Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2013 в 19:09, курсовая работа
Актуальность работы заключается в исследовании структуры мировой торговли
Цель работы рассмотреть все составляющие работу торговли
Предметом исследования данной работы является экономика России
Введение_________________________________________________________4
Глава 1. Мировая торговля услугами и ее значение______________________6
1.1.Понятие термина услуг, ее развитие в экономике____________________6
1.2.Структуры услуг и ее характеристика______________________________8
1.3.Мировой рынок услуг__________________________________________14
1.4. Развитие мирового рынка услуг_________________________________23
1.5. Генеральное соглашение о торговле услугами (ГАТС)______________25
1.6. Динамика и структура мировой торговли услугами________________29
1.7.Реклама на мировом рынке услуг________________________________32
Глава 2. Россия на мировом рынке услуг_____________________________35
2.1. Устранение противоречий между интересами российских и иностранных производителей______________________________________35
2.3. Проблемы вхождения России на мировой рынок услуг_____________44
Заключение_____________________________________________________45
Список использованных источников________________________________47
Инициатива
разработки общих правил, регулирующих
торговлю услугами, принадлежала развитым
странам (особенно США), которые доминируют
в международном обороте услуг
и преследуют цели максимальной реализации своих
интересов в этой области.
В ходе переговоров
страны столкнулись с двумя группами
сложнейших проблем, решение которых
происходит постепенно. Первая группа
проблем, отмечают эксперты, носит технический
характер и проистекает из природы торговли услугами как
таковой и используемых правительствами
механизмов регулирования торговли услугами.
Важно подчеркнуть,
что в ГАТС не дается смысловая
дефиниция услуг. В материалах практикума
«Россия и Всемирная торговля»,
проходившего в Москве 3-6 июня 1997 г., по этому поводу
отмечается: «Лица, ведущие переговоры,
не сумели найти смыслового определения
услуг, но они выделили около 130 категорий
и подкатегорий. В этот термин вкладывается
самое широкое содержание.
Вторая группа
проблем связана со способами, которыми услуги
могут быть поставлены. Указанные ранее
четыре способа международной торговли
услугами были «зафиксированы» именно
ГАТС. Отнесение услуги к какому-либо способу
поставки является основной предпосылкой
для определения мер регулирования доступа
зарубежных поставщиков на национальный
рынок.
В январе 1995 г. соглашение
вступило в действие. ГАТС содержит:
1. положения, определяющие основные обязанности
членов ВТО в области торговли услугами;
2. приложение о специальном статусе отдельных видов услуг;
3. списки первоначальных взаимных уступок
по доступу на рынки услуг;
4. определяет принципы использования
национального режима и режима наибольшего
благоприятствования в сфере международной
торговли услугами.
В целом, ГАТС представляет собой весьма содержательный
объемный документ. Он включает в себя
как блок общих обязательств, которые
применяются ко всей торговле услугами,
так и являющиеся предметом переговоров
набор специфических обязательств, касающиеся
торгового режима в определенных секторах
услуг.
Международная
торговля услугами регулируется также
на отраслевом и региональном уровнях.
В первом случае используются специализированные
межправительственные организации (например,
ИКАО – Организация международной
гражданской авиации; ИМО – Международная морская
организация; ВТО – Всемирная туристическая
организация и др.). Во втором случае регулирование
внешнего рынка осуществляется в рамках
интеграционных региональных соглашений
(например, Европейского Союза).
В настоящее время ГАТТ/ВТО интенсивно ведут работу по организационным, административным и правовым проблемам электронной торговли. В мае 1998 г. ВТО была принята Декларация о глобальной электронной торговле.
1.6. Динамика и структура мировой торговли услугами
За период
1980 – 1997 гг. торговля услугами
возросла в 3 раза, достигнув в
1997 г. 2605 млрд. долларов. В целом за
последние два десятилетия
Годовые темпы роста мировых показателей ВВП, экспорта товаров и услуг
( в %)
Показатели |
1980 г. |
1985 г. |
1990 г. |
1995 г. |
1996 г. |
1997 г. |
ВВП |
30 |
20 |
27 |
21 |
26 |
29 |
Экспорт товаров |
47 |
01 |
11,4 |
19,7 |
26 |
2,0 |
Экспорт услуг |
54 |
25 |
20,8 |
13,5 |
50 |
19 |
Динамику услуг определяет ряд долговременных основополагающих факторов экономического развития.
В последние два десятилетия появился ряд новых весьма весомых долговременных стимулов развития сферы услуг. Многоплановое воздействие на услуги оказывает современная научно-техническая революция. На основе компьютеризации, информационных технологий, новых средств коммуникации возник и стремительно утвердился на рынках целый спектр новых услуг, радикально обновляются их традиционные виды, повышаются качественные показатели обслуживания. Снимая технические барьеры в передаче многих услуг на расстояние, новые технологии открывают для них мировой рынок. Развитие услуг оживляют и проводимые во многих странах приватизация и дерегулирование многих отраслей (транспорта, телекоммуникаций, финансовых и страховых услуг), а также либерализация внешнеэкономических операций.
Сильным стимулом
развития ряда услуг послужила
Расширение
позиций и структурное
1.7.Реклама на мировом рынке услуг
Одним видом услуг на мировом рынке является реклама. Реклама играет значительную роль в международной торговле, поскольку на мировых товарных рынках действует сейчас большое количество фирм, которым необходимо рекламировать свою продукцию. В то же время реклама из придатка к торговле превратилась в самостоятельную, очень прибыльную сферу бизнеса.
