выделить специфические самоуправленческие функции в творческом коллективе. К таким функциям можно отнести три: самоактивизация, организационное саморегулирование, коллективный самоконтроль.
  • Проявления самоуправления в творческом коллективе могут быть самыми разнообразными, но всех их должно объединять одно: деятельностный подход к структуре органов управления. Наиважнейшее значение имеет превращение различных собраний, сборов в настоящие органы самоуправления. Важным элементом коллективной организаторской деятельности является коллективное планирование работы творческого коллектива. Повысить уровень сопричастности к обсуждаемым на собраниях вопросам можно путем усиления их проблемности, что позволяет обеспечить включенность каждого в выработку управленческого решения. Наряду с постоянными органами самоуправления в творческих коллективах создаются различные временные органы самоуправления, роль которых усиливается с развитием самостоятельности и инициативы членов коллектива.
  • Требования социально значимой доминанты предполагают мобилизацию творческого коллектива вокруг единой цели, сплачивающей участников совместной творческой деятельности. При этом другие цели становятся сопутствующими и ставятся в зависимость от реализации основной цели, стоящей перед коллективом на данном этапе его развития. Единство и оптимальное сочетание коллективных и личных интересов членов коллектива предполагает обеспечение непротиворечивости целей всех актуальным целям каждого. Обеспечить включенность членов коллектива в решение управленческих задач возможно лишь при их позитивном отношении к деятельности. Динамичность и вариативность органов самоуправления предусматривает, что их структура должна быть опосредована целями деятельности творческого коллектива; содержание этих целей постоянно меняется в зависимости от стратегических и тактических задач, стоящих перед коллективом. Интеграция и дифференциация педагогического руководства и самоуправления в творческом коллективе предполагает, что отношения руководителей и участников коллектива в процессе развития самоуправления строятся на основе сотрудничества. Одним из существенных факторов развития самоуправления в творческом коллективе является подготовка его членов к организаторской деятельности. В этой подготовке можно выделить три главных структурных компонента.
  • Для разработки проекта самоуправления в творческом коллективе целесообразно обратиться к моделированию. В процессе моделирования могут быть созданы различные модели инновационной деятельности: содержательные, управленческие, нормативно-правовые и прочие, которые составят основу будущего проекта.

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

 

  1. Альтшуллер, Г.С. Найти идею / Г.С. Альтшуллер. – Новосибирск: Процесс, 1986. – 216 c.
  2. Беспалько, В.П. Слагаемые педагогической технологии / В.П. Беспалько. - М., Педагогика, 1989. – 433 с.
  3. Бойко, В.В. Социально-психологический климат коллектива и личность / В.В.Бойко.- М.: Мысль, 1983. – 198 с.
  4. Бордовская, Н.В. Педагогика: Учеб. для вузов / Н.В. Бордовская, А.А. Реан. - СПб.: Питер, 2000.  – 497 с.
  5. Бочарова, С.П. Психология управления / С.П. Бочарова. –М.: Академия, 1998. – 295 с.
  6. Булгакова, О.М. Самоуправление в коллективе / О.М. Булгакова. // Справочник классного руководителя. – 2007. - № 4. – С. 31-36.
  7. Вазина, К.Я. Педагогический менеджмент (концепция, опыт работы) / К.Я. Вазина. - М.: Педагогика, 1991. -268 с.
  8. Вайсман, Р.С. Связь межличностных отношений с групповой эффективностью деятельности /Р.С. Вайсман. //Вопросы психологии. - 1997. - № 4. - С.64-72.
  9. Велков, И.Г. Личность руководителя и стиль управления / И.Г. Велков. – М.: Галактика, 1993. – 296 с.
  10. Гершунский, Б.С. Философия образования для XXI века: В поисках практико-ориентированных образовательных концепций / Б.С. Гершунский. - М.: Наука, 1998. – 362 c.
  11. Громкова, М.Т. Если вы - преподаватель... Позиция... Модели... Технологии / М.Т. Громкова. - М.: Просвещение, 1998. – 210 c.
  12. Донцов, А.И. Личность в группе: проблема сплоченности / А.И. Донцов. // Социальная психология: Хрестоматия: Учебное пособие для студентов вузов / Сост. Е. П. Белинская, О. А. Тихомандрицкая. — М: Аспект Пресс, 2003.— С. 229 - 240.
  13. Донцов, А. И. Проблема групповой сплоченности / А.И. Донцов.- М.: Мысль, 1989. – 127 с.
  14. Зигерт, В. Руководство без конфликтов / В. Зигерт, Л. Ланг. – М., 1990. – 249 с.
  15. Кабаченко, Т.С. Психология управления / Т.С. Кабаченко. – М.: Аспект Пресс, 2000. – 392 с.
  16. Ковалев, А.Г.  Коллектив и социально-психологические проблемы руководства / А.Г. Ковалев. – М.: Просвещение, 1988. – 238 с.
  17. Коломинский, Я.Л. Психология взаимоотношений в малых группах. /Я.Л. Коломонский.- Минск, 1976. –137 с.
  18. Коновалова, О.Б. Основы ученического самоуправления / О.Б. Ковалова // Научно-методический журнал заместителя директора школы по воспитательной работе. – 2006. - № 6. – С. 77–84.
  19. Кузнецова, Л.В. Гармоничное развитие личности школьников / Л.В. Кузнецова. – М.: Просвещение, 1988. – 277 с.
  20. Левитес, Д.Г. Практика обучения: современные образовательные технологии / Д.Г. Левитес. — М.: МОДЭК, 1998. — 288 с.
  21. Новиков, А.М. Образовательный проект / А.М. Новиков. – М.: Эгвес, 2004. – 118 с.
  22. Педагогика / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, А.И. Мищенко, Е.Н. Шиянов. – М.: Школа-пресс, 2000. – 423 с.
  23. Педагогика / Под ред. П.И. Пидкасистого.- М.: Владос, 1998. – 396 с.
  24. Пономарев, Я.А. Психология творчества и педагогика / Я.А. Пономарев. - М.: Педагогика, 1998. – 397с.
  25. Рогаткин, Д.В. Что может самоуправление? / Д.В. Рогаткин. –М.: Дорога, 2004. = 219 с.
  26. Рогаткин, Д.В. Школьное ученическое самоуправление. Учебник / Д.В. Рогаткин. – М.: Дорога, 2002. – 221 с.
  27. Рогов, Е.И. Личность в педагогической деятельности / Е.И. Рогов. – Ростов-на-Дону: Модус, 1994. – 240 с.
  28. Рожков, М.И., Байбородова Л.В. Организация воспитательного процесса в школе / М.И. Рожков, Л.В. Байбородова. - М.: Владос, 2001. – 294 с.
  29. Рожков, М.И. Развитие самоуправления в детских коллективах / М.И. Рожков. - М.: Владос, 2002. – 328 с.
  30. Руководство педагогическим коллективом: модели и методы / Под.ред. Лазарева В.С. – М.: Академия, 1995. – 203 с
  31. Спирин, Л.Ф. Теория и технология решения педагогических задач / Л.Ф. Спирин. - М., 1997. – 329 c.

Информация о работе Пути и средства организации самоуправления в творческом коллективе