Разработка антикризисной стратегии предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Февраля 2013 в 10:03, курсовая работа

Описание работы

Цель данной курсовой работы – изучить особенности разработки стратегии развития предприятия в условиях кризиса
В связи с поставленной целью формируются следующие задачи:
выявить роль стратегии в антикризисном управлении;
определить этапы разработки антикризисной стратегии;
рассмотреть виды антикризисных стратегий;
Раскрыть особенности реализации выбранной антикризисной стратегии;
Провести анализ разработки стратегии развития предприятия в условиях кризиса на примере реального предприятия.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………...3
1. Разработка антикризисной стратегии предприятия……………………….5
1.1 Роль стратегии в антикризисном управлении……………………………..5
1.2 Этапы разработки антикризисной стратегии……………………………...6
1.3 Виды антикризисных стратегий…………………………………………….12
1.4 Реализация выбранной стратегии……………………...……………...........20
2. Комплексный анализ деятельности ОАО «ГМС Насосы»…………………24
2.1 Общая характеристика предприятия ОАО «ГМС Насосы»………………24
2.2 Анализ финансово-хозяйственной деятельности ОАО «ГМС Насосы»…26
2.3 Выявление кризисных ситуаций в деятельности предприятия…………..32
3. Разработка производственной стратегии предприятия…………………….37
3.1 Направление совершенствования системы управления производственной деятельностью ОАО «ГМС Насосы»…………………………………………..37
3.2 Резервы повышения эффективности использования производственных ресурсов…………………………………………………………………………..39
3.3 Разработка инновационной деятельности предприятия…………………..43
Заключение……………………………………………………………………….46
Список использованной литературы…………………………………………...48

Файлы: 1 файл

РАСП.docx

— 74.64 Кб (Скачать файл)

 

2.2 Анализ финансово-хозяйственной деятельности ОАО «ГМС – Насосы»

 

Платежеспособность является внешним проявлением финансовой устойчивости. Экономической сущностью  финансовой устойчивости предприятия  является обеспеченность его запасов  и затрат источниками их формирования.

 

Таблица 1. Оценка финансовой устойчивости

Показатель

2007

2008

2009

1 Коэффициент  концентрации собственного капитала

0,54

0,65

0,26

2 Коэффициент  финансовой зависимости

1,9

1,5

3,9

3 Коэффициент  маневренности собственного капитала

0,42

0,31

0,44

4 Коэффициент  концентрации заемного капитала

0,46

0,35

0,36

5 Коэффициент  структуры

долгосрочных вложений

0,4

0,09

0,003

6 Коэффициент  соотношения собственного и заемного  капитала

0,84

0,65

0,72

7 Коэффициент  обеспеченности собственными средствами

0,49

0,47

0,37


 

Коэффициент автономии отражает долю собственных средств предприятия  в общем объеме его ресурсов, а  также степень его независимости  от заемных источников финансирования. При этом, чем выше данный коэффициент, тем более автономно предприятие  в финансовом аспекте. Таким образом, данный коэффициент отражает долю собственного капитала предприятия в общем  объеме пассивов.

Коэффициент автономии на конец анализируемого периода был  выше нормативного значения, что свидетельствует  о нормальной финансовой независимости  предприятия. В анализируемое предприятие  кредиторы будут заинтересованы вкладывать средства, так как оно  в состоянии будет погасить свои долги за счет собственных средств.

Коэффициент финансирования показывает, насколько деятельность предприятия осуществляется за счет его собственных средств. При  этом, чем выше данный показатель, тем  в большей степени используются собственные средства.

Коэффициент финансирования на начало анализируемого периода был  выше нормативного значения, что свидетельствует  о преобладании собственных средств  предприятия. На конец анализируемого периода данный коэффициент был  выше нормативного значения, что свидетельствует  о преобладании собственных средств  предприятия.

Коэффициент обеспеченности собственными оборотными средствами указывает  на достаточность собственных оборотных  средств, влияющих на финансовую устойчивость. При этом, чем выше данный коэффициент, тем более обеспечено предприятие  собственными оборотными средствами.

Коэффициент обеспеченности собственными оборотными средствами на начало анализируемого периода был  ниже нормативного значения, что свидетельствует  о недостаточной обеспеченности предприятия собственными оборотными средствами. На конец анализируемого периода данный коэффициент был ниже нормативного значения, что свидетельствует о недостаточной обеспеченности предприятия собственными оборотными средствами. Изменение коэффициента обеспеченности собственными оборотными средствами является величиной отрицательной, что свидетельствует о его негативной динамике в течение анализируемого периода.

