Российский рынок инноваций в современных условиях

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Мая 2013 в 16:39, курсовая работа

Описание работы

Цель данной курсовой работы - изучение Российского рынка инноваций в современных условиях.
Задачи курсовой работы:
-Изучить понятие, структуру и показатели инновационного рынка;
-Рассмотреть основные методы и особенности прогнозирования инновационного рынка в современных условиях;
-Изучить модели продвижения инноваций на рынок.

Содержание работы

Введение 3
1 Теоретическая часть 5
1.1 Понятие, структура и показатели инновационного рынка 5
1.2 Основные методы и особенности прогнозирования инновационного рынка в современных условиях 9
1.3 Модели продвижения инноваций на рынок 18
Заключение 22
2 Практическая часть 24
Список литературы 36

Файлы: 1 файл

Kursovaya_po_innov_menedzhmentu Shatskikh.doc

— 251.00 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.3 Модели продвижения  инноваций на рынок

 

Инновационная способность  экономики определяется возможностью распространять во все сферы новые  продукты и технологии, завоевывать  соответствующие рынки. Она зависит  от экономического уклада, уровня научно-технического и производственного потенциала, организационной структуры, в рамках которой осуществляется инновационная деятельность.

При выборе канала сбыта  возникает вопрос, сколько требуется  посредников, чтобы обеспечить уровень  охвата рынка, который необходим  для решения задачи проникновения  на рынок.

Различают три стратегии  охвата рынка:

1 стратегия интенсивного сбыта путем использования максимально возможного числа торговых точек и складов. Эта стратегия охвата подходит для товаров повседневного спроса, сырьевых товаров и нетрудоемких услуг. Особенности: разная рентабельность товаров по рынкам; трудно контролировать весь рынок; имидж марки товара трудно поддерживать. Пример: реализация жевательных резинок везде, где только это возможно;

2 стратегия избирательного сбыта, используемая для товаров предварительного выбора (когда покупатель проводит маркетинг товарных рынков, изучая и сопоставляя показатели качества, цену и другие параметры товаров). Особенности: изготовитель сознательно ограничивает доступность товара, чтобы снизить издержки распределения и добиться от посредников более эффективного сотрудничества; низкая доступность товаров приводит к потерям потенциальных покупателей; ориентация чаще всего на короткий непрямой канал сбыта и самостоятельное выполнение функций оптовика.;

3 эксклюзивное распределение – способ охвата рынка изготовителем только через одного торговца (фирму). Торговец обязан не продавать конкурирующие марки той же товарной категории, проводить в жизнь политику изготовителя. [6]

Общая последовательность подготовки исходной информации для принятия управленческих решений по формированию научно-технической политики состоит из нескольких блоков. Первый - разработка морфологической классификации предметной области. Такая классификация представляет собой формализованную таблицу, в которой технологическая (техническая) цепочка производства разбита на элементы по определенным аспектам (операция, принцип действия, используемые материалы и т. д.). Причем для каждого элемента формируется перечень возможных альтернативных способов осуществления. В самом упрощенном виде морфологическая классификация представляет собой таблицу, в которой возможны любые сочетания между вариантами аспектов деления.

Второй блок - разработка рубрикатора предметной области, например, в терминах Международной классификации изобретений. Рубрикатор представляет собой набор рубрик, по которым из разных источников производится отбор документов по интересующей проблематике. Соответственно третий, четвертый и пятый блоки - информационный поиск исходной информации; анализ полученных результатов; определение рекомендаций по формированию научно-технической политики предприятий (фирм) для лиц, принимающих решения.

Проведенные исследования и полученные благодаря им результаты позволяют выявить моменты развития и смены поколений техники, определить намечающиеся тенденции, прогнозировать дальнейшие изменения в технике и технологиях с целью оптимизации научно-технической политики. Все это служит основой для выработки рекомендаций относительно инвестиционной политики и планирования вложений ресурсов.

