Пути улучшения экономической деятельности предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Ноября 2015 в 15:51, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования состоит в том, чтобы изучить и проанализировать финансово-хозяйственную деятельность ОАО «Белгородский молочный комбинат» и предложить мероприятия по повышению ее эффективности.
Для реализации поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- рассмотреть преимущества акционерной формы предпринимательства;
- изучить порядок создания акционерных обществ;
- выявить особенности функционирования акционерных обществ в России;
- обозначить особенности организациооно-экономической характеристики ОАО «Белгородский молочный комбинат»;
- проанализировать и оценить состояние регионального рынка молочной продукции;

Содержание работы

Введение 5
Теоретическая часть.
Глава I. Теоретические подходы к понятию «акционерное общество» 7
1. Преимущество акционерной формы предпринимательства 7
2.Порядок создания акционерного общества 11
3. Особенности функционирования акционерных обществ в России 15
Практическая часть.
Глава II. Оценка экономического состояния и разработка мероприятий по повышению экономической эффективности ОАО «Белгородский молочный комбинат» 20
1. Организационно-экономическая характеристика ОАО «Белгородский молочный комбинат» 20
2. Анализ и оценка состояния регионального рынка молочной продукции 23
3. Оценка производственно-хозяйственной и финансово-экономической деятельности ОАО«Белгородский молочный комбинат» 31
4. Разработка мероприятия по повышению экономической эффективности ОАО «Белгородский молочный комбинат» 49
Заключение 66
Библиографический список 68

Файлы: 1 файл

диплом.doc

— 1.02 Мб (Скачать файл)

 

Сравнительная характеристика предприятий-конкурентов молочной отрасли представлена в таблице 2.

 

Таблица 2

Сильные и слабые стороны предприятий-конкурентов  ОАО «БМК»

Наименование предприятия

Сильные стороны

Слабые стороны

ЗАО «Алексеевский молочный комбинат»

1. Перерабатывает до 20% производимого в области молока.

2. Расширяет границы закупок  сырого молока.

3. Большая доля рынка  молочной продукции

1. Низкий процент использования  мощности (60%)

2. Устаревшее оборудование

ОАО «Белмолпродукт»

1. Расширяет границы закупок сырого  молока.

2. Высокий процент использования мощности (90%)

1. Узкий ассортимент выпускаемой  продукции.

2. Низкая популярность  у населения

3. Низкое качество продукции

ОАО «Молочный комбинат «Авида»»

1. Широкая популярность у потребителей.

2. Высокое качество продукции

1. Низкий процент использования мощности (55%)

2. Далеко расположен от  областного центра


 

Из таблицы видно, что основные конкуренты ОАО «БМК» имеют высокую популярность у населения, занимают большую долю рынка и имеют широкие ассортиментные группы продукции. Но наряду с преимуществами, данные предприятия имеют и ряд недостатков. К их числу можно отнести низкий процент использования мощности и устаревшее оборудование.

На основании сравнения ОАО «БМК» с основными предприятиями-конкурентами проведем его SWOT-анализ (табл.3), где укажем сильные и слабые стороны ОАО «БМК», а так же возможности и угрозы со стороны внешней среды. И на основе их сопоставления проведем соответствующий анализ.

 

Таблица 3

SWOT-анализ ОАО «БМК»

1

2

3

 

2. Возможности

  1. Покупка нового современного оборудования;
  2. Скидка на сырье и материалы
  3. Увеличение объемов продаж и доли рынка;
  4. Расширение ассортимента производимой продукции и снижение затрат;
  5. Ослабление конкуренции на рынке;
  6. Разработка нормативно-правовых актов, в поддержку развития АПК
  7. Снижение налогового бремени

1. Угрозы

  1. Увеличение налоговых ставок;
  2. Появление новых конкурентов;
  3. Рост дебиторской задолженности;
  4. Повышение издержек  на сбыт продукции;
  5. Увеличение ассортимента продукции фирм конкурентов;
  6. Рост цен на материалы, используемые при производстве продукции;

снижение покупательской способности потребителей.

