Российский рынок инноваций в современных условиях

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Мая 2013 в 16:39, курсовая работа

Описание работы

Цель данной курсовой работы - изучение Российского рынка инноваций в современных условиях.
Задачи курсовой работы:
-Изучить понятие, структуру и показатели инновационного рынка;
-Рассмотреть основные методы и особенности прогнозирования инновационного рынка в современных условиях;
-Изучить модели продвижения инноваций на рынок.

Содержание работы

Введение 3
1 Теоретическая часть 5
1.1 Понятие, структура и показатели инновационного рынка 5
1.2 Основные методы и особенности прогнозирования инновационного рынка в современных условиях 9
1.3 Модели продвижения инноваций на рынок 18
Заключение 22
2 Практическая часть 24
Список литературы 36

Файлы: 1 файл

Kursovaya_po_innov_menedzhmentu Shatskikh.doc

— 251.00 Кб (Скачать файл)


Министерство  образования и науки Российской Федерации

ФГБОУ ВПО «Российский  химико-технологический университет

им. Д. И. Менделеева»

 

Новомосковский  институт (филиал)

 

Факультет «Экономики и управления»

Кафедра «Менеджмент»

Специальность 08050765 «Менеджмент организации»

 

 

 

 

Курсовая работа

по дисциплине: Инновационный  менеджмент

на тему: «Российский рынок инноваций в современных условиях»

 

 

 

 

Студент                                                                                        Е. Н. Шацких

Группа                                                                                         ОМ-10-2

Шифр зачетной книжки                                                            10105

Преподаватель                                                                            Н. И. Чернышева

 

 

 

 

Новомосковск, 2013 г.

Содержание

 

   Введение                                                                                                              3

1 Теоретическая часть                                                                                           5

1.1 Понятие, структура и показатели инновационного рынка                         5

1.2 Основные методы и особенности прогнозирования инновационного рынка в современных условиях                                                                           9

1.3 Модели продвижения инноваций на рынок                                               18

   Заключение                                                                                                        22

2 Практическая часть                                                                                           24

   Список литературы                                                                                           36

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Современная экономика  Российской Федерации находится  в достаточно сложном положении. Многие предприятия выпускают продукцию, уступающую по своим качествам зарубежным образцам; они вынуждены зачастую свертывать свое производство, не выдерживая конкуренции на отечественном и мировом рынках. Это объясняется тем, что в промышленности преобладают старые технологии, слабо используются достижения современной науки и управления. Число предприятий, осуществляющих инновации, не превышает 10 процентов.

Очевидно, что трудные проблемы в экономике возникают тогда, когда нет сбалансированности в развитии объективного и субъективного факторов производства; материальная база, рабочие места развиваются без учета количественных и качественных параметров рабочей силы или же образование и квалификация работников не находят должного применения на устаревшей технологической базе экономики.

Проблема совершенствования  управления инновационной деятельностью  в экономике России рассматривается  в данной работе как составная  часть экономических преобразований в стране, ее массовая база и интегральный элемент формирующегося конкурентного рыночного механизма.

К инновациям относятся  все изменения (новшества), которые  впервые нашли применение на предприятии  и приносят ему конкретную экономическую и/или социальную пользу. Поэтому под инновацией понимается не только внедрение нового продукта на рынок, но и целый ряд других нововведений.

Актуальность работы заключается  в том, что ускорение информационного обмена во всех сферах человеческой деятельности, повышение роли и ценности информации как главного экономического ресурса указывает на становление информационного общества, в котором основной производительной силой становится интеллектуальная собственность. Развитие современной экономики неразрывно связано с использованием в хозяйственной деятельности экономических субъектов интеллектуальной собственности, которая является одним из важнейших источников, предопределяющих рост благосостояния общества.

Таким образом, в условиях новой  экономической системы определяется инновационной способностью, степенью вовлечения экономических субъектов в процессы инновационного обмена. В связи с этим особую актуальность приобретает проблема формирования оптимальных институциональных условий для развития рынка интеллектуальной собственности. Постепенно развитие рынка интеллектуальных благ становится главным приоритетом государственной экономической политики как развитых, так и развивающихся стран, располагающих соответствующим интеллектуальным потенциалом. 

В соответствии с международными стандартами инновация определяется как конечный результат инновационной деятельности, получивший воплощение в виде нового или усовершенствованного продукта, внедренного на рынке, нового или усовершенствованного технологического процесса, используемого в практической деятельности.

Цель данной курсовой работы - изучение Российского рынка инноваций в современных условиях.

Задачи курсовой работы:

-Изучить понятие, структуру и показатели инновационного рынка;

-Рассмотреть  основные методы и особенности прогнозирования инновационного рынка в современных условиях;

-Изучить модели продвижения инноваций на рынок.

 

 

 

 

1.1 Понятие, структура  и показатели инновационного  рынка

 

Инновация - внедрённое новшество, обеспечивающее качественный рост эффективности процессов или продукции, востребованное рынком. 

Рынок инноваций представляет собой совокупность инновационных видов продукции и процессов, юридических и физических лиц, продающих или приобретающих научно-техническую наукоемкую продукцию.

Инновационная деятельность - это деятельность по разработке и освоению результатов исследований, повышающих эффективность способов и средств осуществления конкретных процессов, в том числе освоение производства новой продукции и технологий.

Инновационная сфера охватывает, во-первых, непосредственно сам объект инноваций; во-вторых, ее субъекты - предпринимателей, а также систему, обеспечивающую продвижение инноваций до стадии их реализации (управление, инфраструктура, финансовая и инвестиционная поддержка).

