Рынок труда и использование трудовых ресурсов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Марта 2012 в 13:41, курсовая работа

Описание работы

На современном этапе развития в условиях рыночной экономики обеспечение предприятий агропромышленного комплекса рабочей силой, эффективность их использования - важнейшее условие эффективного функционирования деятельности предприятия.
Т.к. в процессе производства в качестве экономического ресурса используется труд, следует отметить, что в общем комплексе проблем развития предприятия важное место занимают трудовые ресурсы. При всей важности материально-вещественных элементов производства они выступают решающим фактором повышения качества продукции и определяют эффективность всех сторон производственно-хозяйственной деятельности предприятия.
Целью настоящей работы является изучение рынка рабочей силы и путей повышения эффективности ее использования.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ. 3

1. Теоретическая часть 4
1.1 Рыночные категории труда: рынок рабочей силы, спрос и предложение рабочей силы, цена рабочей силы. 4
1.2 Интенсификация труда и производства. 9
1.3 Пути повышения эффективности использования трудовых ресурсов. 14

2. Расчетная часть 22
2.1 Показатели использования земли 22
2.2 Обеспеченность и использование производственных фондов 24
2.3 Исчисление рабочего времени, производительность труда 26
2.4 Эффективность развития отрасли земледелия 28
2.5 Эффективность развития отрасли животноводства 30
2.6 Издержки и себестоимость продукции растениеводства 32
2.7 Издержки и себестоимость продукции животноводства 32
2.8 Прибыль и рентабельность отраслей предприятия 34
2.9 Комплексная оценка деятельности предприятия 36
Заключение 38
Список литературы 40
Приложения 41

Файлы: 1 файл

моя курсовая ujnjdfz.doc

— 462.00 Кб (Скачать файл)


3. Пути повышения эффективности использования трудовых ресурсов.

 

Эффективность использования трудовых ресурсов предприятия характеризует производительность труда, которая определяется количеством продукции, произведенной в единицу рабочего времени, или затратами рабочего времени на производство единицы продукции либо выполненной работы. Производительность труда в широком понимании - это способность конкретного работника производить продукцию и оказывать услуги. Для повышения использования трудовых ресурсов существует несколько способов. Один из них – аттестация работников.

. Основными задачами аттестации являются:

1. Объективная оценка результатов труда ра­ботников, выполнения ими своих должностных обя­занностей и установление соответствия их зани­маемым должностям. Эта оценка формируется прежде всего с учетом аттестационной характери­стики, подготавливаемой непосредственным руко­водителем, а также с учетом полученных резуль­татов на заседании комиссии.

Например, для оценки квалификации работни­ков на  предприятиях, используется следующие пока­затели: общее и специальное образование, стаж ра­боты по специальности, профессиональная компе­тентность, знание необходимых для данной долж­ности нормативных актов, отечественного и зару­бежного опыта, умение оперативно принимать ре­шения по достижению поставленных целей и спо­собность адаптироваться к новой ситуации, своев­ременность и качество выполнения требований дол­жностных инструкций, умение работать с докумен­тами, стиль общения, способность к творчеству и самооценке, а также ряд других показателей.

2. Выявление потенциальных способностей ат­тестуемого в целях решения вопроса о включении его в резерв на выдвижение. Кадровики очень хо­рошо знают важность составления действенного резерва, а также необходимость его постоянного обновления, исходя из практических результатов работы.

3. Определение необходимости дальнейшего повышения квалификации. Здесь нужно совместить желания работника и возможности предприятия. Учиться хотят многие, однако профессиональная учеба сегодня требует финансовых затрат, и часто немалых. Поэтому руководству необходимо найти оптимальный вариант максимального удовлетворе­ния потребностей работника в обучении с запроса­ми и возможностями предприятия.