3. Сильные стороны

  1. Наличие высококвалифицированных работников с многолетним стажем работы;
  2. Возможность обучения работников для повышения их квалификации;
  3. Партнерство с надежными  поставщиками сырья, материалов и оборудования;
  4. Высокое качество изготавливаемой продукции;
  5. Жесткий контроль за производством
  6. Брендовая продукция «Пармалат», «Белый город», «Сантал», «4 сезона».

II. Кроме того

1) Наличие высококвалифицированных, кроме того покупка нового оборудования;

2) Возможность обучения  работников, кроме того скидка на сырье и материалы;

3) Партнерство с надежными  поставщиками, кроме того увеличение объемов продаж и доли рынка;

4) Высокое качество продукции, кроме того расширение ассортимента производимой продукции и снижение затрат;

5) Жесткий контроль за производством, кроме того ослабление конкуренции на рынке;

6) Брендовая продукция, кроме  того снижение налогового бремени.

I. Однако

1) Высококвалифицированные  работники, однако увеличение налоговых ставок;

2) Обучение работников  для повышения квалификации, однако появление новых конкурентов;

3) Партнерство с надежными  поставщиками, однако рост дебиторской задолженности;

4) Высокое качество продукции, однако повышение издержек на сбыт продукции;

5) Жесткий контроль за  производством, однако увеличение ассортимента продукции фирм-конкурентов;

6) Брендовая продукция, однако рост цен на материалы, снижение покупательской способности потребителей.

4. Слабые стороны

1) Зависимость от долгосрочных кредитов;

2) Низкая доля персонала  с высшим образованием;

3) Высокая долгосрочная  дебиторская задолженность;

4) Высокая энергоемкость  производства;

5) Слабая рекламная деятельность;

6) Низкие маркетинговые  навыки у персонала.

III. Но

1) Зависимость от кредитов, но покупка нового современного оборудования;

2) Низкая доля персонала с  высшим образованием, но Скидка на сырье и материалы;

3) Высокая долгосрочная  дебиторская задолженность, но увеличение объемов продаж и доли рынка;

4) Высокая энергоемкость  производства, но расширение ассортимента производимой продукции и снижение затрат;

5) Слабая рекламная деятельность, но разработка нормативно-правовых актов по развитию АПК;

6) Низкие маркетинговые  навыки у персонала, снижение  налогового бремени

IV. К тому же

1) Зависимость от кредитов, к тому же увеличение налоговых ставок;

2) Низкая доля персонала  с высшим образованием, к тому же появление новых конкурентов;

3) Высокая долгосрочная  дебиторская задолженность, к тому же рост дебиторской задолженности;

4) Высокая энергоемкость производства, к тому же повышение издержек на сбыт продукции;

5) Слабая рекламная деятельность, к тому же увеличение ассортимента продукции у конкурента;

6) Низкие маркетинговые  навыки у персонала, к тому  же снижение покупательской способности.


Подводя итог по вышеприведенной таблице, можно отметить, что ОАО «БМК» имеет ряд сильных сторон для устранения угроз, возникших на рынке: он имеет высококвалифицированных работников, надежных поставщиков, высокое качество продукции. Так же перед предприятием открываются возможности по расширению ассортимента производимой продукции и улучшению ее качества, возможность расширения производственной мощности, кроме того, внедрение новых технологий производства изделий.

Для реализации своих возможностей ОАО «БМК» необходимо составление проектов, которые заключали бы в себе план последовательных действий. Это необходимо, чтобы достичь высоких результатов. Предприятие является платежеспособным, высоколиквидным и имеет необходимые средства для превращения возможностей в реальность. Для успешного планирования, составления, реализации, а также управления проектами, необходимо наличие специалистов. Одна из слабых сторон ОАО «БМК» – это слабая рекламная деятельность и низкие маркетинговые способности у персонала.

При имеющихся угрозах слабые стороны предприятия становятся менее уязвимыми. Их минимизация необходима в первую очередь. Имеет место высокий уровень конкуренции на рынке, к тому же возрастает давление с их стороны; существует вероятность снижения объемов поставок, к тому же увеличиваются цены на сырье. Поэтому предприятию, чтобы не терять занимаемую долю на рынке, быть конкурентоспособным, добиваться успеха, необходима налаженная работа по планированию и управлению проектами.

