Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2013 в 19:09, курсовая работа
Актуальность работы заключается в исследовании структуры мировой торговли
Цель работы рассмотреть все составляющие работу торговли
Предметом исследования данной работы является экономика России
Введение_________________________________________________________4
Глава 1. Мировая торговля услугами и ее значение______________________6
1.1.Понятие термина услуг, ее развитие в экономике____________________6
1.2.Структуры услуг и ее характеристика______________________________8
1.3.Мировой рынок услуг__________________________________________14
1.4. Развитие мирового рынка услуг_________________________________23
1.5. Генеральное соглашение о торговле услугами (ГАТС)______________25
1.6. Динамика и структура мировой торговли услугами________________29
1.7.Реклама на мировом рынке услуг________________________________32
Глава 2. Россия на мировом рынке услуг_____________________________35
2.1. Устранение противоречий между интересами российских и иностранных производителей______________________________________35
2.3. Проблемы вхождения России на мировой рынок услуг_____________44
Заключение_____________________________________________________45
Список использованных источников________________________________47
В процессе выработки обязательств по доступу иностранных поставщиков услуг необходимо найти баланс между интересами по защите своего внутреннего рынка и потребностью в иностранных инвестициях для создания современной инфраструктуры; между преимуществами, которые получают российские поставщики на внешних рынках в результате присоединения к ВТО, и степенью активности иностранцев на территории РФ.
Устранение противоречий между интересами российских и иностранных производителей потребует больших усилий. В первую очередь это связано с тем, что сфера услуг, меры по ее регулированию являются относительно новой проблемой для нашей страны. В настоящий момент Россия особенно нуждается в создании стройной, более совершенной системы правового регулирования сферы услуг, в этом отношении положительное значение может иметь использование опыта ВТО по урегулированию внешнеэкономической деятельности в сфере услуг.
Кроме того, все
еще остается проблема соответствия
международного метода статистического
учета услуг системе
Следует учитывать, что по мере «взросления» ВТО, и ГАТС в частности, к странам, вступающим в эту организацию, будут предъявляться высокие требования.
На современном этапе позиция России на международном рынке услуг не слишком обнадеживающая. Россия хотя и входит в число ведущих 30 стран – участниц международной торговли услугами, выступает в качестве нетто-импортера. Экспорт всех видов услуг, по данным ВТО, в 1994 г. составлял 8951 млн. долларов, в 1997 г. – 13500 млн. долларов (1,0% в мировом экспорте услуг), а российский импорт – соответственно 15443 млн. и 18700 млн. долларов (1,4% в мировом импорте услуг в 1997 г.). По масштабам экспорта Россия опережала ряд крупных участников международной торговли услугами – Мексику, Индию и Бразилию, а по импорту – Австралию, Швецию, Норвегию, Швейцарию, Сингапур, Бразилию, Мексику, Индию.
Нетто-экспортером на мировом рынке Россия остается в сфере транспортных услуг. Так, до 1996 г. около половины всего экспортного потенциала России в торговле услугами обеспечивалась за счет транспортных услуг. Однако уже в 1997 г. эта доля сократилась до 25%.22 Как свидетельствует мировой опыт, при проведении экономических преобразований необходимо уделять большое внимание развитию системы транспортных коммуникаций. В настоящее время Россия по степени развития основных видов транспорта существенно отстает от мирового уровня. В частности, по уровню соответствия принятым международным стандартам в совокупности по всем видам транспорта Россия занимает 45-е место в мире, по железнодорожному транспорту – 34-е место, по автодорогам – 43-е, по авиатранспорту – 46-е и по портовому хозяйству – 50 - е.
Импорт же транспортных услуг повышается, что свидетельствует о тенденции к вытеснению с рынка российских транспортных фирм. В России транспортные расходы на единицу произведенной продукции в 6 раз больше, чем в США и в 4,5 раза больше, чем в Китае, хотя транспортные масштабы этих стран соизмеримы с российскими. Производительность труда на отечественном транспорте вполовину ниже, чем в США. Поскольку стоимость транспортировки и уровень производительности труда оказывают существенное влияние на себестоимость продукции, такое положение не может не сказаться на конкурентоспособности отечественных товаров на мировом рынке.23
Туризм как наиболее динамично развивающаяся сфера услуг занимает первое место в отраслевой структуре российской торговли услугами. На него приходится более 50% ее объема. Но поскольку в настоящее выезд отечественных граждан за рубеж существенно превосходит въездной поток, туризм является и крупнейшей расходной статьей российского баланса услуг.
