Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Ноября 2015 в 15:51, курсовая работа
Цель исследования состоит в том, чтобы изучить и проанализировать финансово-хозяйственную деятельность ОАО «Белгородский молочный комбинат» и предложить мероприятия по повышению ее эффективности.
Для реализации поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- рассмотреть преимущества акционерной формы предпринимательства;
- изучить порядок создания акционерных обществ;
- выявить особенности функционирования акционерных обществ в России;
- обозначить особенности организациооно-экономической характеристики ОАО «Белгородский молочный комбинат»;
- проанализировать и оценить состояние регионального рынка молочной продукции;
Введение 5
Теоретическая часть.
Глава I. Теоретические подходы к понятию «акционерное общество» 7
1. Преимущество акционерной формы предпринимательства 7
2.Порядок создания акционерного общества 11
3. Особенности функционирования акционерных обществ в России 15
Практическая часть.
Глава II. Оценка экономического состояния и разработка мероприятий по повышению экономической эффективности ОАО «Белгородский молочный комбинат» 20
1. Организационно-экономическая характеристика ОАО «Белгородский молочный комбинат» 20
2. Анализ и оценка состояния регионального рынка молочной продукции 23
3. Оценка производственно-хозяйственной и финансово-экономической деятельности ОАО«Белгородский молочный комбинат» 31
4. Разработка мероприятия по повышению экономической эффективности ОАО «Белгородский молочный комбинат» 49
Заключение 66
Библиографический список 68
В 90-х годах XXв. в связи с переходом на рыночные условия хозяйствования предприятие пересмотрело позиции выпускаемой продукции на рынке. Кроме цельномолочной, ОАО «БМК» приступило к выпуску маргариновой, кондитерской, масложировой продукции, соковой и молочной продукции длительного срока хранения, майонезов и прочей продукции.
ОАО «БМК» было создано в результате приватизации путем реорганизации государственного предприятия «Белгородский молочный комбинат» в Акционерное общество открытого типа «Молоко» 02.04.1993 г. 30.05.1996 г. было изменено наименование АООТ «Молоко» на ОАО «Белгородский молочный комбинат». Уставный капитал ОАО «БМК» на 01.01.2009 года составляет 67 млн. 123 тыс. руб.
По состоянию на конец 2008 года Европейский Банк Реконструкции и Развития стал обладателем 34,90% акций предприятия. Доля участия в уставном капитале ПАРМАЛАТ С.п.А. составила 64,85%.
Функционирование акционерного общества осуществляется с обязательным соблюдением условий хозяйственной деятельности, установленных российским законодательством.
Как юридическое лицо общество является собственником: имущества, переданного ему учредителями; продукции, произведенной в результате хозяйственной деятельности; полученных доходов и другого имущества, приобретенного им в процессе своей деятельности.
Общество обладает полной хозяйственной самостоятельностью в определении формы управления, принятия хозяйственных решений, сбыта, установления цен, оплаты труда и распределения прибыли.
Основными видами деятельности ОАО «БМК» являются:
ОАО «БМК» не является эмитентом, акции которого допущены к обращению на рынке ценных бумаг.
Главной целью ОАО «БМК» является насыщение рынка широким спектром разнообразных и высококачественных продуктов, удовлетворяющих запросы потребителей разных социальных слоев. В течение 2008 г. к ассортименту вырабатываемой продукции добавилась:
- сыворотка молочная сухая.
Материалы, товары (сырье) и поставщики ОАО «БМК»
Поставщик: Общество с ограниченной ответственностью «Пармалат МК», Москва. Доля в общем объеме поставок: 42,0%. Виды поставляемой продукции: концентраты, упаковочные материалы, ингредиенты. Доля импорта в общем объеме поставок: 0,009%. Основной вид импорта ТМЦ: технологическое оборудование, вспомогательные материалы.
Рынки сбыта продукции (работ, услуг) ОАО «БМК».
Рынок сбыта продукции ОАО «БМК» можно разделить на местный и региональный, каждый из которых имеет характерные и принципиальные особенности. Местный рынок сбыта обеспечивает продажи, прежде всего, пастеризованной продукции, имеющей короткий срок хранения (до 10 дней). Местный рынок – это рынок продуктов питания первой необходимости, а именно молока пастеризованного, сметаны, творогов, сырково-творожных изделий, масла и других продуктов. Региональный рынок в силу географической удаленности обеспечивается стерилизованной продукцией, соками и сокосодержащими напитками, маслом, срок хранения которых от 3 до 6 месяцев.
