Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Июня 2012 в 02:54, курсовая работа
Актуальность темы исследования обусловлена проблемой преобразования отношений и структуры собственности - одна из самых важных в любом государстве. В одних странах эти преобразования носят устойчивый системный характер, в других - осуществляются в ходе политических и экономических реформ.
Разгосударствление является одним из основных направлений преобразования отношений собственности.
*Смешанные
(государственно-частные)
В качественном
плане структура российской собственности
является весьма специфической и
отличается от структуры собственности
развитых государств с рыночной экономикой.
Ее основными чертами стали
Следовательно,
в задачу чековых инвестиционных
фондов аккумулирование чеков
Вторая особенность отечественной приватизации состояла в том, что она существенно отличалась от других стран, где реализуется в адекватной экономической среде. В отечественной же экономике рыночные отношения в стадии становления. Поэтому приватизация предполагает адаптацию приватизируемого предприятия к рыночным условиям.
Адаптация приватизируемого предприятия к формирующимся в России рыночным условиям представляет собой сложный процесс, включающий экономико-правовую, производственную, финансовую и социальную адаптацию. Каждый из этих компонентов выполняет свою функцию, все они обусловливают друг друга. Но основой адаптации является производственное и финансовое приспособление, так как оно определяет всю хозяйственную деятельность предприятий.
В адаптации приватизируемого предприятия на микроуровне решающую роль играет менеджмент предприятия, ибо умелое управление им позволяет сократить издержки приватизации, лучше мобилизовать финансовые ресурсы, успешно осуществлять инвестиционные процессы. Наибольшую сложность для приватизируемого предприятия представляет адаптация к рыночным условиям на макроуровне. Это связано с тем, что, во-первых, без учета внешних факторов предприятию невозможно решить весь комплекс своих внутренних (производственных, финансовых, социальных) проблем; во-вторых, формирование рыночных условий на макроуровне не зависит от самого предприятия, а во многом определяется политикой государства, тем, какова поддержка им приватизируемого предприятия посредством использования экономических, финансовых, административных рычагов.
Первый этап закончился в июне 1994 года.
С 1 июля 1994 года в соответствии с Указом президента РФ начался новый период в приватизационном процессе - постваучерный или денежный.
Участниками
денежной приватизации становятся крупные
инвесторы, а, следовательно, делается
ориентация на экономическую
Среди способов денежной приватизации наибольший интерес представляют специализированные денежные аукционы и инвестиционные конкурсы.
Механизм
продажи акций на специализированных
денежных аукционах полностью повторяет
механизм продажи акций на специализированных
чековых аукционах. Акции также
продаются по единой цене, подаются
заявки двух разных типов, где указываются
общая сумма платежа и
Проведение
инвестиционных конкурсов предполагает
осуществление покупателем
Очевидна
устойчивая тенденция к
а) завершением процесса приватизации по "унифицированным схемам";
б) в основном завершено акционирование предприятий нефтяной отрасли, металлургии, морского и речного транспорта, являющихся наиболее привлекательными для инвесторов;
в) отсутствием
заинтересованности менеджмента в
проведении приватизации, что обусловлено
наличием в гражданском законодательстве
права хозяйственного ведения, которое
практически выводит унитарные
предприятия из-под
г) наличием в действующем приватизационном законодательстве устаревших норм и необоснованных ограничений.
Но некоторые
эксперты при оценке процесса приватизации
выделяют ещё и третий её этап, связанный
с понятием «индивидуальный проект».
Хотя этот термин и не был легализован
в новом законе о приватизации,
формальная заинтересованность правительства
в "индивидуальных проектах" была
оформлена в Постановлении
Финансовый и политический кризис августа 1998 г. фактически подвел черту под массовой "денежной" приватизацией". В 1998 г. приватизация принимала все более "точечный" характер. Хотя задание бюджета по доходам от продажи государственного имущества снова было перевыполнено почти в 2 раза, но 66% всех доходов было получено от продажи на аукционе 2,5% акций РАО "Газпром", на сумму 13,8 млрд. руб. Если учесть, что всего за год было приватизировано 2583 предприятия, то можно сделать вывод, что стандартные приватизационные сделки не принесли весомого дохода в бюджет
В 2000 г. приватизация
как элемент экономических
С точки зрения
дальнейших системных преобразований,
приватизация со всей очевидностью уступила
место вопросам корпоративного управления
и реструктурирования приватизированных
предприятий. С точки зрения пополнения
доходов бюджета (с 1999 г. - финансирования
бюджетного дефицита), на первый план вышли
задачи рационализации использования
и повышения эффективности
Следует заметить
также, что в регионах существует
две сдерживающие приватизационный
процесс тенденции: с одной стороны,
невыполнение принятых в последние
годы решений о приватизации, с
другой стороны стремление региональных
властей установить контроль над
максимально возможным числом предприятий
региона, в том числе находящихся
в федеральной собственности. Объективным
негативным фактором стало развертывание
кризиса на финансовых рынках в 1997-1998
гг., что также снижало
В заключение данной работы следует сделать следующие выводы:
Минимально
необходимые границы
Государство выполняет свои функции, применяя экономические и административные методы. Они взаимосвязаны и вместе с тем противоположны. Существуют области, где применение административных методов эффективно и не противоречит рыночному механизму.
Предоставляемые государством общественные товары призваны удовлетворять коллективные потребности, которые невозможно измерить в денежной форме и которые в связи с этим не может произвести рынок. Общественные товары связывают, с одной стороны, коллективные потребности, с другой — налоговую и бюджетную политику государства. Для производства общественных товаров государство осуществляет налогообложение, которое в соответствии с критерием Викселля должно формироваться по прогрессивной шкале.
В некоторых
ситуациях рыночный механизм не может
автоматически обеспечить равновесие
из-за внешних эффектов, возникающих
в процессах рыночного
Выход государства за очерченные максимальные границы делает необходимым разгосударствление экономики. Проблема особенно актуальна для стран, переходящих от тотального огосударствления экономики к рынку. Хорошо зарекомендовали себя такие способы разгосударствления, как приватизация собственности, либерализация рынков, оздоровление государственного сектора, создание смешанных предприятий. Одним из важнейших преимуществ приватизации является антиинфляционный эффект. Для успешного проведения приватизации необходимо выполнение ряда условий.
Процесс
приватизации в нашей стране продолжается,
приходит новый опыт, новые проблемы.
Но многих волнует один вопрос, была
ли необходима такая приватизация,
приведшая к раздаче
Приватизация оказывает
прямое положительное влияние на
рост производительности труда. При
этом с развитием процессов
Итак, разгосударствление и приватизация это основной метод перехода к реальному многообразию форм собственности, метод оптимизации структуры предпринимательства, основа формирования рыночного хозяйства.
К эффективному хозяйствованию
ведут не сами по себе разгосударствление
и приватизация, а рыночная система,
главную движущую силу которой составляет
конкуренция. Разгосударствление и
приватизация образуют лишь объективную
основу формирования конкурентной среды
рыночной экономики в целом, поэтому
они являются не целью, а средством
для повышения эффективности
экономики и роста