Развития туристического бизнеса в России и европейских странах

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Июля 2013 в 10:58, курсовая работа

Описание работы

Таким образом, целью курсовой работы является выявление особенностей развития туристического бизнеса в России и европейских странах.
Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи:
- дать общую характеристику туристической индустрии, выделить виды туризма;
- рассмотреть социально-экономическое значение туризма для страны;
- провести сравнительный анализ туристического бизнеса России и зарубежных стран;

Файлы: 1 файл

курсовая Фоменко.docx

— 105.74 Кб (Скачать файл)

 

Введение

 

Туризм сегодня – это  сфера народнохозяйственного комплекса, которая во многих странах мира превратилась в бурно развивающуюся отрасль. В настоящее время каждое 16-е  рабочее место в мире приходится на  туристический бизнес. В мировом  экспорте туризм занимает третье место  после доходов от экспорта нефти  и нефтепродуктов и автомобилей. Туристский бизнес привлекает предпринимателей небольшим стартовым капиталом, быстрым сроком его окупаемости, постоянным спросом на услуги туризма, высоким уровнем рентабельности произведённых затрат. Современная  индустрия туризма представляет собой сложноорганизованную систему, включающую предприятия сферы досуга и развлечений, транспортную инфраструктуру, государственные и общественные организации, выполняющие управленческие и правовые функции по отношению  к туристической деятельности.  Индустрия туризма также не может  функционировать без индустрии  гостеприимства, культурно-исторических и природно-рекреационных ресурсов, материально-технической базы, производства товаров для путешествий и  отдыха.

 Исходя из вышеизложенного, выбранная тема очень актуальна в настоящее время, так как туризм является одной из наиболее доходных и интенсивно развивающихся отраслей экономики, играет важную роль в обеспечении устойчивого социально-экономического развития большого числа стран и регионов. Доля туризма в ВВП стран колеблется от 2% в высокоразвитых и диверсифицированных экономиках до 10% в странах с относительно крупным туристский сектором. Для многих стран иностранный туризм превратился в существенный источник увеличения доходов от экспорта и роста национальной экономики.

Предметом исследования является туристический бизнес в целом.

Таким образом, целью курсовой работы является выявление особенностей развития туристического бизнеса в  России и европейских странах.

Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи:

- дать общую характеристику туристической индустрии, выделить виды туризма;

- рассмотреть социально-экономическое значение туризма для страны;

- провести сравнительный анализ туристического бизнеса России и зарубежных стран;

- изучить проблемы развития туризма в России и за рубежом;

- выявить методы совершенствования туристического бизнеса России.

При рассмотрении выбранной  темы были использованы следующие методы: системный анализ, метод сравнений, графический.

Данная курсовая работа состоит из введения, основной части, представленной пятью частями, и заключения. Объём работы составляет 33 страницы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Теоретические основы туристической индустрии. Виды туризма

 

Индустрия туризма — многоотраслевой производственный комплекс, занимающийся воспроизводством условий для путешествий и отдыха, то есть производством туристского продукта. Является одной из самых значительных отраслей экономики в мире, а для некоторых развивающихся стран - основной экономической отраслью. В данной главе будут раскрыты основные составляющие туристической индустрии и их сущность, а также особенности отдельных видов туризма.

Туристская индустрия - совокупность предприятий, учреждений и организаций материального производства и непроизводственной сферы, обеспечивающих производство, распределение, обмен и потребление туристского продукта, освоение и использование туристских ресурсов, и создание материально - технической базы туризма. Являясь сложным межотраслевым народнохозяйственным комплексом, туристская индустрия включает в себя следующие компоненты: организаторов туризма - туристские предприятия по разработке, продвижению и реализации туристского продукта (туроператоры и турагенты); предприятия предоставляющие услуги по размещению (гостиницы, мотели, пансионаты, дома отдыха); предприятия питания (рестораны, кафе, бары); транспортные предприятия; экскурсионное бюро; производственные туристские предприятия (производство туристских сувениров, гостиничной мебели, туристского снаряжения); предприятия торговли (магазины по реализации туристского снаряжения и сувениров); предприятия сферы досуга и развлечений (тематические парки, киноконцертные залы, клубы по интересам, залы игровых автоматов ); учреждения самодеятельного туризма (туристские, альпинистские, велосипедные клубы); органы управления туризмом (государственные учреждения, общественные туристские организации); учебные, научные, проектные учреждения [11].       

По мере расширения и усложнения процессов организации туризма  все новые отрасли и предприятия  национальной экономики вовлекаются  в туристское производство. Обслуживанием  туристов занимаются предприятия торговли, банки, страховые компании. Косвенно формируют туристскую индустрию  предприятия, обслуживающие не только туристов, но и другие группы населения: учреждения культуры, лечебные и медицинские  учреждения, организации связи, предприятия  по производству товаров народного  потребления, общественный пассажирский транспорт [1].

