Россия на мировом рынке услуг

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2013 в 19:09, курсовая работа

Описание работы

Актуальность работы заключается в исследовании структуры мировой торговли
Цель работы рассмотреть все составляющие работу торговли
Предметом исследования данной работы является экономика России

Содержание работы

Введение_________________________________________________________4
Глава 1. Мировая торговля услугами и ее значение______________________6
1.1.Понятие термина услуг, ее развитие в экономике____________________6
1.2.Структуры услуг и ее характеристика______________________________8
1.3.Мировой рынок услуг__________________________________________14
1.4. Развитие мирового рынка услуг_________________________________23
1.5. Генеральное соглашение о торговле услугами (ГАТС)______________25
1.6. Динамика и структура мировой торговли услугами________________29
1.7.Реклама на мировом рынке услуг________________________________32
Глава 2. Россия на мировом рынке услуг_____________________________35
2.1. Устранение противоречий между интересами российских и иностранных производителей______________________________________35
2.3. Проблемы вхождения России на мировой рынок услуг_____________44
Заключение_____________________________________________________45
Список использованных источников________________________________47

Файлы: 1 файл

курсовая.doc

— 169.00 Кб (Скачать файл)

В-третьих, реально  и активно протекающий процесс  глобализации выступает мощным фактором развития мирового рынка услуг, способствуя одновременно углублению специализации стран и разнообразию форм торговли услугами.

В-четвертых, важнейшую  роль в развитии мирового рынка услуг, его структуры сыграл и играет научно-технический прогресс. Он, в  частности, привел к тому, что: 
 
a) революционные технологические изменения в средствах связи и на транспорте превратили в товары целый ряд так называемых нефакторных услуг. Резкое снижение транспортных издержек увеличило степень мобильности производителей и потребителей услуг, а применение новых средств спутниковой связи и видеотехники, системы Интернет дало возможность в некоторых случаях вообще отказаться от личного контакта продавца и покупателя услуги; 
 
b) ускорение темпов технологического прогресса в области телекоммуникаций и информатики повлекло за собой появление новых форм торговли услугами. Речь идет о международном коммерческом обмене информацией, в котором либо базы данных становятся объектом внешней торговли, либо фирмы таким образом поддерживают контакт со своими зарубежными филиалами; 
 
c) технологический прогресс позволил увеличить спрос на те виды услуг, которые и раньше имели товарную форму (финансовые, банковские, страховые услуги).

Международная торговля услугами стала объектом изучения сравнительно недавно. Длительное время услуги, согласно международной стандартной классификации, принятой ООН, относились к «неторгуемым» товарам (nontradable goods), т.е. товарам, которые потребляются в той же стране, где они производятся, и не перемещаются между странами. По мере развития НТП, интернационализации хозяйственной жизни часть услуг была вовлечена в мирохозяйственный оборот и появился термин «торгуемые услуги», которые по рекомендации МВФ отражаются в платежном балансе страны.

Главные различия между торгуемыми и неторгуемыми товарами заключаются в следующем:

Цены на торгуемые товары определяются соотношением спроса и  предложения на мировом рынке  и находятся под влиянием спроса и предложения на них и внутри страны, и за рубежом. Цены на неторгуемые  товары определяются соотношением спроса и предложения на национальном рынке. Колебания цен на такие товары в других странах значения не имеют.

 Поддержание баланса  внутреннего спроса и предложения  на торгуемые товары не так  важно, как для неторгуемых  товаров, поскольку недостаток внутреннего спроса может быть всегда компенсирован увеличением спроса из-за рубежа, а недостаток внутреннего предложения – увеличением поставок иностранных товаров. Для неторгуемых товаров поддержание внутреннего баланса спроса и предложения критически важно. При его нарушении возникают серьезные социально-экономические диспропорции.

Динамика и зачастую уровень  внутренних цен на торгуемые товары следуют за динамикой и уровнем  цен в других странах. Внутренние цены на неторгуемые товары могут  существенно отличаться от цен других стран, а изменение может не приводить к изменению зарубежных цен на такие же товары.

Современный мировой  рынок услуг включает торговлю самыми разнообразными услугами (160 видов), которые  классифицированы статистической комиссией ООН в 12 разделов: 
 
1. Деловые услуги (46 отраслевых видов услуг); 
 
2. Услуги связи (25 видов); 
 
3. Строительные и инжиниринговые услуги (5 видов); 
 
4. Дистрибьюторские услуги (5 видов); 
 
5. Общеобразовательные услуги (5 видов); 
 
6. Услуги по защите окружающей среды (4 вида); 
 
7. Финансовые услуги, включая страховые (17 видов); 
 
8. Услуги по охране здоровья и социальные услуги (4 вида); 
 
9. Туризм и путешествия (4 вида); 
 
10. Услуги в области организации досуга, культуры и спорта (5 видов); 
 
11. Транспортные услуги (33 вида); 
 
12. Прочие услуги. 
 

