Риски на предприятии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2012 в 07:31, курсовая работа

Описание работы

Риск присущ любой сфере человеческой деятельности, что связано с множеством условий и факторов, влияющих на положительный исход принимаемых людьми решений. Исторический опыт показывает, что риск недополучения намеченных результатов особенно стал проявляться при всеобщности товарно-денежных отношений, конкуренции участников хозяйственного оборота. Поэтому с возникновением и развитием капиталистических отношений появляются различные теории риска, а классики экономической теории уделяют большое внимание исследованию проблем риска в предпринимательской деятельности.

Содержание работы

Введение
1. Понятие и виды рисков, факторы риска
2. Виды потерь
3. Анализ риска и методы его оценки
4. Способы снижения риска
5. Риски и страхование
Заключение
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

Экономика предприятия,курсовая.docx

— 59.35 Кб (Скачать файл)

Проект рассматривается  как «живой» организм, имеющий  определенные стадии

развития. Жизненный цикл проекта состоит из этапа разработки, этапа выведения

на рынок, этапа роста, этапа зрелости и этапа упадка. Изучая жизненный цикл

проекта, 'можно получить информацию о каждом этапе проекта, выделить причины

нежелательных последствий, оценить степень риска. Однако на практике бывает

довольно трудно собрать  соответствующую информацию.

     Метод целесообразности  затрат позволяет определить  критический объем

производства или продаж, т.е. нижний предельный размер выпуска  продукции, при

котором прибыль равна нулю. Производство продукции в объемах меньше

критического приносит только убытки. Критический объем производства необходимо

оценивать при освоении новой  проекции и при сокращении выпуска  продукции,

вызванного падением спроса, сокращением поставок материалов и  комплектующих

изделий, заменой продукции  на новую, ужесточением экологических требований и

другими причинами. Для проведения соответствующих расчетов все затраты  на

производство и реализацию продукции подразделяют на переменные (материалы,

комплектующие изделия, инструменты, заработная плата, расходы на транспорт  и

т.п.) и постоянные (амортизационные  отчисления, управленческие расходы,

арендная плата, проценты за кредит и т.п.). 

4.   Способы снижения  риска

 

Деятельность предприятия так или иначе связана с риском. Задачей руководства

предприятия является снижение степени риска. Для этого используются различные

способы: диверсификация, страхование, лимитирование, резервирование средств

на покрытие непредвиденных расходов, распределение риска, получение  большей

информации о предстоящем  выборе и результатах.

     Диверсификация  — это  распределение  капиталовложений  между

разнообразными видами деятельности, результаты которых непосредственно  не

связаны. Предприятие, неся убытки по одному виду деятельности, может  получить

прибыль за счет другой сферы  деятельности. Диверсификация позволяет  повысить

устойчивость предприятия  к изменениям в предпринимательской  среде. Оптимальным

считается  одновременное  финансирование 10-15   проектов,  что  позволяет

рассредоточить риск. В  резерве для возможных дополнительных выплат  на  более

поздних этапах  развития того или иного предприятия фирма держит 10-20% суммы

фонда. Для дальнейшего  снижения риска практикуется совместное  финансирование

проектов  силами нескольких частных фирм "рискового капитала".

     Страхование  — это передача определенных  рисков страховой компании. Для

снижения степени риска  используются имущественное страхование  и страхование от

несчастных случаев. Имущественное  страхование может иметь следующие  формы:

страхование риска подрядного строительства, страхование оборудования,

страхование грузов и др. Страхование от несчастных случаев  включает:

страхование общей гражданской  ответственности и страхование  профессиональной

ответственности. Широко используется и такой вид страхования, хеджирование

— страхование цены товара от риска либо нежелательного для  производителя

падения, либо невыгодного  для потребителя увеличения.

По целям и технике  проведения операции хеджирование делятся  на хеджирование

продажей, т.е. заключение производителем или товаровладельцем фьючерсного

контракта с целью страхования  от снижения цены при продаже в  будущем товара,

либо уже имеющегося в наличии, либо еще не произведенного, но

предусмотренного к обязательной поставке в определенный срок; хеджирование

покупкой, т.е. заключение потребителем или продавцом фьючерсного контракта  с

целью страхования от увеличения цены при покупке в будущем  необходимого

товара.

     Лимитирование предполагает установление лимита, т.е. определенных сумм

расходов, продажи товаров  в кредит, сумм вложения капитала и  т.п.

