Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Октября 2013 в 13:23, курсовая работа
Одним из основных требований функционирования предприятий в условиях рыночной экономики являются безубыточность хозяйственной и другой деятельности, возмещение расходов собственными доходами и обеспечение в определенных размерах прибыльности, рентабельности хозяйствования. Главная задача предприятия, как субъекта рынка, - хозяйственная деятельность, направленная на получение прибыли для удовлетворения социальных и экономических интересов членов трудового коллектива и интересов собственника имущества предприятия.
Основными показателями, характеризующие финансовые результаты хозяйственной деятельности предприятий, выступают валовой доход, другие доходы, прибыль рентабельность.
Для решения этой проблемы необходимо применять анализ, прогнозирование грузопотоков, создание привлекательных условий для грузовладельцев в портах, взаимодействие с контрольными властями на пограничных переходах.
В МАП создана группа морских инспекторов по проверке соблюдения судами требований Токийского меморандума, которые проводят инспекции, принимают решения, передают данные о результатах проверок в региональный центр.
Аппарат управления МАП представлен: директором; заместителями директора; начальниками отделов (рис. 2.1).
Директор МАП является руководителем организации. Он самостоятельно принимает управленческие решения, планирует дальнейшее развитие учреждения, определяет способы мотивации и найма персонала и контролирует деятельность работников. Таким образом, директор выполняет следующие функции управления: стратегическое планирование; выбор организационной структуры управления учреждением; контроль за дфетсльностью организации; мотивирование работников на повышение эффективности работы МАП; а также является представителем МАП перед вышестоящими и сторонними организациями.
Рис. 2.1 Иерархия аппарата управления МАП
В функции заместителей
директора входит контроль за оперативной
деятельностью начальников
В функции начальников производственных подразделений входит выполнение распоряжений вышестоящих руководителей и контроль за оперативной деятельностью подчиненных им работников.
Организационная структура ГУ «МАП Ванино и Советская Гавань» представлена в Приложении 2.
Анализ состава и структуры кадров обычно начинается с абсолютного излишка или недостатка работников в отчетном периоде. Абсолютный излишек или недостаток работников определяется по категориям персонала и в целом по всему персоналу предприятия по формуле (2.1):
Уасб = Уф – Упл (2.1)
где Уабс – абсолютное изменение численности персонала;
Уф – фактическая
численность персонала в
Упл(баз) – плановая численность персонла в базисном периоде.
В 1999 г. в МАП трудились 157 человек. Среднесписочная численность персонала на 01.01.00 г. составляет уже 200 человека, к 01.01.01 г. увеличилась на 27,2 % и составила 246 человек. Увеличение численности персонала обусловлено расширением сферы деятельности и увеличением объема оказываемых услуг.
Помимо штатного персонала привлекаются сотрудники на договорной основе, на определенный период времени.
Динамика численности персонала за период 1999 – 2001 гг. по категориям выглядит следующим образом (табл. 2.1, 2.2.)
В 2001 г. планировалось увеличение прибыли (см. табл. 2.1.), за счет роста объема продукции и услуг. Данный факт сказался на планировании численности персонала.
Предполагалось увеличить персонал на 40 %, основное увеличение планировалось осуществить за счет роста производственного сектора (44 %) по категории производственно-промышленного персонала (далее, ППП) (40%).
Однако, планового роста рентабельности МАП не достигло. Как один из факторов данного явления можно считать невыполнение плановых и фактических показателей по увеличению численности персонала в 2001 г. (98%), в том числе по ППП (93 %).
В декабре 2000 г. при составлении плановых показателей была определена потребность в персонале и занесено в план деятельности на ближайшую перспективу.
Таблица 2.1
Динамика численности персонала предприятия
Категория |
1999 |
2000 |
2001 |
Рабочие, чел. |
104 |
117 |
130 |
ВСЕГО, производственно-промышленный персонал (ППП), чел. |
138 |
163 |
188 |
Непромышленный персонал, чел. |
16 |
27 |
38 |
Не списочный персонал, чел. |
4 |
9 |
14 |
Совместители, чел. |
1 |
2 |
4 |
ВСЕГО, средняя численность персонала, чел. |
157 |
200 |
246 |
Однако, в 2001 г. относительно
плановых показателей наблюдается
некоторый излишек сотрудников
в коммерческом секторе (10 %) и
производственном секторе (5 %), происходящий
в подразделениях за счет увеличения
производственно –
Принимая во внимание факт роста ППП в производственном секторе и коммерческом секторе, отмечена нехватка ППП в производственном секторе.
Работники производственного
сектора заняты непосредственно
изготовлением продукции и
Помимо изменений в численности персонала, могут происходить сдвиги в его функциональной структуре. Анализируя структуру кадров можно определить удельный вес каждой категории работников к численности всего персонала и к численности всего персонала подразделений. Данные анализа отражены в табл. 2.3. и 2.4.
