Развития туристического бизнеса в России и европейских странах

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Июля 2013 в 10:58, курсовая работа

Описание работы

Таким образом, целью курсовой работы является выявление особенностей развития туристического бизнеса в России и европейских странах.
Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи:
- дать общую характеристику туристической индустрии, выделить виды туризма;
- рассмотреть социально-экономическое значение туризма для страны;
- провести сравнительный анализ туристического бизнеса России и зарубежных стран;

Файлы: 1 файл

курсовая Фоменко.docx

— 105.74 Кб (Скачать файл)

Специфика туризма связана  с интернациональным характером и широким спектром отношений, в  которые приходится вступать лицам, так или иначе участвующим  в организации отдыха и путешествий. Разнообразие этих отношений порождает  определенную сложность правового  регулирования.

По доходам от иностранного туризма Россия находится сейчас во втором десятке европейских стран.

Выделим основные проблемы российского туризма.

Одна из проблем российского  туризма – это дороговизна  отдыха в собственной стране. Это  касается как высоких цен на проживание в гостиницах и пансионатах, так  и дорогой авиаперевозке. И этими  проблемами умело пользуются зарубежные операторы, выпуская на российский рынок огромное количество предложений недорогого отдыха в странах Греции, Италии, Испании, где уровень сервиса, как правило, превосходит тот, что могут предложить курорты Краснодарского края, причем цены из-за жесточайшей конкуренции туроператоров порой кричаще низкие.

Вторая проблема – это  слабая законодательная база. После  отмены лицензирования на рынке появилось  много новых туристических агентств, которые повлекли за собой необоснованные скидки для закрепления на рынке. Непрофессиональные агентства –  это бич российского туризма.

Третья проблема – появление  он-лайн бронирования.

Четвертая проблема – туроператорский демпинг. В борьбе за рынок операторы готовы продавать туры ниже себестоимости, тем самым разрушая этот рынок собственными силами.

Пятая проблема – плохая инфраструктура в стране. Нехватка недорогих гостиниц в России, плохая инфраструктура отпугивает иностранцев  от посещения нашей страны. Бюджет страны мог значительно пополниться  за счет туризма. Но дальше Москвы и  Санкт-Петербурга иностранные туристы  практически не выезжают. Алтай, Байкал, Дальний Восток – красивейшие  территории нашей страны могут поразить своим великолепием любого туриста.

Препятствием для роста  туристического потока в Россию остается визовая проблема.

Проблемы зарубежного  туризма носят немного иной характер.

Одна из проблем - сезонность туризма в странах Средиземноморья  и постоянно возрастающая концентрация туристов в прибрежных районах.

Решение этой проблемы видится  в загрузке туристических объектов в низкий сезон: оборудование гостиниц закрытыми бассейнами, создание комбинированных  туров, используя экскурсионные  туры с последующим проживанием  в прибрежных гостиницах и т.д.

Вторая проблема - это падение доходов от туризма. И происходит это из-за того, что все больше иностранцев отдыхают в странах Европы не по туристическим путевкам в отелях, а «дикарем», разместившись в домах и квартирах, взятых в аренду у соотечественников.

Политика по защите окружающей среды должна быть нацелена на долгосрочный период для обеспечения продолжительной  туристской деятельности.

В основе развития международного туризма лежат следующие факторы-возможности:

- экономический рост и социальный прогресс привели к расширению объема не только деловых поездок, но и поездок с познавательными целями;

- совершенствование всех видов транспорта удешевило поездки, сделало их возможными для многих слоев населения;

- увеличение числа наемных рабочих и служащих в экономически развитых странах и повышение их материального и культурного уровня повысили их стремление к духовным и познавательным ценностям;

- интенсификация труда и получение трудящимися более продолжительных отпусков предполагают необходимость более содержательного отдыха;

- развитие межгосударственных связей и культурных обменов между странами привело к расширению межличностных связей как между, так и внутри регионов;

- развитие сферы услуг стимулировало технологический прогресс в области телекоммуникаций, увеличило заинтересованность в посещении различных стран и регионов;

- ослабление ограничения на вывоз валюты во многих странах и упрощение пограничных формальностей также стимулирует развитие туризма.

