Пути снижения себестоимости продукции в условиях рыночной экономики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Мая 2014 в 11:46, курсовая работа

Описание работы

Выбранная мной тема очень актуальна на сегодняшний день, т.к. это касается каждого из нас. Для любого покупателя одним из важных критериев при выборе товара, помимо качества, является его цена, на которую оказывает влияние следующие факторы: себестоимость товара, затраты на транспортировку товара от места производства до места реализации, а так же сама точка сбыта. Это может быть крупный супермаркет, в который закупается большая партия определенного товара, и, следовательно, цена закупки и реализации будет меньше, чем в небольшом магазине, куда поставляется партия меньшего размера того же товара, закупочная цена которого будет больше, что ведет к увеличению и цены реализации.

Содержание работы

Введение 3
ГЛАВА 1. Теоретические аспекты формирования себестоимости
продукции 4
1.1. Сущность понятия себестоимости 4
1.2. Себестоимость промышленной продукции и ее структура 7
1.3. Технико-экономические факторы и резервы снижения себестоимости 12
ГЛАВА 2. Организационно-экономическая характеристика ОАО «Пивоваренная компания «Балтика» 18
2.1 Расчет себестоимости производства 1 л пива 29
ГЛАВА 3. Пути снижения себестоимости продукции в условиях
рыночной экономики 30
Заключение 34
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

курсовая Балтика.doc

— 249.00 Кб (Скачать файл)

      Д0, Д1 - объем товарной продукции базисного и отчетного года.

Влияние на себестоимость товарной продукции изменений в размещении производства анализируется тогда, когда один и тот же вид продукции производится на нескольких предприятиях, имеющих неодинаковые затраты в результате применения различных технологических процессов. При этом целесообразно провести расчет оптимального размещения отдельных видов продукции по предприятиям объединения с учетом использования существующих мощностей, снижения издержек производства и на основе сопоставления оптимального варианта с фактическим выявить резервы.

Если изменения величины затрат в анализируемый период не нашли отражения в вышеизложенных факторах, то их относят к прочим. К ним можно отнести, например, изменение размеров или прекращение разного рода обязательных платежей, изменение величины затрат, включаемых в себестоимость продукции и др.

Выявленные в результате анализа факторы снижения себестоимости и резервы необходимо суммировать в окончательных выводах, определить суммарное влияние всех факторов на снижение общей величины затрат т затрат на единицу продукции[6].

 

ГЛАВА 2. Организационно-экономическая характеристика ОАО «Пивоваренная компания «Балтика»

 

Открытое акционерное общество «Пивоваренная компания «Балтика» учреждено Комитетом по управлению городским имуществом мэрии Санкт – Петербурга в соответствии с законодательством Российский Федерации о приватизации, зарегистрированное 21 июля 1992 года.

Общество является коммерческой организацией с иностранными инвестициями по законодательству Российской Федерации. Иностранным инвестором Общества является компания «Балтик Бевериджиз Холдинг АБ», юридическое лицо по законодательству Королевства Швеция, которой принадлежит на праве собственности более чем 50% голосующих акций Общества (контрольный пакет).

Полное фирменное наименование Общества: открытое акционерное общество «Пивоваренная компания «Балтика». Сокращенное фирменное наименование Общества: ОАО «Пивоваренная компания «Балтика». Наименование Общества на английском языке: Baltika Breweries.

Место нахождения Общества: Россия, Санкт – Петербург, 6-й Верхний переулок, дом 3. Почтовые адреса Общества: 194292, Санкт – Петербург, 6-й Верхний переулок, дом 3; 194292, Санкт – Петербург, а/я № 5.

ОАО «Пивоваренная компания «Балтика» является юридическим лицом по российскому законодательству и действует на основании:

  • Законодательных и нормативных актов РФ, в том числе ФЗ «Об акционерных обществах»;
  • Настоящего устава;
  • Решений общего собрания акционеров Общества;
  • Решений совета директоров Общества;
  • Решений единоличного исполнительного органа Общества.

Срок деятельности Общества не ограничен.

ОАО «Пивоваренная компания «Балтика» имеет в собственности обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде.

Целью деятельности Общества является получение прибыли.

Структура компании Балтики линейно-функциональная (Рис.1). Базу структуры составляет "шахматный" принцип построения и специализация управленческого процесса по функциональным подсистемам организации (маркетинг, создание, исследования и разработки, деньги, персонал и т.д.)

 

Рисунок 1. «Структура управления на предприятии»

Структура отражает цели и задачи организации, а следовательно подчиняется производству и изменяется совместно с происходящими в ней переменами. Она отражает функциональное разделение труда и размер возможностей работников управления, определяемых политикой, процедурами, правилами и должностными инструкциями и расширяется, как правило, в направлении более больших уровней управления. Возможности управляющего хоть какого уровня ограничиваются не лишь внутренними факторами, но и факторами наружной среды, уровнем культуры и ценностными ориентациями общества, принятыми в ней традициями и нормами. Другими словами, структура управления соответствует социально-культурной среде. Реализуется принцип соответствия меж функциями и возможностями, с одной стороны, и квалификацией и уровнем культуры - с другой. Организационная структура отражает упорядоченную совокупность связанных меж собой частей, обеспечивающих функционирование и развитие организации как одного целого[5].

