Развития туристического бизнеса в России и европейских странах

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Июля 2013 в 10:58, курсовая работа

Описание работы

Таким образом, целью курсовой работы является выявление особенностей развития туристического бизнеса в России и европейских странах.
Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи:
- дать общую характеристику туристической индустрии, выделить виды туризма;
- рассмотреть социально-экономическое значение туризма для страны;
- провести сравнительный анализ туристического бизнеса России и зарубежных стран;

Файлы: 1 файл

курсовая Фоменко.docx

— 105.74 Кб (Скачать файл)

 

 

  1. Социально-экономическое значение туризма

 

С экономической точки зрения туризм - это одна из ведущих и наиболее динамичных отраслей мирового хозяйства. За быстрые темпы роста он был  признан экономическим феноменом  столетия. В данной главе будет описано значение туризма как для отдельной страны, так и для всего мирового рынка.

Туризм является фундаментальной  основой экономики многих развитых и развивающихся стран мира. По данным Всемирной Туристской Организации, вклад туризма в мировую экономику  эквивалентен 11-12% мирового валового национального  продукта. На долю туризма приходится около 7% суммарных капиталовложений, 11% мировых потребительских расходов, 5% всех налоговых поступлений, около 7% доходов от мирового экспорта, что в абсолютном выражении уступает только доходам от экспорта нефти и нефтепродуктов, и автомобилей. В 2011 году каждое 12-е рабочее место в мире приходится на индустрию туризма. В некоторых странах туризм обеспечивает до четверти и даже более всех поступлений в казну. Франция, Испания, Швейцария, Италия, и даже бывшие социалистические страны Венгрия и Чехия получают от 15% до 35% валового национального продукта от индустрии туризма [9].

Туризм оказывает огромное влияние  на многие ключевые отрасли экономики: транспорт и связь, строительство, сельское хозяйство, торговлю, производство товаров народного потребления. В туристской индустрии динамика роста объемов предоставляемых  услуг приводит к увеличению числа  рабочих мест намного быстрее, чем  в других отраслях. Значение туризма  как источника валютных поступлений  и расширения международных контактов  постоянно растет. Таким образом, туризм выступает своеобразным катализатором  социально-экономического развития.

Туризм как социально-экономическое  явление современности сложен и  многогранен. Для потребителей туристских услуг он является путешествием (поездкой, походом), совершаемым в рекреационных, деловых, образовательных и других целях. Для представителей туристской индустрии - это сфера приложения капитала, а также область деятельности, которая направлена на формирование и удовлетворение потребностей потенциальных клиентов [16].    

Итак, влияние туризма на экономическую  жизнь страны заключается в следующем. Туризм является одной из наиболее доходных и интенсивно развивающихся  отраслей мирового хозяйства. Доходы от туризма в общем объеме экспорта товаров и услуг занимают второе место в мире после экспорта нефти  и нефтепродуктов. Целесообразность активного развития въездного туризма  обусловлена необходимостью увеличения поступлений валютных средств в страну за предоставленные туристские и сопутствующие услуги. Такая положительная тенденция автоматически найдет свое выражение в улучшении сальдо баланса услуг. Кроме того, определение приоритета туристского бизнеса и его государственная поддержка в нашей стране (выраженная, например, в налоговых льготах) могут содействовать увеличению притока иностранных инвестиций, в том числе прямых, как в создании совместных предприятий в сфере туризма, так и в развитие туристской инфраструктуры (гостиничный и ресторанный бизнес), что не мало важно для нашей страны. Стоит так же отметить, что средства, вкладываемые в туристскую инфраструктуру, имеют самый быстрый период окупаемости. Особенность туризма (въездного, выездного, внутреннего) заключается в том, что он влияет на экономику через спрос и потребление туристов. Специфика туристского потребления состоит в том, что не товар доставляется потребителю, а потребитель-турист прибывает к месту производства и потребления товаров и услуг. Именно через потребление туризм стимулирует хозяйственную деятельность страны или отдельного региона. Увеличиваются доходы гостиниц, предприятий питания, транспортных предприятий, спортивных объектов, учреждений культуры, стимулируется развитие сервиса предприятий бытового обслуживания, связи, автосервиса. Повышается спрос на сувениры и изделия местных ремесел, что служит целям рекламы данного региона. Возрастает товарооборот предприятий торговли как специального, так и общего назначения. Большое значение имеет и тот факт, что туризм обеспечивает немалые поступления в государственный и местные бюджеты через налоги от туристских предприятий, курортный, таможенный и другие сборы.

