Результаты функционирования национальной экономики и методы их оценки

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Сентября 2014 в 12:56, курсовая работа

Описание работы

Национальная экономика является исторически сложившейся системой общественного воспроизводства страны, взаимосвязанной системой отраслей и видов производств, охватывающей существующие в народном хозяйстве формы общественного труда.
Для того, чтобы экономический рост был устойчивым, необходимо собирать всю макроэкономическую информацию воедино с целью ее дальнейшего анализа и выявления слабых мест в экономике. Именно это является основной целью макроэкономических показателей и макроэкономической статистики. Но как определить эффективность экономики в целом, ведь продукт производится на уровне отдельных субъектов хозяйствования. Именно поэтому рассчитывается наиважнейший показатель эффективности экономики – ВВП. Он показывает, какое количество товаров и услуг было произведено резидентами на территории страны.

Файлы: 1 файл

Курсовая работа оригинал.docx

— 270.45 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Курсовая работа

 

На тему: Результаты функционирования национальной экономики и методы их оценки

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Минск 2013

Содержание

 

 

 

 

 

Введение

 

Национальная экономика является исторически сложившейся системой общественного воспроизводства страны, взаимосвязанной системой отраслей и видов производств, охватывающей существующие в народном хозяйстве формы общественного труда.

Для того, чтобы экономический рост был устойчивым, необходимо собирать всю макроэкономическую информацию воедино с целью ее дальнейшего анализа и выявления слабых мест в экономике. Именно это является основной целью макроэкономических показателей и макроэкономической статистики. Но как определить эффективность экономики в целом, ведь продукт производится на уровне отдельных субъектов хозяйствования. Именно поэтому рассчитывается наиважнейший показатель эффективности экономики – ВВП. Он показывает, какое количество товаров и услуг было произведено резидентами на территории страны.

Оценка общей экономической ситуации, прогноз важнейших макроэкономических показателей требуется при принятии многих управленческих решений. Например, принимая решение о расширении производства и дополнительных инвестициях, необходимо знать прогноз общей экономической активности, возможных изменений ставок процента по долгосрочным кредитам, инфляционные ожидания, а также представлять себе как возможные изменения макроэкономических показателей связаны между собой.

О состоянии экономики в целом, об её макроэкономических проблемах и перспективах можно судить по различным показателям, большинство из которых публикуются органами государственной статистики. Например, об уровне инфляции свидетельствуют такие показатели как индекс потребительских цен и индекс цен производителей, о состоянии внешней торговли - масштабы экспорта и масштабы импорта товаров и услуг.

Перед Республикой Беларусь в настоящее время остро стоит необходимость в увеличении темпов экономического роста в связи с отсталостью национальной экономики. Поиск путей его достижения является одним из приоритетных проблем для нашей страны.

Исходя из изложенного целью данной работы является анализ результатов функционирования национальной экономики и методов ее оценки в РБ.

 

 

1 Экономические  показатели результатов функционирования  национальной экономики

 

 

1.1 Понятие национальной экономики, ее цели и структура

 

Под национальной экономикой принято считать народное хозяйство страны. Это совокупность всех отраслей и регионов, соединенных в единый организм многосторонними экономическими связями.

Сущность национальной экономики состоит в том, что она представляет собой сложившуюся систему национального и общественного воспроизводства государства, в которой между собой взаимосвязаны отрасли, виды и формы общественного труда, сложившиеся в результате длительного исторического эволюционного развития конкретной страны. Влияние на особенности национальной экономики оказывают исторические, культурные традиции, географическое положение государства, его роль в международном разделении труда и т. д.

В. В. Леонтьев  определяет национальную экономику как систему, способную к саморегуляции, состоящую из различных видов деятельности[8].

В национальной экономике в неразрывном комплексе выступают производство, распределение, обмен и потребление материальных благ, услуг и духовных ценностей. Она имеет свое лицо: частное, смешанное, государственное и т.д.

Национальная экономика, как целостный организм, имеет следующие характерные признаки[6,c.87]:

1. Общее экономическое  пространство с единым законодательством, единой денежной единицей, общей  кредитно-денежной и финансовой  системой.

