Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Июля 2013 в 00:11, курсовая работа
Производительность труда является одним из важнейших качественных показателей работы предприятия, выражением эффективности затрат труда. Уровень производительности труда характеризуется соотношением объема произведенной продукции или выполненных работ и затрат рабочего времени. От уровня производительности труда зависят темпы развития промышленного производства, увеличение заработной платы и доходов, размеры снижения себестоимости продукции. Повышение производительности труда путем механизации и автоматизации труда, внедрения новой техники и технологии практически не имеет границ. Поэтому целью анализа производительности труда является выявление возможностей дальнейшего увеличения выпуска продукции за счет роста производительности труда, более рационального использования работающих и их рабочего времени.
Введение
Глава 1. Трудовые ресурсы на предприятии…………………………………………….4
1.1 Организация труда на предприятии………………………………………………….4
1.2 Персонал предприятия………………………………………………………………..5
1.3 Труд и заработная плата……………………………………………………………....8
1.4 Производительность труда и показатели её характеристики……………………..11
Глава 2.Анализ кадров и производительности труда ОАО «МЗ РИП»……………...14
2.1 Характеристика предприятия……………………………………………………….14
2.2 Анализ кадров ОАО «МЗ РИП»…………………………………………………….16
2.3 Анализ производительности труда работников ОАО «МЗ РИП»………………..23
Глава 3 Разработка предложений по повышению производительности труда ОАО
«МЗ РИП»………………………………………………………………………..............25
Заключение……………………………………………………………………………….30
Список литературы………………………………………………………………………33
Проведем оценку соответствия квалификации рабочих сложности выполняемых работ по участку предприятия (табл. 5).
Таблица 5 – Квалификационный состав рабочих
Разряд рабочих |
Число рабочих |
Отклонение | |
план |
факт | ||
без разряда |
- |
10 |
10 |
I |
– |
- |
– |
II |
12 |
7 |
- |
III |
62 |
65 |
3 |
IV |
189 |
186 |
-3 |
V |
98 |
96 |
-2 |
VI |
76 |
72 |
-4 |
VII |
23 |
22 |
-1 |
VIII |
11 |
6 |
- |
Всего |
470 |
464 |
-6 |
Необходимый тарифный разряд для выполнения работ определенной сложности составил:
Р1 = (2*12 + 3*62 + 4*189 + 5*98 + 6*76 + 7*23 + 8*11)/470 = 4,59
Фактический тарифный разряд, характеризующий объективно сложившийся уровень квалификации рабочих, составляет:
Р0 = (2*7 + 3*65 + 4*186 + 5*96 + 6*72+ 7*22 + 8*6)/464 = 4,45
Расчеты показали, что фактическое значение анализируемого показателя на 0,14 пункта меньше предусмотренного плана. Это означает, что квалификации рабочих ниже, чем требует сложность выполняемых ими работ. Такое отклонение порождает следующие последствия: с одной стороны, использование менее квалифицированного труда обеспечивает уменьшение фонда заработной платы и, как результата, снижение себестоимости продукции и возможное увеличение прибыли, с другой же стороны, невысокая квалификация сказывается на качестве продукции, ее конкурентоспособности и может привести к потере выгодных каналов реализации. Поэтому необходимо в плане подготовки и переподготовки рабочих кадров предусмотреть повышение квалификации рабочих нужных специальностей.
Составим смету затрат по повышению квалификации работниками. Обучение проводится непосредственно на заводе, а также в учебных центрах, институтах повышения квалификации города Минска. Средний период обучения составляет 14 дней.
Работникам предприятия, как иногородним слушателям, оплата проезда к месту учебы (в г. Минск) и обратно, проживание в гостинице, а также выплата суточных в соответствии с установленными нормами командировочных расходов осуществляются в соответствии с действующим законодательством за счет предприятия, которое и направило их на учебу.
Смету затрат представим в таблице 6.
Таблица 6 – Смета затрат по повышению квалификации на одного работника, руб.