В более конкретном аспекте  из всех перечисленных позиций в  соответствии с руководством по составлению  платежного баланса МВФ, которым  пользуются практически все страны мира, в состав торгуемых услуг  входят следующие их виды: Очевидно, что разнообразие «торгуемых услуг» огромно.

Кроме того, услуги, как известно, обладают рядом значительных отличий  от физических товаров, что также  накладывает отпечаток на процесс  международной торговли, на технологию ее реального осуществления. В связи с этим в современных условиях выделяют четыре способа международной торговли услугами: 
 
1. Трансграничная торговля (cross-border trade), т.е. ситуация, когда продавец и покупатель услуги не перемещаются через границу, ее пересекает только услуга. Такой способ продажи услуг значительно приближен к продаже товаров в международной торговле, например предоставление юридических консультаций из-за границы по телефону (или факсу) либо участие в корреспондентской обучающей программе зарубежного учебного заведения (на ее долю приходится свыше 40% из всего объема международной торговли услугами). 
 
2. Потребление за границей (consumption abroad), т.е. ситуация, когда потребитель из одной страны приобретает и потребляет услугу на территории другой страны. В этом случае различие по сравнению с торговлей товарами состоит в том, что услуга и продавец услуги не перемещаются через границу, ее пересекает потребитель услуги, например выезд за границу на учебу или для лечения (20%). 
 
3. Торговое (коммерческое) присутствие в стране предоставления услуги (commercial presence, либо – right of establishment), т.е. ситуация, когда фирма, предоставляющая услугу, пересекает границу и, находясь на территории данной страны, открывает представительство или дочернюю фирму, через которые осуществляет предоставление услуги. Сама услуга и ее потребитель в данном случае через границу не перемещаются (около 40%). 
 
4. Присутствие физических лиц, предоставляющих услугу (presence of natural persons providing services), т.е. ситуация, когда услуга заключена непосредственно в деятельности людей, которые приезжают из-за границы в страну, где находится ее потребитель, например приезд из-за границы иностранного архитектора или иностранного персонала заграничного банка, открывающего свое представительство в данной стране (более 1%). 

В более «компактном» виде все способы международной торговли услугами можно представить так: 
 
Участие различных стран в мировом рынке услуг отличается масштабами экспорта и импорта услуг, их структурой и динамикой. При этом следует подчеркнуть сложность и несовершенство статистического учета мировой торговли услугами. Как считают зарубежные специалисты, величина международной торговли услугами занижена на 40-50%. Во многом это объясняется тем, что в статистике: 

- многие виды услуг включаются в экспорт и импорт физических товаров (например, не всегда инжиниринговые услуги отделяются от поставки машин и оборудования при выполнении подрядных работ за границей, а по экспертным оценкам, расходы на такие услуги, как монтаж, обучение персонала, послепродажное обслуживание могут превышать 40% стоимости контракта); 
 
- недостаточно учитываются посреднические услуги, выполняемые на территории других стран; 
 
- многие международные операции с услугами, особенно оказываемые одними подразделениями фирм другим, часто вообще не учитываются в платежном балансе; 
 
- до начала 90-х гг. ХХ века ряд стран с переходной экономикой какое-то время не рассчитывали данных о торговле услугами; 
 
- методология учета различных статей услуг до недавнего времени сильно отличалась в отдельных странах.

Очевидно, что  расширение международной торговли услугами, важность отражения реальных ее масштабов настойчиво диктуют  необходимость совершенствования  методологии учета оборота услуг  на внешнем рынке.

Доминирующее  положение в международной торговле услугами занимают наиболее развитые государства: США, Великобритания, Германия, Франция, Италия, Нидерланды и др. На их долю приходится около 75% мирового экспорта и импорта услуг, причем впереди  с большим отрывом идут США (около 20% экспорта и 15% импорта услуг). Экспорт услуг всех развивающихся стран составляет 20%, а импорт на 5-10% больше.

Роль восточно-европейских  государств и стран СНГ в международной  торговле услугами незначительна: они  экспортируют и импортируют до 4% от мирового оборота услуг.

Для оценки уровня специализации данной страны на экспорте услуг в западной статистике принято  рассчитывать специальный индекс. Он показывает соотношение доли экспорта и доли импорта услуг в ВНП (i эксп./i имп.).

По мере своего развития международный рынок услуг  становится, с одной стороны, более  разнообразным, а с другой, структурированным: в нем все отчетливее можно  выделить специализированные (узкие) рынки, например рынок информационных услуг, туристских, транспортных, финансовых, инжиниринговых, консалтинговых и т.д. Международная статистика свидетельствует, что в последние годы структура рынка услуг претерпевает существенные изменения: в экспорте значительно снизилась доля транспортных услуг и, напротив, динамично растут туристские услуги, особенно высокими темпами увеличиваются деловые услуги, связанные с экспортом технологий, знаний, информации.

