Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Ноября 2015 в 15:51, курсовая работа
Цель исследования состоит в том, чтобы изучить и проанализировать финансово-хозяйственную деятельность ОАО «Белгородский молочный комбинат» и предложить мероприятия по повышению ее эффективности.
Для реализации поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- рассмотреть преимущества акционерной формы предпринимательства;
- изучить порядок создания акционерных обществ;
- выявить особенности функционирования акционерных обществ в России;
- обозначить особенности организациооно-экономической характеристики ОАО «Белгородский молочный комбинат»;
- проанализировать и оценить состояние регионального рынка молочной продукции;
Введение 5
Теоретическая часть.
Глава I. Теоретические подходы к понятию «акционерное общество» 7
1. Преимущество акционерной формы предпринимательства 7
2.Порядок создания акционерного общества 11
3. Особенности функционирования акционерных обществ в России 15
Практическая часть.
Глава II. Оценка экономического состояния и разработка мероприятий по повышению экономической эффективности ОАО «Белгородский молочный комбинат» 20
1. Организационно-экономическая характеристика ОАО «Белгородский молочный комбинат» 20
2. Анализ и оценка состояния регионального рынка молочной продукции 23
3. Оценка производственно-хозяйственной и финансово-экономической деятельности ОАО«Белгородский молочный комбинат» 31
4. Разработка мероприятия по повышению экономической эффективности ОАО «Белгородский молочный комбинат» 49
Заключение 66
Библиографический список 68
Сравнительная характеристика предприятий-конкурентов молочной отрасли представлена в таблице 2.
Таблица 2
Сильные и слабые стороны предприятий-конкурентов ОАО «БМК»
Наименование предприятия |
Сильные стороны |
Слабые стороны |
ЗАО «Алексеевский молочный комбинат» |
1. Перерабатывает до 20% производимого в области молока. 2. Расширяет границы закупок сырого молока. 3. Большая доля рынка молочной продукции |
1. Низкий процент использования мощности (60%) 2. Устаревшее оборудование |
ОАО «Белмолпродукт» |
1. Расширяет границы закупок 2. Высокий процент использования мощности (90%) |
1. Узкий ассортимент выпускаемой продукции. 2. Низкая популярность у населения 3. Низкое качество продукции |
ОАО «Молочный комбинат «Авида»» |
1. Широкая популярность у 2. Высокое качество продукции |
1. Низкий процент использования мощности (55%) 2. Далеко расположен от областного центра |
Из таблицы видно, что основные конкуренты ОАО «БМК» имеют высокую популярность у населения, занимают большую долю рынка и имеют широкие ассортиментные группы продукции. Но наряду с преимуществами, данные предприятия имеют и ряд недостатков. К их числу можно отнести низкий процент использования мощности и устаревшее оборудование.
На основании сравнения ОАО «БМК» с основными предприятиями-конкурентами проведем его SWOT-анализ (табл.3), где укажем сильные и слабые стороны ОАО «БМК», а так же возможности и угрозы со стороны внешней среды. И на основе их сопоставления проведем соответствующий анализ.
