Пути улучшения финансовых результатов деятельности предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Октября 2013 в 13:23, курсовая работа

Описание работы

Одним из основных требований функционирования предприятий в условиях рыночной экономики являются безубыточность хозяйственной и другой деятельности, возмещение расходов собственными доходами и обеспечение в определенных размерах прибыльности, рентабельности хозяйствования. Главная задача предприятия, как субъекта рынка, - хозяйственная деятельность, направленная на получение прибыли для удовлетворения социальных и экономических интересов членов трудового коллектива и интересов собственника имущества предприятия.
Основными показателями, характеризующие финансовые результаты хозяйственной деятельности предприятий, выступают валовой доход, другие доходы, прибыль рентабельность.

Файлы: 1 файл

Пути улучшения финансовых результатов деятельности предприятия.doc

— 1.94 Мб (Скачать файл)

Рис. 1.2 Производительные факторы формирования прибыли

1.1.3. Методы оптимизации прибыли

Учитывая наличие проблем  управления прибылью и рентабельностью  производства, подход к механизму  управления должен носить комплексный  характер. В первую очередь, это непосредственно  связано с эффективным управлением  операционной системы в целом, то есть системы обеспечения производства продукции предприятия.

От руководителя требуется, прежде всего, умение эффективно вести  дело, то есть увеличивать прибыль. Известны две основные возможности  увеличения прибыли: первая – наращивание  объема выпуска и реализации товаров, вторая – уменьшение издержек. В наших условиях, когда практически на каждом предприятии имеются малорентабельные, убыточные производства, первый путь кажется нереальным. Однако, тщательный экономико-организационный анализ может подсказать выход даже из такого тупикового положения.

При неизменных экономических  условиях легче было планировать  и прорабатывать программу. Все  функции по реализации программы  перекладывались на предприятия. Однако, многое меняется и предприятие находится в динамических условиях, постоянно изменяться. Проанализировав ситуацию, необходимо создать программу в комплексе для ее лучшей реализации. Главный упор делается на конкретное совершенствование хозяйствования, особенно на тех участках, которые приносили убыток (или были малорентабельны). В противном случае следует поставить вопрос об их ликвидации.

Управление прибылью предприятия сводится к разработке механизма организационно-экономического воздействия по результатам работы предприятия, на повышение его эффективности по сравнению с затратами, поиску комплекса инструментов, позволяющих из стихийного получения доходов предприятий перейти к регулируемым доходам. В то же время, недостаточно обеспечить только прибыльность предприятия.

Прибыль должна быть настолько весомой, чтобы обеспечивать все расширенное воспроизводство, решение стоящих перед предприятием задач. В современный период рыночная конкуренция должна быть более жесткой, но не за счет фактора цены, а в результате появления более изощренных, тонких методов и форм соперничества предприятий на рынке. Выживание предприятия все чаще обуславливается действием факторов более досрочного порядка, нежели просто экономия на каких-либо видах прямых или накладных расходов. Необходимо, чтобы предприятие гораздо больше времени уделяло таким сферам, как реализация и сбыт продукции, увеличение доходов, чем собственно управлению производством с целью снижения издержек. Так как нужды и запросы потребителей быстро распределяются по всему свету, то они становятся чрезвычайно индивидуализированными, а рынки очень разнообразными по своей структуре; руководство предприятия, если оно стремиться к преуспеванию на рынке, должно неукоснительно следовать правилу: делать прежде всего ставку на увеличение доходов, а не на снижение издержек (хотя они и взаимосвязаны).

Таким образом, в настоящее  время необходимо, чтобы руководство  предприятием не столько на получение  максимальной прибыли, сколько на получение  максимального дохода. Как уже  упоминалось, максимальное получение  прибыли в основном связывается со снижением производственных издержек. Однако, в условиях, когда самими затратами предприятие может управлять, в основном только расход их количества, а цена на каждый входной материал (ресурс) практически неуправляемая, а в условиях незамедляющейся инфляции и бесконтрольности, предприятие крайне ограничено в возможности снижать производственные издержки, добиваясь таким путем увеличения прибыли. Поэтому, здесь возникает необходимость переоценки других качественных характеристик, влияющих на увеличение доходов предприятия.

Одним из факторов увеличение дохода является снижение себестоимости  продукции. На уровень себестоимости  продукции большое влияние оказывает  выручка от реализации продукции. Все  затраты по отношению к объему выручки можно разделить на две группы: -переменные и условно-постоянные.

Условно-постоянными  называются затраты, сумма которых  не меняется при изменении выручки  от реализации продукции.

Переменные затраты  – это затраты, сумма которых  изменяется пропорционально изменению объема выручки от реализации продукции.