Таблица 2. Оценка платежеспособности

Показатель

2007

2008

2009

1 Величина  собственного капитала (рабочий  капитал), тыс.руб

481871

535071

683377

2 Маневренность  собственного

капитала

0,42

0,31

0,44

3 Коэффициент  текущей ликвидности

2,0

1,81

1,5

4 Коэффициент  абсолютной ликвидности

0,4

0,25

0,21

5 Доля  оборотного капитала в

активах

0,49

0,47

0,53

6 Доля  запасов в оборотном капитале

0,76

0,81

0,84

7 Доля  собственного оборотного

капитала в покрытии запасов

0,64

0,56

0,38


 

Коэффициент маневренности  показывает, какой удельный вес составляют наиболее мобильные активы в составе  собственных средств. При этом, чем  выше данный показатель, тем большей  маневренностью в плане использования  средств обладает предприятие.

Коэффициент маневренности  на начало анализируемого периода был  ниже нормативного значения, что свидетельствует  об ограниченной финансовой мобильности  предприятия.

Ликвидность – это степень  покрытия обязательств организации  её активами, срок превращения которых  в денежные средства соответствует  сроку погашения обязательств. Анализ ликвидности баланса заключается  в сравнении средств по активу, которые сгруппированы по их ликвидности, с обязательствами по пассиву, которые  тоже сгруппированы, но только по срокам их погашения. Ликвидность активов  – скорость превращения активов  в денежные средства.

Далее проведем оценку ликвидности  баланса анализируемого предприятия (табл.3)

 

Таблица 3. Экспресс-анализ финансового состояния

Показатель

2007

2008

2009

Норматив

1 Коэффициент  текущей

ликвидности

2,0

1,9

1,6

2,7

2 Коэффициент  обеспеченности собственными средствами

0,06

0,25

0,31

0,5

3 Коэффициент  восстановления платежеспособности

0,8

0,88

0,8

1,0


 

Коэффициент абсолютной ликвидности  показывает, какая часть кредиторской задолженности может быть погашена в ближайшее, к моменту составления  баланса, время. При этом, чем выше данный показатель, тем больше текущей  задолженности предприятия может  быть погашена в течение короткого  периода времени.

Kоэффициент абсолютной  ликвидности на конец анализируемого  периода был ниже нормативного  значения, что свидетельствует о  недостаточной способности предприятия  погашать текущую задолженность.

Коэффициент покрытия или  текущей ликвидности показывает, в какой степени текущие активы покрывают краткосрочные обязательства. При этом, чем выше данный показатель, тем в большей степени текущие  активы покрывают краткосрочные  обязательства.

Kоэффициент покрытия  или текущей ликвидности на  начало и на конец анализируемого  периода были ниже нормативного  значения, что свидетельствует о  неплатежеспособности предприятия.

Коэффициент быстрой ликвидности (коэффициент критической оценки) показывает, в какой степени ликвидные  средства предприятия покрывают  его краткосрочную задолженность. Данный показатель определяет, какая  доля кредиторской задолженности может  быть погашена за счет средств на различных  счетах, в краткосрочных ценных бумагах, а также поступлений по расчетам.

Kоэффициент быстрой ликвидности  на начало и на конец рассматриваемых  периодов были ниже нормативного  значения, что свидетельствует о  недостаточности ликвидных активов  предприятия для покрытия его  кредиторской задолженности. Изменение  коэффициента быстрой ликвидности  является величиной отрицательной,  что свидетельствует о его  негативной динамике в течение  анализируемого периода.

Проанализировав ликвидность  рассматриваемого предприятия можно  сделать следующие основные выводы. На момент составления баланса предприятие  нельзя признать ликвидным, так как  все три соотношения групп  активов и пассивов не отвечают условиям абсолютной ликвидности баланса (наиболее ликвидные активы меньше наиболее срочных  обязательств) (быстрореализуемые активы меньше краткосрочных пассивов) (медленно реализуемые активы меньше долгосрочных пассивов).

Далее проанализируем имущественное  положение предприятия (на конец  года).