 

 

3. Оценка производственно-хозяйственной и финансово-экономической деятельности ОАО«Белгородский молочный комбинат»

 

Организационно-технический уровень на ОАО «БМК» довольно высок. В производстве участвует самое современное и прогрессивное оборудование. В производстве пастеризованного молока участвует следующее оборудование:

1. Комплект оборудования для  фильтрации и охлаждения молока  марки ФОМ-1,25 (Приложение 1). В данный комплект входят аппарат пластинчатый, бак приемный, шкаф управления, фильтр, электронасос, кран проходной Ду=32, манометр МТП-100/1-ВУМ, коммуникации трубопроводные.

2. Комплект оборудования для  производства пастеризованного  молока представлен на рисунке 4.1.2. Состоит он из насоса, фильтра, резервуара, сепаратора, блока водонагревания, блока охлаждения воды, испарителя, регулирующего устройства, пастеризатора, лесенки с упором, пульта управления.

Кроме прогрессивного оборудования на ОАО «БМК» очень слаженная работа управленческого персонала. Так как управление сконцентрировано не на верху, а разветвляется по различным отделам и дирекциям. Что позволяет наиболее лучше координировать деятельность предприятия.

Произведем анализ производственного плана.

1) Выполнение производственной программы ОАО «БМК». Динамика реализации продукции ОАО «БМК» по группам за 2005-2006гг. представлена в таблице 4.

Таблица 4

Реализация продукции ОАО «БМК» по группам за 2006-2008гг.

Группы продукции

 

2006 год

 

2007 год

2008 год

(л/кг)

тыс. руб.

(л/кг)

тыс. руб.

(л/кг)

тыс. руб.

Масло

256 630

13 459

337 488

18 815

354 457

21 566

Кисломолочная продукция

6 325 492

71 919

6 518 369

84 777

7 234 445

94 524

Сырково – творожная продукция

2 281 931

129 283

2 440 172

158 042

2 633155

167 456

Фруктовые соки и напитки

12 579 115

273 777

16 970 709

388 590

22400542

405 658

Сухое молоко

245 700

13 708

399 250

21 273

345 545

25 654

Прочая продукция

4 989 480

22 691

4 904 099

28 038

5 687 354

36 466

Пастер. сливки

2 116 001

80 147

2 476 205

106 201

3 457 224

159 245

Пастер. молоко

11 509 604

125 130

12 868 620

157 204

12 548 545

254 545

Стерил. сливки

2 240 836

108 519

2 936 007

147 565

3 545 248

157 546

Стерил. молоко

20 297 411

303 367

27 284 893

424 375

20 875 557

654 258

Йогурт

790 262

15 698

688 118

14 955

840 545

15 365

Итого:

63 632 462

1 157 698

77 823 930

1 549 835

79 922 617

1 992283


 

В структуре объема продаж в денежном выражении возросла доля стерилизованной продукции: стерилизованного молока – до 27,4%, фруктовых соков и напитков – до 25,1%.

Выручка от реализации йогуртов снизилась с 15,7 млн. руб. 2006 года, до 15,0 млн. руб. 2007 года, или на 4,7%. Удельный вес пастеризованного молока в общей выручке 2007 года составил 10,1%, что на 32,1 млн.руб. выше уровня предыдущего года.

В 2008 году объем выпуска (производства) продукции и услуг предприятия составил 1 992,28 млн. руб., что превышает уровень 2007 года на 28,3%.

Выручка от реализации продукции и услуг ОАО «БМК» за 2008 год возросла на 27,4% по сравнению с 2007 годом и составила в денежном выражении 1 977,3 млн. руб.

В 2008 году на ОАО «БМК» увеличен выпуск (производство) фруктовых соков, нектаров, напитков на 31,2% по сравнению с 2007 годом. Общее производство данной группы продукции составило в 2008 году 22,4 млн. литров.

