Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Сентября 2014 в 12:56, курсовая работа
Национальная экономика является исторически сложившейся системой общественного воспроизводства страны, взаимосвязанной системой отраслей и видов производств, охватывающей существующие в народном хозяйстве формы общественного труда.
Для того, чтобы экономический рост был устойчивым, необходимо собирать всю макроэкономическую информацию воедино с целью ее дальнейшего анализа и выявления слабых мест в экономике. Именно это является основной целью макроэкономических показателей и макроэкономической статистики. Но как определить эффективность экономики в целом, ведь продукт производится на уровне отдельных субъектов хозяйствования. Именно поэтому рассчитывается наиважнейший показатель эффективности экономики – ВВП. Он показывает, какое количество товаров и услуг было произведено резидентами на территории страны.
- обеспечить стабильность цен в рыночной экономике, не «замораживая» их на длительный период, а планово регулируя;
- создать высокий уровень занятости;
- справедливое распределение доходов;
- защита окружающей среды;
- поддержание
активного внешнеторгового
Республика Беларусь избрала интеллектуально-инновационный путь развития. Конституция Республики Беларусь определяет нашу страну как «социальное государство».
Закономерности функционирования и развития социально-экономической системы Беларуси отражает белорусская экономическая модель – социально-ориентированная рыночная экономика.
Особенности белорусской модели социально ориентированной рыночной экономики следующие:
- экологические проблемы, связанные с аварией на Чернобыльской АЭС;
- социально
щадящий характер
- интеллектуально-инновационная основа развития экономики;
- последовательность и постепенность реформ;
- учет менталитета и ценностных приверженностей населения;
- смешанность экономической системы;
- приверженность социальной справедливости;
- опора на собственные силы.
Социально ориентированная экономическая модель предлагает сочетание преимуществ рыночного хозяйства с обеспечением социальной справедливости и эффективной защитой населения.
Модель социально ориентированной экономики базируется на принципах конституционных гарантий личных прав и свобод граждан, свободы предпринимательства, выбора профессии и места работы, равенства всех форм собственности, гарантии ее неприкосновенности, социальной защиты нетрудоспособных, социального партнерства.
Пocлeдoвaтeльный куpc гocудapcтвa по peфopмиpoвaнию экoнoмики нe пoзвoлил cлoжитьcя в Бeлapуcи oлигapxичecким cтpуктуpaм, нe пpивeл к мaccoвoй бeзpaбoтицe и oбнищaнию людeй, к paзpыву тpaдициoнныx экoнoмичecкиx cвязeй co cтpaнaми CНГ.
2.2 Результаты функционирования и развития экономики Республики Беларусь
Экономические и социальные результаты функционирования национальной экономики РБ как хозяйственной системы определяется следующими основными показателями:
- объемом валового внутреннего продукта на душу населения;
- уровнем
потребления товаров первой
- уровнем инфляции;
- уровнем безработицы;
- величиной
реальных доходов на душу
- размером
реально выплаченной
- средней
продолжительностью
Стратегические задачи экономического и политического характера в Республике Беларусь, особенно социальная направленность развития экономики, предполагающая достижение целевых параметров повышения уровня жизни населения обусловливают необходимость роста ВВП и определяют основные направления реформирования его отраслевой и воспроизводственной структуры.
ВВП Беларуси устойчиво растет из года в год. Его доля в мировой экономике постоянно увеличивается. В соответствии с общемировыми тенденциями рост ВВП Беларуси происходит на фоне изменения отраслевой и технологической структур производства валовой добавленной стоимости в сторону увеличения доли высокоэффективных производств и расширения сферы услуг. Проследим динамику роста ВВП за последнее десятилетие.
