Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Сентября 2014 в 12:56, курсовая работа
Национальная экономика является исторически сложившейся системой общественного воспроизводства страны, взаимосвязанной системой отраслей и видов производств, охватывающей существующие в народном хозяйстве формы общественного труда.
Для того, чтобы экономический рост был устойчивым, необходимо собирать всю макроэкономическую информацию воедино с целью ее дальнейшего анализа и выявления слабых мест в экономике. Именно это является основной целью макроэкономических показателей и макроэкономической статистики. Но как определить эффективность экономики в целом, ведь продукт производится на уровне отдельных субъектов хозяйствования. Именно поэтому рассчитывается наиважнейший показатель эффективности экономики – ВВП. Он показывает, какое количество товаров и услуг было произведено резидентами на территории страны.
Рисунок 3 - Динамика уровня официально регистрируемой безработицы в Республике Беларусь (в % к экономически активному населению).
Основные усилия государства в области занятости населения направлены на формирование ее рациональной структуры в соответствии с потребностями реформируемой экономики, повышение эффективности использования рабочей силы и ее конкурентоспособности. Акцент сделан на создание новых рабочих мест в экспортоориентированных производствах и сфере услуг, стимулирование развития малого и среднего предпринимательства, повышение качества трудового потенциала, снижение дисбаланса спроса и предложения рабочей силы на рынке труда на основе совершенствования системы профессиональной подготовки и переподготовки кадров, повышения территориальной мобильности рабочей силы.
Современные реалии обусловили приоритетность социальной составляющей в развитии общества, что связано с целевыми установками на повышение благосостояния населения, а главное, возрастающей значимостью человеческого фактора в экономическом росте. социальных услуг. Республика Беларусь поставила задачу войти в число 50 передовых стран по индексу развития человеческого потенциала. Одним из его главных индикаторов выступает ожидаемая продолжительность жизни при рождении(ОПЖ). В Республике Беларусь, начиная с 2006 года, наметилась устойчивая тенденция роста ОПЖ, уровень которой увеличился с 69 лет в 2000 г. до 70,4 лет в 2010 г., в том числе мужчин - до 64,6 лет и женщин - до 76,5 лет. Увеличение ожидаемой продолжительности жизни при рождении стало следствием не только экономического роста и повышения уровня жизни населения, но, прежде всего, снижения уровня младенческой смертности с 9,3 до 4 промилле. Этому способствовали меры государственной политики в области охраны здоровья, направленные на повышение доступности и качества оказываемых медицинских услуг, усиление пропаганды здорового образа жизни, усиление профилактических мер по укреплению здоровья населения.
Исторически в Беларуси регистрируются высокие темпы инфляции. По среднегодовому темпу инфляции за период 2001-2010 гг. (21%) Беларусь оставила позади своих соседей - Россию (почти 13%) и Украину (чуть более 11%). Последние пять-десять лет вплоть до 2011 года характеризовались относительными успехами в стабилизации уровня инфляции (рисунок 4).
Рисунок 4 – Инфляция в Республике Беларусь за 2000 -2012 год.
Индекс потребительских цен удалось снизить со 170% в 2000 году до порядка 8% в 2011 году. Значительную роль в стабилизации инфляции сыграло широко используемое государственное регулирование цен и поддержание фиксированного обменного курса в данный период.
В 2011 году национальная экономика столкнулась с неблагоприятным воздействием ряда факторов как монетарного, так и немонетарного характера. Среди них можно выделить существенную девальвацию белорусского рубля, резкое ускорение инфляции, длительный период неопределенности на внутреннем валютном рынке, отток из банков средств населения в национальной и иностранной валютах, рост удельного веса проблемных активов клиентов, снижение международных рейтингов и пр. В условиях множественности обменных курсов на валютном сегменте финансового рынка имели место уход многих сделок в "тень", снижение степени ликвидности рынка межбанковского кредитования.
В изменившихся условиях Национальным банком Республики Беларусь принимались оперативные меры по сохранению стабильности банковского сектора. Однако его возможности в ряде случаев обеспечивались лишь кредитной поддержкой банковской системы с общей направленностью на сохранение ее устойчивости, а также перекредитованием экономики. Денежно-кредитная политика Национального банка Республики Беларусь отличалась двойственностью: с одной стороны, обеспечивала увеличение предложения денег через помощь банковскому сектору в преодолении кризиса ликвидности, а с другой — вела к относительному сокращению денежной массы через девальвацию курса белорусского рубля.. Инфляция в 2011 г. достигла самого высокого уровня за последние 11 лет. В результате девальвации национальной валюты потребительские цены резко выросли на 108,7%, среднегодовая инфляция ускорилась до 53,2%. Международные аудиторские компании присвоили Беларуси статус гиперинфляционной экономики. С целью снижения инфляционного давления национальный банк ужесточил монетарную политику и повысил ставку рефинансирования с 10,5 до 45% в 2011 году.
Более жесткие меры монетарной и фискальной политики способствовали значительному замедлению инфляции до 10,5% в 2012 году. Рост цен в 2012 году был обусловлен главным образом корректировкой административно- регулируемых и сдерживаемых до настоящего момента цен на жилищно-коммунальные услуги, транспорт, бензин, продовольственные товары и т. д. Ослабление темпов инфляции позволило национальному банку перейти к постепенному снижению ставки рефинансирования с 45 до 31% в настоящее время.
Ожидается, что в 2013 году инфляция составит 22.4%, и в течение последующих нескольких лет будет измеряться двузначными цифрами. Успешность борьбы с инфляцией в конечном итоге будет зависеть от желания властей предпринимать необходимые меры монетарной и фискальной политики, направленные на контроль денежного предложения (положительные процентные ставки в реальном выражении, ограничение бюджетных расходов, лимиты на кредитование государственных программ, умеренный рост реальных зарплат) и способности обеспечивать приток краткосрочного капитала в форме заимствований или поступлений от приватизации. в соответствии с официальным прогнозом рост цен за год должен составить 23%.
