Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Августа 2013 в 09:17, контрольная работа
Охрана труда в России представляет собой систему экономических, технических, санитарно-гигиенических, организационных и правовых мероприятий, в осуществлении которых участвуют различные государственные органы, профсоюзные и другие общественные организации, коллективы предприятий и строек, научно-исследовательские институты. Законодательство по охране труда содействует облегчению и оздоровлению условий труда, предотвращению травматизма и профессиональных заболеваний.
Введение………………………………………………………………………..с.3
1.Роль профсоюзов в расследовании несчастных случаев
на производстве………………………………………………………………с.4
2. Формирование комиссий по расследованию несчастных случаев, в результате которых пострадавшие получили лёгкие повреждения
здоровья…………………………………………………………………………с.5
3. Формирование комиссий по расследованию групповых несчастных случаев с тяжёлыми последствиями, тяжёлых несчастных случаев, нечастных случаев со смертельным исходом ……………………………………………..с.8
4. Анализ практической деятельности субъекта (субъектов) системы социального партнерства……………………………………………………...с.12
4.1. Правовое обеспечение деятельности профсоюзов в области охраны труда. Организация общественного контроля……………………………….с.12
4.2. Роль социального партнерства в решении проблем
охраны труда в России………………………………………………………...с.17
4.3. Законодательство РФ о социальном партнерстве………………………с.18
4.4. Роль социального партнерства в решении вопросов
охраны труда в Челябинской области………………………………………..с.21
Заключение……………………………………………………………………..с.27
Список используемой литературы…………………………………………….с.30
Генеральными соглашениями предусмотрено обеспечение совместного контроля за соблюдением законодательства об охране труда с уделением особого внимания:
- своевременности платежей
в возмещение вреда,
- повышению ответственности и экономической заинтересованности работодателей в улучшении условий труда и в этих целях;
- содействию проведению
аттестации рабочих мест по
условиям труда на
- разработке предложений
по экономическому
В отраслевых соглашениях основное внимание в области охраны труда уделяется вопросам аттестации рабочих мест, контролю за обеспечением безопасности производственного оборудования и технологических процессов.
Закон Российской Федерации “О коллективных договорах и соглашениях” от 11 марта 1992 года №2490-1 (с изменениями от 24.11.95 г. №176-ФЗ) внес свой вклад в развитие правовой основы социального партнерства, повышение уровня социальных гарантий и льгот.
Существенно конкретизировали права, обязанности и ответственность сторон социального партнерства, укрепили законодательно деятельность профсоюзов по защите социально трудовых прав работников на основе заключения соглашений и коллективных договоров на всех уровнях законы “О социальном партнерстве” в субъектах РФ, а проект Федерального закона пока еще находится на рассмотрении в Государственной думе.
Опыт, приобретенный за все эти годы, обобщен и включен в Трудовой кодекс Российской Федерации в качестве раздела II “Социальное партнерство в сфере труда”, поскольку общие вопросы социального партнерства федеральным законодательством не были решены. В данном разделе закреплены понятие социального партнерства (ст. 23), его основные принципы (ст. 24), определены стороны социального партнерства – работники и работодатель в лице уполномоченных в установленном порядке представителей (ст. 25), его система и формы (ст. ст. 26-27).
Необходимо отметить, что среди форм социального партнерства названы коллективные переговоры, заключение коллективных договоров и соглашений, взаимные консультации. И, кроме того, участие работников, их представителей в управлении организацией, участие представителей работников и работодателя в досудебном разрешении трудовых споров.
Важным представляется внесение изменений в положения об ответственности сторон социального партнерства, которая претерпела существенные изменения по сравнению с Законом РФ “О коллективных договорах и соглашениях”.
Наряду с ответственностью за правонарушения, которые остались теми же, предусмотрена ответственность и за неправомерный отказ от подписания согласованного коллективного договора, соглашения. Такой нормой в Законе РФ “О коллективных договорах и соглашениях” не было.
Предусмотрена ответственность и в новом Кодексе РФ об административных правонарушениях, который вступит в действие 1 июля 2002 года.
Рассмотрим систему и роль социального партнерства в решении проблем и вопросов охраны труда в Челябинской области.
