Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2012 в 07:31, курсовая работа
Риск присущ любой сфере человеческой деятельности, что связано с множеством условий и факторов, влияющих на положительный исход принимаемых людьми решений. Исторический опыт показывает, что риск недополучения намеченных результатов особенно стал проявляться при всеобщности товарно-денежных отношений, конкуренции участников хозяйственного оборота. Поэтому с возникновением и развитием капиталистических отношений появляются различные теории риска, а классики экономической теории уделяют большое внимание исследованию проблем риска в предпринимательской деятельности.
Введение
1. Понятие и виды рисков, факторы риска
2. Виды потерь
3. Анализ риска и методы его оценки
4. Способы снижения риска
5. Риски и страхование
Заключение
Список использованной литературы
риск, связанный с техническими нововведениями;
риск, связанный с экономической или организационной стороной производства;
риск, определяемый «молодостью предприятия».
Риски могут быть классифицированы и по иным признакам. Так, например, выделяют риски чистые и спекулятивные, динамические и статические, абсолютные и относительные. Чистые .риски означают возможность получения убытков или нулевого результата. Обычно к ним относят производственные и инвестиционные риски. Спекулятивные риски выражаются в вероятности получения как положительного, так и отрицательного результата. Финансовые риски, например, считаются спекулятивными рисками.
Динамический риск – это риск непредвиденных изменений вследствие принятия управленческих решений или изменений, произошедших в экономической, политической и других сферах общественной жизни. Такие изменения могут привести как к потерям, так и к дополнительным доходам. Статический риск – это риск потерь вследствие нанесения ущерба собственности, а также потерь дохода из-за недееспособности организации. Этот риск может привести только к потерям.
Абсолютный риск оценивается в денежных единицах (рублях долларах и т.д.); относительный риск – в долях единицы или в процентах. Например, риск в предпринимательстве можно измерить абсолютной величиной – суммой убытков и потерь и относительной величиной – степенью риска, т.е. мерой вероятности неосуществления намеченного мероприятия или недостижения намеченного уровня прибыли, дохода, цены. Оба показателя необходимы и несут соответствующую информацию – абсолютного и относительного риска.
Факторы риска
Предпринимательский риск складывается под влиянием объективных (внешних) и субъективных (внутренних) факторов.
К наиболее важным внешним факторам относятся: инфляция (значительный и неравномерный рост цен как на сырье, материалы, топливо, энергоносители, комплектующие изделия, транспортные и другие услуги, так и на продукцию и услуги предприятия); изменение банковских процентных ставок и условий кредитования, налоговых ставок и таможенных пошлин; изменения в отношениях собственности и аренды, в трудовом законодательстве и др. Не менее опасно для деятельности предприятия влияние внутренних факторов, которые связаны с ошибками и упущениями руководства и персонала. Так, по оценкам зарубежных экспертов, 90% различных неудач малых фирм связано с неопытностью руководства, его неумением адаптироваться к изменяющимся условиям, консерватизмом мышления, что ведет к неэффективному управлению предприятием, к принятию ошибочных решений, потере позиций на рынке.
К субъективным факторам можно отнести и фактор отношения к риску. Люди различаются по своей готовности пойти на риск. Так, одним руководителям нравится рисковать, другие рисковать не хотят, а иные к риску безразличны. От поведения конкретных людей зависит и выбор рисковой стратегии в деятельности предприятия. Руководитель, который предпочитает стабильный доход, в предпринимательской деятельности выбирает стратегию, не расположенную к риску. При таком антирисковом поведении обычно имеет место невысокий доход (прибыль) предприятия. Руководитель, нейтрально относящийся к риску, ориентируется на ожидаемый доход, невзирая на возможные убытки. Расположенные к риску руководители готовы рисковать в надежде получить большую прибыль, т.е. готовы бороться за минимизацию потерь с целью максимизации результата.
Анализ риска
Риск, которому подвергается
предприятие, – это вероятная
угроза разорения или несения
таких финансовых потерь, которые
могут остановить все дело. Поскольку
вероятность неудачи
При анализе риска обычно используются допущения, предложенные известным американским экспертом Б. Берлимером:
потери от риска независимы друг от друга;
потеря по одному направлению деятельности не обязательно увеличивает вероятность потери по другому, за исключением форс-мажорных обстоятельств;
максимально возможный ущерб не должен превышать финансовых возможностей участника.