Любое цивилизованное государство  для того, что бы получать от туриндустрии доходы в бюджет, должно вкладывать средства в исследование своих территорий для оценки туристического потенциала, подготовки программ развития турбизнеса, проектов необходимой инфраструктуры курортных регионов и туристических центров, и в информационное обеспечение, и в рекламу.

Хотя международный туризм и обладает значительным потенциалом  как инструмент экономического развития, он не является панацеей от всех экономических  проблем. Правительство должно приложить  немало усилий к оптимизации, а не максимизации прибыли от туризма, принимая во внимание те издержки, которые может  повлечь за собой его развитие.

Имея достаточно много  проблем, международный туризм не спешит приостанавливать свои обороты. Исследования Всемирной туристической организации  дают возможность утверждать, что  тенденции роста туристической  индустрии будут сохраняться  и в дальнейшем. В период с 2000 по 2020 года прогнозируется увеличение туристских прибытий на 200%.

В нашей стране туристская деятельность реформируется и развивается. К сожалению, имеющиеся туристические  ресурсы используются не рационально, однако динамика развития туристического рынка России говорит о тенденциях к росту числа туристов, а иностранных  – в частности.

Исходя из вышеизложенного, туризм в России – развивающаяся отрасль, и влияние туристической индустрии на экономику страны пока незначительно. Неразвитость туристической инфраструктуры, невысокое качество сервиса, устойчивый миф о России как о стране повышенного риска привели к тому, что в настоящее время на нашу страну приходится менее 1% мирового туристского потока.

  

 

 

 

5. Методы совершенствования  туристического бизнеса России

 

Развитие туризма в  России несколько отстает от развития в экономически развитых странах, хотя по своему туристско-рекреационным  потенциалу Россия имеет все возможности  стать туристической державой мирового уровня. Расширение международных связей открывает большие возможности  для продвижения национального  туристического продукта на мировой  рынок, привлечения к мировому информационному  пространству, передового опыта организации  туристической деятельности.

Туристические поездки в  Россию в целом носят познавательный характер. Социологические опросы иностранных  туристов, посещающих нашу страну, подтверждают этот вывод. Потенциальных туристов сегодня интересуют как исторические памятники России так и ее культурное наследие, так и общественно-политические процессы. Среди них можно увидеть политологов, социологов, общественных деятелей, преподавателей высших и специальных учебных заведений, юристов, врачей, студентов, инженерно-технических работников, религиозных деятелей, бизнесменов, представителей культуры и театра. Для этих туристов знакомство с Россией имеет особое значение, поскольку участие в экскурсионных программах дает возможность через личные контакты и оценки получить объективное представление о жизни страны, ее людей.

Для развития бизнес-туризма в России система государственного регулирования должна способствовать консолидации усилий общества, в том числе на уровне:

- местного населения;

- развитию терпимости  и доброжелательности по отношению  к приезжающим туристам (гостям);

- осознанию своей национальной  самобытности и развитие чувства  гордости за проживание в России, а не в какой другой стране  мира (иностранных туристов привлекает  именно что-то новое, отличное  от их привычной жизни, а не неудачные попытки народа другой страны скопировать их стиль жизни);

- частного бизнеса;

- строительству (модернизации, реконструкции) объектов туризма,  а также управлению ими на  уровне международных стандартов;

- ориентации на укрупнение  бизнеса и формирование привлекательных  национальных брэндов (российских гостиничных цепей, сетей ресторанов, клубов и т. п., имеющих единых имидж и обеспечивающих единый стандарт качества);

- возрождению традиционных  российских производств за счет  создания сети их реализации  в туристских центрах (льняные  и другие высококачественные  текстильные изделия их натуральных  тканей; продукция ювелирной промышленности; меховые изделия; фарфор и хрусталь; игрушки ), а также продажа сопутствующей туристской продукции (купальных принадлежностей, надувных изделий, обуви, одежды) преимущественно российского производства;

- созданию единых типовых  по всей страны магазинов российских  сувениров (Жостовские подносы, Павлово-Посадские платки, Гжель, Федотовская роспись, Хохлома);

- использованию всех возможных  источников информации для привлечения  туристов в регион.