4.4. Роль социального партнерства
в решении вопросов
охраны труда в Челябинской области.
На территории Челябинской области отношения
в сфере охраны труда регулируются законами
и нормативными правовыми актами Российской
Федерации, Законом Челябинской области
от 30.08.2001г. №29-ЗО «Об охране труда в Челябинской
области», региональным Соглашением между
объединением организаций профессиональных
союзов «Федерация профсоюзов Челябинской
области», Челябинскими региональными
объединениями работодателей «ПРОМАСС»,
«Союз промышленников и предпринимателей»
и Правительством Челябинской области,
а также территориальными отраслевыми
соглашениями, коллективными договорами.
В Челябинской
области обеспечение государственной
политики в сфере охраны труда осуществляет
в рамках своей компетенции Главное управление
по труду и занятости населения Челябинской
области (далее-ГУТиЗН), являющееся органом
исполнительной власти области, в ведении
которого находятся вопросы охраны труда.
В целях обеспечения
взаимодействия заинтересованных сторон
по вопросам реализации государственной
политики в сфере охраны труда на территории
области постановлением Губернатора области
от 10.04.2006г.
№ 94 создана и функционирует
областная межведомственная комиссия
по охране труда (далее – Комиссия).
В состав Комиссии входят
представители органов исполнительной
власти, Законодательного Собрания области,
территориальных органов государственного
надзора и контроля, регионального объединения
работодателей «ПРОМАСС», объединение
организаций профессиональных союзов
«Федерация профсоюзов Челябинской области»
и другие.
В 2010 году было рассмотрено
7 основных вопросов, связанных с организацией
работы по улучшению условий и охраны
труда, профилактикой травматизма и профзаболеваемости, пожарной
безопасности, а именно: о соблюдении законодательства
об охране труда и состоянии производственного
травматизма в Челябинской области за
2009 год;
о состоянии условий труда, организации
безопасных перевозок грузов и пассажиров
на Южно – Уральской железной дороге –
филиале ОАО «РЖД» (Челябинское отделение);о
финансировании Государственным учреждением
- Челябинским региональным отделением
Фонда социального страхования Российской
Федерации предупредительных мер по сокращению
производственного травматизма и профессиональных
заболеваний в 2010 г;
об организации работ по охране труда
работников ФГУП «РФЯЦ - ВНИИТФ имени академика
Е.И. Забабахина»;о ходе выполнения решения
совещания Федеральной службы по труду
и занятости с руководителями территориальных
органов Роструда, органов исполнительной
власти субъектов РФ, входящих в СибФО
и УрФО, от 14.05.2010г. по осуществлению государственного
надзора и контроля за соблюдением трудового
законодательства; о состоянии условий
и охраны труда, проведении медицинских
осмотров в ОАО «Комбинат «Магнезит»,
г. Сатка;
о состоянии безопасности дорожного движения и мерах по снижению ДТП на дорогах области.
По результатам работы комиссии принимаются
решения, которые направляются в органы
исполнительной власти области, органы
местного самоуправления, в соответствующие
органы надзора и контроля, работодателям,
профсоюзные органы для принятия соответствующих
мер.
Комиссия по охране труда на
ведомственном уровне создана в Минсельхозе
области. Ежеквартально проводятся заседания
этой комиссии с анализом всех несчастных
случаев с тяжёлыми последствиями и пожаров,
заслушиваются руководители и специалисты
районных управлений сельского хозяйства
и сельхозпредприятий.
Во исполнение приказа Минздравсоцразвития
России от 05.02.2010г. №64-н в 2010 году на финансовое
обеспечение предупредительных мер по
профилактике производственного травматизма
и профессиональной заболеваемости, а
именно: проведение аттестации рабочих
мест по условиям труда; приведение уровней
запылённости и загазованности воздуха,
уровней шума, вибрации и излучений к нормативным
требованиям охраны труда; приобретение
работникам средств индивидуальной защиты;
санаторно-курортное лечение; обеспечение
работников лечебно-профилактическим
питанием; обучение по охране труда отдельных
категорий застрахованных, из регионального Фонда социального страхования
разрешение получили 482 предприятия области
на общую сумму более 171 млн. рублей. Ход
реализации этих мер был рассмотрен на
заседании областной межведомственной
комиссии по охране труда в октябре 2010года.