Как видно из приведенных ниже данных на протяжении 2000-2007 года ВВП Республики Беларусь имел положительные тенденции прироста в среднем около 9% в год (рисунок 1). Однако в 2009 году наблюдалось резкое снижение темпов роста ВВП (до 100,2%). Такое низко значение данного показателя экономисты связывают в первую очередь с пагубным влиянием мирового экономического кризиса, явные признаки которого были видны уже в начале 2008 года. Одним из основных каналов влияния внешних кризисных явлений на экономику страны стало сокращение спроса на белорусскую продукцию на экспортных рынках. Это было обусловлено в первую очередь общим падением деловой и инвестиционной активности в странах, являющихся ведущими внешнеторговыми партнерами Республики Беларусь, прежде всего в Российской Федерации и Европейском союзе. Но не смотря на это белорусская экономика в 2009 году все-таки дала положительный прирост в размере 0,2%,за счет инвестиций в основные средства на 8,6%. . Этот факт можно объяснить следующим: мировой кризис в первую очередь был связан с кризисом финансовой системы западных стран. Белорусский же финансовый рынок развит недостаточно, и практически не имеет никаких связей с мировым рынком финансовых активов. Однако не смотря на это белорусская экономика имеет связи с большинством стран мира в сфере торговых отношений. Это в свою очередь и повлияло на резкое снижение темпов роста ВВП в 2009 году. В этом году экспортные операции большинства белорусских предприятий на российский рынок из-за разницы в ценах резко сократились и по сути производство стало работать на склад. Постоянное удорожание энергоносителей, поставляемых из России, привело к растущему дефициту в торговле с этой страной. В общем реальные темпы роста ВВП сократились со 110,2 процента в 2008 году до 100,2 процента в 2009 году. В долларовом выражении ВВП снизился на 18,7% до $49 млрд. по причине 20% девальвации белорусского рубля, проведенной с целью получения стабилизационного кредита международного валютного фонда, а также в следствии снижения объема производства продукции на 2,8% по сравнению с 2008 г..
Рисунок 1 - Динамика производительности труда и ВВП по ППС на душу населения Беларуси в 2000*2011 гг.
Что касается общей социально-экономической картины Республики Беларусь за 2010-2012 год, то её можно охарактеризовать следующими данными, представленными в таблице 1.
Таблица 1 - Развитие экономики Беларуси 2006 - 2012гг.
Показатель |
2006 |
2007 |
2008 |
2009 |
2010 |
2011 |
2012 |
ВВП в USD" млрд. |
37,0 |
44,7 |
60,1 |
49,0 |
54,7 |
55.1 |
63.27 |
ВВП е Вгтрлм. (номинальный) |
79 23 |
96.05 |
128.8 |
136.8 |
163.0 |
274.3 |
527.4 |
Темпы роста реального ВВП % |
9.9 |
8.2 |
10,2 |
0.2 |
7.6 |
5,3 |
1.5 |
Продукция промышленности. % |
11,3 |
8,5 |
11,5 |
-2.8 |
11,3 |
9,1 |
5,7 |
Инвестиции в основной капитал. % |
31,4 |
14,7 |
23,5 |
8,6 |
16.6 |
13,3 |
-13.8 |
Розничный товарооборот. % |
17.7 |
15,3 |
20.5 |
3.0 |
17,1 |
7.1 |
14.1 |
Сельское хозяйство % |
6.1 |
4.1 |
8,6 |
1,3 |
2.0 |
6.6 |
6,1 |
Инфляция (ИПЦ) % декабрь к декабрю |
106.6 |
112.1 |
113.3 |
110.1 |
109.9 |
208.7 |
121.8 |
Экспорт % (11 месяцев) |
25,3 |
20,6 |
43,4 |
-38.4 |
18,0 |
63,7 |
13.3 |
Импорт %(11 месяцев) |
34 |
27.3 |
44,1 |
-30,4 |
20,9 |
35.0 |
2,2 |
Начисленная реальная среднемесячная ЗП % (11 месяцев) |
18,2 |
9,8 |
9,8 |
-0,3 |
13,2 |
3.0 |
20,6 |
Реальные денежные доходы населения % (11 месяцев) |
17.5 |
15 |
12.3 |
2.9 |
13,7 |
1,1 |
20.4 |
Среднемесячная зарплата в $ за 11 мес. |
273 |
322 |
400 |
354 |
405 |
328 |
439 |
В 2010 году объем валового внутреннего продукта составил 163 трлн. рублей и увеличился в сопоставимых ценах на 7,6%, или 49,5% к среднемесячному объему производства промышленной продукции (на 1 января 2010 года они составляли 67,9% среднемесячного объема производства продукции)[17].
По сравнению с 2009 годом производство промышленной продукции возросло на 11,3%, составив 161,9 трлн. рублей. При этом запасы готовой продукции промышленности на складах на 1 января 2011 года составили 5 трлн. Рублей
Экспорт товаров и услуг в 2010 году увеличился по сравнению с 2009 годом на 20%, импорт товаров и услуг – на 22,6%.
Прибыль от реализации продукции, товаров, работ, услуг (без субъектов малого предпринимательства) за 2010 года возросла по сравнению с 2009 годом на 31,4% в номинальном выражении, или на 21,9% в реальном выражении (скорректировано на индекс потребительских цен), прибыль до налогообложения – на 31,5 и 22,6% соответственно.
Индекс потребительских цен за 2010 год составил 109,9%, или в среднемесячном исчислении – 100,8%. В среднем за год инфляция на потребительском рынке составила 107,8%.
В 2011 году объем валового внутреннего продукта составил в текущих ценах 274,3 трлн. рублей и увеличился по сравнению с 2010 годом в сопоставимых ценах на 5,3%.