Научно-технический прогресс коренным образом изменил жизнь современного общества. Характерными ее особенностями  являются автоматизация и компьютеризация производства, увеличение стрессовых ситуаций на работе и в быту, анонимность городской жизни и изоляция от природы. Все это способствует накоплению в человеке усталости физического и психологического характера, что ведет к снижению жизненной и трудовой активности. Туризм как многоплановая и активная форма отдыха способствует полному и всестороннему обновлению сил и внутренних ресурсов человека, затраченных на производстве и в быту. Он предоставляет возможность временно покинуть место постоянного проживания, изменить характер деятельности, привычную обстановку и образ жизни. Эффективность туризма в восстановлении сил и трудоспособности человека, и следовательно, психофизиологических ресурсов всего общества, заключается в разнообразии и активности видов туристской деятельности [24].

Таким образом, развитая туристская индустрия позволяет решить задачу занятости местного населения, так как туризм является одной из самых трудоемких отраслей с большим количеством работников, занятых обслуживанием туристов. Как показывает практика, прием и обслуживание одного туриста обеспечивает рабочие места 5-7 человека, что в значительной степени способствует смягчению такого явления, как безработица. Туризм оказывает влияние на повышение уровня жизни населения туристских регионов, обеспечивая приток денежных средств, увеличивая доходы предприятий туриндустрии и ее работников.

  1. Сравнительный анализ туристического бизнеса России и зарубежных стран

 

Туризм на сегодняшний  день играет одну из главных ролей  в мировой экономике и является в настоящее время одним из самых прибыльных видов бизнеса  в мире. В данной главе представлен анализ туристического бизнеса России и зарубежных стран.

В наши дни передвижение людей в туристских целях охватило все страны земного шара, и благодаря  этому контакты между людьми из разных стран стали повседневной реальностью. В результате – туризм является сейчас одним из самых динамично  развивающихся видов международного бизнеса. Поэтому интерес к нему предпринимателей очевиден. Данный вид бизнеса позволяет быстро оборачивать капитал, а также (в сфере международного туризма) извлекать известные выгоды за счет валютных операций.

Чтобы преуспеть в туристском бизнесе необходимо хорошее знание международных правовых норм и правил, практики туристского менеджмента  и маркетинга, конъюнктуры туристского  рынка. Но, прежде всего, требуется профессиональная, основанная на потребностях потребителя  туристских услуг организация производства и реализации туристского продукта, нужна полная и всесторонняя информированность  производителя туристских услуг  относительно всего того, что касается клиента, как потребителя этих самых  услуг.

Международный туризм –  важный источник поступлений в казну  любого государства, он играет роль стимулятора  внутренней и мировой торговли. Во многих странах на долю туризма приходится от пятой части до половины валового национального продукта. Российская Федерация, несмотря на свой высокий  туристский потенциал, пока занимает незначительное место на мировом туристском рынке. К сожалению, доля туристического бизнеса составляет менее 1 % ВВП России, однако его доля постоянно растет.

 Исследователи туризма в западных странах, признавая несомненную зависимость изменений в спросе на туристском рынке от общеэкономической конъюнктуры, отмечая, что экономические спады и кризисы оказывают на туристическую индустрию меньшее влияние, чем, например, на такие отрасли, как строительная, автомобильная, ориентированные на производство товаров длительного пользования или предметов роскоши. Они утверждают, что современный западный потребитель скорее откажется от приобретения видео – и аудиоаппаратуры, чем от финансирования ежегодного отпуска, и подчеркивают, что в периоды экономических кризисов люди экономили не на отпуске, а в отпуске.