Стремительно растет консультационный бизнес, функцией которого является разработка и предоставление клиентам научных решений самых разных хозяйственных проблем в виде информации, экспертизы, консультаций или прямого участия по контрактам в управлении, изучении рынков, разработке и реализации мер по повышению эффективности и т.п. Ускоренно развивается и ряд нетехнических видов деловых услуг – службы по подбору персонала (в т.ч. для временных работ), а также по обеспечению связей фирм с общественностью, поддержанию на производстве нормального социального климата и т.д.
В динамичное ядро
рассматриваемой сферы во многих
странах входят также связь и
телекоммуникации.13 В первую десятку
стран, которые имеют наиболее развитые
системы связи и
В настоящее
время также динамично
Используя передовые
информационные технологии и возможности,
открываемые политикой
В услугах социально-культурного профиля по темпам лидируют социальные услуги тем категориям населения, которые нуждаются в непосредственной помощи и поддержке общества – инвалидам, престарелым. Научно-технический прогресс, повышение жизненного уровня населения и расширение государственных программ медицинского обслуживания стимулируют развитие сферы здравоохранения.
В группу быстродействующих отраслей входят также различные виды обслуживания свободного времени населения, его культурных и социальных запросов. Здесь первенство по динамике держит кинопроизводство, видео - и аудиобизнес, различные формы активного отдыха и, прежде всего, туризм, доля которого в стоимости экспорта услуг превышает 1/3. Туризм занимает значительное место в международных отношениях. Около 500 млн. человек ежегодно посещают зарубежные страны в туристических целях. Международный туризм является не только популярным видом отдыха, но и активно развивающейся сферой мировой экономики. Однако информация о развитии международного туризма не является абсолютно точной, поскольку достаточно сложно измерить туристические потоки. Из-за отсутствия единого способа их учета значительно осложняется сопоставление статистических данных между странами.
ГЛАВА 2. РОССИЯ НА МИРОВОМ РЫНКЕ УСЛУГ
2.1. Устранение
противоречий между интересами
российских и
В процессе перехода российской экономики на рыночные основы и ее интеграции в мировое хозяйство следует учитывать активную роль сферы услуг, а так же все аспекты ее развития за рубежом (технические, структурные, организационные, управленческие, количественные и качественные). Первостепенная наша задача – ускорить развитие сферы услуг. В 1990 г. на долю рассматриваемых отраслей в России приходилось 23% ВВП и 37% общей численности занятых, т.е. эти показатели были в 2 – 2,5 раза ниже, чем в странах с развитой рыночной экономикой. В 1996 г. эти показатели составили соответственно 53 и 50%, однако в преобладающей части их рост связан с более глубоким падением материального производства.17
Динамика производства ВВП в России за период с 1990 по 1994 г.
(в сопоставимых ценах, в % к 1990 г.)
1991 |
1992 |
1993 |
1994 | |
ВВП |
95,0 |
81,2 |
74,2 |
64,8 |
в т.ч.: производство товаров |
93,9 |
76,8 |
67,5 |
55,2 |
производство услуг |
98,1 |
91,5 |
88,4 |
85,9 |
из него: рыночные услуги |
96,7 |
90,3 |
87,4 |
84,9 |
нерыночные услуги |
100,6 |
88,2 |
84,2 |
82,0 |
косвенно измеряемые услуги финансового посредничества |
177,2 |
199,0 |
234,4 |
251,1 |
Как показывают приведенные данные, за период с 1990 по 1994 г. В России при общем падении объема ВВП на 35,2% наибольший спад наблюдался в сфере производства товаров, объем которого в 1994 г. составлял только 55,2% от соответствующего уровня 1990 года. Менее существенным за этот период было снижение объемов ВВП для отраслей производства услуг, которое составило 14%. При этом в отдельных отраслях наблюдался довольно устойчивый рост объемов ВВП. В производстве рыночных услуг такая тенденция была характерна для отраслей, специализирующихся на операциях с недвижимым имуществом (прирост ~ 5%), в коммерческой деятельности по обеспечению функционирования рынка (рост более чем в 3 раза), жилищном хозяйстве (5,8%), в сфере финансов, кредита и страхования (57%) и др. Реальный прирост объемов ВВП в отраслях производства нерыночных услуг наблюдается только в жилищном строительстве (6,2%).В сфере финансового посредничества наблюдался существенный прирост ВВП (более чем в 2,5 раза).
Немаловажен для России и огромный потенциал отраслей услуг в решении проблемы занятости. Несмотря на инерционный характер процессов, связанных с изменениями в структуре занятости населения, в экономике России, тем не менее, наблюдалась выраженная тенденция роста доли занятых в сфере услуг, которая увеличилась в 1995 г. по сравнению с 1980 г. с 43 до 49%.18
В настоящее время Россия находится в процессе присоединения к ВТО, и переговоры по торговле услугами составляют самый трудный, завершающий этап на пути этого присоединения. Речь идет о международных сделках, охватывающих самые разнообразные сферы деятельности – оптовую и розничную торговлю, банковское дело, страхование, аудит, транспорт и телекоммуникации, строительство и инжиниринг, здравоохранение и туризм и т.д.19
Россия, ведя переговоры по торговле услугами, должна учитывать, что ей необходимо представить перечень обязательств по доступу иностранных поставщиков услуг на отечественный рынок. Перечень составляют двоякие ограничения: общие для всех секторов услуг и специфические, касающиеся определенного сектора. При этом специфические обязательства должны рассматриваться примерно по 160 видам услуг, систематизированным по 12 секторам согласно классификатору ВТО. В работе по составлению российских обязательств задействованы около 50 федеральных министерств и ведомств, органы государственной и судебной власти.