4. Уточнение должностной инструкции конкрет­ного работника по результатам аттестации. Это важ­ный элемент работы с персоналом. Ведь не секрет, что с этим документом после его составления и ут­верждения работа практически не ведется. И толь­ко при возникновении какой-то неоднозначной си­туации выясняется, что в должностной инструкции на этот счет пробел. Следовательно, необходимо разумно и грамотно подойти к ее уточнению. Наниматель принимает решение о проведении аттестации, ее периодичности, перечне работников, подлежащих аттестации, а также о нормативных документах, необходимых для ее проведения. Например, в агропромышленном комплексе утверждены соот­ветствующие положения, формы как аттестацион­ной характеристики и аттестационного листа, так и протокола заседания комиссии, установлен интер­вал между аттестациями от 1 до 3 лет.

В то же время руководству необходимо знать, что от аттестации освобождаются:

o        лица, проработавшие в данной должности либо по данной профессии менее 1 года;

o        выпускники дневных учебных заведений в течение первого года работы после окончания учебы;

o        беременные женщины;

o        работники, находящиеся на длительном лечении;

o        женщины, находившиеся в отпуске по уходу за ребенком до 3 лет, в течение первого года после их выхода на работу;

o        работники, не подлежащие аттестации по условиям контрактов.

Например, на некоторых предприятиях было принято решение не привлекать к аттестации работающих пенсионеров, у которых срок контракта заканчива­ется в текущем году. Аттестацию проводят аттестационные комиссии, создаваемые приказом руководителя предприятия. Их количество может быть разным в зависимости от численности и структуры работающих. Аттестация проводится последовательно, в не­сколько этапов. Накопленный опыт подсказывает следующую схему работы. Аттестационная комиссия в составе руководи­теля предприятия, председателя профкома, пред­седателя наблюдательного Совета (в ОАО), пред­ставителей местных органов власти и вышестоящих министерств и ведомств проводит аттестацию за­местителей и помощников директора, а также ру­ководителей структурных подразделений, непосред­ственно ему подчиненные. Затем эта же комиссия в расширенном составе или комиссия под руковод­ством уже аттестованных заместителей руководи­теля аттестует остальных работников.

Подготовка к аттестации занимает у кадровой службы и руководителей структурных подразделе­ний организации гораздо больше времени, чем не­посредственно процесс аттестации работника. Она включает в себя:

              - подготовку приказа о проведении аттестации;

              - составление списков работников, подлежа­щих аттестации, работников, временно освобожденных от неё;

              - установление количества аттестационных ко­миссий и их состав;

подготовку характеристик на работников, подлежащих аттестации, и других необходимых документов;

              - подготовка бланков аттестационных листов, протоколов заседания аттестационных комиссий;

              - проведение разъяснительной работы о целях и порядке проведения аттестации.

На каждого работника, подлежащего аттеста­ции, его непосредственный руководитель состав­ляет служебную аттестационную характеристику. Характеристика должна отражать: исполнение ра­ботником своих обязанностей согласно должнос­тной инструкции; качество и результативность его труда; вклад работника в решение главной задачи предприятия, указанной в уставе; развитие работ­ника через расширение и углубление профессио­нальных знаний, совершенствование навыков и умений; профессионально-деловые и личностные качества.

Кроме того, характеристика должна содержать один из трех выводов:

o        соответствует занимаемой должности;

o        соответствует занимаемой должности при условии улучшения работы повторной аттестации через год;

o        не соответствует занимаемой должности. При аттестации руководителей различных уровней к ха­рактеристике может быть приложена справка и цифровые данные о работе подразделения в целом либо по отдельным направлениям деятельности.

Следующий способ - Регулирование  режимов рабочего времени. Вся жизнь человека протекает во времени и в течение ее он может заниматься разнообразной деятельностью.  В этой связи измерителем одного из видов деятельности — трудовой — является рабочее время, норма которого обусловливается уровнем раз­вития общества, политическими и экономическими факторами .При этом законодательство о труде придает этой мере общеобязательный характер. Определение рабочего времени свидетельствует о том, что рабочее время во-первых, закрепляет меру труда работника по выполнению им своих трудовых обязанностей в общем процессе работы организации и, во- вторых, предоставляет работнику возможность иметь свободное время для отдыха питания восстановления работоспособности, укрепления здоровья и иных его личных потребностей. Выполнение этой задачи запрещает в качестве общего правила увеличивать продолжительность рабочего времени по сравнению с установленной нормой. Это возмож­но лишь в исключительных случаях , предусмотренных законом.