Таблица 3
SWOT-анализ ОАО «БМК»
1 |
2 |
3 |
2. Возможности
|
1. Угрозы
снижение покупательской способности потребителей. | |
3. Сильные стороны
|
II. Кроме того 1) Наличие высококвалифицированны 2) Возможность обучения работников, кроме того скидка на сырье и материалы; 3) Партнерство с надежными поставщиками, кроме того увеличение объемов продаж и доли рынка; 4) Высокое качество продукции, кроме того расширение ассортимента производимой продукции и снижение затрат; 5) Жесткий контроль за производст 6) Брендовая продукция, кроме
того снижение налогового |
I. Однако 1) Высококвалифицированные работники, однако увеличение налоговых ставок; 2) Обучение работников для повышения квалификации, однако появление новых конкурентов; 3) Партнерство с надежными поставщиками, однако рост дебиторской задолженности; 4) Высокое качество продукции, однако повышение издержек на сбыт продукции; 5) Жесткий контроль за производством, однако увеличение ассортимента продукции фирм-конкурентов; 6) Брендовая продукция, однако рост цен на материалы, снижение покупательской способности потребителей. |
4. Слабые стороны 1) Зависимость от долгосрочных кредитов; 2) Низкая доля персонала с высшим образованием; 3) Высокая долгосрочная дебиторская задолженность; 4) Высокая энергоемкость производства; 5) Слабая рекламная деятельность; 6) Низкие маркетинговые навыки у персонала. |
III. Но 1) Зависимость от кредитов, но покупка нового современного оборудования; 2) Низкая доля персонала с высшим образованием, но Скидка на сырье и материалы; 3) Высокая долгосрочная дебиторская задолженность, но увеличение объемов продаж и доли рынка; 4) Высокая энергоемкость производства, но расширение ассортимента производимой продукции и снижение затрат; 5) Слабая рекламная деятельность, но разработка нормативно-правовых актов по развитию АПК; 6) Низкие маркетинговые навыки у персонала, снижение налогового бремени |
IV. К тому же 1) Зависимость от кредитов, к тому же увеличение налоговых ставок; 2) Низкая доля персонала с высшим образованием, к тому же появление новых конкурентов; 3) Высокая долгосрочная дебиторская задолженность, к тому же рост дебиторской задолженности; 4) Высокая энергоемкость производства, к тому же повышение издержек на сбыт продукции; 5) Слабая рекламная деятельность, к тому же увеличение ассортимента продукции у конкурента; 6) Низкие маркетинговые навыки у персонала, к тому же снижение покупательской способности. |
Подводя итог по вышеприведенной таблице, можно отметить, что ОАО «БМК» имеет ряд сильных сторон для устранения угроз, возникших на рынке: он имеет высококвалифицированных работников, надежных поставщиков, высокое качество продукции. Так же перед предприятием открываются возможности по расширению ассортимента производимой продукции и улучшению ее качества, возможность расширения производственной мощности, кроме того, внедрение новых технологий производства изделий.
Для реализации своих возможностей ОАО «БМК» необходимо составление проектов, которые заключали бы в себе план последовательных действий. Это необходимо, чтобы достичь высоких результатов. Предприятие является платежеспособным, высоколиквидным и имеет необходимые средства для превращения возможностей в реальность. Для успешного планирования, составления, реализации, а также управления проектами, необходимо наличие специалистов. Одна из слабых сторон ОАО «БМК» – это слабая рекламная деятельность и низкие маркетинговые способности у персонала.
При имеющихся угрозах слабые стороны предприятия становятся менее уязвимыми. Их минимизация необходима в первую очередь. Имеет место высокий уровень конкуренции на рынке, к тому же возрастает давление с их стороны; существует вероятность снижения объемов поставок, к тому же увеличиваются цены на сырье. Поэтому предприятию, чтобы не терять занимаемую долю на рынке, быть конкурентоспособным, добиваться успеха, необходима налаженная работа по планированию и управлению проектами.
3. Оценка производственно-хозяйственной и финансово-экономической деятельности ОАО«Белгородский молочный комбинат»
Организационно-технический уровень на ОАО «БМК» довольно высок. В производстве участвует самое современное и прогрессивное оборудование. В производстве пастеризованного молока участвует следующее оборудование:
1. Комплект оборудования для
фильтрации и охлаждения
2. Комплект оборудования для производства пастеризованного молока представлен на рисунке 4.1.2. Состоит он из насоса, фильтра, резервуара, сепаратора, блока водонагревания, блока охлаждения воды, испарителя, регулирующего устройства, пастеризатора, лесенки с упором, пульта управления.
Кроме прогрессивного оборудования на ОАО «БМК» очень слаженная работа управленческого персонала. Так как управление сконцентрировано не на верху, а разветвляется по различным отделам и дирекциям. Что позволяет наиболее лучше координировать деятельность предприятия.