Основными покупателями стерилизованной продукции являются следующие регионы: Москва и Московская область, Санкт-Петербург и Ленинградская область, Екатеринбург и др.
2. Анализ и оценка состояния регионального рынка молочной продукции
Продуктовые границы товарного рынка определяются, исходя из вида деятельности, возможности взаимозаменяемости услуг и товаров.
Под продовольственным сырьем [3] понимается сырье растительного, животного, микробиологического, минерального и искусственного происхождения и вода, используемые для изготовления пищевых продуктов.
Сырьем для производства молочной продукции является молоко.
В ходе проведенного анализа [16] установлено, что все действующие молокозаводы производят закупку молочного сырья для производства собственной готовой молочной продукции, либо используют молочное сырье собственного производства. Переработка молочного сырья на давальческих условиях, когда сырье и готовая продукция являются собственностью заказчика, осуществляется комбинатами крайне редко.
На территории Белгородской области частично по давальческой схеме работают 3 хозяйствующих субъекта: ОАО «Содружество», Валуйское ОАО «Молоко» и ЗАО «Томмолоко». При этом заказчиками являются хозяйствующие субъекты, расположенные на территории других регионов (Воронежская и Московская области, г. Москва).
Отличительным аспектом данных рынков является то, что параллельно существуют два взаимосвязанных рынка переработки молока – (сырья для производства молочной продукции) и собственно переработки молока, технологический процесс которых изначально совпадает.
Качество молока, поступающего на молочные комбинаты, является основой производства качественной молочной продукции. Поэтому переработчики молока и его производители по возможности помогают каждый своим партнерам. Это и охлаждение молока со стороны сельхозпроизводителей (в большинстве своем сельхозпроизводители обеспечены танками–охладителями), со стороны переработчиков (строительство мелкоприемных пунктов). Такой опыт есть практически во всех муниципальных районах области.
В таблице 1 приведены показатели, характеризующие мощность и коэффициент использования мощности каждым молокозаводом, а также объема переработки сырья, в том числе в муниципальном районе:
Таблица 1
Показатели, характеризующие мощность и коэффициент
использования мощности молокозаводами Белгородской области [8]
№ п/п |
Наименование предприятий |
Мощность | ||||||
2006г. |
2007г. |
2008г. | ||||||
Фактически установленная т/сут/руб. |
Коэффициент использования, % |
Фактически установленная т/сут/руб. |
Коэффициент использования, % |
Фактически установленная т/сут/руб. |
Коэффициент использования, % | |||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 | |
1 |
ЗАО «Алексеевский молочно-консервный комбинат » |
31/96 |
60/75 |
29/96 |
59/75 |
32/96 |
60/75 | |
2 |
ОАО «Белгородский молочный комбинат» |
253 |
79 |
253 |
79 |
255 |
80 | |
3 |
ОАО «Белмолпродукт» |
111 |
87 |
114 |
89 |
115,5 |
90 | |
4 |
ОАО Валуйское «Молоко» |
200 |
44,4 |
200 |
44,4 |
200 |
44,4 | |
5 |
ООО «Молоко Вейделевки» |
82 |
60 |
82 |
60 |
82 |
60 | |
Окончание табл.1 | ||||||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 | |
6 |
«Сыр-молоко» (Грайворон) |
70 |
70 |
70 |
70 |
70 |
70 | |
7 |
ОАО «Ивнянский маслозавод» |
130 |
38 |
130 |
38 |
130 |
38 | |
8 |
ОАО «Русь-Молоко» (Короча) |
30 |
90 |
30 |
90 |
30 |
90 | |
9 |
ОАО «Красногвардейский молзавод» |
60 |
40 |
60 |
40 |
60 |
40 | |
10 |
ОАО «Михайловский сыр» |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 | |
11 |
ООО «ОНКЕН» |
100 |
65 |
100 |
65 |
100 |
65 | |
12 |
ОАО «Молоко» (Ракитное) |
160 |
4 |
160 |
4 |
160 |
4 | |
13 |
ОАО «Содружество» (Ровеньки) |
120 |
94,1 |
120 |
94,1 |
120 |
94,1 | |
14 |
ОАО молочный комбинат «Авида» |
250 |
55 |
250 |
55 |
250 |
55 | |
15 |
ООО ПК «Стойленский» |
20 |
20 |
20 |
||||
16 |
ЗАО «Томмолоко» |
190 |
82 |
190 |
82 |
190 |
82 | |
17 |
ОАО «Молочный Комбинат Кристалл» |
150 |
40 |
150 |
40 |
150 |
40 | |
18 |
ОАО «Шебекинский маслозавод» |
75 |
64 |
75 |
64 |
75 |
64 |
Как следует из приведенных данных в большинстве своем географические границы рынка переработки молочного сырья совпадают с административными границами Белгородской области, что позволяет отнести анализируемый рынок к региональному. В то же время отдельные предприятия, такие как ЗАО «Алексеевский молочный комбинат», ОАО Шебекинский маслозавод», ООО «ОНКЕН», ОАО «Белмолпродукт» расширяют географические границы закупок сырого молока, покупая его не только в муниципальном районе, где расположено предприятие, а по всей области и в других соседних регионах. Свыше половины предприятий осуществляют переработку молока, поставляемое от сельхозпредприятий муниципального района и поселений, где расположено перерабатывающее предприятие. При этом основным условием обращения товара на данных локальных рынках является:
- возможность перемещения
-организационно-транспортные
Таким образом, рынок переработки молочного сырья в целом по Белгородской области отнесен к региональному, а в границах муниципального образования – к локальному.