Выбор стратегии осуществляется по каждому направлению, выделенному  при постановке цели. Упрощенная модель выбора разработана Бостонской консультативной  группой и предназначена для  выбора стратегии в зависимости  от доли рынка и темпов роста в отрасли:

Рис. 2 – Зависимость  доли рынка и темпа роста

В соответствии с этой моделью организации, завоевавшие большие доли рынка в быстрорастущих отраслях («звезды»), должны выбирать стратегию роста. Организации, имеющие высокие доли роста в стабильных отраслях («дойные коровы»), выбирают стратегию ограниченного роста. Их главная цель – удержание позиций и получение прибыли для выплаты стабильных дивидендов. Организации, имеющие малую долю рынка в медленно растущих отраслях («собаки») выбирают стратегию отсечения лишнего и реструктуризации бизнеса.

Для организаций, слабо  закрепившихся в быстрорастущих отраслях, ситуация требует дополнительного анализа, так как ответ неоднозначен. Выбирая варианты инновационной стратегии, организация может воспользоваться матрицей продукция/рынок.

В ходе инновационного процесса предприятие создает новые  потенциальные возможности, оценивает их, устраняет наименее привлекательные, изучает представление потребителей о них, разрабатывает продукцию, испытывает ее и внедряет на рынок.

Разработка нового товара должна быть четко спланирована и каждый этап создания новинки тщательно проработан.

Такой подход, казалось бы, ведет к увеличению сроков разработки новшеств и к их удорожанию. Вспомним, однако, что самыми дорогостоящими являются завершающие этапы инновационного процесса. При тщательном и систематическом  планировании отсев менее перспективных идей происходит раньше, большинство причин, ведущих к неудаче на рынке, вовремя устраняется, значительно экономятся время и средства. Так, по результатам специально выполненных исследований, американские промышленные компании в 1969 г. должны были начинать работать в среднем с 58 идеями новых товаров, чтобы получить одну удачную новинку. А в 1981 г. этим же фирмам для получения одного удачного товара потребовалось только 7 идей. Такое улучшение (и значительная экономия средств) явилось результатом более тщательной разработки новинки на каждом этапе этой работы. [4]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Мировые тенденции в  области развития технологий, на первый взгляд, кажутся далекими от российской действительности и не оказывающими существенного влияния на деятельность отечественных товаропроизводителей. Однако стремление России стать полноценным членом международной торговой системы вызывает необходимость приводить производимые товары и услуги в соответствие с мировыми требованиями.

Особенностью современного этапа развития инновационной деятельности является образование в крупнейших фирмах единых научно-технический комплексов, объединяющих в единый процесс исследование и производство. Создание целостных научно-производственно-сбытовых систем объективно закономерно, обусловлено научно-техническим прогрессом и потребностями рыночной ориентации фирмы.

Современные условия  хозяйствования требуют максимального  расширения сферы и совершенствования  методов прогнозирования и планирования инновационного рынка. Чем выше качество прогнозов и планов, тем более весомым будет их вклад в общественное развитие.

Именно в настоящее  время Россия переживает бум новаторства. На смену одним формам и методам  управления экономикой приходят другие. В этих условиях инновационной деятельностью буквально вынуждены заниматься все организации, все субъекты хозяйствования от государственного уровня управления до вновь созданного общества с ограниченной ответственностью в сфере малого бизнеса.

Инновации являются главным средством  обеспечения конкурентоспособности продукции предприятия и обеспечения устойчивости успеха предприятия или корпорации на рынке в целом.

Инновация характеризуется  более высоким технологическим  уровнем, новыми потребительскими качествами товара или услуги по сравнению с предыдущим продуктом.

Инновационная деятельность - сложная динамичная система действия и взаимодействия различных методов, факторов и органов управления, занимающихся научными исследованиями, созданием новых видов продукции, совершенствованием оборудования и предметов труда, технологических процессов и форм организации производства на основе новейших достижений науки, техники и передового опыта, планированием, финансированием и координацией научно-технического прогресса, совершенствованием экономических рычагов и стимулов, разработкой системы мер по регулированию комплекса взаимообусловленных мероприятий, направленных на ускорение интенсивного развития научно-технического прогресса и повышение его социально-экономической эффективности.

