Россия на мировом рынке услуг

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2013 в 19:09, курсовая работа

Описание работы

Актуальность работы заключается в исследовании структуры мировой торговли
Цель работы рассмотреть все составляющие работу торговли
Предметом исследования данной работы является экономика России

Содержание работы

Введение_________________________________________________________4
Глава 1. Мировая торговля услугами и ее значение______________________6
1.1.Понятие термина услуг, ее развитие в экономике____________________6
1.2.Структуры услуг и ее характеристика______________________________8
1.3.Мировой рынок услуг__________________________________________14
1.4. Развитие мирового рынка услуг_________________________________23
1.5. Генеральное соглашение о торговле услугами (ГАТС)______________25
1.6. Динамика и структура мировой торговли услугами________________29
1.7.Реклама на мировом рынке услуг________________________________32
Глава 2. Россия на мировом рынке услуг_____________________________35
2.1. Устранение противоречий между интересами российских и иностранных производителей______________________________________35
2.3. Проблемы вхождения России на мировой рынок услуг_____________44
Заключение_____________________________________________________45
Список использованных источников________________________________47

Файлы: 1 файл

курсовая.doc

— 169.00 Кб (Скачать файл)

Инициатива  разработки общих правил, регулирующих торговлю услугами, принадлежала развитым странам (особенно США), которые доминируют в международном обороте услуг  и преследуют цели максимальной реализации своих интересов в этой области. 

В ходе переговоров  страны столкнулись с двумя группами сложнейших проблем, решение которых  происходит постепенно. Первая группа проблем, отмечают эксперты, носит технический  характер и проистекает из природы торговли услугами как таковой и используемых правительствами механизмов регулирования торговли услугами. 

Важно подчеркнуть, что в ГАТС не дается смысловая  дефиниция услуг. В материалах практикума «Россия и Всемирная торговля», проходившего в Москве 3-6 июня 1997 г., по этому поводу отмечается: «Лица, ведущие переговоры, не сумели найти смыслового определения услуг, но они выделили около 130 категорий и подкатегорий. В этот термин вкладывается самое широкое содержание. 

Вторая группа проблем связана со способами, которыми услуги могут быть поставлены. Указанные ранее четыре способа международной торговли услугами были «зафиксированы» именно ГАТС. Отнесение услуги к какому-либо способу поставки является основной предпосылкой для определения мер регулирования доступа зарубежных поставщиков на национальный рынок. 

В январе 1995 г. соглашение вступило в действие. ГАТС содержит: 
 
1. положения, определяющие основные обязанности членов ВТО в области торговли услугами; 
 
2. приложение о специальном статусе отдельных видов услуг; 
 
3. списки первоначальных взаимных уступок по доступу на рынки услуг; 
 
4. определяет принципы использования национального режима и режима наибольшего благоприятствования в сфере международной торговли услугами. 

В целом, ГАТС представляет собой весьма содержательный объемный документ. Он включает в себя как блок общих обязательств, которые применяются ко всей торговле услугами, так и являющиеся предметом переговоров набор специфических обязательств, касающиеся торгового режима в определенных секторах услуг. 

Международная торговля услугами регулируется также  на отраслевом и региональном уровнях. В первом случае используются специализированные межправительственные организации (например, ИКАО – Организация международной  гражданской авиации; ИМО – Международная морская организация; ВТО – Всемирная туристическая организация и др.). Во втором случае регулирование внешнего рынка осуществляется в рамках интеграционных региональных соглашений (например, Европейского Союза). 

В настоящее  время ГАТТ/ВТО интенсивно ведут работу по организационным, административным и правовым проблемам электронной торговли. В мае 1998 г. ВТО была принята Декларация о глобальной электронной торговле.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.6. Динамика  и структура мировой торговли  услугами    

 За период 1980 – 1997 гг. торговля услугами  возросла в 3 раза, достигнув в  1997 г. 2605 млрд. долларов. В целом за  последние два десятилетия темпы  роста экспорта товаров и услуг  опережали рост мирового валового  продукта.

Годовые темпы  роста мировых показателей ВВП, экспорта товаров и услуг

( в %)

Показатели

1980 г.

1985 г.

1990 г.

1995 г.

1996 г.

1997 г.

ВВП

30

20

27

21

26

29

Экспорт товаров

47

01

11,4

19,7

26

2,0

Экспорт услуг

54

25

20,8

13,5

50

19


Динамику услуг  определяет ряд долговременных основополагающих факторов экономического развития.