На долю других видов услуг в 1997 г. приходилось около 20% общего объема торговли услугами.24
В последнее
время наблюдается
Конкурентоспособность России проявляется главным образом в области услуг связи (в основном за счет космических разработок) и в сфере еще имеющихся научно-технических разработок (в торговле ройалти и лицензиями). Однако в то же время Россия отстает от западных стран на 15 – 20 лет. В рейтинге стран по уровню телекоммуникационных систем она занимает 42-е место. Отставание системы связи в России от общемировых стандартов объясняется недостаточными ассигнованиями на эти цели. В 1990 – 1992 гг. расходы на развитие телекоммуникационных систем составляли 0,2% ВВП (39-е место в мире). Чтобы приблизиться к мировому уровню, по оценкам специалистов, необходимы инвестиции в размере 60 млрд. долларов. Сейчас основные телекоммуникационные системы комплектуются на 40 % за счет оборудования иностранного производства.26
В условиях становления
многоукладной экономики и
Страхованию в России отводилась второстепенная роль. Объем страхового обеспечения в расчете на душу населения в России остается чисто символической величиной. При среднемировом уровне потребности в страховых услугах около 2000 – 2050 $ в год на душу населения размер таких услуг в России в 1000 раз меньше, всего 2$. Для сравнения: фактические реальные величины страхового обеспечения на душу населения в России в 900 раз меньше, чем в Англии, в 1120 раз меньше, чем в США, 1420 раз меньше, чем в Швейцарии. 29
В структуре российской торговли услугами почти отсутствует экспорт маркетинговых, управленческих, аудиторских, консультационных, компьютерных и ряда подобных сравнительно новых видов услуг.
В международном обмене услугами основным для России, в отличие от большинства развитых стран, является внешнеторговый канал – трансграничная торговля. Однако в импорте услуг существенная доля приходится на второй канал – торговлю услугами филиалов иностранных компаний, находящихся на российской территории. В России представлены филиалы многих компаний – мировых лидеров в различных отраслях услуг, опыт которых в существенной степени влияет на формирование рыночных отношений в нашей стране.
Улучшение ситуации в сфере услуг в России во многом зависит от иностранных вложений. Наибольший интерес для зарубежных инвесторов представляют такие отрасли деловых услуг, как посредничество и консалтинг, а из ряда потребительских услуг – общественное питание, торговля, гостиничная индустрия. Заметная активность наблюдается в области рекламы и образовательных услуг.
В контексте освещения мирового рынка услуг возникает вопрос о роли России на этом рынке, ее возможностях и проблемах. Это тем более актуально, что нашей стране предстоит вступление во Всемирную торговую организацию.
В конце ХХ века Россия в списке стран-экспортеров услуг заняла лишь 32 место, ее доля в мировом экспорте услуг составила менее 1%. Примерно на таком же уровне находится и доля импорта услуг.\
Россия выступает на мировом рынке услуг главным образом в роли нетто-импортера, а как нетто-экспортер – только в области транспортных и туристских услуг. По мнению специалистов, российский рынок услуг стал одним из самых привлекательных для иностранцев. В первую очередь это касается таких динамично развивающихся и перспективных его секторов, как рекламного, консалтингового, строительного, транспортного. Потенциал этих услуговых видов деятельности огромен, однако в настоящее время значительная доля доходов от них достается зарубежным фирмам. Ситуация усугубляется еще и тем, что в последние 10-15 лет из-за провалов в законодательной базе «внешняя торговля услугами являлась как бы «черной дырой» через которую валюта вывозилась за рубеж. Эксперты оценивают ежегодную утечку валюты через фиктивную оплату контрактов на услуги в 1-2 млрд. долларов.