2. Наличие  тесных экономических связей  между хозяйственными субъектами  с общим воспроизводственным  контуром.

3. Территориальная  определенность с общим экономическим  центром, который выполняет регулирующую  и координационную роль.

В национальной экономике каждый субъект, будь то хозяйство, фирма, регион или государство, включаясь в экономическое пространство преследует свой интерес. Согласование же интересов направляется объективными экономическими законами: каждый индивид, имея свой собственный интерес, одновременно способствует достижению блага для всех.

Национальная экономика стремится к стабильности, эффективности, справедливости через достижение следующих целей[11,c.160]:

1. Стабильные  высокие темпы роста национального  объема производства.  Это означает  устойчивый рост производства  товаров и услуг в данной  стране  без резких изменений, спадов и кризисов.

2. Стабильность  цен. Нужно учитывать, что неизменные  в течение длительного времени  цены замедляют темпы роста  ВНП, снижают  занятость населения. Низкие цены хороши для потребителя, но лишают стимула производителя, высокие же, наоборот, стимулируют  производство, но  снижают покупательную  способность населения. Поэтому  достижение стабильности цен  в современной рыночной экономике  означает не "замораживание" их  на длительный период, а плановое  регулируемое изменение.

3. Поддержание  внешнеторгового баланса. На  практике  это означает достижение относительного  равновесия между экспортом и  импортом, а также стабильный  обменный курс национальной валюты  на валюты других стран. Если  в страну ввозится больше товаров, чем  продается за границу, то  возникает отрицательное сальдо  торгового баланса. Если вывозится  больше товаров, чем поступает  в страну, то говорят о положительном  сальдо. 

4. Высокий  уровень занятости. Он достигается  в случае, если каждый желающий  получить работу находит  ее. Но  это не означает, что полная  занятость охватывает все трудоспособное  население страны. В любой стране  в каждый данный момент времени  есть определенное количество  людей,  временно не работающих  в связи со сменой места  работы или  места  жительства. Кроме того, всегда есть структурная  безработица,  обусловленная несоответствием  структуры новых рабочих мест,  связанных  с  внедрением новых  технологий, имеющейся структуре  рабочей силы и отставанием  последней по квалификационным  требованиям и новым профессиям  от спроса на эти профессии.

Названные цели достигаются через применение определенных инструментов макроэкономического регулирования. Ими являются:

- фискальная  политика (оперирование государственным  бюджетом через налоговую систему  и расходы государства);

- денежно-кредитная  политика (контроль за денежным  предложением через ставку процента, резервную норму и другие инструменты);

- политика  регулирования доходов (от свободного  установления заработной платы  и цен до декретного контроля);

- внешнеэкономическая  политика (торговая политика, регулирование  обменного курса).

Главной целью всей экономической политики является создание эффективной и конкурентоспособной экономики.

Общим и конечным результатами функционирования национальной экономики являются приращение национального богатства, объемов прибыльных и нужных обществу товаров и услуг, наиболее эффективное использование ограниченных людских и материальных ресурсов.

К экономическим субъектам (агентам) национальной экономики относят хозяйственные единицы, совершающие экономические операции с материальными или финансовыми активами. Экономические агенты  группируются в шесть секторов:

1) производственные  фирмы и предприятия, выпускающие  товары и оказывающие услуги (кроме  финансовых), или  нефинансовые  предприятия. В этот сектор входят государственные  предприятия, частные компании, кооперативы, акционерные общества и др. фирмы, выпускающие  продукцию  или оказывающие  услуги. Кроме того, сюда включают  ремесленников, самостоятельных работников (частные врачи, юристы и др.), предпринимателей;

2) финансовые  учреждения и организации —  коммерческие банки, страховые компании, пенсионные фонды и другие  юридические лица, занимающиеся  посреднической деятельностью в  области финансов между  сберегателями  и инвесторами, аккумулирующие временно  свободные капиталы владельцев  домашних хозяйств и юридических  лиц и предоставляющие им ссуды;

