Пути снижения себестоимости продукции в условиях рыночной экономики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Мая 2014 в 11:46, курсовая работа

Описание работы

Выбранная мной тема очень актуальна на сегодняшний день, т.к. это касается каждого из нас. Для любого покупателя одним из важных критериев при выборе товара, помимо качества, является его цена, на которую оказывает влияние следующие факторы: себестоимость товара, затраты на транспортировку товара от места производства до места реализации, а так же сама точка сбыта. Это может быть крупный супермаркет, в который закупается большая партия определенного товара, и, следовательно, цена закупки и реализации будет меньше, чем в небольшом магазине, куда поставляется партия меньшего размера того же товара, закупочная цена которого будет больше, что ведет к увеличению и цены реализации.

Содержание работы

Введение 3
ГЛАВА 1. Теоретические аспекты формирования себестоимости
продукции 4
1.1. Сущность понятия себестоимости 4
1.2. Себестоимость промышленной продукции и ее структура 7
1.3. Технико-экономические факторы и резервы снижения себестоимости 12
ГЛАВА 2. Организационно-экономическая характеристика ОАО «Пивоваренная компания «Балтика» 18
2.1 Расчет себестоимости производства 1 л пива 29
ГЛАВА 3. Пути снижения себестоимости продукции в условиях
рыночной экономики 30
Заключение 34
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

курсовая Балтика.doc

— 249.00 Кб (Скачать файл)

В 2009 году операционная прибыль Компании значительно – на 33,1 % – выросла по отношению к 2008 году и составила 29 617,5 млн. рублей.

Таких существенных результатов Компания добилась благодаря тщательной работе по оптимизации портфеля брендов, эффективным инвестициям в развитие каналов продаж и в ключевые регионы.

Компания увеличила чистую среднюю цену на пиво на 6,8 %, что соответствует уровню инфляции категории. В связи с трехкратным повышением акциза на пиво с января 2010 года возможна разнонаправленная динамика отпускных и чистых цен на продукцию пивоваренных компаний. Однако «Балтика», как и все предыдущие годы, продолжает использовать взвешенный подход к ценообразованию.

Ключевым фактором, приведшим к росту рентабельности, стало опережающее сокращение операционных затрат[3].

В дополнение к благоприятной конъюнктуре на рынке сырья, обусловленной экономической ситуацией, и связанному с этим снижению закупочных цен, Компания реализовывала различные проекты по повышению операционной эффективности. Среди наиболее значимых проектов по снижению расходов следует выделить агропроект Компании по выращиванию пивоваренного ячменя, проекты по развитию собственных солодовен, снижающие зависимость Компании от поставщиков. Положительное влияние на сокращение издержек оказали также усилия по заключению долгосрочных договоров с поставщиками, уменьшение объема закупок, цены по которым привязаны к иностранной валюте, и перевод ряда функций на аутсорсинг.

В результате производственная себестоимость сократилась на 9,1 % по сравнению с 2008 годом и составила 42359,0 млн. руб. Операционная рентабельность увеличилась на 7,5 п.п. и составила 31,6%. Дополнительный эффект от сокращения издержек был получен в области логистики. Расходы на хранение и на доставку на литр продукции в удельном выражении в 2009 году снизились по сравнению с 2008 годом на 10%. Такие результаты были достигнуты благодаря усилиям Компании по выстраиванию цепочки поставок. Факторами, которые позитивно повлияли на расходы на логистику, стали: оптимизация маршрутов доставки и использования собственного транспорта; уменьшение среднего плеча доставки за счет перекрестного производства; сокращение складских запасов; оптимизация складских мощностей; сдерживание цен поставщиков услуг. В 2009 году Компания вкладывала значительные ресурсы в продвижение продукции. По сравнению с 2008 годом затраты на продвижение продукции сократились в наименьшей степени, чем остальные затраты Компании. В структуре коммерческих затрат произошло существенное перераспределение, что помогло добиться наилучшего эффекта на произведенные вложения.

В отчетном периоде на 13,2 % сократились административные затраты. Как и по другим направлениям, такое улучшение было достигнуто за счет повышения эффективности, масштаба и более широкого использования услуг сторонних организаций.

В 2009 году были завершены два крупных инвестиционных проекта: увеличение мощностей солодовни в Ярославле (инвестиции 2009 года – 609 млн. рублей) и модернизация завода «Балтика-Баку» (инвестиции 2009 года – 13,6 млн. долларов США). Остальные инвестиции были направлены на реализацию маркетинговых инноваций, развитие продаж и систем управления. Общий объем инвестиций составил 3,7 млрд. рублей.

