Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Июля 2014 в 00:22, курсовая работа
Цель исследования: исследовать пути и средства организации самоуправления в творческом коллективе.
Объект исследования: процесс самоуправления в творческом коллективе.
Предмет исследования: пути и средства организации самоуправления в творческом коллективе.
Задачи исследования:
1. Проанализировать понятие, содержание и особенности творческих коллективов.
2. Изучить процесс самоуправление в творческом коллективе как основу развития личности ребенка и коллектива.
3. Охарактеризовать принципы и функции самоуправления в творческом коллективе.
4. Проанализировать органы самоуправления в творческом коллективе и содержание их деятельности.
Наряду с постоянными органами самоуправления в творческих коллективах создаются различные временные органы самоуправления, роль которых усиливается с развитием самостоятельности и инициативычленов коллектива. Целесообразно при создании временных органов самоуправления помнить следующее [14]:
Таким образом, проявления самоуправления в творческом коллективе могут быть самыми разнообразными, но всех их должно объединять одно: деятельностный подход к структуре органов управления. Наиважнейшее значение имеет превращение различных собраний, сборов в настоящие органы самоуправления. Важным элементом коллективной организаторской деятельности является коллективное планирование работы творческого коллектива. Повысить уровень сопричастности к обсуждаемым на собраниях вопросам можно путем усиления их проблемности, что позволяет обеспечить включенность каждого в выработку управленческого решения. Наряду с постоянными органами самоуправления в творческих коллективах создаются различные временные органы самоуправления, роль которых усиливается с развитием самостоятельности и инициативы членов коллектива.
Основная закономерность развития самоуправления — гармонизация общих целей, содержания деятельности и ценностных ориентации членов коллектива, позволяющая сделать результаты участия в управлении достоянием каждого. Эта закономерность позволяет обосновать основные требования к развитию самоуправления в творческом коллективе.
Требования социально значимой доминанты предполагают мобилизацию творческого коллектива вокруг единой цели, сплачивающей участников совместной творческой деятельности. При этом другие цели становятся сопутствующими и ставятся в зависимость от реализации основной цели, стоящей перед коллективом на данном этапе его развития. Каждый коллектив имеет специфическую цель в различный период времени [13].
Доминирующие цели выступают в качестве «особых звеньев» в организации деятельности творческого коллектива.
Единство и оптимальное сочетание коллективных и личных интересов членов коллектива предполагает обеспечение непротиворечивости целей всех актуальным целям каждого. Особенно на первом этапе становления самоуправления в творческом коллективе важно, чтобы выдвигаемые перед членами коллектива цели совместной деятельности не были бы ими сразу отвергнуты как неприемлемые, не соответствующие их интересам.
Обеспечить включенность членов коллектива в решение управленческих задач возможно лишь при их позитивном отношении к деятельности. Члены коллектива, выступающие в роли лидеров-организаторов, должны учитывать в своей работе оценку, которую им дают товарищи [16].
Динамичность и вариативность органов самоуправления предусматривает, что их структура должна быть опосредована целями деятельности творческого коллектива; содержание этих целей постоянно меняется в зависимости от стратегических и тактических задач, стоящих перед коллективом.
Это требование означает необходимость систематического поиска такой организационной структуры, которая сочетает в себе постоянные органы самоуправления, определенные положениями и уставами, и временные органы самоуправления, создаваемые коллективом для решения текущих задач. При этом предусматривается также изменение функций постоянных органов в зависимости от изменений стратегических задач [25].
Реализация данного требования предполагает состязательность и добровольность в формировании органов самоуправления, стимулирование лидерства членов коллектива.
Интеграция и дифференциация педагогического руководства и самоуправления в творческом коллективе предполагает, что отношения руководителей и участников коллектива в процессе развития самоуправления строятся на основе сотрудничества. Такое сотрудничество обеспечивается наличием принятых как руководителями, так и членами коллектива определенных правил (норм) отношений, делегированием членам коллектива реальных управленческих отношений, созданием обстановки взаимной ответственности и взаимного доверия. Это не исключает взаимной требовательности, предъявляемой руководителям и членам коллектива друг к другу [29].
На организационно-методическом уровне руководители и члены коллектива участвуют в работе органов самоуправления, вырабатывают общую программу действий, информируют друг друга о своей деятельности. Руководитель помогает работать органам самоуправления в творческом коллективе, представляет им право обсуждения любых вопросов жизни коллектива, определения основных задач и принятия решений [6].
На социально-психологическом уровне руководитель и члены коллектива устанавливают взаимопонимание, учатся вести диалог, предупреждать и преодолевать конфликты. При этом важно создать такую атмосферу, в которой и руководитель и члены коллектива, сопереживая и помогая друг другу, будут ощущать себя членами одного общего коллектива [10].
Одним из существенных факторов развития самоуправления в творческом коллективе является подготовка его членов к организаторской деятельности. В этой подготовке можно выделить три главных структурных компонента [25].
Первый компонент — информационный. Членам коллектива в различной форме сообщается разнообразная информация, необходимая для их участия в решении организаторских задач.
Второй компонент — операционный. Он включает в себя формирование у членов коллектива организаторских навыков и умений на основе практического применения управленческих знаний в моделированных управленческих ситуациях.