Такую относительную стойкость  туризма к изменениям общеэкономической  конъюнктуры рынка западные исследователи  объясняют, прежде всего, эластичностью  спроса на туристические услуги. И  именно поэтому в годы кризиса  происходит не полное прекращение спроса на туристические услуги, а лишь его некоторые изменения, то есть увеличивается спрос на более  дешевые виды туристических услуг  и уменьшается на самые дорогостоящие  виды туризма.

Таким образом, экономические  кризисы все же затрагивают спрос  на туристические услуги, но в гораздо  меньшей степени, чем многие другие отрасли. И вызвано это, в первую очередь, тем, что туризм стал практически  необходимой потребностью массового  потребителя. А также тем, что  эластичность спроса и многообразие форм туризма обеспечивают в период экономических спадов возможность  перелива спроса от дорогостоящих видов  туризма к более дешевым.

Согласно данным ежегодного рейтинга экспертов всемирного экономического форума (ВЭФ) за 2013 год, среди 140 стран Россия заняла 63-е место в рейтинге стран мира по индексу конкурентоспособности сектора путешествий и туризма (рис. 3.1).


 

Рис. 3.1 Рейтинг стран мира по индексу конкурентоспособности сектора путешествий и туризма

Ростуризм информирует, что  в едином реестре туроператоров  сейчас около 5300 компаний, 2000 из них  занимаются внутренним туризмом, 3300 –  международным. Эксперты Ростуризма отмечают всплеск заявок игроков, предпочитающих ведение бизнеса на внутренних направлениях.

В настоящее время туристическая  индустрия является одной из самых  быстроразвивающихся, соответственно, прибыльных отраслей мирового хозяйства. Её доля ВВП на мировом уровне достигает 10%. Для многих стран эта индустрия  вносит большой вклад в бюджет страны. Например, доля туризма в  ВВП США, Великобритании, Германии составляет 11,1 : 9,9 : 9,2% соответственно. Однако, в России этот процент ниже – 6,7% (Рис. 3.2).

Рис. 3.2 Доля туризма в ВВП стран за 2011 г.

 

Число иностранных туристов, въехавших в РФ, в 2012г. по сравнению  с 2011г. увеличилось на 10% и составило 2 млн 570 тыс. 469 человек, говорится в сообщении Федерального агентства по туризму (Ростуризм).

По делам службы иностранцы приезжали в Россию 6 млн 200 тыс. 596 раз. Общее же число иностранцев, въезжавших в Россию, выросло в 2012г. на 13%, увеличившись до 28 млн 176,5 тыс. человек.

 По данным Федеральной службы государственной статистики (Росстат), чаще других Россию в 2012 г. посещали туристы из Германии - 375 тыс. 285 человек (рост на 8,3%), США - 179 тыс. 763 человека (+5,9%), Великобритании - 135 тыс. 949 человек (+5,8%), Финляндии - 120 тыс. 306 человек (снижение на 10%), Италии - 118 тыс. 729 человек (снижение на 5%) и Турции - 100 тыс. 918 человек (+25%).

Количество поездок, совершенных  российскими гражданами за рубеж  в 2012 году, увеличилось на 9%, составив 47 млн 812 тыс. 920 поездок. При этом целью почти каждой третьей из этих поездок был туризм, в разные страны мира россияне выезжали в 2012г. 15 млн 332 тыс. 136 раз. Это на 6% больше, чем в 2011г.

Самыми посещаемыми российскими  туристами странами в 2012г. стали  Турция (2 млн 516,1 тыс. человек, -6% к показателю 2011г.), Египет (1 млн 906,6 тыс. человек, +31%), Китай (1 млн 328,8 тыс. человек, -12%), Таиланд (885,1 тыс. человек, +13%), Испания (792 тыс. человек, +23%).

