Региональные проблемы национальной экономики. Индикативное планирование и прогнозирование экономики на уровне региона

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Мая 2013 в 12:29, курсовая работа

Описание работы

Стратегический план социально-экономического развития региона — это индиктивный документ, который позволяет администрации региона и региональному сообществу действовать совместно. Такой план предусматривает взвешенные и согласованные действия всех субъектов по решению имеющихся проблем. Он представляет собой инструмент налаживания партнерских отношений, механизм определения и осуществления эффективных стратегических действий во всех сферах жизни региона.
К основным характеристикам стратегического плана социально-экономического развития региона относятся:
выделение сильных и слабых сторон региональной экономики, стремление усилить, развить, сформировать конкурентные преимущества региона с ориентиром прежде всего на создание лучших условий жизни людей;

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………..3
Региональная экономическая политика……………………………..5
I.1 Цели региональной экономической политики……………………...5
I.2. Средства реализации региональной экономической политики…...8
I.3 Оценка региональной экономической политики…………………..11
Индикативное планирование регионального развития…………...14
Программирование регионального развития……………………...18
Заключение……………………………………………………………....23
Список использованной литературы…………………………………..25
Практическая часть. Разработка стратегического плана деятельности предприятия………………………………………………………….26
IV.1. Анализ финансовых показателей деятельности предприятия…26
IV.2. Стратегический план……………………………………………...37

Файлы: 1 файл

курсяк.doc

— 304.00 Кб (Скачать файл)

- оценка отдельных  индикаторов;       

- сравнение действительных результатов политики с возможными результатами развития без осуществления политики;       

- соизмерение издержек и выгод;        

- степень достижения поставленных  целей. 

Однако ни один из перечисленных  методов не является общепризнанным и полностью разработанным. 

Первым, наиболее простой подход основывается на оценке отдельных экономических  индикаторов, которые численно характеризуют  результаты проведенных мероприятий, таких как количество рабочих  мест, созданных в регионах, получавших государственную поддержку, количество фирм, получивших субсидии, величина бюджетных средств, направленных на поддержку регионов, структурные изменения в отстающих регионах, снижение безработицы, тенденции миграции и т.д. Этот метод прост в его реализации, однако он не дает системного представления о результативности проводимой политики, поскольку изменения различных индикаторов могут быть разнонаправленными, их значимость также различна.

Второй подход основывается на идее сравнения результатов развития регионов, достигнутых под влиянием проводимой региональной политики, с теми результатами, которые регион мог бы получить, если бы региональная политика не проводилась. Эффект от проводимой политики определяется как разница действительных экономических показателей, например, ВРП или занятости, и гипотетических показателей, которые могли бы быть получены при отсутствии целенаправленной экономической политики. Эта идея более понятна содержательно, но более трудна с очки зрения ее практической реализации, поскольку результаты экономического развития определяются всей совокупностью региональных и национальных факторов развития региона, абстрагируясь от влияния мероприятий региональной политики. Кроме того, эффект региональной политики может быть более широким, чем только изменение того или иного экономического показателя.

Третий метод, в отличие  от второго, который концентрируется  на агрегированной оценке результатов региональной политики, нацелен на микроэкономическую оценку результатов экономической политики. Этот метод основывается на соизмерении издержек и выгоды от мероприятий региональной политики. Проблемы в его использовании связаны с тем, что не все результаты региональной политики можно оценить количественно. В силу трудностей его практической реализации он используется чаще всего для оценки влияния региональной политики на экономику отдельного региона.

Четвертый метод основан  на оценке степени достижения поставленных перед региональной политикой целей. На первый взгляд это более привлекательный метод, поскольку дает непосредственную оценку достигнутых результатов, однако воспользоваться этим методом можно только в том случае, если цели региональной политики были определены количественно. Кроме того, региональная политика оказывает комплексное влияние на всю экономику, поэтому достижение одной конкретной цели может быть сопряжено с негативными последствиями для всех других аспектов развития. Более корректно оценивать степень достижения всего комплекса целей, используя различные способы взвешивания и соизмерения целей, однако технически такое соизмерение оказывается, как правило, довольно сложной процедурой.

Экономической наукой пока не предложено универсальных способов оценки результатов региональной политики, поэтому при оценке могут использоваться либо один из указанных методов, либо все вместе. Важное значение при этом имеет наличие необходимой для проведения оценки экономической информации. 
       

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Индикативное планирование регионального развития.

Активизация экономической  деятельности региона в условиях переходной экономики объективно предполагает ускоренную трансформацию традиционных административно-командных механизмов государственного управления в новые, демократические, рыночные формы регулирования.

Индикативное планирование представляет собой процесс формирования системы показателей, характеризующих состояние и развитие экономики региона, соответствующее направлениям государственной социально-экономической политики.

