Риски на предприятии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2012 в 07:31, курсовая работа

Описание работы

Риск присущ любой сфере человеческой деятельности, что связано с множеством условий и факторов, влияющих на положительный исход принимаемых людьми решений. Исторический опыт показывает, что риск недополучения намеченных результатов особенно стал проявляться при всеобщности товарно-денежных отношений, конкуренции участников хозяйственного оборота. Поэтому с возникновением и развитием капиталистических отношений появляются различные теории риска, а классики экономической теории уделяют большое внимание исследованию проблем риска в предпринимательской деятельности.

Содержание работы

Введение
1. Понятие и виды рисков, факторы риска
2. Виды потерь
3. Анализ риска и методы его оценки
4. Способы снижения риска
5. Риски и страхование
Заключение
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

Экономика предприятия,курсовая.docx

— 59.35 Кб (Скачать файл)

были определены при разработке плановых показателей.

При определении риска  не стоит путать понятия «расход», «убытки» и «потери».

Любая предпринимательская  деятельность неизбежно связана  с расходами, тогда

как убытки имеют место  при неблагоприятном стечении обстоятельств, просчетах

и представляют дополнительные расходы сверх намеченных. К убыткам следует

относить и любые расходы, не приносящие эффекта, целесообразного  результата.

Существует также вид  экономических потерь, которые именуют  «упущенными

возможностями». Например, гонщик решил участвовать в ралли  Великобритании и

для этого приобрел специальные  грязевые покрышки, но, приехав на гонку,

обнаружил, что покрышки с дефектами и участвовать  в ралли на них нельзя.

Таким образом, гонщик вернулся домой без золотого кубка. В данном случае это

и есть упущенные возможности.

Теперь мы переходим к  рассмотрению факторов риска.

Предпринимательский риск складывается под влиянием объективных (внешних) и

субъективных (внутренних) факторов.

К наиболее важным внешним  факторам относятся: инфляция (значительный и

неравномерный рост цен как  на сырье, материалы, топливо, энергоносители,

комплектующие изделия, транспортные и другие услуги, так и на продукцию  и

услуги предприятия); изменение  банковских процентных ставок и условий

кредитования, налоговых  ставок и таможенных пошлин; изменения  в отношениях

собственности и аренды, в трудовом законодательстве и др. Не менее опасно для

деятельности предприятия  влияние внутренних факторов, которые  связаны с

ошибками и упущениями руководства и персонала. Так, по оценкам зарубежных

экспертов, 90% различных неудач малых фирм связано с неопытностью

руководства, его неумением  адаптироваться к изменяющимся условиям,

консерватизмом мышления, что ведет к неэффективному управлению предприятием,

к принятию ошибочных решений, потере позиций на рынке.

Экономическое поведение  предпринимателя при рыночных отношениях основано на

выбираемой, на свой риск реализуемой  индивидуальной программе

предпринимательской деятельности в рамках возможностей, которые вытекают из

законодательных актов. Каждый участник рыночных отношений изначально лишен

заранее известных, однозначно заданных параметров, гарантий успеха:

обеспеченной доли участия  в рынке, доступности к производственным ресурсам по

фиксированным ценам, устойчивости покупательной способности денежных единиц,

неизменности норм и нормативов и других инструментов экономического

управления.

Наличие предпринимательского риска — это, по сути дела, оборотная  сторона

свободы экономической, своеобразная плата за нее. Свободе одного

предпринимателя сопутствует  одновременно и свобода других предпринимателей,

следовательно, по мере развития рыночных отношений в нашей стране будет

усиливаться неопределенность и предпринимательский риск.

Устранить неопределенность будущего в предпринимательской  деятельности

невозможно, так как она  является элементом объективной  действительности. Риск

присущ предпринимательству  и является неотъемлемой частью его  экономической

жизни. До сих пор мы обращали внимание только на объективную сторону

предпринимательского риска. Действительно, риск связан с реальными  процессами

в экономике. Объективность  риска связана с наличием факторов, существование

которых, в конечном счете, не зависит от действия предпринимателей.

Тем не менее, некоторыми учеными  рассматривается субъективная сторона  риска.

Такая точка зрения не лишена смысла. Восприятие риска зависит  от каждого

конкретного человека с его  характером, складом ума, психологическими

особенностями, уровнем знаний в области его деятельности. Для  одного

предпринимателя данная величина риска является приемлемой, тогда  как для

другого — неприемлемой.