Третьим компонентом (практическим) является управленческая практика, в процессе которой закрепляются приобретенные знания, навыки и умения, осуществляется коррекция управленческих действий.
Еще одним условием развития самоуправления в творческом коллективе является стимулирование лидерства. Важно формировать у детей готовность к проявлению лидерских качеств, однако проявление психолого-педагогической готовности быть лидером — необходимое, но недостаточное условие обеспечения педагогического стимулирования лидерства. Внутренняя готовность лидера может быть блокирована отсутствием ситуации, позволяющей реализовать эту готовность. Создание руководителями ситуации (внешней и внутренней), стимулирующей проявление лидерского потенциала членов коллектива, — своеобразное «поле лидерства», понимаемое как особое интегративное свойство, создаваемое руководителем для стимулирования лидерского потенциала членов коллектива.
Важнейшими компонентами поля лидерства являются: стиль отношений, складывающийся в коллективе, морально-психологический климат, в котором проходит жизнедеятельность членов коллектива; конструирование ситуаций, способствующих максимальному проявлению лидерского потенциала у наибольшего числа членов коллектива.
Перечисленные принципы и организационно-педагогические условия позволяют сделать процесс развития самоуправления в творческом коллективе непрерывным и существенно влияющим на развитие и деятельность коллектива.
При разработке авторских моделей организации самоуправления в творческом коллективе предлагается включать следующие основные разделы [7].
Раздел I. Требования к качеству разработки модели. Система показателей, которые позволяют оценить качество разработанной модели, ее готовность к эффективному функционированию еще на этапе предварительного осмысления предстоящего моделирования: научная обоснованность, четкость структуры модели, качество нормативно-регламентирующей базы, наличие педагогически целесообразной деятельности, технологичность модели, учет условий данного творческого коллектива, положительное отношение к данной модели со стороны участников творческого процесса, творческий вклад авторского коллектива.
Раздел II. Структура модели. Система взаимосвязанных блоков, которые позволяют с различных точек зрения максимально полно описать данную модель, представив ее сущность и специфику:
1. Блок целеполагания — принятие ценностей и идеологии, закладываемых в модель самоуправления в творческом коллективе, постановка цели, которую необходимо достигнуть через формулирование основных задач и определение путей их решения в ходе реализации модели самоуправления.
2. Позиционный блок — общая
схема основных структурных
3. Организационный блок —
4. Нормативный блок — перечень и краткая характеристика основных нормативных документов, необходимых и достаточных для эффективного функционирования данной модели, прежде всего это полномочия каждого органа самоуправления, его компетенция и ответственность.
5. Содержательный блок — позволяет выделить системообразующую деятельность и описать основное содержание функционирования всех структурных элементов самоуправления.
6. Технологический блок —
Раздел III. Характеристика функциональных взаимосвязей. Описание внутренних связей между всеми основными структурными блоками модели, прежде всего с точки зрения решения поставленных целей и заявленной идеологии.
Раздел IV. Условия эффективного функционирования модели. Описание социально-психологических и организационно-педагогических условий, необходимых и достаточных для ее успешного функционирования в соответствии с поставленной целью: качество самой модели, ее соответствие внутренним потребностям творческого коллектива, стиль управления, учет внешних условий и перспектив развития, постоянное обучение и самообучение актива, совершенствование нормативной базы и т. д.
Раздел V. Оценка эффективности функционирования модели. Система показателей, которые позволяют судить о степени достижения поставленной цели в процессе функционирования разработанной модели (динамический аспект): степень достижения поставленной цели, в том числе накопление детьми социального опыта (с преобладанием позитивного); характер внутренних процессов; взаимодействие с внешними процессами и социумом; характер изменений отношения к данной модели.
Таким образом, для разработки проекта самоуправления в творческом коллективе целесообразно обратиться к моделированию. В процессе моделирования могут быть созданы различные модели инновационной деятельности: содержательные, управленческие, нормативно-правовые и прочие, которые составят основу будущего проекта.
Проанализируем пример модели развития самоуправления в творческом коллективе. Суть такого развитая в цикличности этого процесса.
Руководитель, поставив цель перед творческим коллективом, как правило, стремится к тому, чтобы она обязательно была им принята. Добившись этого, он часто сам становится организатором ее реализации, выдвинув в качестве единственно возможного свой вариант ее достижения.
Самоуправление развивается только тогда, когда члены коллектива оказываются в ситуации выбора и сами определяют пути решения поставленной проблемы. Именно принятие решения является ключевым для формирования мотива группового действия.
Подведение итогов, групповая рефлексия позволяют подвести членов коллектива к новой цели совместной творческой деятельности, при этом на последующих этапах с каждым циклом они все самостоятельнее определяют цель, реализуемую впоследствии детским коллективом. Эта цикличность отражена в модели развития самоуправления, изображенной на рисунке 2.1.
Определение цели деятельности ↑ ↓ ↓ | ||||
Коллективное подведение итогов Оценка своих возможностей |
Принятие цели | |||
↑ |
↓ | |||
Реализация решения |
Мотив группового действия «Мы хотим» |
Постановка | ||
↑ |
↑ ↑ |
↓ | ||
Коллективное принятие решения Выбор вариантов действия |
← |
Обсуждение вариантов решения Мозговой штурм |
Информация о работе Пути и средства организации самоуправления в творческом коллективе