Произведем анализ производственного плана.
1) Выполнение производственной программы ОАО «БМК». Динамика реализации продукции ОАО «БМК» по группам за 2005-2006гг. представлена в таблице 4.
Таблица 4
Реализация продукции ОАО «БМК» по группам за 2006-2008гг.
Группы продукции |
2006 год |
2007 год |
2008 год | |||
(л/кг) |
тыс. руб. |
(л/кг) |
тыс. руб. |
(л/кг) |
тыс. руб. | |
Масло |
256 630 |
13 459 |
337 488 |
18 815 |
354 457 |
21 566 |
Кисломолочная продукция |
6 325 492 |
71 919 |
6 518 369 |
84 777 |
7 234 445 |
94 524 |
Сырково – творожная продукция |
2 281 931 |
129 283 |
2 440 172 |
158 042 |
2 633155 |
167 456 |
Фруктовые соки и напитки |
12 579 115 |
273 777 |
16 970 709 |
388 590 |
22400542 |
405 658 |
Сухое молоко |
245 700 |
13 708 |
399 250 |
21 273 |
345 545 |
25 654 |
Прочая продукция |
4 989 480 |
22 691 |
4 904 099 |
28 038 |
5 687 354 |
36 466 |
Пастер. сливки |
2 116 001 |
80 147 |
2 476 205 |
106 201 |
3 457 224 |
159 245 |
Пастер. молоко |
11 509 604 |
125 130 |
12 868 620 |
157 204 |
12 548 545 |
254 545 |
Стерил. сливки |
2 240 836 |
108 519 |
2 936 007 |
147 565 |
3 545 248 |
157 546 |
Стерил. молоко |
20 297 411 |
303 367 |
27 284 893 |
424 375 |
20 875 557 |
654 258 |
Йогурт |
790 262 |
15 698 |
688 118 |
14 955 |
840 545 |
15 365 |
Итого: |
63 632 462 |
1 157 698 |
77 823 930 |
1 549 835 |
79 922 617 |
1 992283 |
В структуре объема продаж в денежном выражении возросла доля стерилизованной продукции: стерилизованного молока – до 27,4%, фруктовых соков и напитков – до 25,1%.
Выручка от реализации йогуртов снизилась с 15,7 млн. руб. 2006 года, до 15,0 млн. руб. 2007 года, или на 4,7%. Удельный вес пастеризованного молока в общей выручке 2007 года составил 10,1%, что на 32,1 млн.руб. выше уровня предыдущего года.
В 2008 году объем выпуска (производства) продукции и услуг предприятия составил 1 992,28 млн. руб., что превышает уровень 2007 года на 28,3%.
Выручка от реализации продукции и услуг ОАО «БМК» за 2008 год возросла на 27,4% по сравнению с 2007 годом и составила в денежном выражении 1 977,3 млн. руб.
В 2008 году на ОАО «БМК» увеличен выпуск (производство) фруктовых соков, нектаров, напитков на 31,2% по сравнению с 2007 годом. Общее производство данной группы продукции составило в 2008 году 22,4 млн. литров.
Выработка (производство) цельномолочной продукции ОАО «БМК» в 2008 году составила 112,1% к уровню 2006 года. В 2008 году предприятие выпустило 2 633 т. сырково-творожной продукции, что больше уровня прошлого года на 8,2%. Высокие темпы роста также наблюдаются и при производстве стерилизованного молока и стерилизованных сливок, прирост которых составил 20,1% и 14,4% соответственно.
2) Наличие и движение основных фондов. Анализируя наличие и движение основных фондов целесообразно начать с анализа состава, структуры и динамики основных фондов (табл.5).