ОАО «Пивоваренная компания «Балтика» осуществляет следующие виды деятельности:

  1. внедрение в РФ международных технологий пивоварения;
  2. производство, розлив, хранение и реализация пива, безалкогольных напитков, минеральных вод, сухих дрожжей, товарной углекислоты и солода, в том числе разработка, производство и реализация новых сортов;
  3. производство и реализация сырьевых и упаковочных материалов;
  4. организация сети фирменной торговли;
  5. маркетинг, реклама и продвижение на российский и зарубежные рынки продукции Общества;
  6. эксплуатация и ремонт оборудования холодильно-компрессорной станции, связанной с обращением в замкнутом контуре холодильной машины взрывоопасного вещества – аммиака, при получении искусственного холода;
  7. эксплуатация и ремонт газового хозяйства;
  8. эксплуатация и ремонт подъемных сооружений, и многие другие виды деятельности не запрещенные законом.

Общество имеет самостоятельный баланс и действует на основе самофинансирования, а так же расчетный счет, валютный и иные счета в банковских и иных кредитных учреждениях.

Уставный капитал Общества составляет 164 041 164 рублей. Он разделен на 164 041 164 акций одинаковой номинальной стоимостью 1 рубль каждая.

В Обществе создается резервный фонд в размере 18 процентов от уставного капитала. Размер ежегодных отчислений в резервный фонд составляет 5 % от чистой прибыли Общества до достижения резервным фондом нужного размера. Резервный фонд предназначен для покрытия убытков Общества, а так же для погашения облигаций и выкупа акций в случае отсутствия иных средств.

Современное оборудование на ОАО «Пивоваренная компания «Балтика» и применение передовых технологий сделали возможным выпуск продукции высочайшего качества, что позволило в 1996 году стать лидером российского рынка пива. Компания сохраняет этот статус и сегодня.

На протяжении своей истории «Балтика» динамично развивалась – приобретала и строила «с нуля» новые заводы, активно расширяла сеть сбытовых подразделений. В конце 2006 года «Балтика» объединилась с тремя российскими пивоваренными компаниями – «Вена», «Пикра» и «Ярпиво». В апреле 2008 года «Балтика» вошла в международную группу Carlsberg, которой принадлежит 88,86% уставного капитала Компании. На сегодняшний день «Балтика» является самой крупной компанией в сфере производства товаров народного потребления в России и Восточной Европе. Широкий портфель брендов Компании позволяет удовлетворить самый взыскательный вкус потребителя. Кроме ключевого бренда «Балтика», который входит в тройку самых дорогих брендов России, в портфеле Компании около 30 известных марок, таких как «Арсенальное», «Невское», «Ярпиво», Tuborg, Carlsberg, Kronenbourg 1664, ряд региональных сортов и более 10 непивных брендов. Заводы Компании расположены в 10 городах России: Санкт-Петербурге, Ярославле, Туле, Воронеже, Ростове-на-Дону, Самаре, Челябинске, Новосибирске, Красноярске, Хабаровске. В 2008 году Компания приобрела пивоваренный завод в Азербайджане. Совокупная производственная мощность заводов в России составляет 50 млн. литров пива в год. Для обеспечения потребностей в солоде «Балтика» построила две собственные солодовни в Туле и Ярославле, а также развивает агропроект по выращиванию пивоваренного ячменя в восьми областях России. «Балтика» обладает широкой дистрибуционной сетью, продукцию Компании можно приобрести в 98% торговых точек России. «Балтика» экспортирует свою продукцию в 50 стран мира, в том числе в страны Западной Европы, Северной Америки и ближневосточного региона. Компания не испытывает проблем с поставкой сырья и не зависит от одного или нескольких поставщиков.

Компания активно участвует в деятельности Союза российских производителей пивобезалкогольной продукции. Президент «Балтики» А.О. Артемьев является Председателем Совета Союза с 2007 года.

По состоянию на 31 декабря 2007 года группа «Балтик Бевериджиз Холдинг АБ» является собственником и контролировала 88,21% обыкновенных акций и 15,49% привилегированных акций Компании. Остальные обыкновенные и привилегированные акции находятся в свободном обращении.

«Балтика» последовательно из года в год следует политике повышения рыночной стоимости Компании и реализует проекты, обеспечивающие сокращение затрат, повышение эффективности используемых активов и рост стоимости брендов, что приводит к росту капитализации Компании и существенному увеличению размера выплачиваемых дивидендов.

В 2007 году «Балтика» продолжала осуществлять инвестиции, направленные на расширение производственных мощностей и приобретение оборудования, развитие системы продаж и дистрибуции, развитие информационных технологий и сокращение издержек.

 

Таблица 1

Основные экономические показатели деятельности Компании за период 2007-2009 гг.

Показатели

2007

2008

2009

Изменения 2008/2007

Изменение 2009/2008

Продажи, млн. руб.

