Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Августа 2013 в 09:17, контрольная работа
Охрана труда в России представляет собой систему экономических, технических, санитарно-гигиенических, организационных и правовых мероприятий, в осуществлении которых участвуют различные государственные органы, профсоюзные и другие общественные организации, коллективы предприятий и строек, научно-исследовательские институты. Законодательство по охране труда содействует облегчению и оздоровлению условий труда, предотвращению травматизма и профессиональных заболеваний.
Введение………………………………………………………………………..с.3
1.Роль профсоюзов в расследовании несчастных случаев
на производстве………………………………………………………………с.4
2. Формирование комиссий по расследованию несчастных случаев, в результате которых пострадавшие получили лёгкие повреждения
здоровья…………………………………………………………………………с.5
3. Формирование комиссий по расследованию групповых несчастных случаев с тяжёлыми последствиями, тяжёлых несчастных случаев, нечастных случаев со смертельным исходом ……………………………………………..с.8
4. Анализ практической деятельности субъекта (субъектов) системы социального партнерства……………………………………………………...с.12
4.1. Правовое обеспечение деятельности профсоюзов в области охраны труда. Организация общественного контроля……………………………….с.12
4.2. Роль социального партнерства в решении проблем
охраны труда в России………………………………………………………...с.17
4.3. Законодательство РФ о социальном партнерстве………………………с.18
4.4. Роль социального партнерства в решении вопросов
охраны труда в Челябинской области………………………………………..с.21
Заключение……………………………………………………………………..с.27
Список используемой литературы…………………………………………….с.30
Лица, принимающие участие в
расследовании несчастного
Требования к формированию комиссий
по расследованию групповых
При расследовании несчастных случаев с застрахованными в состав комиссии включают представителей ФСС РФ (по месту регистрации страхователя).
Расследование групповых несчастных случаев с тяжелыми последствиями или со смертельным исходом при эксплуатации опасных производственных объектов, поднадзорных Ростехнадзору, в т.ч. в результате аварий на указанных объектах, проводит комиссия, состав которой формирует в соответствии с вышеперечисленными требованиями и утверждает руководитель территориального органа Ростехнадзора, возглавляемая должностным лицом этого органа.
При групповом несчастном случае с числом погибших пять человек и более в состав комиссии включаются также представители федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на проведение государственного надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, и общероссийского объединения профессиональных союзов. Возглавляет комиссию руководитель государственной инспекции труда — главный государственный инспектор труда соответствующей государственной инспекции труда или его заместитель по охране труда, а при расследовании несчастного случая, происшедшего в организации или на объекте, подконтрольных территориальному органу Ростехнадзора — руководитель этого территориального органа.
4. Анализ практической деятельности субъекта (субъектов) системы социального партнерства
4.1. Правовое обеспечение деятельности профсоюзов в области охраны труда. Организация общественного контроля.
В последнее время стало модно ссылаться на несовершенство закона. Но, на мой взгляд, законодательство предоставляет профсоюзам достаточно функций, правовых рычагов для решения этих задач. А возложенные на профсоюзы задачи достаточно объемны. И прав для их успешного решения предостаточно. Эти права закреплены в Трудовом кодексе, в ФЗ “Об основах охраны труда в РФ”, в ФЗ “О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности”. Кроме того права профсоюзов также прописаны в законах “Об охране окружающей природной среды”, “О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЗС”.
Необходимо отметить, что в нынешних условиях принципиально меняются формы и методы работы профсоюзов. Путь к решению вопросов охраны труда, снижению производственного травматизма лежит через систему хорошо налаженного общественного контроля в тесном взаимодействии с государственными органами управления, государственными надзорными органами, через коллективные договоры и соглашения. В соответствии со ст. ст. 19,20,25,26,27 Федерального закона “О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности”, ст.4,22 Закона РФ “Об охране окружающей природной среды” от 19.12.91 г. профсоюзы осуществляют общественный контроль за соблюдением законных прав и интересов работников в области охраны труда и окружающей природной среды в отраслевых и региональных отделениях профсоюзов – через технических инспекторов труда, на предприятиях, в первичных профсоюзных организациях – через комитеты (комиссии) по охране труда, уполномоченных профкома по охране труда. Создание совместных комитетов (комиссий) по охране труда предусмотрено ст. 218 Трудового кодекса.