Деление затрат на условно-постоянные и переменные позволяют четко  показать зависимость между выручкой от реализации продукции, себестоимостью и размером прибыли от реализации. Эта зависимость  прибыли  от реализации выражается с помощью графика рентабельности.

 

Рис. 1.3 График рентабельности (зависимость абсолютных величин)

 

Точка  К на рис. 1.3., 1.4. является точкой безубыточности; она  показывает ту предельную сумму выручки  от реализации продукции при стоимостной оценке (оm) и в натуральных единицах измерения (on), ниже которой деятельность хозяйствующего субъекта будет убыточной, так как линия себестоимости выше линии выручки от реализации продукции.

Рис. 1.4 График рентабельности (Зависимость относительных величин)

 

Графики рентабельности представляют простой и эффективный  метод подойти к решению таких  сложных проблем, как «что случится с прибылью, если выпуск продукции  или выручка от  реализации уменьшится? Что случится с прибылью, если цена будет увеличена, себестоимость снижена, а реализация упадет?». Главная задача построения графика рентабельности заключается в определении точки безубыточности – точки, для которой денежные доходы (полученная выручка) равны денежным расходам. Для того, чтобы это сделать, надо знать условно-постоянные затраты, переменные расходы, объем продажи, отношение переменных затрат к объему продажи и к объему выручки.

Расчет точки безубыточности можно производить аналитическим  методом. Он заключается в определении  минимального объема выручки от реализации продукции, при котором уровень рентабельности хозяйствующего субъекта будет больше 0,00% (1.2).

 

Tmin = (Ипост * Т) / ( Т – Ипер)    (1.2)

где Tmin – минимальный объем выручки, при которой уровень рентабельности больше 0,00 %, руб.

Ипост   - сумма условно-постоянных затрат , руб.

Ипер – сумма переменных затрат, руб.

Т – выручка от реализации продукции, руб.

 

После определения факторов оптимизации прибыли целесообразным является рассмотрение значение рентабельности в системе финансовых результатов.

1.2. Рентабельность (доходность) деятельности  предприятия

Показатели рентабельности характеризуют эффективность работы предприятия в целом, доходность различных направлений деятельности (производственной, предпринимательской, инвестиционной), окупаемость затрат и т. д. Они более полно, чем прибыль, характеризуют окончательные результаты хозяйствования, потому что их величина показывает соотношение эффекта с наличными использованными ресурсами. Их применяют для оценки деятельности предприятия и как инструмент в инвестиционной политике и ценообразовании.

Показатели рентабельности можно объединить в несколько  групп:

1. показатели, характеризующие  рентабельность (окупаемость) издержек  производства и инвестиционных  проектов;

2. показатели, характеризующие  рентабельность услуг;

3. показатели, характеризующие  доходность капитала и его  частей.

Все эти показатели могут рассчитываться на основе балансовой прибыли, прибыли от реализации продукции и чистой прибыли.

Рентабельность производственной деятельности (окупаемость издержек) (1.3) исчисляется путем отношения  валовой (Прп) или чистой прибыли (ЧП) к сумме затрат по реализованной или произведенной продукции (И):

 

R3 = (Прп : И), или R3= (ЧП : И)    (1.3)

 

Она показывает, сколько предприятие  имеет прибыли с каждого рубля, затраченного на производство и реализацию продукции. Может рассчитываться в  целом по предприятию, отдельным его подразделениям и видам продукции.

Аналогичным образом определяется окупаемость инвестиционных проектов: полученная или ожидаемая сумма  прибыли от проекта относится  к сумме инвестиций в данный проект.

Рентабельность услуг (1.4) рассчитывается делением прибыли от реализации продукции, работ и услуг или чистой прибыли на сумму полученной выручки (ВР). Характеризует эффективность предпринимательской деятельности: сколько прибыли имеет предприятие с рубля услуг. Широкое применение этот показатель получил в рыночной экономике. Рассчитывается в целом по предприятию и отдельным видам продукции.

 

Rрп = (Прп : ВР); или Rрп = (ЧП : ВР)    (1.4)

 

Рентабельность (доходность) капитала (1.5) исчисляется отношением балансовой (валовой, чистой) прибыли  к среднегодовой стоимости всего  инвестированного капитала (S К) или отдельных его слагаемых: собственного (акционерного), заемного, перманентного, основного, оборотного, производственного капитала и т. д.

 

Rк = (БП : SК);  Rк = (Прп : SК);  Rк = (ЧП : SК)      (1.5)

 

В процессе анализа следует  изучить динамику перечисленных  показателей рентабельности, выполнение плана по их уровню и провести межхозяйственные сравнения с предприятиями-конкурентами.

Уровень рентабельности производственной деятельности (окупаемость  затрат), исчисленный в целом по предприятию, зависит от трех основных факторов первого порядка: изменения  структуры реализованной продукции, ее себестоимости и средних цен реализации.

