Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Февраля 2013 в 10:03, курсовая работа
Цель данной курсовой работы – изучить особенности разработки стратегии развития предприятия в условиях кризиса
В связи с поставленной целью формируются следующие задачи:
выявить роль стратегии в антикризисном управлении;
определить этапы разработки антикризисной стратегии;
рассмотреть виды антикризисных стратегий;
Раскрыть особенности реализации выбранной антикризисной стратегии;
Провести анализ разработки стратегии развития предприятия в условиях кризиса на примере реального предприятия.
Введение…………………………………………………………………………...3
1. Разработка антикризисной стратегии предприятия……………………….5
1.1 Роль стратегии в антикризисном управлении……………………………..5
1.2 Этапы разработки антикризисной стратегии……………………………...6
1.3 Виды антикризисных стратегий…………………………………………….12
1.4 Реализация выбранной стратегии……………………...……………...........20
2. Комплексный анализ деятельности ОАО «ГМС Насосы»…………………24
2.1 Общая характеристика предприятия ОАО «ГМС Насосы»………………24
2.2 Анализ финансово-хозяйственной деятельности ОАО «ГМС Насосы»…26
2.3 Выявление кризисных ситуаций в деятельности предприятия…………..32
3. Разработка производственной стратегии предприятия…………………….37
3.1 Направление совершенствования системы управления производственной деятельностью ОАО «ГМС Насосы»…………………………………………..37
3.2 Резервы повышения эффективности использования производственных ресурсов…………………………………………………………………………..39
3.3 Разработка инновационной деятельности предприятия…………………..43
Заключение……………………………………………………………………….46
Список использованной литературы…………………………………………...48
Конкурентоспособность выпускаемой продукции ОАО «ГМС – Насосы» во многом обусловлена философией развития фирмы, которая заложена в выработанной коллективным мнением мотивирующей формулировке:
- стратегическое мышление;
- ориентация на потребителя;
- постоянные изменения.
Таблица 6. Распределение долей рынка между производителями насосного оборудования:
Наименование |
Страна регистрации |
Доля на рынке, % | ||
2007 год |
2008 год |
2009год | ||
ГМС Насосы |
Россия |
27 |
28 |
28 |
Китайский насосный завод |
Россия |
17 |
16 |
17 |
ЭНА |
Россия |
22 |
14 |
14 |
Насосэнергомаш |
Украина |
11 |
23 |
21 |
Свесский насосный завод |
Украина |
11 |
11 |
11 |
Как видно из таблицы предприятие ОАО «ГМС – Насосы» занимает самую большую долю на рынке.
Чтобы избежать негативного воздействия факторов внешней и внутренней среды на сбыт продукции, ОАО «ГМС - Насосы» проводит анализ влияния факторов внешней и внутренней среды, SWOT - анализ, выявляя существующие сильные и слабые стороны предприятия.
Путем обобщения данных анализа факторов внешней и внутренней среды была составлена таблица угроз и возможностей, слабых и сильных сторон предприятия
Таблица 7. Угрозы, возможности, слабые и сильные стороны
Сильные стороны |
Слабые стороны |
1. Многолетний опыт производства продукции наличие необходимых производственных мощностей; 2. Предприятие является 3. Собственный капитал 4. Хорошее качество выпускаемой продукции 5. Эффективное использование 6. Предоставление дополнительной услуги оптовым потребителям в виде быстрой и бесплатной доставки товара; 7. Предоставление предприятием
социальных гарантий |
1. Низкая рентабельность продаж
из-за высокой себестоимости 2. Нехватка оборотных средств; 3. Небольшие объемы производства; 4. Расширение ассортимента идет за счет небольшого изменения уже выпускаемых предприятием товаров; 5. Устарелая технология дизайна и упаковки продуктов; 6. Отсутствие информированности
покупателей о продукции |
С помощью проведенного анализа возможностей и угроз, а также сильных и слабых сторон ОАО «ГМС Насосы» можно установить, что предприятие имеет достаточный потенциал для своего дальнейшего развития. А слабыми сторонами завода являются высокие издержки производства, сводящие на нет прибыль предприятия, и отдаленность предприятия от основных поставщиков сырья.
Поэтому предприятию необходимо пересмотреть
ассортимент выпускаемой
3. Разработка производственной стратегии предприятия
3.1 Направления
совершенствования системы
В качестве основных направлений
совершенствования системы
Во-первых, осуществление
децентрализации
Во-вторых, нововведенческая экспансия, поиск новых рынков и диверсификация операций. Эти мероприятия могут осуществляться предприятием как самостоятельно, либо в результате создания своеобразных кооперативов или ассоциаций, в которых могут принимать участие другие предприятия.
В-третьих, дебюрократизация, постоянное повышение творческой и производственной отдачи персонала. Основой совершенствования системы управления производственной деятельностью ОАО «ГМС Насосы» являются основные составляющие конкурентной борьбы, которые не могут быть оценены в денежном выражении и вообще трудно поддаются количественному измерению.
Среди них можно выделить следующие направления:
Трудовая этика. Конкурентоспособность ОАО, как показал наш анализ, во многом зависит от желания и умения сотрудников трудиться. Если речь идет о конкурентоспособности, то только высокого уровня производительности труда для ее определения недостаточно.