Уполномоченные по охране труда, комиссии, технические инспекторы труда профсоюзов осуществляют свою деятельность в соответствии с ФЗ “Об основах охраны труда в РФ” (ст.22) и постановлением Исполкома Генсовета ФНПР ОТ 30.05.96 г., утвердившем “Типовое положение об уполномоченном профкома по охране труда” и постановлением Исполкома Генсовета ФНПР от 22.11.2000 г., утвердившем “Положение о технической инспекции труда ФНПР (профсоюзов)”.
Наличие технической инспекции позволяет профсоюзам решать вопросы охраны труда, своевременно получать консультации по возникающим проблемам, учитывать отраслевую специфику. В современных условиях приоритеты в их работе смещаются от надзора за соблюдением норм и правил охраны труда к контролю за соблюдением работодателями законных прав и интересов трудящихся (предоставление работникам установленных льгот и компенсаций по условиям труда, возмещение ущерба потерпевшим и семьям погибших от несчастного случаев на производстве и т.п.).
Техническая инспекция должна ориентироваться на защиту прав трудящихся, на охрану труда в конфликтных ситуациях, проведении по их просьбам или по инициативе профорганов экспертиз состояния условий труда, оказание помощи трудовым коллективам и непосредственно работникам в решении вопросов охраны труда, в том числе их обращениях в судебные органы на неправомерные действия администрации, а также на оказание помощи профсоюзным комитетам предприятий при подготовке коллективных договоров и соглашений по охране труда и организации контроля за их выполнением.
Одним из основных звеньев в организации работы по созданию здоровых и безопасных условий труда непосредственно на предприятиях, обеспечивающих активное участие в ней работников, их представителей, являются совместные комитеты по охране труда. По Кировской области их создано более тысячи. В состав этих комитетов на приоритетной основе входят представители работодателя и профсоюзов и иных уполномоченных работниками представительных органов.
Основными задачами этих комитетов является разработка программных совместных действий сторон по улучшению условий труда, предупреждению и снижению производственного травматизма и профессиональных заболеваний, анализ состояния условий и охраны труда и подготовка предложений по решению проблем охраны труда для дальнейшего их включения в коллективные договоры, информирование работников о состоянии условий труда на рабочих местах, существующем риске повреждения здоровья и полагающихся работникам средствах индивидуальной защиты, компенсациях и льготах.
Отраслевые профсоюзы совместно со своими министерствами, а также профкомы и администрация предприятий могут принимать свои положения о совместных комитетах или комиссиях по охране труда с учетом особенностей отрасли или предприятия, специфики, форм собственности и хозяйственной деятельности.
При профкомах по их решению могут, как и ранее создаваться комиссии по охране труда и окружающей среды, которые должны контролировать соблюдение законных прав и интересов работников в области охраны труда, принимать меры по устранению нарушений законодательства, организовывать работу уполномоченных профкома по охране труда, проверять состояние условий труда на рабочих местах, проводить анализ состояния условий труда, производственного травматизма и профзаболеваний, вносить предложения в коллективный договор по улучшению условий труда и выделению на эти мероприятия необходимых средств.
Основным звеном общественного контроля за охраной труда непосредственно в коллективах являются уполномоченные (доверенные) лица профсоюза по охране труда. Участвуя в трудовом процессе и находясь среди работников своего производственного подразделения, уполномоченные могут осуществлять постоянный контроль за соблюдением работодателями законодательных и других нормативных актов по охране труда, за соблюдением работниками инструкций по охране труда, правильностью применения ими средств индивидуальной и коллективной защиты, участвовать в мероприятиях по предупреждению несчастных случаев на производстве, улучшению условий труда работников, проводить разъяснительную работу по вопросам охраны труда, принимать участие в расследовании несчастных случаев на производстве.
Работодатель обязан создавать необходимые условия для работы уполномоченных профсоюзного комитета по охране труда, предоставлять им необходимое время в течение рабочего дня, устанавливать дополнительные социальные гарантии на условиях, определенных коллективным договором.