     Резервирование  средств на покрытие непредвиденных  расходов предполагает

установление соотношения  между потенциальными рисками и  размерами расходов,

необходимых для преодоления  последствий этих рисков. Такой способ снижения

рисков обычно используют при выполнении различных проектов. В общем случае

резерв используется для  финансирования дополнительных работ, компенсации

непредвиденных изменений  материальных и трудовых затрат, накладных  расходов и

других затрат, возникающих  в процессе осуществления проекта.

Распределение риска предполагает разделение риска между участниками  проекта.

Рост размеров и продолжительности  инвестирования, внедрение новых  технологий,

высокая динамичность внешней  среды увеличивает риск проекта. Способом

разделения риска являются операции факторинга. В практике зарубежных

банков развитие факторинговых операций связано главным образом с потребностью

отдельных поставщиков в  ускоренном получении платежей, которые  представляются

сомнительными. Как правило, в этих ситуациях имеет место  риск неуплаты

претензий плательщиком вообще. Банк, выкупивший, такие претензии  у поставщика в

этом случае может понести убытки. Операции факторинга относятся к операциям

повышенного риска. Размер комиссионного  вознаграждения зависит как от степени

риска (от уровня «сомнительности» выкупаемого долга), так и от длительности

договорной отсрочки. В  некоторых случаях он доходит  до 20% от суммы платежа.

Любое управленческое решение  принимается в условиях, когда  результаты не

определены и информация ограниченна. Следовательно, чем полнее информация,

тем больше предпосылок сделать  лучший прогноз и снизить риск. Стоимость

полной информации рассчитывается как разность между ожидаемой  стоимостью

какого-нибудь мероприятия (проекта приобретения), когда имеется  полная

информация, и ожидаемой  стоимостью, когда информация неполная.

Заключение

 

Теперь можно подвести некоторые итоги. В работе я рассмотрел риски, их виды,

причины возникновения, а  также методы расчета и анализа, пути их снижения.

Глупо отрицать, что риск сопровождает нас везде и всегда – на улице, на

работе, дома. И, конечно, присутствует он и в бизнесе. И, так же как  и в

жизни, его не стоит избегать в предпринимательстве. Но тем более  не стоит к

нему стремиться, а наоборот, его нужно уметь просчитать и  оценить. Только на

основании объективных данных можно принимать какое-либо решение. Не рискуя,

предприниматель ничего не добьется. Перед тем как начинать какое-нибудь дело,

заключать сделку предприниматель  должен все просчитать, продумать. Он должен

рассчитать прибыль от данной затеи, вероятность успеха, или  другими словами

рассчитать риск сделки.

Личные качества предпринимателя  в итоге и определяют его склонность к риску.

Некоторые из них предпочтут умеренную, но гарантированную прибыль, в то время

как другие рискнут и, в  случае успеха, получат прибыль в  несколько раз

большую, чем первая группа. Но у них всегда есть риск все потерять. В этом-то

и заключается дилемма.

Поэтому можно сказать, что  одна из главных задач предпринимателя  – оценить

риск и свести его к  минимуму, чтобы получить максимальную прибыль в случае

удачной сделки, дела и понести  минимальные потери в случае неудачной  сделки.

Риск можно снизить, распределив  капитал по нескольким рисковым проектам, или,

например, застраховав его.

Еще раз убеждаюсь, что  тема сегодня исключительно актуальная, так как именно

сегодня в нашей стране на рынке царит самая, что ни на есть неопределенность.

И отсюда логичным кажется  мне вывод: все решения должны быть предельно

взвешены и продуманы. Все возможные убытки должны быть просчитаны. Риск

оказаться вне дела должен быть определен заранее. И только тогда можно

принять взвешенное решение, и надеяться на благополучный  исход рискового

дела.

1.            Экономика и статистика фирм / Под ред. В. Горфинкеля, Е.

Куприянова. – М.: Банки  и биржи, ЮНИТИ, 1996.

2.            Учебник по основам экономической  теории / под ред. В. Камаева.

– М.: Владос, 1994

3.            «Энциклопедический словарь Гранат»  — М.:Экономика, 92

4.            «Азбука предпринимательства» Райзберг Б.Г. — М.:Экономика,1995

5.            «Финансовый рынок: расчет и  риск» Первозванский А.А. и

Первозванская Т.Н

2В условиях рыночных отношений, при наличии конкуренции и возникновении порой непредсказуемых ситуаций, хозяйственная, производственная или коммерческая деятельность невозможна без рисков. Однако и отсутствие риска, т.е. опасности наступления непредсказуемых и нежелательных для субъекта предпринимательской деятельности последствий его действий, в конечном счете, вредит экономике, подрывает ее динамичность и эффективность. Нормальный ход экономического развития требует достаточно полной и разнообразной «рисковой стратификации», которая обеспечивает каждому субъекту возможность занять позиции в такой зоне хозяйствования, в которой степень риска отвечает его наклонностям и личным качествам. Существование риска и неизбежные в ходе развития изменения его степени выступают постоянным и сильнодействующим фактором движения предпринимательской сферы экономики.

