Результаты функционирования национальной экономики и методы их оценки

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Сентября 2014 в 12:56, курсовая работа

Описание работы

Национальная экономика является исторически сложившейся системой общественного воспроизводства страны, взаимосвязанной системой отраслей и видов производств, охватывающей существующие в народном хозяйстве формы общественного труда.
Для того, чтобы экономический рост был устойчивым, необходимо собирать всю макроэкономическую информацию воедино с целью ее дальнейшего анализа и выявления слабых мест в экономике. Именно это является основной целью макроэкономических показателей и макроэкономической статистики. Но как определить эффективность экономики в целом, ведь продукт производится на уровне отдельных субъектов хозяйствования. Именно поэтому рассчитывается наиважнейший показатель эффективности экономики – ВВП. Он показывает, какое количество товаров и услуг было произведено резидентами на территории страны.

Файлы: 1 файл

Курсовая работа оригинал.docx

— 270.45 Кб (Скачать файл)

- обеспечить  стабильность цен в рыночной  экономике, не «замораживая» их  на длительный период, а планово  регулируя;

- создать  высокий уровень занятости;

- справедливое  распределение доходов;

- защита  окружающей среды;

- поддержание  активного внешнеторгового баланса. 

Республика Беларусь избрала интеллектуально-инновационный путь развития. Конституция Республики Беларусь определяет нашу страну как «социальное государство».

Закономерности функционирования и развития социально-экономической системы Беларуси отражает белорусская экономическая модель –  социально-ориентированная рыночная экономика.

Особенности белорусской модели социально ориентированной рыночной экономики  следующие:

- экологические  проблемы, связанные с аварией  на Чернобыльской АЭС;

- социально  щадящий характер реформирования  и развития;

- интеллектуально-инновационная  основа развития экономики;

- последовательность  и постепенность реформ;

- учет менталитета  и ценностных приверженностей  населения;

- смешанность  экономической системы;

- приверженность  социальной справедливости;

- опора на  собственные силы.

Социально ориентированная экономическая модель предлагает сочетание преимуществ рыночного хозяйства с обеспечением социальной справедливости и эффективной защитой населения.

Модель социально ориентированной экономики базируется на принципах конституционных гарантий личных прав и свобод граждан, свободы предпринимательства, выбора профессии и места работы, равенства всех форм собственности, гарантии ее неприкосновенности, социальной защиты нетрудоспособных, социального партнерства.

Пocлeдoвaтeльный куpc гocудapcтвa по peфopмиpoвaнию экoнoмики нe пoзвoлил cлoжитьcя в Бeлapуcи oлигapxичecким cтpуктуpaм, нe пpивeл к мaccoвoй бeзpaбoтицe и oбнищaнию людeй, к paзpыву тpaдициoнныx экoнoмичecкиx cвязeй co cтpaнaми CНГ.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.2 Результаты функционирования  и  развития экономики Республики  Беларусь

 

 

Экономические и социальные результаты функционирования национальной экономики РБ как хозяйственной системы определяется следующими основными показателями:

- объемом  валового внутреннего продукта  на душу населения;

- уровнем  потребления товаров первой необходимости  на душу населения;

- уровнем  инфляции;

- уровнем  безработицы;

- величиной  реальных доходов на душу населения  по отношению к минимальному  прожиточному уровню;

- размером  реально выплаченной среднемесячной  заработной платы работника по  отношению к минимальному прожиточному  уровню;

- средней  продолжительностью предстоящей  и фактической жизни человека.

Стратегические задачи экономического и политического характера в Республике Беларусь, особенно социальная направленность развития экономики, предполагающая достижение целевых параметров повышения уровня жизни населения обусловливают необходимость роста ВВП и определяют основные направления реформирования его отраслевой и воспроизводственной структуры.

ВВП Беларуси устойчиво растет из года в год. Его доля в мировой экономике постоянно увеличивается.  В соответствии с общемировыми тенденциями рост ВВП Беларуси происходит на фоне изменения отраслевой и технологической структур производства валовой добавленной стоимости в сторону увеличения доли высокоэффективных производств и расширения сферы услуг. Проследим динамику роста ВВП за последнее десятилетие.