Общая схема проведения анализа риска представлена на рис. 23.11.
Анализ рисков можно подразделить на два дополняющих друг друга вида: качественный и количественный.
Качественный анализ позволяет определить факторы и потенциальные области риска, выявить возможные его виды. Количественный анализ направлен на то, чтобы количественно выразить риски, провести их анализ и сравнение. При количественном анализе риска используются различные методы. В настоящее время наиболее распространенными являются:
статистический метод;
анализ целесообразности затрат;
метод экспертных оценок;
аналитические методы;
метод аналогий;
анализ финансовой устойчивости предприятия и оценка его платежеспособности.
Методы количественного анализа риска
Статистический метод
заключается в изучении статистики
потерь и прибылей, имевших место
на данном или аналогичном предприятии,
с целью определения
Среднее ожидаемое значение связано с неопределенностью ситуации, оно выражается в виде средневзвешенной величины всех возможных результатов [Е (х)], где вероятность каждого результата (А) используется в качестве частоты или веса соответствующего значения (х). В общем виде это можно записать так:
Е (х) =А1х1 + А2х2+ ... + Аnхn,.
Допустим, что при продвижении нового товара мероприятие. А из 200 случаев давало прибыль 20,0 тыс. руб. с каждой единицы товара в 90 случаях (вероятность 90 : 200 = 0,45), прибыль 25,0 тыс. руб. в 60 случаях (вероятность 60 : 200 = 0,30) и прибыль 30.0 тыс. руб. в 50 случаях (вероятность 50 : 200 = 0,25). Среднее ожидаемое значение прибыли составит:
20,0 x 0,45 + 25,0 x 0,30 + 30,0 x 0,25 = 24.
Осуществление мероприятия Б из 200 случаев давало прибыль 19,0 тыс. руб. в 85 случаях, прибыль 24,0 тыс. руб. в 60 случаях, 31,0 тыс. руб. в 50 случаях. При мероприятии Б средняя ожидаемая прибыль составит;
19,0 – (85: 200) + 24,0 x (60 : 200) + 31,0 x (50 : 200) = 23,8.
Сравнивая величины ожидаемой прибыли при вложении капитала в мероприятия А и Б, можно сделать вывод, что величина получаемой прибыли при мероприятии А колеблется от 20,0 до 30,0 тыс. руб., средняя величина составляет 24,0 тыс. руб.; в мероприятии Б величина получаемой прибыли колеблется от 19,0 до 31,0 тыс. руб. и средняя величина равна 23,8 тыс. руб.
Средняя величина представляет собой обобщенную количественную характеристику и не позволяет принять решение в пользу какого-либо варианта вложения капитала. Для окончательного решения необходимо измерить колеблемость (размах или изменчивость) показателей, т.е. определить меру колеблемости возможного результата. Колеблемость возможного результата представляет собой степень отклонения ожидаемого значения от средней величины. Для ее определения обычно вычисляют дисперсию или среднеквадратическое отклонение.
Дисперсия представляет собой среднее взвешенное из квадратов отклонений действительных результатов от средних ожидаемых:
где b^2 – дисперсия; х – ожидаемое значение для каждого случая наблюдения; х – среднее ожидаемое значение; А – частота случаев, или число наблюдений.
Среднее квадратическое отклонение определяется по формуле:
Дисперсия и среднее квадратическое отклонение являются мерами абсолютной колеблемости. Они измеряются в тех же единицах, что и варьирующий признак, Для анализа степени отклонения обычно используется коэффициент вариации.
Коэффициент вариации – это отношение среднего квадратического отклонения к средней арифметической. Он показывает степень отклонения полученных значений.
где V – коэффициент вариации, %; b – среднее квадратическое отклонение; х – среднее арифметическое.