Чистая прибыль составила 233723,0 млн. руб., что на 50,6 % больше чем в 2008 году. В целом 2009 год стал очень успешным для Компании[2].

Актив баланса содержит сведения о размещении капитала, имеющегося в распоряжении предприятия, т.е. о вложении его в конкретное имущество и материальные ценности, о расходах предприятия на производство и реализацию продукции и об остатках свободной денежной наличности. Каждому виду размещенного капитала соответствует отдельная статья баланса. По сведениям, предоставленным в балансе, можно видеть, какие изменения произошли в активах предприятия, какую часть составляет недвижимость предприятия, а какую – оборотные средства, в том числе и в сфере производства и обращения.

 

Таблица 2

Структура оборотных активов (без учета денежных средств и финансовых вложений)

Показатели

2007

2008

Изменения 2008/2007

Сырье и основные материалы

47%

40%

-14%

Торговая дебиторская задолженность

22%

28%

27%

Авансы поставщикам

10%

14%

40%

Готовая продукция

10%

7%

-30%

Прочая дебиторская задолженность

7%

7%

-

Незавершенное производство

4%

4%

-


 

Размещение средств предприятия имеет очень большое значение в финансовой деятельности и повышении её эффективности. Если созданные производственные мощности предприятия используются недостаточно полно из-за отсутствия сырья, материалов, то это отрицательно скажется на финансовых результатах предприятия.

Как видно из таблицы 2, сырье и основные материалы в структуре оборотных активов в 2008 году уменьшились на 14 % по сравнению с 2007 годом и составили 40 %, но, тем не менее, составляют наибольший удельный вес в оборотных активах (без учета денежных средств и финансовых вложений).

Торговая дебиторская задолженность увеличилась на 27 % по отношению к 2007 году и составила 28 % в структуре оборотных активов в 2008 году. Авансы поставщикам увеличились на 40 %. Готовая продукция в структуре оборотных активов в 2008 году составила 7 %, что на 30 % меньше, чем в 2007. Прочая дебиторская задолженность и незавершенное производство в 2008 году остались на том же уровне в размере по 7 % в структуре оборотных активов[1].

 

    1. Расчет себестоимости производства 1 л пива

 

Себестоимость продукции - один из важнейших экономических показателей деятельности промышленных предприятий и объединений, выражающий в денежной форме все затраты предприятия, связанные с производством и реализацией продукции. Себестоимость показывает, во что обходится предприятию выпускаемая им продукция.

В нижеприведенной таблице я рассчитал цеховую себестоимость 1 литра пива «Балтика-7».

 

Таблица 3

Расчет себестоимости производства 1 л пива

Наименование затрат

Ед. изм.

Расход на 1 л

Цена за единицу($)

Стоимость 1 л ($)

1.

Солод

кг

0,2

$ 1200/т

$ 0,24

2.

Хмель

кг

0,001

$ 50/кг

$ 0,05

3.

Дрожжи

кг

0,001

$ 50кг

$ 0,005

4.

Расход э/энергии

Квт*ч

1,5

$ 0,1

$ 0,15

5.

Расход воды

М.куб.

0,065

0,15

$ 0,01

6.

Канализация

М.куб.

0,01

0,05

$ 0,005

Себестоимость 1 л пива

$ 0,46


 

Как видно из данной таблицы, наибольший удельный вес в структуре себестоимости 1 литра пива составляет солод, а наименьший – дрожжи.

Себестоимость одного литра пива «Балтика-7» составила $ 0,46.

 

ГЛАВА 3. Пути снижения себестоимости продукции в условиях рыночной экономики

 

Решающим условием снижения себестоимости служит непрерывный технический прогресс. Внедрение новой техники, комплексная механизация и автоматизация производственных процессов, совершенствование технологии, внедрение прогрессивных видов материалов позволяют значительно снизить себестоимость продукции.

Снижение себестоимости продукции обеспечивается, прежде всего, за счет повышения производительности труда. С ростом производительности труда сокращаются затраты труда в расчете на единицу продукции, а следовательно, уменьшается и удельный вес заработной платы в структуре себестоимости.

Успех борьбы за снижение себестоимости решает, прежде всего, рост производительности труда рабочих, обеспечивающий в определенных условиях экономию на заработной плате. Рассмотрим, в каких условиях при росте производительности труда на предприятиях снижаются затраты на заработную плату рабочих. Увеличение выработки продукции на одного рабочего может быть достигнуто за счет осуществления организационно-технических мероприятий, благодаря чему изменяются, как правило, нормы выработки и соответственно им расценки за выполняемые работы. Увеличение выработки может произойти и за счет перевыполнения установленных норм выработки без проведения организационно-технических мероприятий. Нормы выработки и расценки в этих условиях, как правило, не изменяются.