Важнейшим инструментом достижения соответствия между потребностью в труде и фактическими возможностями как одного работника, так и коллектива в целом служит регулирование режимов рабочего времени. Режим рабочего времени работников разрабатывается исходя из режима работы, применяемого у нанимателя. Режим рабочего времени может быть единым для всех работников организации или различным для отдельных подразделений. По соглашению сторон трудового договора можно установить индивидуальный режим работы для какого-либо работника, если это не ухудшает условий его труда по сравнению с установленными в законодательстве или коллективном договоре. Режим рабочего времени работников может совпадать с режимом работы организации и соответствовать пятидневной или шестидневной рабочей неделе. Вместе с тем организация может функционировать непрерывно, без выходных дней или с выходными, но в несколько смен. И тогда режим рабочего времени работников будет отличаться от режима работы организации.  Режим рабочего времени определяется правилами внутреннего трудового распорядка или графиком работ (сменности). Установленный режим рабочего времени доводится до сведения работников не позднее одного месяца до введения его в действие. Следует отметить что большинство работников работает по режиму пятидневной рабочей недели с двумя выходными днями, в то же время в некоторых организациях, исходя из характера производства, условий работы и целесообразности, работники работают в условиях шестидневной рабочей недели с одним выходным днем. Однако как при пятидневной, так и при шестидневной рабочей неделе может применяться любой из предусмотренных ТК режим рабочего времени.Выбор нанимателем того или иного режима рабочего времени, производится в целях обеспечения нормального функционирования организации, выполнения стоящих перед ней задач ,и обусловливается особенностями как производства в целом, так и труда отдельных категорий работников, организационными формами, характером выполняемых видов работ в различных сферах деятельности, имеющейся и необходимой численностью работников, и другими экономическими и социальными причинами.

Исходя из отмеченных целей и условий, все бо­лее широкое применение стали находить ,так называемые, нестандартные режимы работы, которые предусматривают возможность отработки рабочего времени, как меньшего, так и большего по сравнению с нормой часов рабочего дня (смены) или рабочей недели, распределения норм ежедневной продолжительности рабочего времени отдельного работника или коллектива работников, отлично от стандартных их раскладов.

Нестандартные режимы работы, основанные на превышении нормы рабочего времени в большую сторону, используются, как правило, в течение четко определенного периода (недели, месяца, квартала, года и др.), когда «переработка» нормы часов рабочего дня или рабочей недели в одни периоды компенсируется их «недоработкой» в другие.

Эффективность использования нестандартных режимов рабочего времени зависит от многих условий и прежде всего от специфики производства. В большей мере эти режимы получили применение как в отраслях, так и в организациях с неравномерной деятельностью, загрузкой производства. В связи с этим при решении вопроса о применении того или иного нестандартного режима рабочего времени требуется полная и всесторонняя оценка его результативности с точки зрения учета личных и общественных интересов, интересов производства, работоспособности, производительности труда и физиологических возможностей работников.

Рассмотрим отдельные виды нестандартных режимов рабочего времени — разделение рабочего дня на части, режим гибкого рабочего времени.

Общим правилом является то, что установленная в соответствии с законодательством норма часов рабочего дня (смены) распределяется таким образом, чтобы она отрабатывалась работником подряд, с одним перерывом, предоставляемым для отдыха и питания продолжительностью не менее 20 минут и не более двух часов. Но допускается из этого правила исключение — возможность разделения рабочего дня на части с соблюдением следующего порядка его применения:

      рабочий день дробится на отдельные части, количество которых законодательством не ограни­чивается;

      может быть предоставлен либо один, либо два и более перерыва, включая перерыв для отдыха и питания;

      время любого избранного перерыва в течение рабочего дня из предусмотренных законодательством в рабочее время не включается;

      продолжительность рабочего времени не должна превышать установленной продолжительности ежедневной работы.