Отметим, что результаты функционирования экономики страны в 2000-2012 гг. достаточно впечатляющие. ВВП вырос в 2,3 раза, продукция промышленности в 3,0, инвестиции в основной капитал в 3,7, реальные денежные доходы населения в 4,7 раза. Уровень производства промышленной продукции докризисного периода (1990 г.) был превышен в 2000 г., реальных денежных доходов населения - в 2001 г., ВВП - в 2006 г., инвестиций в основной капитал - в 2010 г. В итоге за 2001-2012 гг. рост ВВП составил 151%, продукции промышленности - 185, инвестиций в основной капитал - 142, реальных денежных доходов населения - 241%.
3 Основные направления
В Основных положениях Программы социально-экономического развития Республики Беларусь на 2011 – 2015 годы дана оценка достигнутого уровня социально-экономического развития в прошедшем пятилетии, отражено положение Республики Беларусь в мире, определены цели, задачи и приоритеты социально-экономического развития страны на 2011 – 2015 годы, меры по их реализации, пути совершенствования макроэкономических условий, формирования эффективных экономических институтов и ожидаемые результаты выполнения Программы. Рассмотрим основные положения этой программы которые оказывают влияние на экономический рост Республики Беларусь.
Социальная политика государства в 2011 – 2015 гг. направлена на стабилизацию уровня жизни населения и постепенное обеспечение его устойчивого роста, нормализацию демографической ситуации, обеспечение эффективной занятости населения, развитие отраслей социальной сферы.
Политика доходов населения должна исходить из необходимости увеличения реальных доходов как условия формирования платежеспособного спроса населения и роста уровня жизни различных его социальных групп. Принципиально новым является подход, основанный на создании для каждого трудоспособного гражданина условий, позволяющих ему своим трудом и предприимчивостью обеспечить достойный уровень жизни себе и своей семье.
Исходя из экономических возможностей государства, намечается увеличить реальные доходы населения в 2011 – 2015 гг. на 21-23 %. Реальную заработную плату предусматривается повысить соответственно на 36-39 %.
Основными задачами реформирования оплаты труда должны стать:
Удельный вес оплаты труда в денежных доходах населения предусматривается довести к 2012 г. до 65 % против 58,5 % в 2011 г. Соответственно увеличится доля заработной платы в общих затратах на производство и реализацию продукции (работ, услуг).
Основные направления и задачи социальной защиты состоят в усилении государственной поддержке социально уязвимых слоев населения и групп населения, укрепления системы минимальных социальных гарантий, повышение эффективности социальных программ.
Для нетрудоспособной части населения должны бать гарантии материального обеспечения и социального обслуживания за счет социального страхования и бюджетных средств.
Предусматривается дальнейшее усиление адресной социальной защиты населения посредством ориентации социальных программ нуждающимся и увязки социальной помощи с материальным положением получателя.
В области пенсионного обеспечения предстоит завершить формирование законодательной базы пенсионной реформы и реализовать меры по повышению финансовой устойчивости пенсионной системы. Предусматривается упорядочить отдельные виды пенсий исключить социальные выплаты, не относящиеся к пенсионным обязательствам, из финансирования за счет средств пенсионного страхования.
Достижение финансового оздоровления экономики является важнейшим условием устойчивого экономического роста, что требует совершенствования всех финансовых систем, включая бюджетно-налоговую, кредитно-денежную, валютную системы и систему цен.
Бюджетно-налоговая политика будет направлена на обеспечение экономического роста, снижение налоговой нагрузки и уровня бюджетного дефицита.
Уменьшение налогового давления на экономику будет достигнуто за счет сокращения количества применяемых налогов, сборов и отчислений в различного рода фонды; применения умеренных ставок и расширения налоговой базы каждого из применяемых налогов и сборов.
Должно быть сокращено субсидирование из бюджета таких отраслей, как транспорт, строительство, жилищно-коммунальное и сельское хозяйство, энергетика и газоснабжение. Это сокращение должно происходить одновременно с ростом реальных доходов населения и повышением цен и тарифов на продукцию, работы, услуги в данных отраслях.
Продолжится реформа налоговой системы и законодательных основ налогообложения на основе разработки и принятия Налогового кодекса Республики Беларусь, унифицированного с Налоговым кодексом Российской Федерацией и направленного на создание единого правового пространства и равных условий налогообложения для субъектов хозяйствования Беларуси и России.
В области бюджетной политики предстоит обеспечить рациональное распределение полномочий, задач и функций финансовых органов при осуществлении расходов на разных уровнях бюджетной системы.
Политика государственных расходов будет направлена на:
Основное направление бюджетной политики в области планирования дефицита государственного бюджета предусматривают:
К 2015 г. предполагается достичь следующих целевых показателей:
Целью денежно-кредитной политики Республики Беларусь в 2011 – 2015 гг. является содействие ускорению темпов роста всех секторов экономики на основе укрепления устойчивости национальной денежной единицы, введение единой валюты и создание единого эмиссионного центра Союзного государства Беларуси и России.
Эмиссия денег будет формироваться в объемах, достаточных для обеспечения экономики расчетно-платежными средствами и адекватных намеченным по годам темпам роста реального ВВП и цен. Основным источником наращивания денежного предложения станет покупка иностранной валюты, а кредитование Национальным банком дефицита бюджета Республики Беларусь будет уменьшаться.
Информация о работе Результаты функционирования национальной экономики и методы их оценки