Факторная модель этого  показателя имеет вид (1.6):

 

                                              П (при VРПобщ, УДi, Цi, Сi).        (1.6)


       И   (           при VРПобщ, УДi * Сi)

 

Наиболее часто используются показатели рентабельности активов (капитала), рентабельности чистых активов, рентабельности собственного капитала и рентабельности реализации. Взаимосвязь этих показателей отражена на рис. 1.5. и 1.6.

Рис. 1.5 Взаимосвязь показателей  рентабельности активов

 

Рис. 1.6 Взаимосвязь показателей  рентабельности собственного капитала

1.3. Финансовое состояние предприятия 

В финансовом анализе  широко используются формализованные  критерии, то есть коэффициенты и показатели, рассчитываемые по определенным формулам. Получение значения анализируется как по абсолютной величине, так и в динамике (то есть определяются тенденции их роста или снижения).

Затем они сравниваются с нормативными коэффициентами (эталонами), данными за прошлые периоды, среднестатистическими показателями по отрасли или группе сходных предприятий. Формализованность такого подхода выражается в том, что определенное значение рассчитанного показателя или коэффициента свидетельствует о вполне конкретном состоянии дел на предприятии.

В экономической литературе встречается огромное количество рассчитываемых коэффициентов и показателей, которые могут характеризовать отдельные стороны финансового состояния предприятия.

Признание структуры  баланса неудовлетворительной, а  предприятия – неплатежеспособным осуществляется на основании критериев, установленных постановлением Правительства РФ от 20.05.1994 г. №498 «О некоторых мерах по реализации законодательства о несостоятельности (банкротстве) предприятий», в соответствии с Методическими положениями по оценке финансового состояния предприятий и установлению неудовлетворительной структуры баланса (утв. Распоряжением ФУДН от 12.08.1994 г. №31-р в редакции от 12.10.1994 г. №56-р).

В таблице 1.1 представлены финансовые коэффициенты.

Существуют различные методики анализа финансового состояния. В нашей стране по опыту экономически развитых стран большое распространение получила методика, основанная на расчете и использовании в пространственно-временном анализе системы коэффициентов. Расчет, как правило, ведется по данным годового бухгалтерского отчета.

 

Таблица 1.1

Финансовые коэффициенты

Название показателя

Формула расчета

Что отражает

Текущей  ликвидности (К1)

К1 = стр. 290 : стр. 690 – (стр. 630 + стр. 640 + стр. 650) (по данным ф. 1).

Характеризует общую обеспеченность предприятия оборотными средствами для ведения хозяйственной деятельности и своевременного погашения срочных обязательств.

Характеризует наличие  собственных оборотных средств  у предприятия, необходимых для  его финансовой устойчивости.

Обеспеченности  собственными средствами (К2)

К2 = стр. 490 – стр. 190: стр. 290 (по данным ф. 1).

Основанием для признания  структуры баланса неудовлетворительной, а предприятия – неплатежеспособным, является выполнение одного из следующих  условий: - К1 на конец отчетного периода имеет значение менее 2; - К2 на конец отчетного периода имеет значение менее 0,1. Если хотя бы один из коэффициентов (К1 или К2) имеет значение менее нормативного, рассчитывается коэффициент восстановления платежеспособности (К3) за период, равный 6 месяцам. Если К1 больше или равен 2, а К2 больше или равен 0,1, рассчитывается коэффициент утраты платежеспособности (К4) за период, равный 3 месяцам.

Восстановления  платежеспособ-ности (К3)

К3 = (К1 + 6 : Т (К1 – 2)) : 2, Где  Т – отчетный период в месяцах, для анализа результатов 2000 года значение Т принимается равным 12.

Отражает наличие (отсутствие) у предприятия реальной возможности  восстановить свою платежеспособность в течение установленного срока (6 месяцев).

Если у К3 принимает значение больше 1, это свидетельствует о наличии реальной возможности у предприятия восстановить свою платежеспособность, и, наоборот, когда К3 меньше 1, у предприятия отсутствует реальная возможность в ближайшее время восстановить свою платежеспособность.

Утраты  платежеспособности (К4)

К4 = (К1 + 3 : Т (К1 – 2)) : 2, Где  т – отчетный период в месяцах, для анализа результатов 2000 г. значение Т принимается равным 12.

Отражает наличие (отсутствие) у предприятия реальной возможности  утратить свою платежеспособность в течении установленного срока (3 месяца).

Если К4 больше 1, налицо реальная возможность у предприятия  не утратить свою платежеспособность. Если К3 принимает значение менее 1, платежеспособность в ближайшее  время может быть утрачена.

Информация о работе Пути улучшения финансовых результатов деятельности предприятия