Как видно из приведенных ниже данных на протяжении 2000-2007 года ВВП Республики Беларусь имел положительные тенденции прироста в среднем около 9% в год (рисунок 1). Однако в 2009 году наблюдалось резкое снижение темпов роста ВВП (до 100,2%). Такое низко значение данного показателя экономисты связывают в первую очередь с пагубным влиянием мирового экономического кризиса, явные признаки которого были видны уже в начале 2008 года. Одним из основных каналов влияния внешних кризисных явлений на экономику страны стало сокращение спроса на белорусскую продукцию на экспортных рынках. Это было обусловлено в первую очередь общим падением деловой и инвестиционной активности в странах, являющихся ведущими внешнеторговыми партнерами Республики Беларусь, прежде всего в Российской Федерации и Европейском союзе. Но не смотря на это белорусская экономика в 2009 году все-таки дала положительный прирост в размере 0,2%,за счет инвестиций в основные средства на 8,6%. . Этот факт можно объяснить следующим: мировой кризис в первую очередь был связан с кризисом финансовой системы западных стран. Белорусский же финансовый рынок развит недостаточно, и практически не имеет никаких связей с мировым рынком финансовых активов. Однако не смотря на это белорусская экономика имеет связи с большинством стран мира в сфере торговых отношений. Это в свою очередь и повлияло на резкое снижение темпов роста ВВП в 2009 году. В этом году экспортные операции большинства белорусских предприятий на российский рынок из-за разницы в ценах резко сократились и по сути производство стало работать на склад. Постоянное удорожание энергоносителей, поставляемых из России, привело к растущему дефициту в торговле с этой страной. В общем реальные темпы роста ВВП сократились со 110,2 процента в 2008 году до 100,2 процента в 2009 году. В долларовом выражении ВВП снизился на 18,7% до $49 млрд. по причине 20% девальвации белорусского рубля, проведенной с целью получения стабилизационного  кредита  международного  валютного  фонда, а также в следствии снижения объема производства продукции на 2,8% по сравнению с 2008 г..

 

Рисунок 1 - Динамика производительности труда и ВВП по ППС на душу населения Беларуси в 2000*2011 гг.

 

Что касается общей социально-экономической картины Республики Беларусь за 2010-2012 год, то её можно охарактеризовать следующими данными, представленными в таблице 1.

 

 

 

 

 

 

 

Таблица 1 - Развитие экономики Беларуси 2006 - 2012гг.

 

Показатель

2006

2007

2008

2009

2010

2011

2012

ВВП в USD" млрд.

37,0

44,7

60,1

49,0

54,7

55.1

63.27

ВВП е Вгтрлм. (номинальный)

79 23

96.05

128.8

136.8

163.0

274.3

527.4

Темпы роста реального ВВП %

9.9

8.2

10,2

0.2

7.6

5,3

1.5

Продукция промышленности. %

11,3

8,5

11,5

-2.8

11,3

9,1

5,7

Инвестиции в основной капитал. %

31,4

14,7

23,5

8,6

16.6

13,3

-13.8

Розничный товарооборот. %

17.7

15,3

20.5

3.0

17,1

7.1

14.1

Сельское хозяйство %

6.1

4.1

8,6

1,3

2.0

6.6

6,1

Инфляция (ИПЦ) % декабрь к декабрю

106.6

112.1

113.3

110.1

109.9

208.7

121.8

Экспорт % (11 месяцев)

25,3

20,6

43,4

-38.4

18,0

63,7

13.3

Импорт %(11 месяцев)

34

27.3

44,1

-30,4

20,9

35.0

2,2

Начисленная реальная среднемесячная ЗП % (11 месяцев)

18,2

9,8

9,8

-0,3

13,2

3.0

20,6

Реальные денежные доходы населения % (11 месяцев)

17.5

15

12.3

2.9

13,7

1,1

20.4

Среднемесячная зарплата в $ за 11 мес.

273

322

400

354

405

328

439




 

В 2010 году объем валового внутреннего продукта составил 163 трлн. рублей и увеличился в сопоставимых ценах на 7,6%, или 49,5% к среднемесячному объему производства промышленной продукции (на 1 января 2010 года они составляли 67,9% среднемесячного объема производства продукции)[17].

По сравнению с 2009 годом производство промышленной продукции возросло на 11,3%, составив 161,9 трлн. рублей. При этом запасы готовой продукции промышленности на складах на 1 января 2011 года составили 5 трлн. Рублей

Экспорт товаров и услуг в 2010 году увеличился по сравнению с 2009 годом на 20%, импорт товаров и услуг – на 22,6%.

Прибыль от реализации продукции, товаров, работ, услуг (без субъектов малого предпринимательства) за 2010 года возросла по сравнению с 2009 годом на 31,4% в номинальном выражении, или на 21,9% в реальном выражении (скорректировано на индекс потребительских цен), прибыль до налогообложения – на 31,5 и 22,6% соответственно.

Индекс потребительских цен за 2010 год составил 109,9%, или в среднемесячном исчислении – 100,8%. В среднем за год инфляция на потребительском рынке составила 107,8%.

В 2011 году объем валового внутреннего продукта составил в текущих ценах 274,3 трлн. рублей и увеличился по сравнению с 2010 годом в сопоставимых ценах на 5,3%.