Коэффициент вариации позволяет сравнивать колеблемость признаков, имеющих разные единицы измерения. Чем выше коэффициент вариации, тем сильнее колеблемость признака. Установлена следующая оценка коэффициентов вариации:
до 10% – слабая колеблемость;
10–25% – умеренная колеблемость;
свыше 25% – высокая колеблемость.
В нашем примере среднее квадратическое отклонение составляет:
в мероприятии А: bА = 16,5 = 4,06;
в мероприятии Б: bБ == 24,06 = 4,905.
Коэффициент вариации:
для мероприятия А: VА = 16,917;
для мероприятия Б: VБ = 20,609.
Коэффициент вариации при вложении капитала в мероприятие А меньше, чем при мероприятии Б. Следовательно, мероприятие А сопряжено с меньшим риском, а значит, предпочтительнее. Дисперсионный метод успешно применяется и при наличии более чем двух альтернативных признаков.
В тех случаях, когда информация ограничена, для количественного анализа риска используются аналитические методы, или стандартные функции распределения вероятностей, например нормальное распределение, или распределение Гаусса, показательное (экспоненциальное) распределение вероятностей, которое довольно широко используется в расчетах надежности, а также распределение Пуассона, которое часто используют в теории массового обслуживания.
Вероятностная оценка риска математически достаточно разработана, но опираться только на математические расчеты в предпринимательской деятельности не всегда бывает достаточным, так как точность расчетов во многом зависит от исходной информации.
Метод экспертных оценок основан
на обобщении мнений специалистов-экспертов
о вероятностях риска. Интуитивные
характеристики, основанные на знаниях
и опыте эксперта, дают в ряде
случаев достаточно точные оценки.
Экспертные методы позволяют быстро
и без больших временных и
трудовых затрат получить информацию,
необходимую для выработки
Метод аналогий обычно используется
при анализе рисков нового проекта.
Проект рассматривается как «живой»
организм, имеющий определенные стадии
развития. Жизненный цикл проекта
состоит из этапа разработки, этапа
выведения на рынок, этапа роста,
этапа зрелости и этапа упадка.
Изучая жизненный цикл проекта, можно
получить информацию о каждом этапе
проекта, выделить причины нежелательных
последствий, оценить степень риска.
Однако на практике бывает довольно трудно
собрать соответствующую
Метод оценки платежеспособности
и финансовой устойчивости предприятия
позволяет предусмотреть
Различные методы финансового
анализа позволяют выявить
Метод целесообразности затрат
позволяет определить критический
объем производства или продаж, т.е.
нижний предельный размер выпуска продукции,
при котором прибыль равна
нулю. Производство продукции в объемах
меньше критического приносит только
убытки. Критический объем производства
необходимо оценивать при освоении
новой продукции и при
Критический объект производства (Окр) можно представить в следующем виде:
где Ц – цена изделия (единицы продукции), руб.; Зпост – постоянные затраты, руб.; 3пер – переменные затраты, руб.
Некоторые зарубежные авторы называют критический объем производства порогом рентабельности и используют этот показатель для оценки финансовой устойчивости предприятия. Чем больше разность между фактическим объемом производства и критическим, тем выше финансовая устойчивость.
Любое изменение объема производства (продаж) оказывает существенное влияние на прибыль. Данная зависимость называется эффектом производственного (или операционного) левериджа. Производственный леверидж показывает степень влияния постоянных затрат на прибыль (убытки) при изменениях объема производства.
Производственный леверидж (Лпр) можно представить в следующем виде:
Лпр = (В- 3пер) : П= (Зпост + П) : П,
где П – балансовая прибыль от реализации (до выплаты налога на прибыль, процентов по кредитам и дивидендам); В– выручка от реализации; 3пер – переменные затраты; Зпост постоянные затраты.
Из приведенного соотношения следует, что чем больше удельный вес постоянных затрат в общей сумме издержек при некотором объеме производства, тем выше производственный леверидж, а следовательно, тем выше предпринимательский риск. Работать с высоким производственным левериджем могут только те предприятия, которые в состоянии обеспечить большие объемы производства и сбыта, имеют устойчивый спрос на свою продукцию.
Способы снижения риска
Деятельность предприятия,
так или иначе, связана с риском.
Задачей руководства