В октябре 2010г. в Челябинске
был проведён межрегиональный семинар-совещание
«Совершенствование нормативно–правовой
базы в сфере охраны труда. Вопросы охраны
труда работников, занятых на предприятиях
с вредными и (или) опасными условиями
труда, профилактика и своевременное выявление
профессиональных заболеваний», на котором
рассматривались вопросы по внедрению
системы электронного учёта документального
оформления гарантий и компенсаций за
работу во вредных условиях труда. В числе
других вопросов был рассмотрен передовой
опыт формирования в ОАО «Челябинский
трубопрокатный завод» системы управления
охраной труда и промышленной безопасностью
на основе требования стандарта OHSAS 18001:2007
«Система менеджмента профессионального
здоровья и безопасности».
Материалы по внедрению
передового опыта ежеквартально направляются
в Минздрвсоцразвития России, заинтересованным
сторонам, регулярно освещаются в СМИ.
В регионе успешно развивается
система социального партнёрства, обеспечивая
регулирование социально-трудовых отношений
на всех уровнях: областном, территориальном,
отраслевом, организаций.
Вопросы сохранения жизни
и здоровья работников стали предметом
постоянного внимания Челябинской областной
трёхсторонней комиссии по регулированию
социально-трудовых отношений, основными
направлениями которой стала работа по
обеспечению гарантий в сфере труда, в
том числе охраны труда, подготовка законодательных
и нормативных правовых актов области
в сфере оплаты и охраны труда, проведение
ежегодного областного конкурса «Коллективный
договор-основа защиты социально-трудовых
прав работников». В конкурсе приняли
участие 74 организации из 15 муниципальных
образований.
В региональном трёхстороннем
соглашении между объединением организаций
профессиональных союзов «Федерация профсоюзов
Челябинской области», Челябинскими региональными
объединениями работодателей «ПРОМАСС»,
«Союз промышленников и предпринимателей»
и Правительством Челябинской области
на 2008-2010 годы (далее - Региональное соглашение) предусмотрен раздел «Охрана
труда и экологическая безопасность»,
утвержден план мероприятий, который за
исключением создания государственной
экспертизы условий труда, реализован.
Заключено дополнительное соглашение
к Региональному соглашению по реализации
антикризисных мер сторонами социального
партнёрства в части сохранения и создания
новых рабочих мест. На заседаниях областной
трёхсторонней комиссии и её секретариата
сторонами социального партнёрства рассмотрены проблемные вопросы в социально-трудовой
сфере и развитии социального партнёрства
на территории области. Проводился мониторинг
динамики развития социального партнёрства
на территориальном уровне с помощью паспортов
социального партнёрства муниципальных
образований.
В 2011 году проведена уведомительная регистрация
20 областных отраслевых, 42 территориальных
трехсторонних соглашений и 78 территориально-отраслевых
соглашений.
По результатам мониторинга
паспортов развития социального партнерства
в муниципальных образований Челябинской
области в 2011году количество действующих
коллективных договоров, прошедших уведомительную
регистрацию, составило 2472 единицы, в малом
бизнесе - 364 единицы.
Проводится переговорная кампания по
пролонгации коллективных договоров,
заключенных на 2008-2010 годы, и заключению
новых. В ходе уведомительной регистрации
особое внимание уделяется наличию раздела
по охране труда.
C 12 ноября 2007 года действует
Соглашение, перезаключенное 01 сентября
2009г., о сотрудничестве ГУТиЗН Челябинской
области и Государственной инспекции
труда в Челябинской области по осуществлению
контроля за соблюдением работодателями
трудового законодательства и законодательства
о занятости населения. Основными формами
взаимодействия стали: совместные целевые
проверки в организациях области с целью
выявления и устранения нарушений законодательства
со стороны работодателей; различные информационно-консультационные
мероприятия по изучению правовых вопросов,
предупреждению и профилактики нарушений
законодательств. На постоянной основе
ведётся обмен информацией о результатах
проверок хозяйствующих субъектах и фактах
выявленных нарушений. В 2010 году проведено
27 совместных проверок. Итоги совместной
работы рассматривались 16.03.2010г. на расширенном
заседании коллегии ГУТиЗН Челябинской
области, освещались в СМИ.