На территории Белгородской области производство молока осуществляют 262 сельскохозяйственных предприятия различной организационно-правовой формы и 570 фермерских хозяйств [17].
Всеми категориями хозяйств было произведено молока: в 2006 г. - 552,3 тыс. т.; в 2007 г. - 515,7 тыс. т.; в 2008 г. – 599.2 тыс. т.
На долю хозяйств населения и фермеров приходится 40,8% объема производства молока.
Отмечается постоянный спад производства молока. В указанный период производство сократилось на 17,3 %.
Сокращение производства молока произошло как в сельхозпредприятиях, так и в личных хозяйствах населения.
Основной причиной снижения объемов производства молока остается сокращение поголовья коров, которое в отчетном периоде имело место как в сельхозпредприятиях, так и в личных хозяйствах населения.
Количественными показателями, характеризующими структуру товарного рынка являются:
- численность хозяйствующих субъектов, действующих на анализируемом товарном рынке;
- доли каждого хозяйствующего субъекта, функционирующего на данном товарном рынке;
- показатели рыночной концентрации.
Анализ коэффициента использования мощности, приведенный в таблице 3 показал, что в разрезе предприятий данный показатель неоднозначен и колеблется от 4% (ОАО «Молоко», Ракитянский район) до 100% (ОАО «Михайловский сыр»). Как следует из опроса хозяйствующих субъектов низкий уровень загруженности производственных мощностей, объясняется недопоставками молочного сырья из-за сокращения его производства, о чем говорилось выше. Не маловажное значение имеет и высокая степень износа материальной базы.
Качественными показателями, характеризующими структуру товарного рынка являются:
- наличие (или отсутствие) барьеров входа на рынок потенциальных конкурентов, степень их преодолимости;
- открытость рынка для
Региональная политика Белгородской области направлена на дальнейшее наращивание продукции сельского хозяйства и повышение его эффективности [4]. Указанным постановлением предусмотрено увеличение производства молока во всех категориях хозяйств к 2010 году до 1 млн. тонн в год. Приоритетным направлением считается организация крупных специализированных предприятий по производству молока.
В 2006 году принято постановление правительства Белгородской области от 21.12.2006 №265-пп «Об областном проекте «Развитие молочного животноводства» до 2010 года». Главным направлением в развитии молочного животноводства Белгородской области является повышение качества продукции за счет строительства новых и реконструкции действующих ферм и комплексов с внедрением новых технологий, оборудования и техники.
Участниками реализации указанного Проекта будут являться крупные индустриальные агрохолдинговые компании и многоотраслевые сельскохозяйственные организации по производству молока, а также предприятия, у которых производство молока не является профильным.
Источники финансирования и меры государственной поддержки участников указанного Проекта предусматривают использование механизма частно-государственного партнерства в таких формах как:
- субсидирование части
- обеспечение подведения
- предоставление льгот по
уплате налога на имущество,
создаваемое при реализации
В целом рынок молочного сырья полностью открыт для межрегиональной торговли. Подтверждением открытости рынка молочного сырья является отсутствие административных барьеров при его передвижение между регионами.
Основными предприятиями-конкурентами ОАО «БМК» являются ЗАО «Алексеевский молочный комбинат», ОАО «Белмолпродукт», ОАО молочный комбинат «Авида» (рис.1).
Рис. 1 Доля рынка молочной продукции предприятий Белгородской области
Информация о работе Пути улучшения экономической деятельности предприятия