 

Таблица 4. Оценка имущественного положения

Показатель

2007

2008

2009

1Сумма  хозяйственных средств в распоряжении предприятия, тыс. руб.

481871

535071

683377

2 Доля  основных средств в активах

46,7

51,5

27,4

3 Доля  активной части основных средств,%

52,0

56,0

63,0

4 Коэффициент  износа основных средств

51,3

45,4

42,0

5 Коэффициент  износа активной части основных  средств

55,6

49,1

47,0

6 Коэффициент  обновления

8,0

18,0

18,0

7 Коэффициент  выбытия

1,0

2,0

1,0


 

Общая стоимость имущества предприятия  в динамике увеличивается с 481871 тыс. руб. в 2007 г. до 683377 тыс. руб. в 2009 г., доля основных средств в активах возрастает с 52% до 63%. Основные средства, также  как и активная часть основных средств изношены незначительно. Коэффициент обновления за весь период превышает коэффициент выбытия, что свидетельствует о расширенном воспроизводстве основных средств, что положительно.

Далее проанализируем эффективность  и результативность деятельности ОАО  «ГМС Насосы» с помощью относительных  показателей – показателей рентабельности (по балансовой прибыли).

 

Таблица 5. Показатели рентабельности по чистой прибыли

Показатели

2007

2008

2009

Рентабельность активов

 

13,7

 

20,2

 

18,2

Рентабельность оборотных активов

 

28,2

 

43,0

 

34,3

Рентабельность  инвестиций

26,5

57,6

50,4

Рентабельность  собственного капитала

25,2

31,2

28,6

Рентабельность совокупных вложений

 

7,2

 

9,6

 

18,2

Рентабельность  основной деятельности

8,8

11,8

11,1


 

Все показатели рентабельности в динамике возрастают, что в основном обусловлено  ростом суммы прибыли.

В целом по результатам анализа, можно сделать вывод, что ОАО  «ГМС Насосы» имеет не высокую  финансовую устойчивость, платежеспособность, деятельность предприятия достаточно эффективна.

 

2.3 Выявление кризисных ситуаций в деятельности предприятия

 

ОАО «ГМС - Насосы» является крупным предприятием, существующим более 60 лет. Предприятие известно на рынке как успешное, эффективно работающее, выпускающее высокого качества насосов.

Основным видом деятельности ОАО «ГМС - Насосы является производство насосного оборудования.

Основными потребителями  продукции предприятия ОАО «ГМС – Насосы» являются: АОЗТ "Юкос - Сервис" нефтяной компании "Юкос", МЧС Российской Федерации, АО "Мострансгаз", Министерство энергетики республики Узбекистан, АО "Узмашторг" республики Узбекистан и другие заводы.

- ТОО "Алтей", г. Анапа;

- ЗАО "Ракурс", г. Волгоград;

- ЗАО "Маяк", г. Новосибирск;

- ООО "Фоктореал Брукс", г. Нижний Новгород.

ОАО «ГМС – Насосы» действует  на рынке монополистической конкуренции, состоящего из большого числа независимо действующих продавцов и покупателей  данного товара, совершающих сделки не по единой рыночной цене, а в широком  диапазоне цен. Наличие диапазона  цен связано с предложением потребителям разных вариантов товаров, отличающихся друг от друга качеством, свойствами, внешним оформлением.

ОАО «ГМС – Насосы» использует следующие типы рынков:

1) по сфере общественного  производства - рынок товаров материального  производства;

2) по характеру конечного  использования - рынок товаров  производственного назначения;

3) по сроку использования  - рынок товаров долговременного  пользования;

4) по территориальному  охвату - внутренний рынок;

5) по объему реализации - основной рынок.

Продукция ОАО «ГМС –  Насосы» хорошо зарекомендовала  себя благодаря высоким качественным показателям, которые неоднократно подтверждались и отмечались на различных  выставках, ярмарках путем награждения  золотыми, серебряными и бронзовыми медалями, дипломами, грамотами.

ОАО «ГМС – Насосы» действует  на рынке монополистической конкуренции, состоящего из большого числа независимо действующих продавцов и покупателей  данного товара, совершающих сделки не по единой рыночной цене, а в широком  диапазоне цен. Наличие диапазона  цен связано с предложением потребителям разных вариантов товаров, отличающихся друг от друга качеством, свойствами, внешним оформлением.

Информация о работе Разработка антикризисной стратегии предприятия