3) государственные  учреждения, оказывающие услуги, которые  не являются объектом купли-продажи. Это такие учреждения, как органы  государственного управления (парламент, правительство, суды, министерства, ведомства); государственные финансово-кредитные  организации (Нацбанк, государственные  финансовые компании, налоговые  инспекции и т. д.) и др.;

4) частные  некоммерческие организации, обслуживающие  домашние хозяйства. Основная особенность  их деятельности в том, что  она не финансируется и не  контролируется государством. К  ним относятся различные общественные  фонды, партии, профсоюзы, ассоциации, религиозные организации;

5) домашние  хозяйства. К ним относятся собственно  домашние  хозяйства  и коллективы  лиц, выполняющие экономические  операции  для  обеспечения  своей  жизнедеятельности (солдаты, заключенные  и др.);

   6) заграница (остальной мир) — все экономические  агенты за границей, осуществляющие  операции с субъектами внутри  данной страны.  

Операция между субъектами представляет собой  экономическое  действие по взаимному соглашению между институциональными  единицами  (субъектами) с целью  создания, передачи, обмена, преобразования или ликвидации экономической стоимости. Следует различать операции между институциональными единицами и внутри них.

Структура национальной экономики представляет собой устойчивые количественные соотношения между ее составными частями. Различают воспроизводственную, социальную, территориальную структуры и инфраструктуру национальной экономики. Воспроизводственная структура отражает ее деление на наиболее массовые виды экономических субъектов, которые воспроизводятся сами и в результате своей деятельности воспроизводят потоки товаров и услуг  между  ними. В экономике каждой страны можно выделить три крупные взаимосвязанные группы воспроизводственной структуры: домашние хозяйства, предприятия (предпринимательский бизнес), государство.

Особое место в воспроизводственной структуре занимает домашнее хозяйство. Оно является важной сферой национальной экономики, где потребляется значительная часть национального дохода, накапливаются огромные суммы денежных средств. Эта группа выступает основным  поставщиком  трудовых ресурсов.

Социальная структура национальной экономики означает деление ее на секторы — совокупности социально-экономических единиц, объединенных определенными социально-экономическими отношениями. Национальную экономику можно разделить на подобные секторы по группам предприятий, населения, видам труда и другим признакам. Для экономической теории  важное значение имеет деление национальной экономики на секторы в соответствии с формами собственности на средства производства. По этому критерию в Беларуси можно выделить следующие секторы: государственный, муниципальный, частный, коллективный, смешанный и др.

Отраслевая структура предполагает деление национальной экономики  на отрасли — качественно однородные группы хозяйственных единиц, выполняющие в процессе общественного воспроизводства одинаковые по социально- экономическому содержанию функции. В отраслевой структуре выделяют крупные народнохозяйственные отрасли (промышленность, сельское хозяйство, наука и др., причем каждая из них имеет подотрасли). Отраслевая структура играет важную роль в национальной экономике, т.к. именно в отраслевом "разрезе" осуществляется планирование и прогнозирование,  происходит учет  статистических данных.

В структуре промышленности республики основное место принадлежит машиностроению, лесной, химической, легкой, продовольственной промышленности. Они дают 9/10 валового продукта  промышленности  республики[19,c.117].

Ведущая отрасль — машиностроение и металлообработка — имеет развитую многоотраслевую структуру: тракторо- и сельскохозяйственное машиностроение, автомобилестроение, электротехническая промышленность, станко- и приборостроение, производство вычислительной техники и др.

Территориальная структура определяется размещением  производительных сил на территории страны и означает деление национальной экономики на экономические районы. Например, в РБ можно  выделить западный и восточный экономические районы со своими территориально - производственными комплексами, занятостью населения, природными ресурсами и другими характеристиками.

Инфраструктура включает в себя отрасли, обслуживающие производство. К ним относятся шоссейные и железные дороги, энерго-, водо-  и  газоснабжение, связь и другие отрасли.

Структура внешней торговли характеризуется соотношением   различных товарных групп в экспорте и импорте.

Структура любой национальной экономики имеет тенденцию к усложнению под влиянием НТП, расширения и углубления разделения  труда, специализации производства, возникновения новых видов производства и отмирания старых, а также других факторов.

Информация о работе Результаты функционирования национальной экономики и методы их оценки