Основными задачами уполномоченных по охране труда являются:
- содействие созданию
на предприятии (структурном
- осуществление контроля за состоянием охраны труда и экологической безопасности на предприятии, в цехе, за соблюдением законных прав и интересов работников по этим проблемам;
- представление интересов работников в государственных и общественных организациях при рассмотрении трудовых споров, связанных с применением законодательства об охране труда, выполнением работодателями обязательств, установленных коллективными договорами или соглашениями.
В соответствии со ст. 25,26,27 ФЗ “О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности” уполномоченным по охране труда устанавливаются социальные гарантии. Уполномоченные по охране труда, не освобожденные от основной работы, не могут быть подвергнуты дисциплинарному взысканию, переведены на другую работу или уволены по инициативе работодателя без предварительного согласия профсоюзного комитета.
Уполномоченные по охране труда пользуются правами и льготами, обязательно установленными коллективными договорами и соглашениями.
За активную добросовестную работу, способствующую предупреждению несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, улучшению условий труда на рабочих их местах, уполномоченный может быть материально и морально поощрен из средств предприятия или профсоюзного комитета.
Итак, заканчивая рассмотрение правовых основ охраны труда, необходимо отметить, что государство, признанное Конституцией “социальным” определяет государственную политику в области охраны труда, утверждает её основные направления, обеспечивает механизм реализации этой политики, и это достижимо только согласованным действиям всех заинтересованных сторон – как государства, работодателей и работников в лице их представительных органов профсоюзов.
Из сказанного следует, что, несмотря на серьёзную законодательную базу, механизм защиты в области охраны труда не будет работать в полной мере без взаимопонимания решаемых проблем в этой сфере и поиска баланса интересов между участниками трудовых отношений – работодателями и наемными работниками. Соблюсти этот баланс, и призвана система взаимоотношений, называемая социальным партнерством.
4.2. Роль социального партнерства
в решении проблем
охраны труда в России.
Концепция социального партнерства, основанная на переговорах, посредничестве, экспертизе, сотрудничестве, консультациях играет важную роль в решении многих проблем социально трудовой сферы. Социальное партнерство является основой взаимоотношений между работниками (профсоюзами, их объединениями, ассоциациями), работодателями (их объединениями, ассоциациями), органами власти, органами местного самоуправления с целью обсуждения, выработки и принятия решений по социально-трудовым и связанным с ними экономическим вопросам, обеспечения социального мира и общественного развития. Социальное партнерство осуществляется путем взаимных консультаций, переговоров, заключения соглашений, коллективных договоров и принятия совместных решений.
Расширение договорных начал в сфере регулирования трудовых отношений, повышение роли коллективных договоров и соглашений являются результатом реализации новой политики государства в этой области. Осуществляется переход к договорному регулированию отношений, от “единства интересов” работодателей и работников к поиску взаимоприемлемых условий совместной работы, к социальному партнерству.
Многолетняя деятельность МОТ, мировой опыт показывают, что социальное партнерство – не только средство стабилизации политического и экономического развития. Становится понятным, что одним из условий эффективности рыночной экономики является создание и поддержание условий для социального партнерства, основанного на взаимном уважении сторон в трудовых отношениях, понимании проблем друг друга, поиске компромиссных путей решения. Возможно, более точным был бы термин “социальный диалог” - как система взаимоотношений экономически неравноправных партнеров, но заинтересованных в поиске взаимоприемлемых вариантов сотрудничества. Однако российское законодательство приняло формулу “социальное партнерство”.
4.3. Законодательство РФ о социальном партнерстве.
Первым шагом создания
в Российской Федерации системы
социального партнерства в
По инициативе профсоюзов
ежегодно, начиная с 1992 года, стало
заключаться Генеральное
Генеральные, отраслевые и региональные трехсторонние соглашения являются важными правовыми актами, регулирующими социально-трудовые отношения соответственно на федеральном, отраслевом и региональном уровнях.
Информация о работе Роль профсоюзов в расследовании несчастных случаев на производстве