В 2012 году объем валового внутреннего продукта составил в текущих ценах 527,4 трлн. рублей и увеличился по сравнению с 2011 годом в сопоставимых ценах на 1,5%.

Небходимо отметить, что Республика Беларусь находится на переломном этапе формирования национальной экономики, трансформации ее устоявшейся структуры. Обусловлено это, в первую очередь, серьезным отставанием научно-технологической составляющей производства. Преобразованию экономики республики в систему, базирующуюся на рыночных отношениях, ускорению реконструкции и реструктуризации предприятий, опережающему развитию наукоемких, высокотехнологичных производств, повышению конкурентоспособности белорусской продукции, а также реализации приоритетов социального развития страны способствует активная инвестиционная деятельность. Вследствие работы, проводимой Правительством республики, идет постоянное увеличение притока иностранных инвестиций в Республику Беларусь. Инвестиции в основной капитал прирастали в Беларуси ежегодно в среднем на 5,9% в 1996-2000 гг., 12,4% в 2001- 2005 гг. и 18,5% в 2006-2010 гг. По сравнению с 2000 годом объем привлекаемых инвестиционных ресурсов вырос в 2011 г. в 4,7 раза.

 В 2011 г. иностранными инвесторами  в реальный сектор экономики  вложено – 18,9 млрд. долл. США валовых иностранных инвестиций.  В том числе 13,2 млрд. долл. прямых иностранных инвестиций (ПИИ) (с у, что более, чем в 2 раза, превышает объем 2010 года (5,6 млрд. дол. США) и в 17 раз больше, чем объем поступивших ПИИ в начале пятилетки (в 2006 году объем поступивших ПИИ составил 748,6 млн. дол. США).

Удельный вес инвестиций в основной капитал составил 33,1 процента от ВВП, т.е. практически каждый третий рубль является инвестиционным.

 

Рисунок 2 –Структура иностранных инвестиций, %

Зарегистрирован рост валового объёма иностранных инвестиций, и что более знаково, увеличение в них доли прямых иностранных инвестиций. Так, в сравнении, например, с 2006 г., когда эта цифра составляла 18,5%, в 2011 г. удельный вес ПИИ составил порядка 70%.

Основным приоритетом социального развития республики Беларусь является повышение уровня жизни населения на основе роста реальной заработной платы, пенсионных выплат, социальных пособий и других денежных доходов населения. Следствием целенаправленной политики по повышению доходов населения стала устойчивая тенденция роста их реального уровня в 3,2 раза по сравнению с 2000 г. (табл. 2.2.2). За период 2001-2010 гг. реальная заработная плата возросла в 3,3 раза. В результате покупательная способность заработной платы составила 2,62 минимального потребительского бюджета против 1,26 в 2000 году. В 2012 году рост реальных располагаемых денежных доходов населения составил 118,1%. Номинальная начисленная среднемесячная заработная плата по республике   составила 4 228,4 тыс. рублей.

В условиях роста стоимости жизни важную роль сыграло последовательное повышение размера назначенных трудовых пенсий адекватное росту средней зарплаты рабочих и служащих. В результате в прошедшем пятилетии соотношение среднего размера назначенной пенсии и средней начисленной заработной платы находилось в пределах рекомендованной МОТ минимальной величины - 40%. Постоянно повышались минимальные трудовые и социальные пенсии, , а также надбавки  к пенсиям, проводились ежемесячные доплаты к пенсиям . На конец 2010 г. в органах по труду, занятости и социальной защите состояло на учете 2,6 млн. пенсионеров, средний размер назначенных им пенсий составлял 2,5 БПМ для пенсионера.

Последовательное осуществление государственных мер по повышению денежных доходов и обеспечению социальной защиты населения способствовало значительному снижению уровня  малообеспеченности - снизилась доля граждан с уровнем располагаемых доходов ниже БПМ - с 41,9% в 2000 г. до 12,7%  в 2005 г. и 5,2% в 2010 г.

Одной из ключевых задач социального развития государства явилось обеспечение эффективной занятости населения и удержание безработицы в социально допустимых пределах. В течение длительного периода ситуация на рынке труда характеризовалась устойчивой тенденцией роста предложения рабочей силы при снижении спроса на нее. Результатом этого стал рост регистрируемой безработицы с 2,1% в 2000 г. до 3,1% в 2003 г. Начиная с 2004 г., наметилась тенденция к увеличению спроса на рабочую силу и снижению безработицы - до 1,5% от экономически активного населения в 2005 г. и 0,6% в 2011 г (рисунок 3).

Информация о работе Результаты функционирования национальной экономики и методы их оценки