Несмотря на негативные моменты, потенциал России в наращивании масштабов внешнеторгового оборота услуг весьма велик. К перспективным с этой точки зрения следует отнести такие наукоемкие, интеллектуальные виды, как услуги в области программирования, космические, туристические.
«В результате исследования российской экономики аналитики McKinsey Global Institute пришли, в частности, к такому выводу: удовлетворение спроса на услуги в области программирования может стать источником доходов для России. Отечественные фирмы способны выйти с привлекательными предложениями на международный рынок информационных технологий (ИТ). Мировой спрос на услуги в области ИТ составляет около 400-500 млрд.долл. в год. Общий объем экспорта программ в мире превышает 10 млрд.долл., российский экспорт программирования оценивался в 2000 г. в 60-70 млн.долл. Специалисты полагают, что в ближайшее время возможно его увеличение на порядок».
2.3. Проблемы вхождения России на мировой рынок услуг
Основными проблемами вхождения России на мировой рынок являются проблемы привлечения иностранных инвестиций для получения возможности торговать на мировом рынке, регулирование экспорта, регулирование импорта и проблема вступления в ВТО. Исходя из того, как Руководство РФ решает эти проблемы, можно выделить основные цели России, которых следует достичь, если страна желает обеспечить себе выход на мировой рынок и хорошие внешнеэкономические отношения с другими странами. Направлениями такой деятельности являются:
- защита интересов отечественных экспортёров на внешних рынках;
- достижение
наиболее благоприятного
- обеспечение
доступа российских
- обеспечение
наиболее благоприятных для
- привлечение
внешнего финансирования
- интеграция
российской экономики в
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
На протяжении
двух последних десятилетий
Что же касается России, то ее позиция на мировом рынке услуг в настоящее время не очень устойчива: она входит в тридцатку крупных стран – участниц международной торговли услугами, но продолжает оставаться нетто-импортером услуг. На Россию приходится 1,4% мирового импорта услуг и 1,0% мирового экспорта.
Но все же не стоит говорить, что состояние сферы услуг в России «безнадежно». Сфера эта действительно молодая, получившая развитие в основном в последнее десятилетие. Но во главе компаний этой отрасли в отличие от промышленности и сельского хозяйства стоят, как правило, динамичные, инициативные специалисты с широкими зарубежными связями, легко усваивающие все новое, понимающие уровень конкурентоспособности своей фирмы на отечественном и мировом рынках, потребность в протекционистской защите. Другое дело – готовность и способность соответствующих правительственных структур собрать воедино, обобщить и оценить всю эту обширную информацию, выработать на ее основе более совершенную систему правового регулирования сферы услуг, используя опыт зарубежных стран.
Улучшение ситуации в сфере услуг сильно зависит от иностранных инвестиций, но в то же время, либерализируя эту сферу, необходимо поддерживать баланс между интересами по защите своего внутреннего рынка и потребностью в инновациях для создания современной инфраструктуры. Ведь без крупномасштабной сферы услуг с развитым транспортом, связью, торговлей, финансово-кредитным и страховым секторами, комплексом деловых услуг, сферами образования и здравоохранения, отвечающим современным требованиям, Россия не сумеет создать эффективное рыночное хозяйство и достойно войти в мировую экономику. Поэтому нашей главной задачей на современном этапе перехода на рыночные основы и интеграции в мировое хозяйство должно стать ускорение развития сферы услуг.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Аброскин А. Сфера услуг и экономическое развитие// Вопросы статистики.2008. №10
Алдакушина
Е.С. Современная международная
Демидова Л.
Сфера услуг в
Максимова М. ВТО и интересы России// Экономист. 2008. №9
Медведева Т. Развитие отечественного рынка страховых услуг// Экономист. 2011. №11
Мировая торговля услугами в 2008 году// Бюллетень иностранной коммерческой информации. 2009. №64
Онищенко И. «Интернет» в современной экономике// Мировая экономика и международные отношения. 2009. №9
Панкратьева Н.
Система статистических показателей
сферы услуг как сектора эконом
Россия в мировой экономике / Под ред. В.Д. Адрианова. М.: «Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС»,2011
Селезнев А. Развитие производства нематериальных благ// Экономист. 2011. №8
Третьяков Р., Ефимов
В. Комплексная система