В последние  два десятилетия появился ряд  новых весьма весомых долговременных стимулов  развития сферы услуг. Многоплановое воздействие на услуги оказывает современная научно-техническая революция. На основе компьютеризации, информационных технологий, новых средств коммуникации возник и стремительно утвердился на рынках целый спектр новых услуг, радикально обновляются их традиционные виды, повышаются качественные показатели обслуживания. Снимая технические барьеры в передаче многих услуг на расстояние, новые технологии открывают для них мировой рынок. Развитие услуг оживляют и проводимые во многих странах приватизация и дерегулирование многих отраслей (транспорта, телекоммуникаций, финансовых и страховых услуг), а также либерализация внешнеэкономических операций.

Сильным стимулом развития ряда услуг послужила крупномасштабная структурно-технологическая перестройка  материального производства в развитых зарубежных странах в 80-е гг. В  ее ходе намного выросли потребности промышленных компаний в высококачественных деловых услугах, связанные с разнообразными и сложными проблемами их реструктуризации и развития – техническими, сбытовыми, управленческими и т.д. Одновременно из состава крупных фирм в массовом порядке выделялись и переходили на самостоятельный бизнес их непрофильные подразделения, специализирующиеся на услугах. Итогом взаимодействия и взаимовлияния долговременных  и преходящих факторов было существенное повышение вклада отраслей услуг в экономический рост, эффективность хозяйства, социальный прогресс и глобализацию хозяйственной жизни.

Расширение  позиций и структурное усложнение сферы услуг происходит как в  результате возникновения новых  производств (таких как компьютерные услуги, услуги электронных информационных сетей, видеобизнес и др.), так и путем «экстернализации» услуг – выделения в самостоятельные звенья хозяйственной структуры операций, которые ранее были составной частью производства или домашнего хозяйства. «Экстернализация» услуг – явление качественного порядка, и оно не сводится к механическому перемещению операций из одной сферы в другую. Углубление специализации расширяет набор услуг, позволяет полнее и качественнее удовлетворить запросы потребителей, а экономия на масштабах ведет к относительному удешевлению продукции. В перспективе тенденция опережающего развития сферы услуг, по всей вероятности, сохранится, но по мере достижения ее отраслями высокой степени зрелости будет проявляться в более сложном взаимодействии факторов роста и его подавления; несомненно, усилится перелив ресурсов в рамках самой сферы услуг.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.7.Реклама  на мировом рынке услуг

Одним видом услуг на мировом рынке является реклама. Реклама играет значительную роль в международной торговле, поскольку на мировых товарных рынках действует сейчас большое количество фирм, которым необходимо рекламировать свою продукцию. В то же время реклама из придатка к торговле превратилась в самостоятельную, очень прибыльную сферу бизнеса.

Стремительно  растет консультационный бизнес, функцией которого является разработка и предоставление клиентам научных решений самых разных хозяйственных проблем в виде информации, экспертизы, консультаций или прямого участия по контрактам в управлении, изучении рынков, разработке и реализации мер по повышению эффективности и т.п. Ускоренно развивается и ряд нетехнических видов деловых услуг – службы по подбору персонала (в т.ч. для временных работ), а также по обеспечению связей фирм с общественностью, поддержанию на производстве нормального социального климата и т.д.

В динамичное ядро рассматриваемой сферы во многих странах входят также связь и  телекоммуникации.13 В первую десятку  стран, которые имеют наиболее развитые системы связи и телекоммуникаций, отвечающие мировым стандартам, входят Сингапур, Новая Зеландия, Финляндия, Дания, США, Гонконг, Швеция, Турция, Норвегия, Канада.

В настоящее  время также динамично развиваются  кредитно-финансовые и страховые  услуги. Мировой опыт показывает, что  страхование – это эффективный  инструмент концентрации и вовлечения в хозяйственную деятельность средств корпоративных организаций и частных лиц, оказывающий стабилизирующее воздействие на экономику. В промышленно развитых странах отношение к рынку страховых услуг определяется как к стратегическому сектору экономики  и мощному фактору положительного воздействия на нее. Наиболее развитой страной в отношении рынка страховых услуг являются США, доля рынка которых составляет 48,68% в мировом рынке страховых услуг, а также Япония – 11,25%, Германия – 10,19%, Великобритания – 5,93%.14

Используя передовые  информационные технологии и возможности, открываемые политикой дерегулирования  и либерализации рынков, все эти  отрасли в последние 15 – 20 лет  вышли на качественно новый виток  в своем техническом оснащении, уровне и качестве обслуживания производства и населения и ныне играют решающую роль в стремительном процессе глобализации хозяйственной жизни.

В услугах социально-культурного  профиля по темпам лидируют социальные услуги тем категориям населения, которые  нуждаются в непосредственной помощи и поддержке общества – инвалидам, престарелым. Научно-технический прогресс, повышение жизненного уровня населения и расширение государственных программ медицинского обслуживания стимулируют развитие сферы здравоохранения.