С целью активизации инновационной деятельности разрабатывается инновационная политика, представляющая собой совокупность принципов и мероприятий, обеспечивающих создание благоприятного инновационного климата в стране. Инновационная политика является составной частью социально-экономической политики. Она должна объединять общими задачами науку, технику, производство, потребление, финансовую систему, образование и быть ориентирована на использование интеллектуальных ресурсов, развитие высокотехнологичных производств и приоритеты экономики.

Проблематика нововведений в нашей стране на протяжении многих лет разрабатывалась в рамках экономических исследований научно-технического прогресса.

Термин «инновация» стал активно использоваться в переходной экономике России как самостоятельно, так и для обозначения ряда родственных понятий; «инновационная деятельность», «инновационный процесс» и т.п.

Период времени от зарождения идеи, создания и распространения новшества и до его использования принято называть жизненным циклом инновации. С учетом последовательности проведения работ жизненный цикл инновации рассматривается как инновационный процесс. [1]

Инновация характеризуется  более высоким технологическим  уровнем, новыми потребительским качествами товара или услуги по сравнению с предыдущим продуктом.

Подразделение инноваций  на конкретные группы по определенным признакам называют классификацией инноваций. В практике управления инновациями используют различные классификаторы инноваций.

По типу новизны для рынка инновации делятся на: новые для отрасли в мире; новые для отрасли в стране; новые для данного предприятия (группы предприятий).

По стимулу появления (источнику) можно выделить:

- инновации, вызванные развитием науки и техники;

- инновации, вызванные потребностями производства;

- инновации, вызванные потребностями рынка.

По месту в системе (на предприятии, в фирме) можно выделить:

- инновации на входе предприятия (сырье, оборудование, информация и др.);

- инновации на выходе предприятия (изделия, услуги, технологии, информация и др.);

- инновации системной структуры предприятия (управленческой, производственной).

В зависимости от глубины вносимых изменений выделяют:

- радикальные (базисные) инновации, которые реализуют крупные изобретения и формируют новые направления в развитии техники;

- улучшающие инновации, которые реализуют мелкие изобретения и преобладают на фазах распространения и стабильного развития научно-технического цикла;

- модификационные (частные) инновации, направленные на частичное улучшение устаревших поколений техники и технологии.

Инновация как экономическая  категория отражает наиболее общие  свойства, признаки, связи и отношения производства и реализации нововведений. Сущность инновации проявляется в ее функциях. Функции инновации отражают ее назначение в экономической системе государства и ее роль в хозяйственном процессе. Особую роль играют инновации в повышении конкурентоспособности предприятий.

Можно сказать, что инновация  выполняет следующие три функции:

  1. воспроизводственную;
  2. инвестиционную;
  3. стимулирующую.

Воспроизводственная функция  означает, что инновация представляет собой важный источник финансирования расширенного воспроизводства. Смысл  воспроизводственной функции состоит  в получении прибыли от инновации и использовании ее в качестве источника финансовых ресурсов. [4]

Прибыль, полученная за счет реализации инновации, может использоваться по различным направлениям, в том числе и в качестве капитала. Этот капитал может направляться на финансирование новых видов инноваций. Таким образом, использование прибыли от инновации для инвестирования составляет содержание инвестиционной функции инновации.

Получение предпринимателем прибыли за счет реализации инновации прямо соответствует основной цели любой коммерческой организации. Прибыль служит стимулом для предпринимателя для внедрения новых инноваций; побуждает его постоянно изучать спрос, совершенствовать организацию маркетинговой деятельности, применять современные методы управления финансами. Все вместе это составляет содержание стимулирующей функции инновации.

Началом инновационного процесса является инициация. Инициация — это деятельность, состоящая в выборе цели инновации, постановке задачи, выполняемой инновацией, поиске идеи инновации, ее технико-экономическом обосновании и в материализации идеи. Материализация идеи означает превращение идеи в товар (имущество, новый продукт и т.д.).

После обоснования нового продукта проводятся маркетинговые  исследования предлагаемой инновации, в ходе которых изучается спрос на новый продукт, определяется объем выпуска продукта, определяются потребительские свойства и товарные характеристики, которые следует придать инновации как товару, выходящему на рынок. Затем производится продажа инновации, то есть появление на рынке небольшой партии инновации, ее продвижение, оценка эффективности и диффузия.

Продвижение инновации  представляет собой комплекс мер, направленных на реализацию инноваций (реклама, организация процесса торговли и др.).

Результаты реализации инновации и затраты на ее продвижение подвергаются статистической обработке и анализу, на основании чего рассчитывается экономическая эффективность инновации.

Таким образом, понятие инноваций  в широком смысле слова включает в себя конкретный объект или мероприятие, внедренным в производство по результатам  проведенного научного исследования или сделанного открытия (изобретения), качественно отличный от предшествующего аналога. [2]

 

 

 

 

 

1.2 Основные методы  и особенности прогнозирования  инновационного рынка в современных  условиях

 

Основой принятия управленческих решений в научно-технической сфере являются прогнозирование и планирование направлений НТП и инновационной деятельности.

Научно-технический прогресс (НТП) - использование передовых достижений науки и техники, технологии в  хозяйстве, в производстве с целью  повышения эффективности и качества производственных процессов, лучшего удовлетворения потребности людей. В современной экономической теории научные достижения, используемые в экономике и технике, чаще называют инновациями.

Прогнозирование развития науки и техники предполагает разработку системы частных прогнозов по важнейшим направлениям инноваций и комплексного прогноза научно-технического развития. Оно дает обоснованное представление о предполагаемых научных и технических результатах и достижениях, о возможном использовании этих результатов в производстве и других сферах экономики, о последствиях введения инноваций.

Информация о работе Российский рынок инноваций в современных условиях