Пути и средства организации самоуправления в творческом коллективе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Июля 2014 в 00:22, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: исследовать пути и средства организации самоуправления в творческом коллективе.
Объект исследования: процесс самоуправления в творческом коллективе.
Предмет исследования: пути и средства организации самоуправления в творческом коллективе.
Задачи исследования:
1. Проанализировать понятие, содержание и особенности творческих коллективов.
2. Изучить процесс самоуправление в творческом коллективе как основу развития личности ребенка и коллектива.
3. Охарактеризовать принципы и функции самоуправления в творческом коллективе.
4. Проанализировать органы самоуправления в творческом коллективе и содержание их деятельности.

Файлы: 1 файл

самоуправление в тв.коллективе.doc

— 164.00 Кб (Скачать файл)

Наряду с постоянными органами самоуправления в творческих коллективах создаются различные временные органы самоуправления, роль которых усиливается с развитием самостоятельности и инициативычленов коллектива. Целесообразно при создании временных органов самоуправления помнить следующее [14]:

  • создание временных органов самоуправления определяется конкретной задачей, стоящей перед коллективом;
  • решение о создании этих органов принимается только творческим коллективом, общественными организациями или их органами самоуправления;
  • в составе временных органов самоуправления могут быть только те члены коллектива, которые участвуют в решении данной конкретной задачи;
  • органы самоуправления независимо от срока, на который они созданы, должны отчитаться перед коллективом о выполнении поставленных задач;
  • осуществив решение организаторской задачи, они прекращают свое существование.

Таким образом, проявления самоуправления в творческом коллективе могут быть самыми разнообразными, но всех их должно объединять одно: деятельностный подход к структуре органов управления. Наиважнейшее значение имеет превращение различных собраний, сборов в настоящие органы самоуправления. Важным элементом коллективной организаторской деятельности является коллективное планирование работы творческого коллектива. Повысить уровень сопричастности к обсуждаемым на собраниях вопросам можно путем усиления их проблемности, что позволяет обеспечить включенность каждого в выработку управленческого решения. Наряду с постоянными органами самоуправления в творческих коллективах создаются различные временные органы самоуправления, роль которых усиливается с развитием самостоятельности и инициативы членов коллектива.

 

2.2. Основные требования к развитию самоуправления в творческом коллективе

 

Основная закономерность развития самоуправления — гармонизация общих целей, содержания деятельности и ценностных ориентации членов коллектива, позволяющая сделать результаты участия в управлении достоянием каждого. Эта закономерность позволяет обосновать основные требования к развитию самоуправления в творческом коллективе.

Требования социально значимой доминанты предполагают мобилизацию творческого коллектива вокруг единой цели, сплачивающей участников совместной творческой деятельности. При этом другие цели становятся сопутствующими и ставятся в зависимость от реализации основной цели, стоящей перед коллективом на данном этапе его развития. Каждый коллектив имеет специфическую цель в различный период времени [13].

Доминирующие цели выступают в качестве «особых звеньев» в организации деятельности творческого коллектива.

Единство и оптимальное сочетание коллективных и личных интересов членов коллектива предполагает обеспечение непротиворечивости целей всех актуальным целям каждого. Особенно на первом этапе становления самоуправления в творческом коллективе важно, чтобы выдвигаемые перед членами коллектива цели совместной деятельности не были бы ими сразу отвергнуты как неприемлемые, не соответствующие их интересам.

Обеспечить включенность членов коллектива в решение управленческих задач возможно лишь при их позитивном отношении к деятельности. Члены коллектива, выступающие в роли лидеров-организаторов, должны учитывать в своей работе оценку, которую им дают товарищи [16].

Динамичность и вариативность органов самоуправления предусматривает, что их структура должна быть опосредована целями деятельности творческого коллектива; содержание этих целей постоянно меняется в зависимости от стратегических и тактических задач, стоящих перед коллективом.

Это требование означает необходимость систематического поиска такой организационной структуры, которая сочетает в себе постоянные органы самоуправления, определенные положениями и уставами, и временные органы самоуправления, создаваемые коллективом для решения текущих задач. При этом предусматривается также изменение функций постоянных органов в зависимости от изменений стратегических задач [25].