Статья затрат |
Сумма, руб. |
Проезд |
50 |
Проживание |
536 |
Суточные |
210 |
Оплата труда заместителей |
275 |
Непредвиденные расходы |
210 |
Оплата обучения |
197,5 |
Всего |
1478,5 |
Как видно из таблицы
6, затраты на повышение квалификации
на одного работника составляют 1478,5
руб. В среднем повышение
Проанализируем также влияние повышения квалификации рабочих на эффективность производства. Экономический эффект от использования на рабочем месте специалиста, повысившего квалификацию, рассчитаем по формуле:
Э = (с1Р2 / Р1 – с2 )* t,
где с1 – стоимость рабочей силы (заработная плата работника) до повышения квалификации;
с2 – стоимость рабочей силы после повышения квалификации;
t – время работы работника;
Р1, Р2 – производительность работника до и после повышения квалификации соответственно.
При повышении квалификации стоимость рабочей силы обычно увеличивается на величину ∆с за счет затрат на повышении квалификации и повышения тарифной ставки:
с2 = с1 + ∆с =572,6 + 60 = 632,6 руб.
Таким образом, экономический эффект выражается через отношение производительности до и после повышения квалификации и относительное повышение стоимости рабочей силы после повышения квалификации.
В результате повышения квалификации производительность труда работников увеличилась в 1,5 раза. Работник работает 11 месяцев в году.
Годовой экономический эффект от использования на рабочем месте специалиста, повысившего квалификацию, составляет:
Э = (572,6 * 1,5 – 632,6) *11= 2489,3 руб.
Таким образом, видно, что экономический эффект от использования на рабочем месте специалиста, повысившего квалификацию составляет 2 489,3 руб. Т.к. количество рабочих, повышающих квалификацию, составляет 35 человек, то общий экономический эффект от использования на рабочем месте специалистов, повысивших квалификацию, составит в среднем 87 125,5 руб. Из расчетов видно, что предприятию имеет смысл повышать квалификацию работников, т.к. это принесет положительный экономический эффект и покроет затраты на обучение персонала.
Заключение
Проанализировав производительность труда на ОАО «МЗ РИП» и структуру предприятия, можно сделать следующие выводы.
По произведенным расчетам показателей производительности труда можно сделать выводы о том, что средняя часовая, средняя дневная, средняя месячная (квартальная, годовая) выработка не стабильна, в связи с непостоянным объемом продаж и снижающейся численностью персонала предприятия. Возможным снижением численности персонала предприятия может являться не соответствие квалификации занимаемой должности.
Численность персонала предприятия уменьшилась как в 2011 году по сравнению к 2010, так и в 2012 по сравнению с 2011. Промышленно-производственный персонал составляет основную часть среднесписочной численности всего персонала: так в 2010 году удельный вес составил 96,55%, в 2011 - 96,8%, в 2012 - 96,7%. Производственные рабочие в структуре численности ППП составляют: в 2010 - 27,4%, в 2011 - 27,3%, в 2012 -27,9%. Вспомогательные рабочие в структуре численности ППП составляют: в 2010 - 34,6%, в 2011 - 33,4%, в 2012 -33,8%.
Фактический рост удельного веса рабочих в общей численности персонала основного вида деятельности свидетельствует о повышении производственного потенциала ОАО «МЗ РИП».
О профессиональном уровне
персонала данного предприятия
можно сделать следующие
В 2010 среди рабочих среднее и неполное среднее образование имеют 85,7 %, среднее специальное 11,2 % и 6,1 % высшее. Среди руководителей, специалистов и служащих высшее образование имеют 63,4 % работающих, среднее специальное 25,2 %. В 2011 году среди рабочих среднее и неполное среднее образование имеют 52,3 %, профессионально-техническое – 32,8%, среднее специальное 12,3 % и 2,6 % высшее. Среди руководителей, специалистов и служащих высшее образование имеют 61,5 % работающих, среднее специальное 26,9 %. В 2012 году среди рабочих среднее и неполное среднее образование имеют 51,6 %, профессионально-техническое – 32,5%, среднее специальное 12,5 % и 3,3 % высшее. Среди руководителей, специалистов и служащих высшее образование имеют 63,8 % работающих, среднее специальное 26,1 %.
Следует отметить, что за анализируемый период увеличивается численность руководителей, имеющих высшее образование. Так, если в 2010 году их количество составило 150 человек, то в 2012году - 153%.