Таблица 2.2
Анализ численности и состава персонала по подразделениям за 1999 – 2001 гг.
Категория |
Период |
План к базису |
Факт к базису |
Факт по плану | ||||||
1999 базис |
2000 план |
2001 факт |
Чел. |
% |
Чел. |
% |
Чел. |
% | ||
Организационно-правовой сектор | ||||||||||
ВСЕГО |
10 |
11 |
12 |
1 |
110 |
2 |
120 |
1 |
110 | |
ППП, в т.ч., |
6 |
6 |
7 |
- |
100 |
1 |
117 |
1 |
117 | |
рабочие |
1 |
1 |
2 |
- |
100 |
1 |
200 |
1 |
200 | |
Непромышленный персонал |
3 |
3 |
3 |
- |
100 |
- |
- |
- |
- | |
Несписочный состав |
0 |
0 |
0 |
- |
- |
- |
- |
- |
- | |
Совместители |
1 |
2 |
2 |
1 |
200 |
1 |
200 |
- |
- | |
Производственный сектор | ||||||||||
ВСЕГО |
114 |
200 |
190 |
86 |
144 |
76 |
139 |
-10 |
96 | |
ППП, в т.ч., |
117 |
181 |
160 |
64 |
140 |
43 |
128 |
-21 |
91 | |
рабочие |
96 |
128 |
120 |
32 |
140 |
24 |
134 |
-8 |
95 | |
Непромышленный персонал |
-2 |
6 |
15 |
8 |
135 |
17 |
180 |
9 |
134 | |
Несписочный состав |
1 |
9 |
11 |
8 |
227 |
10 |
245 |
2 |
108 | |
Совместители |
0 |
2 |
2 |
2 |
100 |
2 |
0 |
0 |
0 | |
Коммерческий сектор | ||||||||||
ВСЕГО |
33 |
42 |
44 |
9 |
127 |
11 |
134 |
2 |
105 | |
ППП, в т.ч., |
15 |
20 |
21 |
5 |
133 |
6 |
140 |
1 |
105 | |
рабочие |
7 |
8 |
8 |
1 |
114 |
1 |
114 |
- |
- | |
Непромышленный персонал |
15 |
20 |
20 |
5 |
133 |
5 |
138 |
- |
- | |
Несписочный состав |
3 |
2 |
3 |
-1 |
67 |
- |
- |
1 |
- | |
Совместители |
0 |
0 |
0 |
- |
- |
- |
- |
- |
- | |
ВСЕГО |
157 |
253 |
246 |
98 |
140 |
91 |
137 |
-7 |
98 | |
ППП, в т.ч., |
138 |
207 |
188 |
72 |
138 |
53 |
128 |
-19 |
93 | |
рабочие |
104 |
137 |
130 |
50 |
138 |
43 |
133 |
-7 |
96 | |
Непромышленный персонал |
16 |
29 |
38 |
12 |
132 |
21 |
155 |
9 |
118 | |
Несписочный состав |
4 |
11 |
14 |
13 |
193 |
16 |
214 |
3 |
111 | |
Совместители |
1 |
4 |
4 |
1 |
125 |
1 |
125 |
- |
- |
Таблица 2.3
Динамика категорий персонала в процентном соотношении по предприятию
Категории персонала |
1999 г. |
2000 г. |
2001 г. | |||
Чел. |
% |
Чел. |
% |
Чел. |
% | |
Рабочие |
91 |
58 |
106 |
53 |
128 |
52 |
Специалисты |
56 |
35 |
82 |
41 |
106 |
43 |
Руководители |
9 |
6 |
12 |
6 |
12 |
5 |
ИТОГО: |
157 |
100 |
200 |
100 |
246 |
100 |
Таблица 2.4
Анализ структуры кадров 1999 – 2001 гг. по подразделениям
Категории персонала |
Уд. вес отдельных категорий в % к итогу |
Индекс уд. веса отдельной категории | ||||
Базис-ный 2000 г. |
Отчетный 2001 г. |
План к базису |
Фактич. выполнение | |||
План |
Факт |
К базису |
К плану | |||
Организационно – правовой сектор | ||||||
ВСЕГО: |
100 |
100 |
100 |
Х |
Х |
Х |
Рабочие |
10 |
9 |
17 |
90 |
170 |
188,9 |
Специалисты |
80 |
81 |
73 |
101,25 |
91,3 |
90,0 |
Руководители |
10 |
10 |
10 |
101,25 |
91,3 |
90,0 |
Производственный сектор | ||||||
ВСЕГО: |
100 |
100 |
100 |
Х |
Х |
Х |
Рабочие |
<p class="dash041e_0431_044b_ |
Информация о работе Пути улучшения финансовых результатов деятельности предприятия