1. Виды рисков и методы  их оценки

 

Любое предприятие несет  риски, связанные с его производственной, коммерческой и другой деятельностью, любой предприниматель отвечает за последствия принимаемых управленческих решений. Фактор риска заставляет предпринимателя  экономить финансовые и материальные ресурсы, обращать особое внимание на расчеты эффективности новых  проектов, коммерческих сделок и т.д. Фактор риска в предпринимательской  деятельности особенно увеличивается  в периоды нестабильного состояния  экономики, сопровождаемого инфляционными  процессами, сверхдорогими кредитами  и т.п.

 

Понятие и виды риска

 

Риск в предпринимательстве – это вероятность того, что предприятие понесет убытки или потери, если намеченное мероприятие (управленческое решение) не осуществится, а также, если были допущены просчеты или ошибки при принятии управленческих решений. Предпринимательский риск можно подразделить на производственный, финансовый и инвестиционный.

 

Производственный риск связан непосредственно с хозяйственной  деятельностью предприятия. Под  производственным риском обычно понимают вероятность (возможность) невыполнения предприятием своих обязательств по контракту или договору с заказчиком, риски в реализации товаров и  услуг, ошибки в ценовой политике, риск банкротства.

 

В производственной деятельности промышленного предприятия можно  выделить следующие риски:

риск полной остановки  предприятия из-за невозможности  заключения договоров на поставку необходимых  при данной технологии материалов, комплектующих деталей и других исходных продуктов;

риск недополучения исходных материалов из-за срыва заключенных договоров о поставке, а также риск невозврата денежных средств, перечисленных поставщику в виде предоплат;

риск незаключения договоров на реализацию произведенной продукции, работ или услуг, т.е. риск полной или частичной нереализации;

риск неполучения или  несвоевременного получения денежных средств за отгруженную на реализацию продукцию;

риск отказа покупателя от полученной и оплаченной продукции  или риск возврата;

риск срыва заключенных  соглашений о предоставлении займов, инвестиций или кредитов;

ценовой риск, связанный  с определением цены на реализуемую  предприятием продукцию и услуги, а также риск в определении  цены на необходимые средства производства, используемое сырье, материалы, топливо, энергию, рабочую силу и капитал (в виде процентных ставок по кредитам). По некоторым расчетам, ошибка в  размере цены на реализуемую продукцию  на 1% приводит к потерям, составляющим не менее 1% выручки от реализации. Если спрос на данный товар эластичен, то потери могут составить 2-3%. При  рентабельности продукции, составляющей 10–12%, ошибка в цене на 1% может означать потери в прибыли на 5–10%. Ценовой  риск существенно возрастает в условиях инфляции;

риск банкротства как  деловых партнеров (контрагентов, реализаторов, поставщиков и т.п.), так и самого предприятия.

 

Финансовый риск – это  вероятность наступления ущерба в результате проведения каких-либо операций в финансово-кредитной  и биржевой сферах, совершения операций с ценными бумагами, т.е. риск, который  следует из природы финансовых операций. К финансовым рискам относятся кредитный риск, процентный риск, валютный риск, риск упущенной финансовой выгоды.

 

Кредитный риск связан с  неуплатой заемщиком основного  долга и процентов, начисленных  за кредит. Процентный риск – опасность  потерь коммерческими банками, кредитными учреждениями, инвестиционными фондами в результате повышения процентных ставок, выплачиваемых ими по привлеченным средствам, над ставками по предоставленным кредитам. Валютные риски отражают опасность валютных потерь, связанных с изменением курса одной иностранной валюты по отношению к другой, в том числе национальной валюты при проведении внешнеэкономических, кредитных и других валютных операций. Риск, упущенной финансовой выгоды определяется вероятностью финансового ущерба, который может возникнуть в результате неосуществления какого-либо мероприятия или остановки хозяйственной деятельности. В инвестиционной деятельности предприятия можно выделить риск инвестирования в ценные бумаги, или «портфельный риск», который характеризует степень риска снижения доходности конкретных ценных бумаг и сформированного портфеля ценных бумаг, а также риск новаторства. Новые проекты содержат три вида рисков:

Информация о работе Риски на предприятии