Что касается профессионального
уровня специалистов данного предприятия,
то можно сделать следующие выводы
Наибольшее количество работающих составляют работники в возрастной категории 40-49 лет, а также в 2012 году наблюдается значительное количество работников пенсионного возраста. Данная динамика свидетельствует о том, что необходимо разработать специально постоянно действующие программы, направленные на постепенное омоложение коллектива. Увеличение численности работающих произошло за счет возрастной категории 18-24 год. Данный процесс объясняется приёмом на работу молодых специалистов из ВУЗов и средних специальных заведений. Молодежь до 24 года составляет 15,1% от общей массы работающих.
Улучшился качественный подбор и расстановка кадров. В 2012 году всего обучено 301 человек, в том числе повысили свою квалификацию 132 работающих, из них: 51 руководителей, 32 специалистов и 49 рабочих, прошли стажировку 3 человека. Прошли профессиональную подготовку и переподготовку 128 человек, в том числе обучено впервые 49, обучено смежным профессиям 54 человек, переподготовлено 25 человек, обучено на курсах целевого назначения 38.
Наличие вакантных должностей на конец 2012 года 52 всего, в том числе руководителей - 4, специалистов – 14, рабочих - 34. Комплектование на высвободившиеся вакансии производится за счет следующих источников: принято по направлению из высших и средних учебных заведений - 41 человек, в счет брони – 13 чел., из прочих источников – 14 человек.
Благодаря данному мероприятию годовой экономический эффект от использования на рабочем месте рабочего, повысившего квалификацию составляет 3012,2 руб. Т.к. количество рабочих, повышающих квалификацию, составляет 35 человек, то общий экономический эффект от использования на рабочем месте специалистов, повысивших квалификацию, составит в среднем 105428,4 руб. Из расчетов видно, что предприятию имеет смысл повышать квалификацию работников, т.к. это принесет положительный экономический эффект и покроет затраты на обучение персонала.
Список литературы
1. Овчинникова, Т.И.
Производительность труда и
2. Скляренко, В.К. Планирование
численности работников
3. Вопросы эффективности
использования трудовых
4. К вопросу об управлении производительностью труда [Текст]: // Экономика и учет труда. – 2003. - № 8. – С. 4-11.
5. Волков, О.И. Экономика предприятия (фирмы) [Текст]: Учебник / Под ред. проф. О.И. Волкова и доц. О.В. Девяткина. – Изд. 3-е, перераб. и доп. – М.: ИНФРА – М, 2007. – 601 с. – (Серия «Высшее образование»). – 10000 экз. – ISBN 5-16-000842-X.
6. Мокий, М.С. Экономика предприятия [Текст]: Учеб. пособие / Л.Г. Скамай, М.И. Трубочкина; под ред. проф. М.Г. Лапусты. – М.: ИНФРА – М, 2000. – 264 с. – (Серия «Вопрос – ответ»). – 5000 экз. - ISBN 5-16-000311-8.
7. Волков, В.П. Экономика предприятия [Текст]: Учеб. пособие / А.И. Ильин, В.И. Станкевич и др.; под общ. ред. А.И. Ильина. – Изд.2-е, испр. – М.: Новое знание, 2004. – 672 с. – (Экономическое образование). – 5010 экз. – ISBN 5-94735-039-4.
8. Минаков, И.А. Экономика сельского хозяйства [Текст]: Учебник / Л.А. Сабетова, Н.И. Куликов и др.; под ред. И.А. Минакова. – М.: КолосС, 2004. – 328 с.: ил. – (Учебники и Учебные пособия для студентов высших учебных заведений). – 3000 экз. - ISBN 5-9532-0018-8.
9. Раицкий, К.А. Экономика предприятия [Текст]: Учебник для вузов. – Изд. 2-е – М.: Информационно-внедренческий центр «Маркетинг», 2000. – 696 с. – 5000 экз. - ISBN 5-7856-0080-3.
10. Горфинкель, В.Я. Экономика предприятия [Текст]: Учебник для вузов / Под ред. проф. В.Я. Горфинкеля, проф. В.А. Швандара. – Изд. 3-е, перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007. – 718 с. – 30000 экз. - ISBN 5-238-00204-1.
Информация о работе Разработка предложений по повышению производительности труда ОАО «МЗ РИП»