В первом случае, когда изменяются нормы выработки и расценки, предприятие получает экономию на заработной плате рабочих. Объясняется это тем, что в связи со снижением расценок доля заработной платы в себестоимости единицы продукции уменьшается. Однако это не приводит к снижению средней заработной платы рабочих, так как приводимые организационно-технические мероприятия дают возможность рабочим с теми же затратами труда выработать больше продукции. Таким образом, проведение организационно-технических мероприятий с соответствующим пересмотром норм выработки позволяет снижать себестоимость продукции за счет уменьшения доли заработной платы в единице продукции одновременно с ростом средней заработной платы рабочих.

Во втором случае, когда установленные нормы выработки и расценки не изменяются, величина затрат на заработную плату рабочих в себестоимости единицы продукции не уменьшается. Но с ростом производительности труда увеличивается объем производства, что приводит к экономии по другим статьям расходов, в частности сокращаются расходы по обслуживанию производства и управлению. Происходит это потому, что в цеховых расходах значительная часть затрат (а в общезаводских почти полностью) - условно-постоянные расходы (амортизация оборудования, содержание зданий, содержание цехового и общезаводского аппарата и другие расходы), не зависящие от степени выполнения плана производства. Это значит, что их общая сумма не изменяется или почти не изменяется в зависимости от выполнения плана производства.

Отсюда следует, что, чем больше выпуск продукции, тем меньше доля цеховых и общезаводских расходов в ее себестоимости.

С ростом объема выпуска продукции прибыль предприятия увеличивается не только за счет снижения себестоимости, но и вследствие увеличения количества выпускаемой продукции. Таким образом, чем больше объем производства, тем при прочих равных условиях больше сумма получаемой предприятием прибыли.

Важнейшее значение в борьбе за снижение себестоимости продукции имеет соблюдение строжайшего режима экономии на всех участках производственно - хозяйственной деятельности предприятия. Последовательное осуществление на предприятиях режима экономии проявляется прежде всего в уменьшении затрат материальных ресурсов на единицу продукции, сокращении расходов по обслуживанию производства и управлению, в ликвидации потерь от брака и других непроизводительных расходов.

Материальные затраты, как известно, в большинстве отраслей промышленности занимают большой удельный вес в структуре себестоимости продукции, поэтому даже незначительное сбережение сырья, материалов, топлива и энергии при производстве каждой единицы продукции в целом по предприятию дает крупный эффект.

Предприятие имеет возможность влиять на величину затрат материальных ресурсов, начиная с их заготовки. Сырье и материалы входят в себестоимость по цене их приобретения с учетом расходов на перевозку, поэтому правильный выбор поставщиков материалов влияет на себестоимость продукции. Важно обеспечить поступление материалов от таких поставщиков, которые находятся на небольшом расстоянии от предприятия, а также перевозить грузы наиболее дешевым видом транспорта. При заключении договоров на поставку материальных ресурсов необходимо заказывать такие материалы, которые по своим размерам и качеству точно соответствуют плановой спецификации на материалы, стремиться использовать более дешевые материалы, не снижая в то же время качества продукции.

Основным условием снижения затрат сырья и материалов на производство единицы продукции является улучшение конструкций изделий и совершенствование технологии производства, использование прогрессивных видов материалов, внедрение технически обоснованных норм расходов материальных ценностей.

Сокращение затрат на обслуживание производства и управление также снижает себестоимость продукции. Размер этих затрат на единицу продукции зависит не только от объема выпуска продукции, но и от их абсолютной суммы.

Чем меньше сумма цеховых и общезаводских расходов в целом по предприятию, тем при прочих равных условиях ниже себестоимость каждого изделия.

Резервы сокращения цеховых и общезаводских расходов заключаются прежде всего в упрощении и удешевлении аппарата управления, в экономии на управленческих расходах. В состав цеховых и общезаводских расходов в значительной степени включается также заработная плата вспомогательных и подсобных рабочих. Проведение мероприятий по механизации вспомогательных и подсобных работ приводит к сокращению численности рабочих, занятых на этих работах, а, следовательно, и к экономии цеховых и общезаводских расходов.

Информация о работе Пути снижения себестоимости продукции в условиях рыночной экономики