Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Июля 2013 в 00:11, курсовая работа
Производительность труда является одним из важнейших качественных показателей работы предприятия, выражением эффективности затрат труда. Уровень производительности труда характеризуется соотношением объема произведенной продукции или выполненных работ и затрат рабочего времени. От уровня производительности труда зависят темпы развития промышленного производства, увеличение заработной платы и доходов, размеры снижения себестоимости продукции. Повышение производительности труда путем механизации и автоматизации труда, внедрения новой техники и технологии практически не имеет границ. Поэтому целью анализа производительности труда является выявление возможностей дальнейшего увеличения выпуска продукции за счет роста производительности труда, более рационального использования работающих и их рабочего времени.
Введение
Глава 1. Трудовые ресурсы на предприятии…………………………………………….4
1.1 Организация труда на предприятии………………………………………………….4
1.2 Персонал предприятия………………………………………………………………..5
1.3 Труд и заработная плата……………………………………………………………....8
1.4 Производительность труда и показатели её характеристики……………………..11
Глава 2.Анализ кадров и производительности труда ОАО «МЗ РИП»……………...14
2.1 Характеристика предприятия……………………………………………………….14
2.2 Анализ кадров ОАО «МЗ РИП»…………………………………………………….16
2.3 Анализ производительности труда работников ОАО «МЗ РИП»………………..23
Глава 3 Разработка предложений по повышению производительности труда ОАО
«МЗ РИП»………………………………………………………………………..............25
Заключение……………………………………………………………………………….30
Список литературы………………………………………………………………………33
По данным таблицы 1 можно сделать следующие выводы: численность персонала предприятия уменьшилась как в 2011 году по сравнению к 2010, так и в 2012 по сравнению с 2011. Промышленно-производственный персонал составляет основную часть среднесписочной численности всего персонала: так в 2010 году удельный вес составил 96,55%, в 2011 - 96,8%, в 2012 - 96,7%. Производственные рабочие в структуре численности ППП составляют: в 2010 - 27,4%, в 2011 - 27,3%, в 2012 -27,9%. Вспомогательные рабочие в структуре численности ППП составляют: в 2010 - 34,6%, в 2011 - 33,4%, в 2012 -33,8%.
Рисунок 1 – Структура
производственно-промышленного
Рабочие по характеру участия в производственном процессе подразделяются на основных, непосредственно участвующих в производстве, и вспомогательных, занятых во вспомогательных производствах и всеми видами обслуживания. И в процессе анализа представляется весьма важным выяснить, каково их соотношение, установить тенденцию изменения этого соотношения, и если оно не в пользу основных рабочих, то необходимо осуществить мероприятия по устранению этой негативной тенденции.
Фактический рост удельного веса рабочих в общей численности персонала основного вида деятельности свидетельствует о повышении производственного потенциала ОАО «МЗ РИП».
Одной из проводимых задач на предприятии в течение 2011 года было повышение мотивации труда работающих на предприятии, благосостояния, формирование мобильного коллектива через дальнейшую оптимизацию численности, улучшение структуры персонала.
Кроме количественной оценки
персонала предприятия
Таблица 2 – Общеобразовательный уровень персонала ОАО «МЗ РИП» за 2010-2012 года, чел.
Наименование показателя |
2010 год |
2011 год |
2012 год | ||||||
Руково-дители |
Специ-алисты |
Рабочие |
Руково-дители |
Специ-алисты |
Рабочие |
Руково-дители |
Специа-листы |
Рабочие | |
Высшее образование |
150 |
176 |
30 |
148 |
162 |
25 |
153 |
172 |
32 |
Среднее специальное образование |
61 |
67 |
109 |
64 |
71 |
120 |
65 |
66 |
122 |
Среднее образование |
36 |
16 |
779 |
36 |
17 |
767 |
31 |
16 |
767 |
Проанализировав данные таблицы 2 можно сделать следующие выводы о профессиональном уровне персонала данного предприятия.
В 2010 среди рабочих среднее и неполное среднее образование имеют 85,7 %, среднее специальное 11,2 % и 6,1 % высшее. Среди руководителей, специалистов и служащих высшее образование имеют 63,4 % работающих, среднее специальное 25,2 %.