Выработка (производство) цельномолочной продукции ОАО «БМК» в 2008 году составила 112,1% к уровню 2006 года. В 2008 году предприятие выпустило 2 633 т. сырково-творожной продукции, что больше уровня прошлого года на 8,2%. Высокие темпы роста также наблюдаются и при производстве стерилизованного молока и стерилизованных сливок, прирост которых составил 20,1% и 14,4% соответственно.

2) Наличие и движение основных  фондов. Анализируя наличие и  движение основных фондов целесообразно начать с анализа состава, структуры и динамики основных фондов (табл.5).

 

Таблица 5

Анализ состава, структуры и динамики основных фондов ОАО «БМК»

Наименование показателя

Значение, тыс. руб.

Удельный вес, %

Темп прироста,%

на начало 2006

на начало 2007

на начало 2008

на конец 2008

на начало 2006

на начало 2007

на начало 2008

на конец 2008

на начало 2007г. к началу 2006г.

на начало 2008г. к началу 2007г.

на конец 2008г. к началу 2008г.

Здания

236990

244921

241714

242074

44,03

40,70

39,77

35,75

3,35

-1,31

0,15

Сооружения и передаточные устройства

42618

45066

46145

48398

7,92

7,49

7,59

7,15

5,74

2,39

4,88

Машины и оборудование

232413

284599

288677

346923

43,18

47,30

47,50

51,23

22,45

1,43

20,18

Транспортные средства

16132

16923

20875

27972

3,00

2,81

3,44

4,13

4,90

23,35

34,00

Производственный и хоз. инвентарь

5317

5438

5499

6958

0,99

0,90

0,90

1,03

2,28

1,12

26,53

Земельные участки и объекты природопользования

4757

4757

4803

4803

0,88

0,79

0,79

0,71

0,00

0,97

0,00

Итого основные фонды, в том числе:

538227

601750

607713

677128

100,00

100,00

100,00

100,00

11,80

0,99

11,42

активная часть

248545

301522

309552

374895

46,18

50,11

50,94

55,37

21,31

2,66

21,11


 

На конец 2008 г. ОАО «БМК» располагало основными средствами в размере 677 128 тыс.руб., что на 11,42% больше уровня начала года. Доля основных средств непосредственно участвующих в процессе производства в 2008году по сравнению с 2006 годом увеличилась с 46,18% до 55,37% или на 126 350 тыс.руб. Темп прироста активной части на конец 2008г. по сравнению с началом этого же года составил 21,11%.

Следующим этапом будет анализ показателей движения и технического состояния основных фондов, приведенный в таблице 6.

 

Таблица 6

Показатели движения и технического состояния основных фондов

ОАО «БМК»

Наименование показателя

Значения

Изменения

2006

2007

2008

2007г. к 2006г.

2008г. к 2007г.

Индекс роста ОФ

1,118

1,010

1,114

-0,108

0,104

Коэффициент обновления ОФ

0,180

0,049

0,124

-0,132

0,075

Коэффициент выбытия ОФ

0,084

0,039

0,024

-0,044

-0,016

Средний срок эксплуатации ОФ, лет

11,952

25,508

42,435

13,555

16,927

Коэффициент износа основных фондов по состоянию на конец года

0,425

0,459

0,461

0,033

0,003

Коэффициент годности основных фондов по состоянию на конец года

0,575

0,541

0,539

-0,033

-0,003


 

Следует отметить, что на предприятии ОАО «БМК» обновление основных фондов происходит при меньшем уровне выбытия. Такая тенденция наблюдается по всем рассматриваемым годам. Так в 2008г. коэффициент обновления составил 0,124, а коэффициент выбытия 0,024.  Это обусловлено  постоянной модернизацией материально-технической базы и ввода в эксплуатацию современного оборудования. Средний срок эксплуатации ОФ ежегодно увеличивается (в 2008г. по сравнению с 2007г. увеличился на 16,927). Изменение коэффициента годности и износа произошли пропорционально. Кроме того, коэффициент годности выше коэффициента износа, что хорошо для деятельности предприятия.

Информация о работе Пути улучшения экономической деятельности предприятия