В 2012 году объем валового внутреннего продукта составил в текущих ценах 527,4 трлн. рублей и увеличился по сравнению с 2011 годом в сопоставимых ценах на 1,5%.
Небходимо отметить, что Республика Беларусь находится на переломном этапе формирования национальной экономики, трансформации ее устоявшейся структуры. Обусловлено это, в первую очередь, серьезным отставанием научно-технологической составляющей производства. Преобразованию экономики республики в систему, базирующуюся на рыночных отношениях, ускорению реконструкции и реструктуризации предприятий, опережающему развитию наукоемких, высокотехнологичных производств, повышению конкурентоспособности белорусской продукции, а также реализации приоритетов социального развития страны способствует активная инвестиционная деятельность. Вследствие работы, проводимой Правительством республики, идет постоянное увеличение притока иностранных инвестиций в Республику Беларусь. Инвестиции в основной капитал прирастали в Беларуси ежегодно в среднем на 5,9% в 1996-2000 гг., 12,4% в 2001- 2005 гг. и 18,5% в 2006-2010 гг. По сравнению с 2000 годом объем привлекаемых инвестиционных ресурсов вырос в 2011 г. в 4,7 раза.
В 2011 г. иностранными инвесторами в реальный сектор экономики вложено – 18,9 млрд. долл. США валовых иностранных инвестиций. В том числе 13,2 млрд. долл. прямых иностранных инвестиций (ПИИ) (с у, что более, чем в 2 раза, превышает объем 2010 года (5,6 млрд. дол. США) и в 17 раз больше, чем объем поступивших ПИИ в начале пятилетки (в 2006 году объем поступивших ПИИ составил 748,6 млн. дол. США).
Удельный вес инвестиций в основной капитал составил 33,1 процента от ВВП, т.е. практически каждый третий рубль является инвестиционным.
Рисунок 2 –Структура иностранных инвестиций, %
Зарегистрирован рост валового объёма иностранных инвестиций, и что более знаково, увеличение в них доли прямых иностранных инвестиций. Так, в сравнении, например, с 2006 г., когда эта цифра составляла 18,5%, в 2011 г. удельный вес ПИИ составил порядка 70%.
Основным приоритетом социального развития республики Беларусь является повышение уровня жизни населения на основе роста реальной заработной платы, пенсионных выплат, социальных пособий и других денежных доходов населения. Следствием целенаправленной политики по повышению доходов населения стала устойчивая тенденция роста их реального уровня в 3,2 раза по сравнению с 2000 г. (табл. 2.2.2). За период 2001-2010 гг. реальная заработная плата возросла в 3,3 раза. В результате покупательная способность заработной платы составила 2,62 минимального потребительского бюджета против 1,26 в 2000 году. В 2012 году рост реальных располагаемых денежных доходов населения составил 118,1%. Номинальная начисленная среднемесячная заработная плата по республике составила 4 228,4 тыс. рублей.
В условиях роста стоимости жизни важную роль сыграло последовательное повышение размера назначенных трудовых пенсий адекватное росту средней зарплаты рабочих и служащих. В результате в прошедшем пятилетии соотношение среднего размера назначенной пенсии и средней начисленной заработной платы находилось в пределах рекомендованной МОТ минимальной величины - 40%. Постоянно повышались минимальные трудовые и социальные пенсии, , а также надбавки к пенсиям, проводились ежемесячные доплаты к пенсиям . На конец 2010 г. в органах по труду, занятости и социальной защите состояло на учете 2,6 млн. пенсионеров, средний размер назначенных им пенсий составлял 2,5 БПМ для пенсионера.
Последовательное осуществление государственных мер по повышению денежных доходов и обеспечению социальной защиты населения способствовало значительному снижению уровня малообеспеченности - снизилась доля граждан с уровнем располагаемых доходов ниже БПМ - с 41,9% в 2000 г. до 12,7% в 2005 г. и 5,2% в 2010 г.
Одной из ключевых задач социального развития государства явилось обеспечение эффективной занятости населения и удержание безработицы в социально допустимых пределах. В течение длительного периода ситуация на рынке труда характеризовалась устойчивой тенденцией роста предложения рабочей силы при снижении спроса на нее. Результатом этого стал рост регистрируемой безработицы с 2,1% в 2000 г. до 3,1% в 2003 г. Начиная с 2004 г., наметилась тенденция к увеличению спроса на рабочую силу и снижению безработицы - до 1,5% от экономически активного населения в 2005 г. и 0,6% в 2011 г (рисунок 3).
Информация о работе Результаты функционирования национальной экономики и методы их оценки