Российская модель приватизации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Июня 2012 в 02:54, курсовая работа

Описание работы

Актуальность темы исследования обусловлена проблемой преобразования отношений и структуры собственности - одна из самых важных в любом государстве. В одних странах эти преобразования носят устойчивый системный характер, в других - осуществляются в ходе политических и экономических реформ.
Разгосударствление является одним из основных направлений преобразования отношений собственности.

Файлы: 1 файл

курсовик Танин.docx

— 184.60 Кб (Скачать файл)

*Смешанные  (государственно-частные) формы собственности,  в т.ч. с участием нерезидентов.

В качественном плане структура российской собственности  является весьма специфической и  отличается от структуры собственности  развитых государств с рыночной экономикой. Ее основными чертами стали преобладание акционерной формы собственности, причем преимущественно в форме открытых акционерных обществ; аккумулирование на ранних этапах приватизации основной части капитала в руках «инсайдеров» - работников и менеджеров приватизированных предприятий; обесценивание приватизируемой собственности, ее продажа лицам, происхождение капитала которых не было связано с развитием реального производства; сохранение значительного числа пакетов акций в собственности.

Следовательно, в задачу чековых инвестиционных фондов аккумулирование чеков населения  и обмен их на акции предприятий. Минимальный размер уставного капитала чековых инвестиционных фондов составляет 500 тыс. руб.

Вторая особенность  отечественной приватизации состояла в том, что она существенно  отличалась от других стран, где реализуется  в адекватной экономической среде. В отечественной же экономике  рыночные отношения в стадии становления. Поэтому приватизация предполагает адаптацию приватизируемого предприятия  к рыночным условиям.

Адаптация приватизируемого предприятия к формирующимся  в России рыночным условиям представляет собой сложный процесс, включающий экономико-правовую, производственную, финансовую и социальную адаптацию. Каждый из этих компонентов выполняет  свою функцию, все они обусловливают  друг друга. Но основой адаптации  является производственное и финансовое приспособление, так как оно определяет всю хозяйственную деятельность предприятий.

В адаптации  приватизируемого предприятия на микроуровне решающую роль играет менеджмент предприятия, ибо умелое управление им позволяет сократить издержки приватизации, лучше мобилизовать финансовые ресурсы, успешно осуществлять инвестиционные процессы. Наибольшую сложность для приватизируемого предприятия представляет адаптация к рыночным условиям на макроуровне. Это связано с тем, что, во-первых, без учета внешних факторов предприятию невозможно решить весь комплекс своих внутренних (производственных, финансовых, социальных) проблем; во-вторых, формирование рыночных условий на макроуровне не зависит от самого предприятия, а во многом определяется политикой государства, тем, какова поддержка им приватизируемого предприятия посредством использования экономических, финансовых, административных рычагов.

Первый этап закончился в июне 1994 года.

С 1 июля 1994 года в соответствии с Указом президента РФ начался новый период в приватизационном процессе - постваучерный или денежный.

Участниками денежной приватизации становятся крупные  инвесторы, а, следовательно, делается ориентация на экономическую целесообразность. Поэтому предполагается переход  к индивидуальному рассмотрению приватизационных проектов при продаже  наиболее крупных предприятий.

Среди способов денежной приватизации наибольший интерес  представляют специализированные денежные аукционы и инвестиционные конкурсы.

Механизм  продажи акций на специализированных денежных аукционах полностью повторяет  механизм продажи акций на специализированных чековых аукционах. Акции также  продаются по единой цене, подаются заявки двух разных типов, где указываются  общая сумма платежа и количество приобретаемых акций. Главная особенность - оплата ценных бумаг осуществляется не чеками, а деньгами.

Проведение  инвестиционных конкурсов предполагает осуществление покупателем акций  инвестиций в производство. Это делает инвестиционные конкурсы более целесообразными, так как экономическая цель денежной приватизации состоит в привлечении  инвестиций в экономику, а не в  пополнении государственного бюджета.

 Очевидна  устойчивая тенденция к снижению  количественных показателей приватизированных  предприятий, что можно объяснить  следующими факторами: 

а) завершением  процесса приватизации по "унифицированным  схемам";

 

б) в основном завершено акционирование предприятий  нефтяной отрасли, металлургии, морского и речного транспорта, являющихся наиболее привлекательными для инвесторов;

 

в) отсутствием  заинтересованности менеджмента в  проведении приватизации, что обусловлено  наличием в гражданском законодательстве права хозяйственного ведения, которое  практически выводит унитарные  предприятия из-под эффективного контроля государства;

 

г) наличием в действующем приватизационном законодательстве устаревших норм и  необоснованных ограничений.