В соответствии с приказом Минздравсоцразвития
России от 1 апреля 2010 г. № 205-н в 2010 году
началась работа по обязательной аккредитации
организаций, оказывающих услуги в области
охраны труда.
Всего на территории области по состоянию
на 01.01.2011г. зарегистрировано 39 аккредитованных
организаций, оказывающих услуги в области
охраны труда:
- осуществление функций службы охраны
труда или специалиста по охране труда
работодателя, численность работников
которого не превышает 50 человек – 12 организаций;
- проведение аттестации рабочих мест
по условиям труда - 5 организаций;
- обучение работодателей и работников
вопросам охраны труда- 22 организации.
На предприятиях и в организациях
продолжалась работа по аттестации рабочих
мест по условиям труда. По данным Государственной
инспекции труда в Челябинской области
проведена аттестация рабочих мест в 477
организациях, где на 65227 рабочих местах
трудятся более 81 тысячи человек.
На территории региона функционируют
два НИИ в области охраны труда: Южно-Уральский
филиал ФГУ «Всероссийский научно-исследовательский
институт охраны труда и экономики» и
ОАО «Научно-исследовательский институт
безопасности труда в металлургии».
В целях совершенствования системы управления охраной труда на территории региона в 2011 году созданы в системе органов исполнительной власти области государственной экспертизы условий труда, разработка и принятие областной целевой программы по улучшению условий и охраны труда на 2011-2013годы, создание на базе Челябинского областного учебно-методического центра службы занятости населения областного Центра охраны труда.
Заключение
Исходя из анализа теоретического и практического материала, проведенного в данной работе, мы еще раз убедились, что вопросы состояния условий, охраны и безопасности труда, социальной защиты пострадавших на производстве всегда были и остаются в центре внимания профсоюзов.
Опираясь на закон, профсоюзы в первую очередь должны обеспечить людям занятость, хорошую зарплату и эффективное рабочее место с нормальными условиями труда. Если бы не борьба профсоюзов за социальную защиту, то удар шоковых реформ по людям труда был бы еще более жестким и сокрушительным. Сегодня, когда обострены проблемы в социальной сфере, когда государство, да и многие работодатели стремятся к сокращению уровня и объемов социальных гарантий, перекладыванию многих жизненных вопросов на плечи граждан, приоритет сохранения жизни и здоровья рабочего человека очень и очень важен.
Представители профсоюзов, можем сыграть серьезную роль в обеспечении охраны труда на предприятии, имея четкое представление о своих правах и полномочиях, зная правовые основы охраны труда, законодательные нормативные правовые акты, принятые в последнее время, а также умея практически организовать работу по решению вопросов условий и охраны труда на предприятии.
Социальное партнерство в России прошло за последние годы трудный путь зарождения и становления. И сегодня решение многих проблем осуществляется на договорной основе.
К сожалению, практика последних лет убедила профсоюзы в том, что как во власти, так и в среде предпринимателей мало представителей, готовых к отношениям на принципах действенного социального партнерства.
И поэтому профсоюзам предстоит нелегкая борьба за его реальное становление. Готовность к переговорам не исключает необходимости солидарно защищать свои права в сфере социально-трудовых отношений и другими законными методами.
Сегодня условия труда, охрана труда во многом зависят от конструктивной, настойчивой позиции профсоюзов.
Есть утверждение в том, что где профкомы держат сферу охраны труда в своих руках, должным образом контролируют её состояние, производственный травматизм сведен к минимуму.
Сегодня профсоюзы и только они должны проявлять творческий подход к использованию других форм социального партнерства, закрепленных в ст.27 Трудового Кодекса, в которой названы не только коллективные переговоры, заключение коллективных договоров и соглашений, но и взаимные консультации.
Как известно, соглашения по охране труда включаются в коллективные договоры только после проведения переговоров и согласования его представителями сторон. И здесь очень важно то, что выполнение перечисленных в соглашениях мероприятий предстоит контролировать в первую очередь профсоюзам.
Информация о работе Роль профсоюзов в расследовании несчастных случаев на производстве