Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Октября 2013 в 13:23, курсовая работа
Одним из основных требований функционирования предприятий в условиях рыночной экономики являются безубыточность хозяйственной и другой деятельности, возмещение расходов собственными доходами и обеспечение в определенных размерах прибыльности, рентабельности хозяйствования. Главная задача предприятия, как субъекта рынка, - хозяйственная деятельность, направленная на получение прибыли для удовлетворения социальных и экономических интересов членов трудового коллектива и интересов собственника имущества предприятия.
Основными показателями, характеризующие финансовые результаты хозяйственной деятельности предприятий, выступают валовой доход, другие доходы, прибыль рентабельность.
Рис. 1.2 Производительные факторы формирования прибыли
1.1.3. Методы оптимизации прибыли
Учитывая наличие проблем
управления прибылью и рентабельностью
производства, подход к механизму
управления должен носить комплексный
характер. В первую очередь, это непосредственно
связано с эффективным
От руководителя требуется, прежде всего, умение эффективно вести дело, то есть увеличивать прибыль. Известны две основные возможности увеличения прибыли: первая – наращивание объема выпуска и реализации товаров, вторая – уменьшение издержек. В наших условиях, когда практически на каждом предприятии имеются малорентабельные, убыточные производства, первый путь кажется нереальным. Однако, тщательный экономико-организационный анализ может подсказать выход даже из такого тупикового положения.
При неизменных экономических условиях легче было планировать и прорабатывать программу. Все функции по реализации программы перекладывались на предприятия. Однако, многое меняется и предприятие находится в динамических условиях, постоянно изменяться. Проанализировав ситуацию, необходимо создать программу в комплексе для ее лучшей реализации. Главный упор делается на конкретное совершенствование хозяйствования, особенно на тех участках, которые приносили убыток (или были малорентабельны). В противном случае следует поставить вопрос об их ликвидации.
Управление прибылью
предприятия сводится к разработке
механизма организационно-
Прибыль должна быть настолько весомой, чтобы обеспечивать все расширенное воспроизводство, решение стоящих перед предприятием задач. В современный период рыночная конкуренция должна быть более жесткой, но не за счет фактора цены, а в результате появления более изощренных, тонких методов и форм соперничества предприятий на рынке. Выживание предприятия все чаще обуславливается действием факторов более досрочного порядка, нежели просто экономия на каких-либо видах прямых или накладных расходов. Необходимо, чтобы предприятие гораздо больше времени уделяло таким сферам, как реализация и сбыт продукции, увеличение доходов, чем собственно управлению производством с целью снижения издержек. Так как нужды и запросы потребителей быстро распределяются по всему свету, то они становятся чрезвычайно индивидуализированными, а рынки очень разнообразными по своей структуре; руководство предприятия, если оно стремиться к преуспеванию на рынке, должно неукоснительно следовать правилу: делать прежде всего ставку на увеличение доходов, а не на снижение издержек (хотя они и взаимосвязаны).
Таким образом, в настоящее время необходимо, чтобы руководство предприятием не столько на получение максимальной прибыли, сколько на получение максимального дохода. Как уже упоминалось, максимальное получение прибыли в основном связывается со снижением производственных издержек. Однако, в условиях, когда самими затратами предприятие может управлять, в основном только расход их количества, а цена на каждый входной материал (ресурс) практически неуправляемая, а в условиях незамедляющейся инфляции и бесконтрольности, предприятие крайне ограничено в возможности снижать производственные издержки, добиваясь таким путем увеличения прибыли. Поэтому, здесь возникает необходимость переоценки других качественных характеристик, влияющих на увеличение доходов предприятия.
Одним из факторов увеличение
дохода является снижение себестоимости
продукции. На уровень себестоимости
продукции большое влияние
Условно-постоянными называются затраты, сумма которых не меняется при изменении выручки от реализации продукции.