 

Но некоторые  эксперты при оценке процесса приватизации выделяют ещё и третий её этап, связанный  с понятием «индивидуальный проект». Хотя этот термин и не был легализован  в новом законе о приватизации, формальная заинтересованность правительства  в "индивидуальных проектах" была оформлена в Постановлении Правительства  РФ от 1 апреля 1997 г. №363 "О порядке  реализации индивидуальных проектов приватизации федерального имущества" (в редакции от 12 мая 1997 г.). Согласно этому документу, индивидуальным проектом приватизации федерального имущества является комплекс мероприятий, направленных на приватизацию особо важного для страны региона  или отрасли федерального имущества  и предусматривающих проведение предпродажной подготовки этого  имущества с привлечением независимого финансового консультанта. Опыт крупнейших сделок и в целом практики приватизации 1997-2000 гг., тем не менее, не дает оснований  для выводов о радикальных  новациях. Темпы приватизации резко  сократились. С октября 1997 г. мобилизация  свободных денежных ресурсов с целью  установления контроля над новыми объектами  становилась все более проблематичной, даже для крупнейших отечественных  финансовых группировок.

Финансовый  и политический кризис августа 1998 г. фактически подвел черту под массовой "денежной" приватизацией". В 1998 г. приватизация принимала все более "точечный" характер. Хотя задание  бюджета по доходам от продажи  государственного имущества снова  было перевыполнено почти в 2 раза, но 66% всех доходов было получено от продажи на аукционе 2,5% акций РАО "Газпром", на сумму 13,8 млрд. руб. Если учесть, что всего за год было приватизировано 2583 предприятия, то можно  сделать вывод, что стандартные  приватизационные сделки не принесли весомого дохода в бюджет

В 2000 г. приватизация как элемент экономических реформ становится все менее актуальной. Это касается как системообразующей ее роли (весьма важной для первой половины 90-х гг.), так и бюджетной ориентации приватизационных продаж (с разной степенью успеха доминирующей во второй половине 90-х гг.). Этот процесс падения роли приватизации в развитии переходной экономики проявился, в частности, в возросшей в 1999 г. активности критики применявшихся моделей (объектом жестких нападок вновь стала не только российская модель массовой приватизации, но и бывшая некогда эталонной, с точки зрения Запада, чешская купонная схема).

С точки зрения дальнейших системных преобразований, приватизация со всей очевидностью уступила место вопросам корпоративного управления и реструктурирования приватизированных  предприятий. С точки зрения пополнения доходов бюджета (с 1999 г. - финансирования бюджетного дефицита), на первый план вышли  задачи рационализации использования  и повышения эффективности управления государственной собственностью. Наконец, инвестиционная составляющая приватизационных сделок традиционно близка к нулю. Более того, многие сделки с инвестиционными  условиями в 1999-2000 гг. стали по разным причинам объектом расследования на предмет возврата пакетов акций  в собственность государства. Замедление приватизационного процесса связано  со многими объективными и субъективными  факторами. Наиболее существенным является отсутствие спроса на большинство продаваемых «остаточных» пакетов (в силу отсутствия интереса к данным хозяйственным объектам в принципе, либо в силу уже установившихся на конкретном предприятии формальных и/или неформальных полюсов корпоративного контроля). Объективной доминантой продолжающихся приватизационных продаж являлись мотивы установления контроля (завершения консолидации), типичные для пост-приватизационного периода во всех странах с переходной экономикой. Нерешенность проблем с земельными участками, незавершенными объектами, мобилизационными мощностями, наличием большого числа госпакетов акций (фактически неуправляемых) приводили к дополнительному замедлению приватизационного процесса и снижению цены совершавшихся сделок.