Управляя предприятием на основании одних очевидных цифр (подсчет денег), нельзя добиться успеха. Нужно располагать информацией об основных направлениях деятельности компании и возможных ее результатов. Для успешного управления необходимо помнить о наличии следующих тенденций:
- умножающего эффекта, который может производить на объем продаж продукции;
- повышение качества и производительности труда на всех этапах технологического процесса;
- повышение качества и
производительности там,
- совершенствования
- повышение результативности
работы группы контрагентов, включающей
поставщиков, инженеров,
Гибкость и готовность к самосовершенствованию. Безусловно, приверженность традициям, выверенным вариантам решений и т.п. имеют свои преимущества. Однако в борьбе с конкурентами, обладающими совершенно иной ментальностью, готовых быстро отреагировать на любое желание клиента и новые тенденции, эти преимущества утрачивают свою значимость.
Совершенствование системы управления производственной деятельностью ОАО «ГМС Насосы» возможно, формировать только там, где присутствует дух соревнования. Корпоративность явилась основой, так называемых общественных договоров, благодаря которым в значительной мере достигнуты успехи в совершенствовании системы управления производственной деятельностью ОАО «ГМС Насосы» и в экономике.
С практической точки зрения
совершенствование системы
- совершенствование расчетно-
- модернизация производства,
внедрение новейших технологий
в сферу производства
- увеличение объема продаж
продукции, управление
3.2 Резервы повышения
эффективности использования
Наряду со стратегическими изменениями и созданием на ОАО необходимого климата важной задачей, которую приходится решать руководству организации на стадии выполнения стратегии, является формирование и мобилизация резервов повышения эффективности использования производственных ресурсов и его человеческого потенциала для осуществления производственной стратегии.
Сделать так, чтобы стремление
к совершенствованию
Исключить зависимость от
контроля при достижении качества.
Устранить необходимость в
Прекратить практику предоставления заказов на основании ценовых показателей. Вместо этого свести к минимуму совокупные затраты. Стараться иметь одного поставщика для каждой из комплектующих, работать с ним на основе долгосрочных отношений взаимного доверия и лояльности.
Постоянно и неизменно
совершенствовать систему производства
и обслуживания, чтобы повышать качество
и производительность, и таким
образом постоянно снижать
Создать систему подготовки
кадров на рабочих местах. Внедрить
программу повышения
Существует два очень
важных момента в вопросе стратегии
использования человеческого
Во-первых, важнейшим условием
осуществления стратегии
На стадии выполнения стратегии руководство должно стараться сделать все, чтобы у членов ОАО выработалось как можно более устойчивое восприятие стратегии как своего личного дела.
Во-вторых, успех осуществления
стратегии во многом зависит от того,
насколько членам организации присуще
стремление к достижению на своем
рабочем месте наилучших
Умение хорошо работать и стремление работать лучше являются теми характеристиками людей, которые всегда должны находиться в центре внимания руководства и, в частности, должны быть предметом особого внимания на стадии выполнения стратегии.
Нужно отказаться от лозунгов,
проповедей и заданий для рабочих,
призывающих к нулевому браку
и достижению новых уровней
Себестоимость всей продукции
представляет собой слагаемое себестоимости
отдельных видов продукции. Оптимизация
себестоимости – важный фактор повышения
эффективности использования
Процесс формирования резервов повышения эффективности использования производственных ресурсов ОАО «ГМС Насосы» и мобилизация ресурсов начинается с того, что механизм использования ресурсного потенциала организации приводится в соответствие с осуществляемой стратегией для того, чтобы высшее руководство должно было привести характер и направленность деятельности функциональных подразделений в соответствие с задачами реализации стратегии.
До функциональных подразделений, осуществляющих руководство движением ресурсов внутри ОАО, должны быть доведены новые задачи.
Основной деятельностью по мобилизации производственных резервов является распределение ресурсов по отдельным составляющим стратегии. Важнейшим условием повышения эффективности использования производственных ресурсов ОАО «ГМС Насосы» и соответственно эффективного осуществления стратегии является их правильное распределение во времени. Так как внешняя среда динамична, организация потерпит крах с реализацией своей стратегии, даже если она была очень хорошо разработана. Поэтому для того, чтобы избежать провала при реализации стратегии на стадии ее выполнения, руководство должно реализовывать правильное распределение производственных ресурсов – такое распределение, при котором всегда в нужный момент имелись бы необходимые производственные мощности и денежные средства.
Основным инструментом, используемым для распределения ресурсов, является составление и исполнение бюджета, только может касаться не только денежных средств, но и запасов, капитальных средств, продаж и т.д.
Выполнение является самой
сложной стадией в любом
- проведение стратегических изменений;
- мобилизацию потенциала организации на осуществление стратегии.
Необходимо отметить, что предприятие, бросающее вызов рыночному окружению, должно быть достаточно сильным, но не занимающим позиции лидера. Основная стратегическая цель роста – захват дополнительных частей рынка за счет отвоевывания их у других фирм.
При переходе к реализации данной цели ОАО «ГМС Насосы» должно четко определить для себя, у кого она собирается отвоевывать часть рынка.
Информация о работе Разработка антикризисной стратегии предприятия