Анализ выездных туров по странам 2011 г. строился по классической схеме: три пятерки выезжающих стран. Наибольшей популярностью у россиян пользовались Финляндия, Турция, Китай, Эстония, Египет. Объем выездного потока составляло в среднем за анализируемый период от 1600 до 4400 тыс. человек. Германия, Испания, Италия, Таиланд, Литва образовывали вторую пятерку выезда с объемом от 750 до 1300 тыс. человек. В третью группу входили Польша, Франция, ОАЭ, Греция, Чехия. Количество выезжавших из России граждан составляло 400-710 тыс. человек.

Структура въездных и выездных потоков с целью туризма весьма схожа. Россия имеет постоянных партнеров  по туристскому бизнесу (въездному  и выездному туризму) Турции и Египта, а выезду – Германии. На долю этих стран приходится до 2/3 туристского потока (рис. 3.3; 3.4).

Рис. 3.3 Распределение выездного потока российских граждан в страны зарубежья с целью туризма в 2012 году.

Рис. 3.4 Распределение въездного потока иностранных граждан в Россию с целью туризма в 2012 г.

Число посетивших Россию иностранных  туристов достигло 2,5 млн. Всего было зарегистрировано 24 млн. пересечений российской границы иностранными гражданами.

Уровень цен на многие туристические  программы внутренних направлений  сравнялся и даже превысил аналогичные  предложения по выездному туризму. Представляется, что именно этот фактор сдерживает развитие внутреннего туризма России и делает его не конкурентоспособным с международным.

Для сравнения можно привести следующие данные.

Ситуация на рынке туристических  услуг такова: средняя цена путёвки  на курорты Турции в июле 2009 г. Составляла 15918 (8 дней/7 ночей); цена аналогичного пляжного тура в Испанию на побережье Средиземного моря и Канарские острова -23 786 рублей. За пять предыдущих лет средняя стоимость тура в Турцию возросла на 15%, в Испанию – на 35%, отдых в российском санатории – в 2 раза. В среднем день пребывания в России на полном пансионе с экскурсионной программой и проживанием в отеле категории 3 – 4 «звезды» сегодня обходится не дешевле 200-250 евро.

Таким образом, Россия в силу своего географического положения не является и не может стать страной массового въезда туристов с целью традиционного летнего пляжного отдыха. Тем не менее, культурно-исторический, природный потенциал страны огромен. Грамотно построенная маркетинговая стратегия России, сосредоточенная на ключевых направляющих туристских рынках, позволит сделать въездной туризм наиболее доходной составляющей всей туристской сферы.  Туризм является одной из крупнейших и динамичных отраслей экономики. Высокие темпы его развития, большие объемы валютных поступлений активно влияют на различные сектора экономики, что способствует формированию собственной туристской индустрии.

 

 

 

 

 

4. Основные проблемы  развития туризма в России  и за рубежом

 

Рассмотрение данного  вопроса является очень актуальным, так как поток туристов в нашей  стране и за рубежом растет с каждым годом в огромных количествах. В данной главе будут описаны основные проблемы развития туризма в России и за рубежом.

Опыт различных стран  показывает, что успех развития туризма  напрямую зависит от того, как на государственном уровне воспринимается эта отрасль, насколько она пользуется государственной поддержкой.

Частнопредпринимательский сектор никогда не сможет покрыть  потребности в крупных инвестициях  для развития курортных, гостиничных  и иных туристских предприятий, как  и основных элементов туристской инфраструктуры и неспособен выполнять  отдельные функции Национальной Туристской Администрации. Во всех сильных  туристских державах есть такие организации, подчиненные, как правило, министерствам, которые занимаются разработкой  национальных программ развития туризма. Именно они содержат представительства  по туризму в других странах, они  разрабатывают привлекающие туристов программы и обеспечивают поток  туристской информации.

Информация о работе Развития туристического бизнеса в России и европейских странах