Исходя из этих предпосылок, Федеральный закон «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» определяет туристскую индустрию как совокупность гостиниц и иных средств размещения, средств транспорта, объектов общественного питания, объектов познавательного, делового, оздоровительного, спортивного и иного назначения, организаций, осуществляющих туроператорскую и турагентскую деятельность, а также организаций, предоставляющих экскурсионные услуги и услуги гидов-переводчиков. Комплекс потребительных стоимостей, получаемых туристом в процессе путешествия, представляет собой продукт вложенного в туризм труда, на практике называемый «туристским продуктом». Туристский продукт - результат общественного труда в виде туристских услуг, обладающих потребительной стоимостью. В самом широком понимании туристским продуктом является любой вид туристских услуг. Туристские услуги - целесообразная производственная деятельность, удовлетворяющая потребности туристов и не принимающая, как правило, материальной формы. В соответствии с этим определением данные услуги можно охарактеризовать как невидимый товар особого рода. К туристским относятся услуги: по размещению туристов; перемещение туристов из страны (места) постоянного места жительства в страну (место) временного пребывания и обратно; обеспечению туристов питанием; удовлетворению культурных потребностей туристов (экскурсии, посещение театров, концертных залов, музеев, памятников истории и культуры); удовлетворению деловых и научных интересов (участие в конгрессах, конференциях, совещаниях, семинарах); информационные (о туристских ресурсах того или иного региона, таможенных и пограничных формальностях, курсах валют, видах транспорта, ценах); средств связи (пользование Интернетом, междугородней и международной связью, факсом); организационные (оформление паспортов, виз, предоставление гидов, переводчиков); торговых предприятий, как общего, так и специального назначения (продажа сувениров, подарков) [15].

Результат деятельности туристских предприятий  в виде услуг или их комплекса, предназначенной для продажи  на рынке, обычно называют туристским продуктом. Последний в зависимости  от специфики деятельности туристского  предприятия может выступать  в виде различных услуг, а также  быть представленным в определенной форме в зависимости от удовлетворения тех или иных потребностей клиента  и его предпочтений. Это могут  быть отдельные услуги туристского  характера (например, проживание в гостинице) или их комплекс, предоставляемый  потребителю в виде туристического путешествия с определенными  целями и по заранее запланированному маршруту. Такой комплекс услуг воспринимается потребителем как один продукт и  приобретается в совокупности всех его компонентов. Тур - основной вид туристского продукта, представленного на туристском рынке, производимый туристскими предприятиями и представляющий собой комплекс услуг или товаров туристского назначения, объединенных общей целью путешествия. Создание привлекательного туристского продукта является первой и самой важной задачей турфирмы [7].

Туристский продукт несет в  себе следующие основные потребительские  свойства: обоснованность - предоставление всех услуг должно быть обусловлено  целью путешествия, и соответствующими услугами, основанными на потребностях туриста; эффективность - достижение наибольшего  эффекта для туриста при наименьших расходах с его стороны; надежность - соответствие реального содержания продукта рекламы, достоверность информации; целостность - завершенность продукта, его способность полностью удовлетворять туристские потребности; ясность -потребление продукта, его направленность должны быть понятны как туристу, так и обслуживающему персоналу; простота в эксплуатации; гибкость - способность продукта в системе обслуживания приспособить к другому типу потребителя; полезность - способность служить достижению одной или нескольких целей (например, отдыха и познания), удовлетворять те или иные потребности туриста. Необходимо отметить такое важное свойство туристского продукта, как гостеприимство [5].

Гостеприимство в сфере туристской индустрии - это профессиональное требование, искусство дать людям почувствовать, что им рады. Слагаемыми гостеприимства являются достоинство, уважение, любезность персонала. Это понятие складывается из множества составляющих факторов: качественная информация как местных, так и региональных рынков о возможностях отдыха, познания и развлечений; внимательное отношение тех, кто предоставляет туристский продукт, к просьбам и пожеланиям клиента. При формировании тура и его составляющих возможны два варианта работы: подготовка индивидуальных туров; подготовка пэкидж-туров. В первом случае формирование программы и комплектование состава услуг производятся по желанию и при непосредственном участии туриста. Ему предлагаются на выбор разные варианты обслуживания по каждому из видов услуг в предлагаемом месте отдыха. Пэкидж-тур предполагает жесткий, заранее спланированный (до контакта с клиентом) работ услуг, ориентированный на определенный вид туризма, а также на социальный класс туристов и их возраст. Основной комплекс услуг - это набор услуг, составляющих программу обслуживания в рамках тура [11].