Таблица 5
Анализ состава, структуры и динамики основных фондов ОАО «БМК»
Наименование показателя |
Значение, тыс. руб. |
Удельный вес, % |
Темп прироста,% | ||||||||
на начало 2006 |
на начало 2007 |
на начало 2008 |
на конец 2008 |
на начало 2006 |
на начало 2007 |
на начало 2008 |
на конец 2008 |
на начало 2007г. к началу 2006г. |
на начало 2008г. к началу 2007г. |
на конец 2008г. к началу 2008г. | |
Здания |
236990 |
244921 |
241714 |
242074 |
44,03 |
40,70 |
39,77 |
35,75 |
3,35 |
-1,31 |
0,15 |
Сооружения и передаточные устройства |
42618 |
45066 |
46145 |
48398 |
7,92 |
7,49 |
7,59 |
7,15 |
5,74 |
2,39 |
4,88 |
Машины и оборудование |
232413 |
284599 |
288677 |
346923 |
43,18 |
47,30 |
47,50 |
51,23 |
22,45 |
1,43 |
20,18 |
Транспортные средства |
16132 |
16923 |
20875 |
27972 |
3,00 |
2,81 |
3,44 |
4,13 |
4,90 |
23,35 |
34,00 |
Производственный и хоз. инвентарь |
5317 |
5438 |
5499 |
6958 |
0,99 |
0,90 |
0,90 |
1,03 |
2,28 |
1,12 |
26,53 |
Земельные участки и объекты природопользования |
4757 |
4757 |
4803 |
4803 |
0,88 |
0,79 |
0,79 |
0,71 |
0,00 |
0,97 |
0,00 |
Итого основные фонды, в том числе: |
538227 |
601750 |
607713 |
677128 |
100,00 |
100,00 |
100,00 |
100,00 |
11,80 |
0,99 |
11,42 |
активная часть |
248545 |
301522 |
309552 |
374895 |
46,18 |
50,11 |
50,94 |
55,37 |
21,31 |
2,66 |
21,11 |
На конец 2008 г. ОАО «БМК» располагало основными средствами в размере 677 128 тыс.руб., что на 11,42% больше уровня начала года. Доля основных средств непосредственно участвующих в процессе производства в 2008году по сравнению с 2006 годом увеличилась с 46,18% до 55,37% или на 126 350 тыс.руб. Темп прироста активной части на конец 2008г. по сравнению с началом этого же года составил 21,11%.
Следующим этапом будет анализ показателей движения и технического состояния основных фондов, приведенный в таблице 6.
Таблица 6
Показатели движения и технического состояния основных фондов
ОАО «БМК»
Наименование показателя |
Значения |
Изменения | |||
2006 |
2007 |
2008 |
2007г. к 2006г. |
2008г. к 2007г. | |
Индекс роста ОФ |
1,118 |
1,010 |
1,114 |
-0,108 |
0,104 |
Коэффициент обновления ОФ |
0,180 |
0,049 |
0,124 |
-0,132 |
0,075 |
Коэффициент выбытия ОФ |
0,084 |
0,039 |
0,024 |
-0,044 |
-0,016 |
Средний срок эксплуатации ОФ, лет |
11,952 |
25,508 |
42,435 |
13,555 |
16,927 |
Коэффициент износа основных фондов по состоянию на конец года |
0,425 |
0,459 |
0,461 |
0,033 |
0,003 |
Коэффициент годности основных фондов по состоянию на конец года |
0,575 |
0,541 |
0,539 |
-0,033 |
-0,003 |
Следует отметить, что на предприятии ОАО «БМК» обновление основных фондов происходит при меньшем уровне выбытия. Такая тенденция наблюдается по всем рассматриваемым годам. Так в 2008г. коэффициент обновления составил 0,124, а коэффициент выбытия 0,024. Это обусловлено постоянной модернизацией материально-технической базы и ввода в эксплуатацию современного оборудования. Средний срок эксплуатации ОФ ежегодно увеличивается (в 2008г. по сравнению с 2007г. увеличился на 16,927). Изменение коэффициента годности и износа произошли пропорционально. Кроме того, коэффициент годности выше коэффициента износа, что хорошо для деятельности предприятия.
Информация о работе Пути улучшения экономической деятельности предприятия