Переменные затраты – это затраты, сумма которых изменяется пропорционально изменению объема выручки от реализации продукции.
Деление затрат на условно-постоянные и переменные позволяют четко показать зависимость между выручкой от реализации продукции, себестоимостью и размером прибыли от реализации. Эта зависимость прибыли от реализации выражается с помощью графика рентабельности.
Рис. 1.3 График рентабельности (зависимость абсолютных величин)
Точка К на рис. 1.3., 1.4. является точкой безубыточности; она показывает ту предельную сумму выручки от реализации продукции при стоимостной оценке (оm) и в натуральных единицах измерения (on), ниже которой деятельность хозяйствующего субъекта будет убыточной, так как линия себестоимости выше линии выручки от реализации продукции.
Рис. 1.4 График рентабельности (Зависимость относительных величин)
Графики рентабельности представляют простой и эффективный метод подойти к решению таких сложных проблем, как «что случится с прибылью, если выпуск продукции или выручка от реализации уменьшится? Что случится с прибылью, если цена будет увеличена, себестоимость снижена, а реализация упадет?». Главная задача построения графика рентабельности заключается в определении точки безубыточности – точки, для которой денежные доходы (полученная выручка) равны денежным расходам. Для того, чтобы это сделать, надо знать условно-постоянные затраты, переменные расходы, объем продажи, отношение переменных затрат к объему продажи и к объему выручки.
Расчет точки безубыточности
можно производить
Tmin = (Ипост * Т) / ( Т – Ипер) (1.2)
где Tmin – минимальный объем выручки, при которой уровень рентабельности больше 0,00 %, руб.
Ипост - сумма условно-постоянных затрат , руб.
Ипер – сумма переменных затрат, руб.
Т – выручка от реализации продукции, руб.
После определения факторов
оптимизации прибыли
1.2. Рентабельность (доходность) деятельности предприятия
Показатели рентабельности характеризуют эффективность работы предприятия в целом, доходность различных направлений деятельности (производственной, предпринимательской, инвестиционной), окупаемость затрат и т. д. Они более полно, чем прибыль, характеризуют окончательные результаты хозяйствования, потому что их величина показывает соотношение эффекта с наличными использованными ресурсами. Их применяют для оценки деятельности предприятия и как инструмент в инвестиционной политике и ценообразовании.
Показатели рентабельности можно объединить в несколько групп:
1. показатели, характеризующие рентабельность (окупаемость) издержек производства и инвестиционных проектов;
2. показатели, характеризующие рентабельность услуг;
3. показатели, характеризующие доходность капитала и его частей.
Все эти показатели могут рассчитываться на основе балансовой прибыли, прибыли от реализации продукции и чистой прибыли.
Рентабельность
R3 = (Прп : И), или R3= (ЧП : И) (1.3)
Она показывает, сколько предприятие имеет прибыли с каждого рубля, затраченного на производство и реализацию продукции. Может рассчитываться в целом по предприятию, отдельным его подразделениям и видам продукции.
Аналогичным образом определяется окупаемость инвестиционных проектов: полученная или ожидаемая сумма прибыли от проекта относится к сумме инвестиций в данный проект.
Рентабельность услуг (1.4) рассчитывается делением прибыли от реализации продукции, работ и услуг или чистой прибыли на сумму полученной выручки (ВР). Характеризует эффективность предпринимательской деятельности: сколько прибыли имеет предприятие с рубля услуг. Широкое применение этот показатель получил в рыночной экономике. Рассчитывается в целом по предприятию и отдельным видам продукции.
Rрп = (Прп : ВР); или Rрп = (ЧП : ВР) (1.4)
Рентабельность (доходность)
капитала (1.5) исчисляется отношением
балансовой (валовой, чистой) прибыли
к среднегодовой стоимости
Rк = (БП : SК); Rк = (Прп : SК); Rк = (ЧП : SК) (1.5)
В процессе анализа следует изучить динамику перечисленных показателей рентабельности, выполнение плана по их уровню и провести межхозяйственные сравнения с предприятиями-конкурентами.