Следует заметить также, что в регионах существует две сдерживающие приватизационный процесс тенденции: с одной стороны, невыполнение принятых в последние  годы решений о приватизации, с  другой стороны стремление региональных властей установить контроль над  максимально возможным числом предприятий  региона, в том числе находящихся  в федеральной собственности. Объективным  негативным фактором стало развертывание  кризиса на финансовых рынках в 1997-1998 гг., что также снижало эффективность  приватизационных сделок, наиболее важных для бюджета. С учетом падения  привлекательности для инвесторов нефтяных компаний в условиях неблагоприятной  мировой конъюнктуры возможности  бюджетной ориентации приватизационной политики были (по крайней мере, до середины 1999 г.) особенно ограниченными. Принятие нового закона "О приватизации государственного имущества и об основах приватизации муниципального имущества РФ" не стало весомым стимулом для ускорения  приватизации в 1998-1999 гг. Одним из сдерживающих факторов является непринятие Государственной  Думой проекта закона «Об утверждении  государственной программы приватизации государственного имущества в РФ». Существенно также, что в 1999 г. впервые  доходы от приватизации не включены в доходную часть федерального бюджета, а отнесены к источникам финансирования бюджетного дефицита. Это позволяет избегать жесткой бюджетной ориентации при принятии решений о сделках, в большей степени учитывая реальную конъюнктуру.

 

 

  Заключение

 

В заключение данной работы следует сделать следующие  выводы:

Минимально  необходимые границы регулирования  реального рынка определяются организацией денежного обращения, производством  общественных товаров и устранением  внешних эффектов. Максимально допустимые границы вмешательства государства  в экономику определяются перераспределением доходов, обеспечением некоторого уровня занятости, противодействием монополизму и инфляции, развитием фундаментальных исследований, проведением региональной политики, реализацией национальных интересов в мировой экономике.

Государство выполняет свои функции, применяя экономические  и административные методы. Они взаимосвязаны  и вместе с тем противоположны. Существуют области, где применение административных методов эффективно и не противоречит рыночному механизму.

Предоставляемые государством общественные товары призваны удовлетворять коллективные потребности, которые невозможно измерить в денежной форме и которые в связи  с этим не может произвести рынок. Общественные товары связывают, с одной  стороны, коллективные потребности, с другой — налоговую и бюджетную политику государства. Для производства общественных товаров государство осуществляет налогообложение, которое в соответствии с критерием Викселля должно формироваться по прогрессивной шкале.

В некоторых  ситуациях рыночный механизм не может  автоматически обеспечить равновесие из-за внешних эффектов, возникающих  в процессах рыночного производства и потребления. Государство вмешивается  в экономику и обеспечивает псевдорыночное равновесие. Через специальный налог (налог Пигу) оно осуществляет перераспределение доходов в пользу тех, кто несет не учтенный рынком ущерб. Государство вмешивается в ценообразование, чтобы цены на товары и услуги учитывали внешние эффекты.

Выход государства  за очерченные максимальные границы  делает необходимым разгосударствление экономики. Проблема особенно актуальна  для стран, переходящих от тотального огосударствления экономики к рынку. Хорошо зарекомендовали себя такие  способы разгосударствления, как  приватизация собственности, либерализация  рынков, оздоровление государственного сектора, создание смешанных предприятий. Одним из важнейших преимуществ  приватизации является антиинфляционный эффект. Для успешного проведения приватизации необходимо выполнение ряда условий.

Процесс приватизации в нашей стране продолжается, приходит новый опыт, новые проблемы. Но многих волнует один вопрос, была ли необходима такая приватизация, приведшая к раздаче госсобственности в частные руки. Приватизация выполнила  задачу демонтажа механизма центрального управления экономикой, но предоставила узкому кругу частных лиц возможность  распоряжаться значительной частью национального имущества - отчасти  из-за перешедших к ним прав собственника, но главным образом путем фактического контроля над акционированными предприятиями. Такой характер приватизации привел к тому, что образ «эффективного  собственника» рассыпался в пыль.

Приватизация оказывает  прямое положительное влияние на рост производительности труда. При  этом с развитием процессов приватизации, в обществе могут развиваться  такие отрицательные тенденции  как безработица и рост социальной напряженности. И все же приватизация является одним из движущих рычагов  НТП, способствует обновлению ассортимента продукции на предприятиях, модернизации основных фондов, совершенствованию  организации и нормирования труда. Т. е. оказывает, как положительное, так и отрицательное воздействие  на экономику, и общество в целом.

Итак, разгосударствление и  приватизация это основной метод  перехода к реальному многообразию форм собственности, метод оптимизации  структуры предпринимательства, основа формирования рыночного хозяйства.

К эффективному хозяйствованию ведут не сами по себе разгосударствление и приватизация, а рыночная система, главную движущую силу которой составляет конкуренция. Разгосударствление и  приватизация образуют лишь объективную  основу формирования конкурентной среды  рыночной экономики в целом, поэтому  они являются не целью, а средством  для повышения эффективности  экономики и роста благосостояния трудовых коллективов, регионов и каждого  из нас.

Информация о работе Российская модель приватизации