В заключение следует сказать, что поддержка инновационного предпринимательства является одним из приоритетных направлений государственной научно-технической и экономической политики во всех странах с развитой рыночной экономикой, а рынок инноваций является одним из важных факторов развития и усовершенствования рынка потребностей, нововведений в нашей стране.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2 Практическая часть

 

2.1 Характеристика нововведения

 

Классификация инноваций  означает распределение инноваций  на конкретные группы по определенным критериям.

Классификацию инноваций  можно проводить по разным схемам, используя различные классификационные  признаки.

Основу общей (традиционной) классификации инноваций и инновационных  продуктов составляют следующие  признаки.

  1. Как источник идеи для инновации могут выступать:

а) открытие, научная идея, научная теория, явление;

б) изобретение, ряд  изобретений, лицензии;

в) рационализаторские предложения;

г) прочие ситуации.

2 Вид новшества.

Новшество в материальном, осязаемом виде может принимать  форму:

а) продукта, его конструкции или устройства, системы и механизма;

б) технологии, метода, способа;

в) материала, вещества;

г) живых организмов, растений;

д) постройки, здания, сооружения, офиса, цеха или участка, другого  архитектурного решения;

е) информационного продукта (проекта, исследования, разработки, программы и т. п.);

ж) прочих решений.

3 По областям применения  в научно – производственном  процессе в сфере промышленности, транспорта, связи и сельского  хозяйства выделяются следующие  виды инноваций:

а) научно – исследовательские, которые изменяют процесс в сфере НИОКР;

б) технические или продуктовые появляются обычно в производстве продуктов с новыми или улучшенными свойствами, ведут к изменению технологий деловых процессоров у потребителя;

в) технологические возникают при применении улучшенных, более совершенных способов изготовления продукции, ведут к изменению технологий обработки информации и технологии связи у потребителя;

г) информационно – коммуникативные, ведут к изменению технологий обработки информации и технологии связи у потребителя;

д) маркетинговые, которые  ведут к изменениям в исследовании рынков и работе ни них, изменениям брендов товаров и организаций;

е) логистические, ведут  к изменениям в сфере организации  движения потоков, снабжения и сбыте;

ж) организационно – управленческие, которые ведут к изменениям в  организационном механизме и  системе управления, совершенствуют их;

з) социально – экономические, правовые и другие, которые изменяют социальные, экономические и правовые условия функционирования предприятия.

4 По областям применения  в сферах обслуживания:

а) образование;

б) питание;

в) спорт и молодежь;

г) культура и шоу;

д) здравоохранение;

е) правовое обслуживание и охрана;

ж) туризм;

з) торговля;

и) финансовое обслуживание;

к) другое.

5 По уровню новизны инновационные товары и услуги могут распределяться на обладающие признаками:

а) мировой новизны;

б) отечественной новизны;

в) отраслевой новизны;

г) новые для фирмы;

д) расширение имеющейся  гаммы товаров, ассортимента, портфеля товаров и услуг;

е) обновленные товары и услуги;

ж) товары и услуги с  измененным позиционированием;

з) с сокращенными издержками (производственные иннновации).

6 Масштабы распространения  инноваций:

а) транснациональные;

б) народнохозяйственные и федеральные;

в) региональные;

г) муниципальные;

д) в рамках объединений  и ассоциаций;

е) в рамках организации;

ж) в рамках подразделения.

7 Широта воздействия инноваций

а) глобальное, мировое;

б) народнохозяйственное, национальное;

в) отраслевое;

г) локальное.

8 Темпы осуществления инноваций:

а) быстрые, нарастающие;

б) замедленные, равномерные;

в) медленные, затухающие.

9 Стадии жизненного  цикла инноваций, с которых  начинается инновационный процесс  для данной организации и которыми  он заканчивается:

а) исследования;

б) разработки;

в) промышленное производство;

г) маркетинг;

д) логистика;

Информация о работе Российский рынок инноваций в современных условиях