Рисунок 2 – Структура персонала по образованию ОАО «МЗ РИП»
В 2011 году среди рабочих среднее и неполное среднее образование имеют 52,3 %, профессионально-техническое – 32,8%, среднее специальное 12,3 % и 2,6 % высшее. Среди руководителей, специалистов и служащих высшее образование имеют 61,5 % работающих, среднее специальное 26,9 %.
В 2012 году среди рабочих среднее и неполное среднее образование имеют 51,6 %, профессионально-техническое – 32,5%, среднее специальное 12,5 % и 3,3 % высшее. Среди руководителей, специалистов и служащих высшее образование имеют 63,8 % работающих, среднее специальное 26,1 %.
Следует отметить, что за анализируемый период увеличивается численность руководителей, имеющих высшее образование. Так, если в 2010 году их количество составило 150 человек, то в 2012году - 153%.
Что касается профессионального
уровня специалистов данного предприятия,
то можно сделать следующие
Профессиональный уровень
рабочих характеризуется
Возрастной уровень
персонала предприятия
Таблица 3 – Возрастной уровень персонала ОАО «МЗ РИП» за 2010- 2012 года, %.
Наименование показателя |
2010 год |
2011 год |
2012 год |
18-24 |
10 |
12,2 |
15,1 |
25-29 |
9,1 |
9,0 |
8,4 |
30-39 |
15,5 |
15,2 |
13,9 |
40-49 |
29,4 |
27,0 |
25,5 |
50-54 |
18,1 |
18,4 |
17,4 |
55 и старше |
17,8 |
18,2 |
19,7 |
Рисунок 3 – Структура персонала ОАО «МЗ РИП» по возрасту
Из приведенной выше таблицы 3 видно, что наибольшее количество работающих составляют работники в возрастной категории 40-49 лет, а также в 2012 году наблюдается значительное количество работников пенсионного возраста. Данная динамика свидетельствует о том, что необходимо разработать специально постоянно действующие программы, направленные на постепенное омоложение коллектива. Увеличение численности работающих произошло за счет возрастной категории 18-24 лет. Данный процесс объясняется приёмом на работу молодых специалистов из ВУЗов и средних специальных заведений. Молодёжь до 24 лет составляет 15,1% от общей массы работающих.
Все подразделения предприятия укомплектованы кадрами в соответствии со штатным расписанием.
Улучшился качественный подбор и расстановка кадров. В 2012 году всего обучено 301 человек, в том числе повысили свою квалификацию 132 работающих, из них: 51 руководителей, 32 специалистов и 49 рабочих, прошли стажировку 3 человека. Прошли профессиональную подготовку и переподготовку 128 человек, в том числе обучено впервые 49, обучено смежным профессиям 54 человек, переподготовлено 25 человек, обучено на курсах целевого назначения 38.
Наличие вакантных должностей на конец 2012 года 52 всего, в том числе руководителей - 4, специалистов – 14, рабочих - 34. Комплектование на высвободившиеся вакансии производится за счет следующих источников: принято по направлению из высших и средних учебных заведений - 41 человек, в счет брони – 13 чел., из прочих источников – 14 человек.
Директором завода утвержден список руководителей, включенных на выдвижение в резерв руководящих кадров на 2012 год.
Очевидная взаимосвязь между уровнем профессионализма персонала и результативностью работы предприятия заставляет руководителей уделять все большее внимание повышению квалификации своих сотрудников.
При этом руководители хотят получить подтверждение прибыльности таких вложений, естественным является и желание увеличить отдачу от них. Таким образом, возникает проблема оценки эффективности процесса повышения квалификации персонала.
2.3 Анализ производительности труда работников ОАО «МЗ РИП»
Для расчета показателей производительности труда данные сведем в таблицу 4.
Таблица 4 – Динамика основных технико-экономических показателей ОАО «МЗ РИП» за 2010-2012 года, тыс. руб.