Реализация данного требования предполагает состязательность и добровольность в формировании органов самоуправления, стимулирование лидерства членов коллектива.

Интеграция и дифференциация педагогического руководства и самоуправления в творческом коллективе предполагает, что отношения руководителей и участников коллектива в процессе развития самоуправления строятся на основе сотрудничества. Такое сотрудничество обеспечивается наличием принятых как руководителями, так и членами коллектива определенных правил (норм) отношений, делегированием членам коллектива реальных управленческих отношений, созданием обстановки взаимной ответственности и взаимного доверия. Это не исключает взаимной требовательности, предъявляемой руководителям и членам коллектива друг к другу [29].

На организационно-методическом уровне руководители и члены коллектива участвуют в работе органов самоуправления, вырабатывают общую программу действий, информируют друг друга о своей деятельности. Руководитель помогает работать органам самоуправления в творческом коллективе, представляет им право обсуждения любых вопросов жизни коллектива, определения основных задач и принятия решений [6].

На социально-психологическом уровне руководитель и члены коллектива устанавливают взаимопонимание, учатся вести диалог, предупреждать и преодолевать конфликты. При этом важно создать такую атмосферу, в которой и руководитель и члены коллектива, сопереживая и помогая друг другу, будут ощущать себя членами одного общего коллектива [10].

Одним из существенных факторов развития самоуправления в творческом коллективе является подготовка его членов к организаторской деятельности. В этой подготовке можно выделить три главных структурных компонента [25].

Первый компонент — информационный. Членам коллектива в различной форме сообщается разнообразная информация, необходимая для их участия в решении организаторских задач.

Второй компонент — операционный. Он включает в себя формирование у членов коллектива организаторских навыков и умений на основе практического применения управленческих знаний в моделированных управленческих ситуациях.

Третьим компонентом (практическим) является управленческая практика, в процессе которой закрепляются приобретенные знания, навыки и умения, осуществляется коррекция управленческих действий.

Еще одним условием развития самоуправления в творческом коллективе является стимулирование лидерства. Важно формировать у детей готовность к проявлению лидерских качеств, однако проявление психолого-педагогической готовности быть лидером — необходимое, но недостаточное условие обеспечения педагогического стимулирования лидерства. Внутренняя готовность лидера может быть блокирована отсутствием ситуации, позволяющей реализовать эту готовность. Создание руководителями ситуации (внешней и внутренней), стимулирующей проявление лидерского потенциала членов коллектива, — своеобразное «поле лидерства», понимаемое как особое интегративное свойство, создаваемое руководителем для стимулирования лидерского потенциала членов коллектива.

Важнейшими компонентами поля лидерства являются: стиль отношений, складывающийся в коллективе, морально-психологический климат, в котором проходит жизнедеятельность членов коллектива; конструирование ситуаций, способствующих максимальному проявлению лидерского потенциала у наибольшего числа членов коллектива.

Перечисленные принципы и организационно-педагогические условия позволяют сделать процесс развития самоуправления в творческом коллективе непрерывным и существенно влияющим на развитие и деятельность коллектива.

 

2.3. Модель самоуправления в творческом коллективе

 

При разработке авторских моделей организации самоуправления в творческом коллективе предлагается включать следующие основные разделы [7].

Раздел I. Требования к качеству разработки модели. Система показателей, которые позволяют оценить качество разработанной модели, ее готовность к эффективному функционированию еще на этапе предварительного осмысления предстоящего моделирования: научная обоснованность, четкость структуры модели, качество нормативно-регламентирующей базы, наличие педагогически целесообразной деятельности, технологичность модели, учет условий данного творческого коллектива, положительное отношение к данной модели со стороны участников творческого процесса, творческий вклад авторского коллектива.