Очень сильно тормозят развитие въездного туризма в РФ визовые  формальности и связанные с ними миграционные формальности, миграционный учет иностранных граждан. Хотя эта  проблема уже обсуждается на федеральном  уровне, процесс движется очень медленно, так как МИД работает над введением  полностью безвизового режима со странами ЕС.

Очень важное направление, в  котором следует серьезно работать – это общая туристическая  инфраструктура на всей территории РФ. Во всех регионах России она развита  по-разному, где-то лучше, где-то хуже, где-то отсутствует вовсе, но нигде она не дотягивает до международных стандартов, даже в Москве и Петербурге. Именно поэтому необходимо, в первую очередь, решать на федеральном уровне проблемы связанные с ее четырьмя основными составляющими, а именно:

- транспорт;

- питание;

- проживание;

- сервис;

Эти составляющие, в свою очередь, так же можно разделить  на множество подпунктов, которые  будут различны для разных регионов РФ, но основные проблемы остаются прежними:

- дороговизна транспортных услуг;

- бездорожье;

- высокие цены на проживание;

- несоответствие цены и качества (во всех четырех аспектах);

- недостаток молодых квалифицированных кадров;

- недостаток качественных «безопасных» и доступных точек питания;

- грязь и отсутствие туалетов.

Решение данной проблемы может  заключаться в пересмотре тарифов  на внутренние авиаперевозки. А также  формирование турпакетов по образу создание зарубежных туров, что должно удешевить  в целом стоимость тура.

Решение это задачи крайне актуально, так как рынок туризма будет расти, соответственно будет происходить и пополнение бюджета страны.

Государство должно продвигать РФ за рубежом как бренд. На федеральном  уровне должны разрабатываться и  приниматься законопроекты по созданию имиджа России. Сам туристический  бизнес с этим не справится, поскольку  здесь необходимо действовать во многих областях сразу: в политике, образовании, торговле, науке, здравоохранении.

Необходимо перестроить  общероссийскую систему подготовки кадров для сферы туристического бизнеса, ориентируя ее не только на выездной, но и въездной туризм.

Создать систему взаимоотношений  государства, органов местного самоуправления с туристическими фирмами на основе частно-государственного партнерства.

На сегодняшний день туристический бизнес является динамичной и доходной отраслью с высоким потенциалом. Россия располагает колоссальными природными ресурсами и культурно-историческим потенциалом для развития различных видов внутреннего туризма.

Однако, несмотря на поддержку  со стороны государства, данная отрасль  является недостаточно развитой при  всевозрастающем спросе на туристические услуги.

Таким образом, туристический бизнес в России можно и нужно развивать, учитывая рекреационные ресурсы нашей страны, что будет довольно доходной статьей доходов в бюджете. Необходимо работать над ценовой политикой, усовершенствованием гостиничного, сервисного обслуживания, разработкой культурно – оздоровительных программ. Необходимыми условиями успешного развития внутреннего туризма в России так же, как и въездного туризма, является формирование качественного туристского продукта, наличие грамотной маркетинговой стратегии продвижения внутреннего туристского продукта на российском рынке, отработанные методы и механизмы реализации рекламно-информационной политики, создание системы профессиональной подготовки персонала, привлечение инвестиций в развитие туристской инфраструктуры.

 

 

 

 

 

Заключение

 

Целью данной курсовой работы является выявление особенностей развития туристического бизнеса в России и европейских странах. Основными выводами, сделанными в процессе изучения работы, являются:

 - туристическая индустрия представляет собой сложноорганизованную систему, при этом максимальное удовлетворение потребностей туристов возможно лишь при взаимосвязанной работе всех структурных единиц данной системы.

Информация о работе Развития туристического бизнеса в России и европейских странах