По американским стандартам все люди делятся на две категории: рискованных и

более осторожных, идущих на принятие решений только с минимальными шансами на

риск. Для предпринимателя  важно знать, к какой группе он относится, поэтому

для определения склонности к риску психологами разработаны  различные тесты.

В настоящее время можно  выделить две формы предпринимательства. В первую

очередь это коммерческие организации, основанные на старых хозяйственных

связях. В ситуации неопределенности такие предприниматели стараются избегать

риска, пытаясь приспосабливаться  к изменяющимся условиям хозяйствования.

Вторая форма — это  вновь созданные предпринимательские  структуры,

характеризующиеся развитыми горизонтальными связями, широкой специализацией.

Такие предприниматели готовы рисковать, в рисковой ситуации они  маневрируют

ресурсами, способны очень быстро находить новых партнеров.

В принятии предпринимателем решения, связанного с риском, важную роль играет

его информированность, опыт, квалификация, деловые качества. Предприниматель

предрасположен к рискованным  решениям в том случае, если уверен в

профессионализме исполнителей. Также готовность идти на риск в немалой

степени определяется под  воздействием результатов реализации, предыдущих

решений, принятых в тех  же условиях. Ошибки, допущенные ранее  в аналогичной

ситуации, диктуют выбор  более осторожной стратегии. Принципиальное решение о

принятии рискового проекта зависит для предпринимателя, принимающего это

решение, от его предпочтений между ожидаемой доходностью (рентабельностью)

вкладываемых в этот проект средств (в среднем за значительный период времени)

и их надежностью, которая  в свою очередь понимается как  нерискованность,

вероятность получения доходов.

   3.   Анализ риска  и методы его оценки 

 

Риск, которому подвергается предприятие, — это вероятная  угроза разорения или

несения таких финансовых потерь, которые могут остановить все дело. Поскольку

вероятность неудачи присутствует всегда, встает вопрос о методах  снижения

риска. Для ответа на этот вопрос необходимо количественно определить риск,

что позволит сравнить величину риска различных вариантов решения  и выбрать из

них тот, который больше всего  отвечает выбранной предприятием стратегии

риска.

При анализе риска обычно используются допущения, предложенные известным

американским экспертом  Б. Берлимером:

·          потери от риска независимы друг от друга;

·          потеря по одному направлению деятельности не обязательно

увеличивает вероятность  потери по другому, за исключением форс-мажорных

обстоятельств;

·          максимально возможный ущерб  не должен превышать финансовых

возможностей участника.

Анализ рисков можно подразделить на два дополняющих друг друга  вида:

качественный и количественный.

Качественный анализ позволяет  определить факторы и потенциальные  области

риска, выявить возможные  его виды. Количественный анализ направлен  на то,

чтобы количественно выразить риски, провести их анализ и сравнение. При

количественном анализе риска используются различные методы. В настоящее время

наиболее распространенными  являются:

·        статистический метод;

·        анализ целесообразности затрат;

·        метод  экспертных оценок;

·        метод  аналогий;

Общая схема проведения анализа  риска представлена на рис. 1.

    

 

 

 

 

После анализа риска я  считаю целесообразным перейти к  количественной оценке

риска. Несомненно, что риск есть вероятностная категория, и  в этом смысле

наиболее обоснованно  с научных позиций характеризовать  и измерить его как

вероятность возникновения  определенного уровня потерь.

Строго говоря, при всесторонней оценке риска следовало бы устанавливать  для

каждого абсолютного или  относительного значения величины возможных  потерь

соответствующую вероятность  возникновения такой величины.

Однако, этот, строго математический подход абсолютно неприемлем для  решения

насущных задач оценки риска на конкретном предприятии  для конкретного

предпринимателя. Но и здесь  есть выход. Достаточно точно величину вероятных

потерь можно рассчитать, используя статистику.

Статистический метод  заключается в изучении статистики потерь и прибылей,

имевших место на данном или аналогичном предприятии, с целью определения

вероятности события, установления величины риска. Вероятность означает

возможность получения определенного  результата. Например, вероятность

успешного продвижения новой  услуги на рынке и течение года составляет – 3/4,

а неуспех - 1/4. Величина, или  степень, риска измеряется двумя  показателями:

средним ожидаемым значением  и колеблемостью (изменчивостью) возможного

результата.

Среднее ожидаемое значение связано с неопределенностью  ситуации, оно

выражается в виде средневзвешенной величины всех возможных результатов

[Е(х)], где вероятность каждого результата (А) используется в качестве

частоты или веса соответствующего значения {х). В общем виде это можно

записать так:

Е(х) = А1х1 + А2х2 + ... + Аnхn.