Раздел II. Структура модели. Система взаимосвязанных блоков, которые позволяют с различных точек зрения максимально полно описать данную модель, представив ее сущность и специфику:

1. Блок целеполагания — принятие  ценностей и идеологии, закладываемых  в модель самоуправления в творческом коллективе, постановка цели, которую необходимо достигнуть через формулирование основных задач и определение путей их решения в ходе реализации модели самоуправления.

2. Позиционный блок — общая  схема основных структурных элементов  самоуправления в творческом коллективе с указанием их взаимосвязей. Данный блок позволяет наглядно представить место каждого элемента и увидеть его связи, в том числе с педагогическим и родительским самоуправлением.

3. Организационный блок — выделение  уровней субъектов самоуправления  с описанием возможностей каждого уровня в зависимости от среды (социального пространства), в которой участники творческого процесса осуществляют свое взаимодействие, а также системы ролей, которые может принять на себя ребенок, участвуя в самоуправлении.

4. Нормативный блок — перечень и краткая характеристика основных нормативных документов, необходимых и достаточных для эффективного функционирования данной модели, прежде всего это полномочия каждого органа самоуправления, его компетенция и ответственность.

5. Содержательный блок — позволяет выделить системообразующую деятельность и описать основное содержание функционирования всех структурных элементов самоуправления.

6. Технологический блок — раскрывает  возможные формы работы участников  самоуправления в творческом коллективе в процессе их деятельности.

Раздел III. Характеристика функциональных взаимосвязей. Описание внутренних связей между всеми основными структурными блоками модели, прежде всего с точки зрения решения поставленных целей и заявленной идеологии.

Раздел IV. Условия эффективного функционирования модели. Описание социально-психологических и организационно-педагогических условий, необходимых и достаточных для ее успешного функционирования в соответствии с поставленной целью: качество самой модели, ее соответствие внутренним потребностям творческого коллектива, стиль управления, учет внешних условий и перспектив развития, постоянное обучение и самообучение актива, совершенствование нормативной базы и т. д.

Раздел V. Оценка эффективности функционирования модели. Система показателей, которые позволяют судить о степени достижения поставленной цели в процессе функционирования разработанной модели (динамический аспект): степень достижения поставленной цели, в том числе накопление детьми социального опыта (с преобладанием позитивного); характер внутренних процессов; взаимодействие с внешними процессами и социумом; характер изменений отношения к данной модели.

Таким образом, для разработки проекта самоуправления в творческом коллективе целесообразно обратиться к моделированию. В процессе моделирования могут быть созданы различные модели инновационной деятельности: содержательные, управленческие, нормативно-правовые и прочие, которые составят основу будущего проекта.

Проанализируем пример модели развития самоуправления в творческом коллективе. Суть такого развитая в цикличности этого процесса.

Руководитель, поставив цель перед творческим коллективом, как правило, стремится к тому, чтобы она обязательно была им принята. Добившись этого, он часто сам становится организатором ее реализации, выдвинув в качестве единственно возможного свой вариант ее достижения.

Самоуправление развивается только тогда, когда члены коллектива оказываются в ситуации выбора и сами определяют пути решения поставленной проблемы. Именно принятие решения является ключевым для формирования мотива группового действия.

Подведение итогов, групповая рефлексия позволяют подвести членов коллектива к новой цели совместной творческой деятельности, при этом на последующих этапах с каждым циклом они все самостоятельнее определяют цель, реализуемую впоследствии детским коллективом. Эта цикличность отражена в модели развития самоуправления, изображенной на рисунке 2.1.

 

   

Определение

цели деятельности

↑             ↓             ↓  

Коллективное подведение итогов Оценка своих возможностей    

     

Принятие цели  
 коллективом Коллективное обсуждение целей

↑ 

     

↓ 

Реализация решения  
 Интенсивная организаторская деятельность   

 

Мотив группового действия

«Мы хотим» 

 

Постановка  
 управленческой проблемы  
Выдвижение идей

 

↑                          ↑

 

↓ 

Коллективное принятие решения

Выбор вариантов действия

 

 

Обсуждение вариантов решения Мозговой штурм 

Информация о работе Пути и средства организации самоуправления в творческом коллективе