Как видим, хотя развитые страны имеют внутри страны мощную сферу услуг, на мировой рынок  они поставляют только определенный вид или несколько видов услуг, по которым у них весомые конкретные преимущества.

В последние  годы отмечается быстрое развитие международной  торговли наукоемкими, в том числе  инжиниринговыми, консультационными  услугами, для которых характерны высокая степень специализации и разнообразия видов.

Международный инжиниринг – это оказание услуг  производственного, коммерческого, инженерно-проектного и научно-технического характера. Все  виды инжиниринговых услуг можно  разделить на две большие группы. 
 
1. Услуги, связанные с подготовкой и налаживанием производственного процесса (предпроектные услуги: исследование почв, разведка ископаемых, топографические съемки и т.д.; проектные услуги: разработка инженерных проектов, оценка стоимости проекта, подготовка рабочих чертежей и т.д.; послепроектные услуги: ведение проекта, проведение приемных испытаний, подготовка инженерно-технического персонала и т.д.). 
 
2. Услуги, целью которых является повышение рентабельности производства (услуги по осмотру и испытанию оборудования, эксплуатации объекта; помощь в финансовых вопросах, реализация продукции, внедрение систем информационного обеспечения и т.д.).

Международный инжиниринг может быть оказан либо генеральным подрядчиком, либо поставщиком  технологии, либо инженерно-консультативной фирмой. 

 

 

 

 

1.4. Развитие мирового рынка услуг

 

Развитие мирового рынка  услуг немыслимо без совершенствования  регулирования торговли услугами. Мировая  торговля услугами на протяжении многих лет регулировалась на двусторонней основе. Основными участниками этих отношений были либо суверенные государства, либо государство и инофирма. Однако в результате появления международной сети услуг, базирующихся на применении современных технических средств связи и ЭВМ, снизилась эффективность традиционных методов регулирования в этой сфере, что, в свою очередь, стало препятствовать полной реализации экономического потенциала достижений НТП в сфере услуг. Появилась необходимость в создании универсального эффективного международного механизма, который бы координировал внешнеторговые отношения в данной области. В 90-х гг. ХХ века постепенно стал осуществляться переход от экстенсивной системы национального регулирования обмена услугами к созданию международного механизма регулирования торговли услугами путем выработки общих правил для всей их сферы. 

Экстенсивная система  национального регулирования обмена услугами включала в себя различные  формы таможенного контроля, дискриминационные  правила и ограничения для  иностранных фирм, контроль за ценами, системами стандартов и лицензированием.

 
Все регламентируемые меры можно разделить  на пять групп: 
 
1. К первой группе относятся ограничения, касающиеся движения товаров, рабочей силы, капитала и информации. Например, в соответствии с законами принимающей страны может быть запрещено использование информации, обработанной за рубежом; 
 
2. Включает ограничения, связанные с прямыми зарубежными инвестициями; 
 
3. Третью группу составляют правила, запрещающие предоставление некоторых видов услуг современными фирмами.

Например, в ряде стран иностранным фирмам запрещено прямое личное страхование граждан; 
 
4. Объединены ограничения, связанные с регламентированием порядка использования иностранной фирмой рабочей силы и услуг, предоставляемых отечественными фирмами; 
 
5. Относятся все виды государственной помощи, включая субсидирование и госзакупки, а также особые требования по ведению бухгалтерской и финансовой отчетности, предъявляемой к иностранным компаниям. 

 

 

 

 

 

1.5. Генерального  соглашения о торговле услугами (ГАТС)

Выработка общих правил торговли услугами на внешнем рынке должна способствовать расширению международной торговли на основании консенсуса о применении в практике обмена услугами следующих общих принципов: рыночной конкуренции, наибольшего благоприятствования, недискриминации, единства прочтения законов и гласности, а также взаимных гарантий о неприменении национальных законов в ущерб иностранных партнеров, специального и дифференцированного отношения к развивающимся странам. Этих принципы, по мнению специалистов, могут быть положены в основу международного регулирующего механизма при условии уточнения формулировок некоторых из них.

Для выработки эффективного механизма регулирования торговли услугами используются уже имеющиеся  институциональные структуры, в  том числе ГАТТ (Генеральное соглашение по торговле и тарифам), а ныне ВТО (Всемирная торговая организация).

Возможность реального создания механизма регулирования зависит  во многом от того, насколько четко  будет сформулировано понятие «услуга».

Огромным шагом  вперед была выработка путем длительных переговоров Генерального соглашения о торговле услугами (ГАТС) в ходе Уругвайского раунда торговых переговоров (1986-1994 гг.). ГАТС – самостоятельное  соглашение, определяющее правила международной  торговли услугами и механизм его регулирования. До этого не существовало какого-либо многостороннего соглашения по торговле услугами, имевшего широкий международный охват. Отдельные договоренности были между более узким кругом участников, включая Европейский Союз и Северо-Американское соглашение о свободной торговле (НАФТА) и др. 

Информация о работе Россия на мировом рынке услуг