44,3

45,2

427,0

2%

-5,50%

Себестоимость реализованной продукции

37810,5

47599,5

42394,9

25,90%

-10,9%

Чистая выручка от реализации, млн. руб.

78891,8

92 482,3

936487,0

17,20%

1,20%

Производственная себестоимость, млн. руб.

-37810,5

-46668,5

-42395,0

23,40%

-9,10%

Финансовые доходы

97464,7

16198,1

18345,9

-83,40%

13,30%

Финансовые расходы

66097,8

36783,9

23499,2

-44,30%

-36,10%

Доля в прибыли объектов инвестиций, учитываемых методом долевого участия (за вычетом налога на прибыль)

16030,0

47370,0

-29734,0

31340,0

-77104,0

Валовая прибыль, млн.руб.

41081,3

45813,8

512538,0

11,50%

11,90%

Коммерческие расходы, млн.руб.

-19609,2

-20765,9

-19150,0

5,90%

-7,80%

Административные расходы, млн. руб.

-2653,4

-2913,4

-25287,0

9,80%

-13,20%

Прочие расходы, млн.руб.

19,6

125,9

425,0

542,30%

-66,20%

Операционная прибыль, млн. руб.

18838,3

22260,4

296175,0

18,20%

33,10%

Прибыль до налогообложения

19151,9

20215,4

29102,2

5,60%

43,90%

Расход по налогу на прибыль

51913,3

47071,1

57299,2

-9,30%

21,70%

Чистая прибыль,

млн. руб.

13960,6

15511,3

233723,0

11,10%

50,60%

Операционная рентабельность, %

23,9

24,1

316,0

+0,2 п.п.

+7,5 п.п.

Валовая рентабельность, %

52,1

49,5

547,0

-2,6 п.п.

+5,2 п.п.

Коэффициент рентабельности активов, %

27,2

29,7

372,0

+2,5 п.п.

+7,5 п.п.

Коэффициент рентабельности капитала, %

40,1

41,0

465,0

+0,9 п.п.

+5,5 п.п.

Коэффициент прибыльности используемого капитала, %

35,8

38,1

508,0

2,3 п.п.

+12,7 п.п.

Прибыль на акцию, руб.

83,16

98,01

14714,0

17,80%

50,1%


 

Проанализировав таблицу, мы можем сказать, что 2008 год стал очередным успешным финансовым годом для компании «Балтика». Чистая выручка достигла 92,5 млрд. рублей, что превысило показатель предыдущего года на 17,2%.

Прибыль Компании до вычета налогов и финансовых статей (операционная прибыль) выросла на 18,2% по сравнению с 2007 годом и составила 22,3 млрд. рублей.

Опережающий рост операционной прибыли по сравнению с увеличением чистой выручки был обусловлен сдержанным ростом коммерческих и административных расходов. Основную экономию затрат Компания получила за счет снижения расходов на дистрибуцию.

Финансовые расходы составили 36783,9 млн. руб. Финансовые доходы составили всего лишь 16198,1 млн. руб., что на 83,4 % меньше чем в 2007 году.

Валовая прибыль в 2008 году составила 45813,8 млн. руб., что на 11,5 % больше чем в 2007 году.

В течение 2008 года выросли расходы Компании на сырье и материалы. Производственная себестоимость увеличилась на 23,4 % по отношению к 2007 году. Наиболее существенное влияние на ее увеличение оказали рост цен на солод и хмель. Тем не менее, в 2008 году «Балтика» увеличила операционную рентабельность на 0,2 % по сравнению с предыдущим годом и достигла впечатляющего показателя 24,1 %. Начавшееся осенью 2008 года снижение курса рубля по отношению к другим мировым валютам оказало значительное влияние на увеличение стоимости ряда приобретаемых материалов (в основном упаковки – банки и сырья для ПЭТ-бутылки), а также на увеличение финансовых статей. Изменение курса рубля сказалось также и на увеличении стоимости заимствований, часть из которых номинирована в иностранной валюте. Финансовый рынок в этот период испытал снижение кредитного предложения и рост стоимости заемных средств. Оба эти фактора привели к увеличению стоимости финансовых расходов Компании и снижению рентабельности по чистой прибыли.

Чистая прибыль «Балтики» в 2008 году выросла на 11,1 % и достигла 15,5 млрд. рублей.

В 2008 году «Балтика» завершила важный этап наращивания производственных мощностей в регионах потребления, что позволит «Балтике» в течение ближайших лет при отсутствии резкого роста рынка удовлетворять спрос в продукции Компании.

Себестоимость реализованной продукции увеличилась на 25,9 % по отношению к 2007 году и составила 47599,5 млн. руб.

Объемы продаж Компании в 2009 году сократились на 5,5 %, тем не менее, чистая выручка от реализации за отчетный период выросла по сравнению с 2008 годом на 1,2 % и составила 93 648,7 млн. рублей.

В 2009 году валовая прибыль составила 512538,0 млн. руб., что на 11,9 % больше чем в 2008 году. Коммерческие расходы сократились на 7,8 % и составили 19150,0 млн. руб.

Информация о работе Пути снижения себестоимости продукции в условиях рыночной экономики