Показатели |
Условное обозначение |
2010 год |
2011 год |
2012 год |
Объем продукции (работ, услуг),руб. |
Q |
22814000 |
25134000 |
30306000 |
Фактически отработанные чел.-часы |
Тч |
2563870 |
2566380 |
2524594 |
Фактически отработанные чел.-дни |
Тд |
318698 |
318750 |
315427 |
Среднесписочная численность рабочих, чел. |
Тр |
883 |
852 |
855 |
Среднесписочная численность работников, чел. |
Т |
1 375 |
1 358 |
1 339 |
При изучении производительности труда с учетом принятых измерителей затрат используется показатели среднечасовой, среднедневной, среднемесячной (квартальной, годовой) выработки одного работника. Расчет этих показателей производится следующим образом:
- средняя часовая выработка:
WЧ=Q/TЧ, (1)
где Q- объем продукции (работ, услуг);
TЧ- фактически отработанные человеко-часы;
WЧ2010=22814000/2563870=8,8982 руб./чел.-час.
WЧ2011=25134000/2566380=9,7935 руб./чел.-час.
WЧ2012=30306000/2524594=12,
- средняя дневная выработка:
WД=Q/TД, (2)
где TД - фактически отработанные человеко-дни;
WД2010=22814000/318698=71,
WД2011=25134000/318750=78,8517 руб./чел.-дни.
WД2012=30306000/315427=96,0792 руб./чел.-дни.
- средняя месячная (квартальная, годовая) выработка рабочих:
WР=Q/TР, (3)
где ТР- среднесписочная численность рабочих;
WР2010=22814000/883=25836,9196 руб./чел
WР2011=25134000/852=29500 руб./чел.
WР2012=30306000/855=35445,614 руб./чел.
-средняя месячная (квартальная, годовая) выработка работающих:
W=Q/T, (4)
где Т- среднесписочная численность работников;
W2010=22814000/1 375=16592 руб./чел
W2011=25134000/1 358=18508,1 руб./чел.
W2012=30306000/1 339=22633,3084 руб./чел.
По произведенным расчетам показателей производительности труда можно сделать выводы о том, что средняя часовая, средняя дневная, средняя месячная (квартальная, годовая) выработка рабочих не стабильна, в связи с непостоянным объёмом продаж и снижающейся численностью сотрудников предприятия. Возможным снижением численности персонала предприятия может являться не соответствие квалификации занимаемой должности. Произведем качественную и количественную оценку персонала предприятия.
3 Разработка предложений по повышению производительности труда ОАО «МЗ РИП»
Повышение квалификации является взаимообусловленным процессом, оказывающим влияние, как на эффективность труда, так и на качество кадрового потенциала предприятия, что находит проявление в следующем:
– в процессе обучения происходит повышение способности персонала адаптироваться к изменяющимся экономическим условиям, что обеспечивает предприятию повышение ценности находящихся в ее распоряжении человеческих ресурсов;
– обучение работников позволяет предприятию более успешно решать проблемы, связанные с новыми направлениями деятельности и поддерживать необходимый уровень конкурентоспособности, что находит проявление в повышении качества обслуживания клиентов и эффективности труда персонала, сокращении издержек и т. п.;
– повышение квалификации
сопровождается ростом приверженности
персонала своему предприятию, а
также снижением текучести
– обучение позволяет поддерживать и распространять среди сотрудников основные ценности и приоритеты организационной культуры, пропагандировать новые подходы и нормы поведения, призванные поддерживать организационную стратегию. В соответствии с изменяющимися условиями производства и делового роста кадров особое значение приобретают определение результатов деятельности руководителей, специалистов и коллективов предприятий в целом.
Т.к. рабочие составляют основную часть работников предприятия и именно от их деятельности зависят результаты работы предприятия, то основное внимание необходимо уделить уровню их квалификации.
Анализ профессионального и квалификационного уровня рабочих производится путем составления наличной численности по специальностям и разрядам с необходимым для выполнения каждого вида работ по участкам, бригадам и предприятия в целом. При этом выявляется излишек или недостаток рабочих по каждой профессии.
Информация о работе Разработка предложений по повышению производительности труда ОАО «МЗ РИП»