Индикативный план — это инструмент ориентации предпринимательского сектора в выборе наиболее эффективных путей развития. Он предусматривает разработку мер государственного воздействия на социальные и экономические процессы с целью достижения установленных индикаторов. Показатели индикативного плана не имеют директивного характера. Он содержит ограниченное число обязательных заданий и носит в значительной мере нацеливающий характер.

В качестве важнейших  индикаторов социально-экономического развития используются показатели, характеризующие динамику, структуру и эффективность экономики, состояние финансов, денежного обращения, рынка товаров и ценных бумаг, движение цен, занятость, уровень жизни населения, внешнеэкономические связи и т.д.

Объектом планирования в регионе является комплекс отраслей, находящихся на ее территории, а целью планирования — обеспечение их эффективного и пропорционального развития, исходя из потребностей производства и решения социальных вопросов. При разработке комплексного плана развития региона должны учитываться и отражаться интересы как региона, так и народного хозяйства страны в целом.

При разработке индикативного  плана региона используется целый  ряд документов, имеющих вспомогательный характер: баланс трудовых ресурсов, прогноз научно-технического прогресса и его социально-экономических последствий, расчет экономической эффективности, внутренний спрос на наиболее важные товары и ресурсы. Принимаются во внимание итоговые показатели социального развития, показатели государственного и регионального заказов, квоты и лимиты, рассчитанные по региону.

Факторами, определяющими характерные черты индикативного плана региона, являются: мобильность производства и транспортных издержек, жесткость региональной структуры затрат, предположение о мобильности некоторых отраслей, учет транспортных издержек.

Базовые индикаторы комплексной оценки уровня социально-экономического развития регионов

  1. Валовой региональный продукт (с учетом паритета покупательной способности) на душу населения (тыс. руб.) определяется как отношение валового регионального продукта к численности населения , то есть показателя валового регионального продукта на душу населения, деленное на коэффициент уровня покупательной способности ;
  2. Объем инвестиций в основной капитал на душу населения (тыс. руб.) определяется как отношение объема инвестиций за счет всех источников финансирования к численности населения , деленное на коэффициент удорожания капитальных затрат;
  3. Объем внешнеторгового оборота на душу населении (долл. США) 
    определяется как отношение суммарного объема экспорта и импорта к численности населения
  4. Финансовая обеспеченность региона (с учетом паритета покупательной способности) на душу населения (тыс. руб.) определяется как отношение показателя финансовой обеспеченности региона (рассчитывается на основе показателей финансового баланса) к численности населения, деленное на коэффициент уровня покупательной способности ;
  5. Доля среднесписочной численности работников, занятых на малых предприятиях (без учета внешних совместителей и работающих по договорам гражданско-правового характера) в общей среднесписочной численности работников, занятых на предприятиях и организациях (в % );
  6. Уровень зарегистрированной безработицы (в % к экономически активному населению);
  7. Соотношение среднедушевых денежных доходов и величины прожиточного минимума;
  8. Доля населения с денежными доходами ниже величины прожиточного минимума (%) в общей численности населения;
  9. Суммарный оборот розничной торговли, общественного питания и платных услуг в расчете (с учетом паритета покупательной способности) на душу населения (тыс. руб.) определяется как отношение суммы объема розничного товарооборота и объема платных услуг к численности населения, деленное на коэффициент уровня покупательной способности;
  10. Основные фонды отраслей экономики (по остаточной балансовой стоимости в среднегодовом исчислении полной балансовой стоимости с учетом степени удорожания капитальных затрат) на душу населения (тыс. руб.) определяются как отношение основных фондов отраслей экономики  (тыс. руб.) к численности населения (тыс. чел.), деленное на районный коэффициент степени удорожания капитальных затрат;
  11. Коэффициент плотности автомобильных дорог (коэф. Энгеля) определяется как отношение плотности автодорог к корню квадратному от плотности населения-  плотность автодорог вычисляется как отношение протяженности автодорог (тыс. км) к площади территории;
  12. Сводный показатель уровня развития отраслей социальной инфраструктуры, рассчитываемый на основе четырех первичных индикаторов: обеспеченность дошкольными образовательными учреждениями, выпуск специалистов высшими и государственными средними учебными заведениями , обеспеченность населения амбулаторно-поликлиническими учреждениями, обеспеченность врачами и средним медицинским персоналом.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Программирование регионального развития

Программирование развития экономики региона означает разработку и реализацию специальных документов, описывающих цели, процедуру и мероприятия и средства решения наиболее актуальных проблем регионального развития. 
         Программирование знаменует активное участие властных структур не только в опосредованном (косвенном) воздействии на экономические процессы, но и в непосредственном управлении ходом общественного воспроизводства. Этот процесс имеет место во всех развитых странах мира. 
В основу программно-целевого подхода как инструмента проведения региональной администрацией целенаправленной политики по решению проблем региона должна быть положена система программ, которые реализуются либо государственными органами разного уровня, либо частными компаниями при государственной поддержке.