Допустим, что при продвижении  нового товара мероприятие А из 200 случаев

давало прибыль 20,0 тыс. руб. с каждой единицы товара в 90 случаях

(вероятность 90:200 = 0,45), прибыль  25,0 тыс. руб. в 60 случаях (вероятность

60:200 = 0,30) и прибыль 30,0 тыс.  руб. в 50 случаях (вероятность  50:200 =

0,25). Среднее ожидаемое  значение прибыли составит:

                     20,0•0,45 + 25,0•0,30 + 30.0•0,25 = 24.                    

Осуществление мероприятия Б из 200 случаев давало прибыль 19.0 тыс. руб. в 85

случаях, прибыль 24,0 тыс. руб. в 60 случаях, 31,0 тыс. руб. в 50 случаях.

При мероприятии Б средняя ожидаемая прибыль составит:

              19,0•(85:200) + 24,0•(60:200) + 31,0•(50:200) = 23,8.             

Сравнивая величины ожидаемой  прибыли при вложении капитала в  мероприятия А и

Б, можно сделать вывод, что величина получаемой прибыли  при мероприятии А

колеблется от 20,0 до 30,0 тыс. руб., средняя величина составляет 24.0 тыс.

руб.; в мероприятии Б величина получаемой прибыли колеблется от 19,0 до 31,0

тыс. руб. и средняя величина равна 23,8 тыс. руб.

Сравнивая величины ожидаемой  прибыли при вложении капитала в  мероприятия А и

Б, можно сделать вывод, что величина получаемой прибыли  при мероприятии А

колеблется от 20,0 до 30,0 тыс. руб., средняя величина составляет 24.0 тыс.

руб.; в мероприятии Б величина получаемой прибыли колеблется от 19,0 до 31,0

тыс. руб. и средняя величина равна 23,8 тыс. руб.

Средняя величина представляет собой обобщенную количественную характеристику

и не позволяет принять  решение в пользу какого-либо варианта вложения

капитала. Для окончательного решения необходимо измерить колеблемость (размах

иди изменчивость) показателей, т.е. определить меру колеблемости возможного

результата. Колеблемость возможного результата представляет собой степень

отклонения ожидаемого значения от средней величины. Для ее определения  обычно

вычисляют дисперсию или  среднеквадратическое отклонение.

Дисперсия представляет собой  среднее взвешенное из квадратов отклонений

действительных результатов  от средних ожидаемых:

                                                      å(х-е)2А

s2=  ---------------,

                                                            åА

где  s2 — дисперсия;

х — ожидаемое значение для каждого случая наблюдения;

е — среднее ожидаемое  значение;

А — частота случаев, или  число наблюдений.

Коэффициент вариации —  это отношение среднего квадратнчного отклонения к

средней арифметической. Он показывает степень отклонения полученных значений.

                                  V=(s/e)•100,                                 

где    V – коэффициент  вариации, %;

s - среднее квадратичное отклонение;

е – среднее арифметическое.

Коэффициент вариации позволяет  сравнивать колеблемость признаков, имеющих

разные единицы измерения. Чем выше коэффициент вариации, тем  сильнее

колеблемость признака. Установлена следующая оценка коэффициентов вариации:

·         до 10% — слабая колеблемость;

·         10—25% — умеренная колеблемость;

·         свыше 25% — высокая колеблемость.

В нашем примере предприятие А предпочтительнее, так как коэффициент вариации

для мероприятия А=16,917; а для мероприятия Б=20,609. Из этого следует, что

возможность риска в первом деле несколько меньше, чем во втором.

Стоит заметить, что дисперсионный  метод с тем же успехом может  быть применен

при наличии более чем  двух альтернативных вариантов.

Однако не всегда бывает достаточно данных для точного математического

расчета, и тогда прибегают  к иным методам, так как они  тоже могут иметь

достаточно высокую степень  точности.

     Метод экспертных  оценок основан на обобщении  мнений

специалистов-экспертов  о вероятностях риска. Интуитивные  характеристики,

основанные на знаниях и опыте эксперта, дают в ряде случаев достаточно точные

оценки. Экспертные методы позволяют  быстро и без больших временных и трудовых

затрат получить информацию, необходимую для выработки управленческого  решения.

     Метод аналогий  обычно используется при анализе  рисков нового проекта.

Информация о работе Риски на предприятии