Уровень рентабельности
производственной деятельности (окупаемость
затрат), исчисленный в целом по
предприятию, зависит от трех основных
факторов первого порядка: изменения
структуры реализованной продук
Факторная модель этого показателя имеет вид (1.6):
И ( при VРПобщ, УДi * Сi)
Наиболее часто используются показатели рентабельности активов (капитала), рентабельности чистых активов, рентабельности собственного капитала и рентабельности реализации. Взаимосвязь этих показателей отражена на рис. 1.5. и 1.6.
Рис. 1.5 Взаимосвязь показателей рентабельности активов
Рис. 1.6 Взаимосвязь показателей рентабельности собственного капитала
1.3. Финансовое состояние
В финансовом анализе широко используются формализованные критерии, то есть коэффициенты и показатели, рассчитываемые по определенным формулам. Получение значения анализируется как по абсолютной величине, так и в динамике (то есть определяются тенденции их роста или снижения).
Затем они сравниваются с нормативными коэффициентами (эталонами), данными за прошлые периоды, среднестатистическими показателями по отрасли или группе сходных предприятий. Формализованность такого подхода выражается в том, что определенное значение рассчитанного показателя или коэффициента свидетельствует о вполне конкретном состоянии дел на предприятии.
В экономической литературе встречается огромное количество рассчитываемых коэффициентов и показателей, которые могут характеризовать отдельные стороны финансового состояния предприятия.
Признание структуры
баланса неудовлетворительной, а
предприятия – неплатежеспособн
В таблице 1.1 представлены финансовые коэффициенты.
Существуют различные методики анализа финансового состояния. В нашей стране по опыту экономически развитых стран большое распространение получила методика, основанная на расчете и использовании в пространственно-временном анализе системы коэффициентов. Расчет, как правило, ведется по данным годового бухгалтерского отчета.
Таблица 1.1
Финансовые коэффициенты
Название показателя |
Формула расчета |
Что отражает |
Текущей ликвидности (К1) |
К1 = стр. 290 : стр. 690 – (стр. 630 + стр. 640 + стр. 650) (по данным ф. 1). |
Характеризует общую обеспеченность предприятия оборотными средствами для ведения хозяйственной деятельности и своевременного погашения срочных обязательств. Характеризует наличие собственных оборотных средств у предприятия, необходимых для его финансовой устойчивости. |
Обеспеченности собственными средствами (К2) |
К2 = стр. 490 – стр. 190: стр. 290 (по данным ф. 1). | |
Основанием для признания
структуры баланса | ||
Восстановления платежеспособ-ности (К3) |
К3 = (К1 + 6 : Т (К1 – 2)) : 2, Где Т – отчетный период в месяцах, для анализа результатов 2000 года значение Т принимается равным 12. |
Отражает наличие (отсутствие) у предприятия реальной возможности восстановить свою платежеспособность в течение установленного срока (6 месяцев). |
Если у К3 принимает значение больше 1, это свидетельствует о наличии реальной возможности у предприятия восстановить свою платежеспособность, и, наоборот, когда К3 меньше 1, у предприятия отсутствует реальная возможность в ближайшее время восстановить свою платежеспособность. | ||
Утраты платежеспособности (К4) |
К4 = (К1 + 3 : Т (К1 – 2)) : 2, Где т – отчетный период в месяцах, для анализа результатов 2000 г. значение Т принимается равным 12. |
Отражает наличие (отсутствие) у предприятия реальной возможности утратить свою платежеспособность в течении установленного срока (3 месяца). |
Если К4 больше 1, налицо реальная возможность у предприятия не утратить свою платежеспособность. Если К3 принимает значение менее 1, платежеспособность в ближайшее время может быть утрачена. |
Информация о работе Пути улучшения финансовых результатов деятельности предприятия