Целевые программы представляют собой комплекс научно-исследовательских, опытно-конструкторских, производственных, социально-экономических, организационно-хозяйственных  и других мероприятий, обеспечивающих эффективное решение задач в области государственного, экономического, экологического, социального и культурного развития Российской Федерации. 
          Существуют федеральные, региональные и отраслевые программы. Региональным программам в случае их важности может присваиваться статус федеральных. Федеральные целевые программы являются важнейшим средством реализации структурной политики государства, активного воздействия властных структур на ход экономических процессов для достижения конечных социально-экономических целей.

Структурными элементами программно-целевого подхода в регулировании регионального развития являются установление целей социально-экономического развития; разработка мероприятий, которые направлены на достижение этих целей; обеспечение согласования целей и мероприятий; ресурсное обеспечение намечаемых мер.

Порядок разработки и  реализации федеральных целевых  программ регламентируется Постановлением Правительства Российской Федерации от 25.12.2004 N 842.

В качестве целевых установок  регионального развития могут выступать  задачи как общерегионального уровня (например, повышение эффективности функционирования экономики региона путем развития производственной инфраструктуры или создание условий для широкого развития предпринимательства), так и более узкого и частного характера (например, решение продовольственной проблемы, прорыв на мировой рынок с товарами определенного вида). 
         Наиболее сложной проблемой является разработка программы комплексного развития экономики и социальной сферы региона как целостного образования, поскольку в этом случае необходимо учесть все многообразие ограничений на экономическое развитие региона, а именно: состояние природного фактора, современную социально-демографическую ситуацию, прогноз социальной напряженности в регионе и пр. Принципиальное значение имеет положение о том, что для стабильного развития региона нельзя ограничиваться только решением задач, имеющих преимущественно оперативный характер и связанных с функционированием жизнеобеспечивающих систем и объектов. Необходимо решать задачи стратегического порядка, призванные обеспечить совершенствование (Модернизацию) экономики базы, развитие социальной среды. 
         В качестве обязательных выдвигаются следующие структурные элементы региональной комплексной программы:

  • промышленная политика (подпрограмма модернизации экономики и реструктуризации предприятий);
  • строительная политика (подпрограмма развития региональной инфраструктуры, реконструкция коммуникаций);
  • социальная политика (подпрограмма развития образования, здравоохранения, культуры).

Процедура разработки комплексных  региональных программ опирается на апробированную и общепринятую в  мировой практике схему и предусматривает следующую последовательность действий:

  • анализ социально-экономической ситуации в регионе, выявление проблем, определение их актуальности и социальной значимости;
  • формулировка проблем, подлежащих программному решению, анализ ограничений проблемы, прогноз ее состояния в будущем;
  • выделение основных целей, их ранжировка, построение «дерева целей»;
  • поиск возможных путей решения проблемы (разработка максимального количества альтернатив), оценка и отбор альтернатив (выбор оптимального решения);
  • детализация и уточнение отобранных альтернатив;
  • разработка взаимосвязанной совокупности мероприятий программы;
  • разработка рекомендаций по реализации программы, оценка последствий реализации программы.

Ресурсное обеспечение  программ осуществляется на основе рассмотрения бюджетных заявок, которые содержат обоснование затрат на реализацию федеральных целевых программ и иных федеральных нужд в данном году. Вопрос о выделении финансовых и иных ограниченных ресурсов на реализацию федеральных программ решается по рекомендации Министерства экономического развития и торговли, а также Министерства финансов на основе проектов бюджетных заявок, исходя из прогноза социально-экономического развития и проекта государственного бюджета.

Программа должна иметь четко фиксируемые  начало и конец; при этом сроки  программы позволяют осуществлять контроль за ее реализацией и оценить ее выполнение.

Программа, как правило, реализуется в несколько этапов. Дело в том, что с помощью данного  метода управления задачи обычно решаются один раз и впервые в данной постановке, что предполагает несколько равновероятностных исходов. В свою очередь, последнее обстоятельство заставляет разрабатывать запасные варианты решения проблемы в случае неудачи на отдельных этапах реализации программы. В связи с этим широко применяется сетевое планирование. 
         Методический инструментарий программно-целевого подхода включает широко использовавшиеся в прежние годы методы «дерево целей», балансовых и технико-экономических расчетов, определения приоритетов, разработки вариантов и др., причем как в традиционном экономико-статистическом, так и в экономико-математическом исполнении.

Информация о работе Региональные проблемы национальной экономики. Индикативное планирование и прогнозирование экономики на уровне региона