В группу быстродействующих отраслей входят также различные виды обслуживания свободного времени населения, его культурных и социальных запросов. Здесь первенство по динамике держит кинопроизводство, видео - и аудиобизнес, различные формы активного отдыха и, прежде всего, туризм, доля которого в стоимости экспорта услуг превышает 1/3. Туризм занимает значительное место в международных отношениях. Около 500 млн. человек ежегодно посещают зарубежные страны в туристических целях. Международный туризм является не только популярным видом отдыха, но и активно развивающейся сферой мировой экономики. Однако информация о развитии международного туризма не является абсолютно точной, поскольку достаточно сложно измерить туристические потоки. Из-за отсутствия единого способа их учета значительно осложняется сопоставление статистических данных между странами.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 2. РОССИЯ НА МИРОВОМ РЫНКЕ УСЛУГ

2.1. Устранение  противоречий между интересами  российских и                               иностранных производителей

В процессе перехода российской экономики на рыночные основы и ее интеграции в мировое хозяйство следует учитывать активную роль сферы услуг, а так же все аспекты ее развития за рубежом (технические, структурные, организационные, управленческие, количественные и качественные). Первостепенная наша задача – ускорить развитие сферы услуг. В 1990 г. на долю рассматриваемых отраслей в России приходилось 23% ВВП и 37% общей численности занятых, т.е. эти показатели были в 2 – 2,5 раза ниже, чем в странах с развитой рыночной экономикой. В 1996 г. эти показатели составили соответственно 53 и 50%, однако в преобладающей части их рост связан с более глубоким падением материального производства.17

Динамика производства ВВП в России за период с 1990 по 1994 г.

(в сопоставимых ценах, в % к 1990 г.)

 

1991

1992

1993

1994

ВВП

95,0

81,2

74,2

64,8

в т.ч.:

производство  товаров

93,9

76,8

67,5

55,2

производство  услуг

98,1

91,5

88,4

85,9

из него:

рыночные услуги

96,7

90,3

87,4

84,9

нерыночные  услуги

100,6

88,2

84,2

82,0

косвенно измеряемые услуги    финансового  посредничества

177,2

199,0

234,4

251,1


 

   Как показывают  приведенные данные, за период  с 1990 по 1994 г. В России при  общем падении объема ВВП на 35,2% наибольший спад наблюдался  в сфере производства товаров,  объем которого в 1994 г. составлял только 55,2% от соответствующего уровня 1990 года. Менее существенным за этот период было снижение объемов ВВП для отраслей производства услуг, которое составило 14%. При этом в отдельных отраслях наблюдался довольно устойчивый рост объемов ВВП. В производстве рыночных услуг такая тенденция была характерна для отраслей, специализирующихся на операциях с недвижимым имуществом (прирост ~ 5%), в коммерческой деятельности по обеспечению функционирования рынка (рост более чем в 3 раза), жилищном хозяйстве (5,8%), в сфере финансов, кредита и страхования (57%) и др. Реальный прирост объемов ВВП в отраслях производства нерыночных услуг наблюдается только в жилищном строительстве (6,2%).В сфере финансового посредничества наблюдался существенный прирост ВВП (более чем в 2,5 раза).

Немаловажен для  России и огромный потенциал отраслей услуг в решении проблемы занятости. Несмотря на  инерционный характер процессов, связанных с изменениями в структуре занятости населения, в экономике России, тем не менее, наблюдалась выраженная тенденция роста доли занятых в сфере услуг, которая увеличилась в 1995 г. по сравнению с 1980 г. с 43 до 49%.18

В настоящее  время Россия находится в процессе присоединения к ВТО, и переговоры по торговле услугами составляют самый трудный, завершающий этап на пути этого присоединения. Речь идет о международных сделках, охватывающих самые разнообразные сферы деятельности – оптовую и розничную торговлю, банковское дело, страхование, аудит, транспорт и телекоммуникации, строительство и инжиниринг, здравоохранение и туризм и т.д.19

Россия, ведя переговоры по торговле услугами, должна учитывать, что ей необходимо представить перечень обязательств по доступу иностранных  поставщиков услуг на отечественный  рынок. Перечень составляют двоякие ограничения: общие для всех секторов услуг и специфические, касающиеся определенного сектора. При этом специфические обязательства должны рассматриваться примерно по 160 видам услуг, систематизированным по 12 секторам согласно классификатору ВТО. В работе по составлению российских обязательств задействованы около 50 федеральных министерств и ведомств, органы государственной и судебной власти.

Информация о работе Россия на мировом рынке услуг