Определяет также основные возможности использова­ния этого нестандартного режима рабочего време­ни для работников, занятых на тех работах, где применение разделения рабочего дня на части вызвано необходимостью, обусловленной особым характером труда или неодинаковой интенсивностью работы в течение рабочего дня (смены).

Еще один из способов  - подготовка и повышение квалификации кадров. Подготовка квалифицированных работников осуществляется с учетом конкретных условий, экономической ситуации, научных обоснований и прогнозов о состоянии рынка труда. Специфика занятости населения в сельской местности по сравнению с город­ской выражается в более низком уровне в ней производственных и непроизводственных отраслей, в особенностях сельскохозяй­ственной сферы, которые в обобщенном виде характеризуются спецификой аграрного труда по сравнению с индустриальным. Соответственно в сельской сфере формируется специфическая и демографическая структуры работников, ограничены возможности удовлетворения потребностей людей в выборе видов деятельности. Обучение работников происходит в школе, профессионально-техническом училище, техникуме, вузе. Важно целенаправленно поднимать престижность профессий, чтобы будущий работник, осознанно выбирая свою профессию или в случае необходимости, менял вид своей деятельности. В связи со складывающимся многообразием форм хозяйство­вания возникает необходимость подготовки, повышения знаний, переподготовки кооператоров, арендаторов, фермеров. Это воз­можно при создании широкой сети центров подготовки и перепод­готовки при агропромышленных вузах, факультетах, техникумах, научно-исследовательских институтах, опытных станциях, пред­приятиях. Обучение может проводиться и по индивидуальной программе, включая частную форму подготовки работников. Организация системы образования и производственно-техни­ческого обучения на базе служб по трудоустройству предусматри­вает обучение с учетом всех зарегистрированных вакансий. Полу­чают развитие подготовка по новейшим специальностям, в том числе путем переподготовки лиц с устаревшими специальностями; обучение работников, впервые приступивших к трудовой деятель­ности, работников, меняющих место работы. Подготовка и переподготовка кадров осуществляется также на базе предприятий. Кроме вышеперечисленных видов обучения организуются курсы по усовершенствованию специалистов, пери­одические стажировки в целях избежания деквалификации работ­ников.


Расчетно-аналитическая часть

1. Оценка показателей наличия и использования факторов производства                                                                                 

Таблица 1 - Показатели использования  земляных ресурсов

Показатели

Ед.изм.

Базисный

Отчетный

Отклонения

1. Показатели использования земли

Распаханность  с/х. угодий

%

87,7

87,7

0

Уровень использования пашни

%

90,9

73,3

-17,2

2. Показатели эффективного использования земли

На 100 га с/х. угодий произведено:

 

 

 

 

-молоко

ц.

69,01

60,33

-8,68

-привес КРС

ц.

4,17

0,03

-4,14

-стоимость валовой продукции

Т.р.

9,06

12,49

3,43

-стоимость товарной продукции

Т.р.

71,60

94,02

22,42

На 100 га пашни произведено:

 

 

 

 

-зерно

ц.

625,2

775,16

149,96

-подсолнечник

ц

21,33

38,09

16,76

-стоимость валовой продукции

Т.р.

10,03

14.25

4,22

-стоимость товарной продукции

Т.р.

81,63

107,2

25,57

3. Показатели земельного кадастра

Продуктивность 1 га пашни

Руб.

0,07

0,11

0,04

Бально-экономическая оценка земли

балл

63,64

100

36,36

Площадь кадастровая

Га

 

0,11

 

Возможный дополнительный объем продукции:

 

 

 

 

-Тыс. руб.

Т.руб.

 

-0,11

 

-%

%

 

-0,009

 

Информация о работе Рынок труда и использование трудовых ресурсов