При характеристике рынка туризма  необходимо учитывать следующие  моменты: основным предметом купли-продажи  являются услуги; кроме покупателя и продавца в механизм туристского  рынка включается значительное количество посреднических звеньев, которые обеспечивают связь спроса и предложения; спрос на туристские услуги отличается рядом особенностей: большим разнообразием участников поездок по материальным возможностям, возрасту, целям и мотивам; эластичностью: индивидуальностью и высокой степенью дифференциации; большой замещаемостью: отдаленностью по времени и месту от туристского предложения; туристское предложение также характеризуется рядом отличительных характеристик: товары и услуги в туризме имеют тройственный характер (природные ресурсы, созданные ресурсы, туристские услуги); высокая фондоемкость отрасли; низкая эластичность; комплексность. Как и всякий другой товарный рынок, рынок туризма неоднороден. В его структуре выделяются более мелкие по своим масштабам рынки [22].

В связи с этим существует достаточно много признаков классификации  туристского рынка. Отметим лишь наиболее важные, которые имеют первостепенное значение для социологических исследований. Турфирмы, осуществляющие международную деятельность, должны учитывать различную экономическую, культурную, правовую среду каждого национального рынка. Международная деятельность более сложная, чем внутренняя, в силу самых различных рисков, связанных с расчетами в иностранной валюте, с ценовым, транспортным риском при неуплате или несоблюдении условий о поставке туристских услуг. Не исключены сложности, связанные с таможенными формальностями и другими факторами, действующими в мировой торговле [10].

Туристический бизнес –  одна из наиболее быстро развивающихся  отраслей мирового хозяйства. Международный  туризм входит в число трех крупнейших экспортных отраслей, уступая нефтедобывающей  промышленности и автомобилестроению. Значение туризма в мире постоянно  увеличивается, что связано с  возросшим влиянием туризма на экономику отдельной страны [4].

Туристический бизнес привлекателен  для предпринимателей по следующим причинам: небольшие стартовые инвестиции; растущий спрос на туристические услуги; высокий уровень рентабельности; минимальный срок окупаемости затрат. 
         Эффективность туризма складывается из следующих функций: 
          - туризм – источник валютных поступлений и средство для обеспечения занятости населения; 
          - туризм развивает отрасли, обслуживающие сферу туризма: строительство, торговлю, производство товаров народного потребления, связь; 
          - туризм расширяет вклады в платежный баланс страны [17]. 
       Туризм целесообразно классифицировать по географическому признаку, цели поездки, способу передвижения, средствам размещения туристов.

        К основным видам туризма относят следующие:  
        - внутренний туризм, не связанный с пересечением государственной границы. На его долю в мире приходится 80-90% поездок; 
        - международный туризм, на который в среднем около 65% всех туристических поездок приходится на Европу, около 20% - на Америку и около 15% на остальные регионы. Развитие международного туризма в странах преимущественно принимающих туристов, обусловлено стремлением увеличить приток иностранной валюты и создать новые рабочие места. Многие страны посредствам международного туризма пытаются решить проблемы платежного баланса. Приезжающие иностранные туристы, оплачивая товары и услуги, обеспечивают поступление валюты в бюджет принимающей страны и тем самым активизируют ее платежный баланс. Въезд туристов сопровождается оттоком национальной валюты. Международные платежи по туристическим операциям такого рода фиксируются в пассиве платежного баланса страны; 
          - рекреационный туризм с целью отдыха для ряда государств является наиболее массовой формой. Поездки с целью отдыха отличаются большим разнообразием и могут включать зрелищно-развлекательные программы (театр, кино, фестивали), занятия по интересам (охота, рыбная ловля, музыкальные, художественное творчество, этнические походы, связанные с изучением национальной культуры страны пребывания) [13]; 
          - оздоровительный туризм. Этот вид туризма носит сугубо личный, индивидуальный характер. Обычная продолжительность тура на лечение 24-28 дней, что значительно больше, чем по другим видам туризма. Оздоровительный отдых в зависимости от средств воздействия на организм человека подразделяется на климато-, бальнео-, море-, грязелечение и т.п. 
          - познавательный туризм. Этот вид туризма включает в себя путешествия и поездки с познавательными целями. Экскурсия как форма познания и вид досуга выполняет функции расширения кругозора. Одной из разновидностей познавательных поездок является автомобильный туризм;

- профессионально-деловой туризм. К данному виду туризма относятся поездки с деловыми целями. Жизнь в современном цивилизованном обществе вызывает необходимость международных контактов. Поездки представителей деловых кругов в последнее время стали носить массовый характер; 
          - шоп-туры. Этот вид туризма характерен для России. Целью поездок за границу является приобретение товаров народного потребления для их последующей реализации [22].

Таким образом, индустрия туризма представляет собой систему производственных, транспортных, торговых, сервисных предприятий и средств размещения, предназначенная для удовлетворения спроса на туристические товары и услуги. Для этой индустрии  особенно важным является вопрос согласования деятельности всех структур данной отрасли, с целью обеспечения максимальной удовлетворённости туристов и выгодной работы самих предприятий, предоставляющих конкретные услуги.

Информация о работе Развития туристического бизнеса в России и европейских странах