Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Января 2013 в 21:41, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является исследование современного состояния рынка труда и службы занятости.
Задачи курсовой работы:
изучить теоретические аспекты рынка труда;
проанализировать современное состояние рынка труда, выявить его проблемные места с определением причин возникновения этих проблем;
предложить возможные пути развития рынка труда в Омской области.
Введение………………………..…………………………………………………..3
Глава 1. Сущность рынка труда………………………………………………….5
1.1. Понятие рынка труда и службы занятости……………………………..……5
1.2. Государственное регулирование рынка труда…………………….…….…12
1.3. Функции бирж труда, их виды, проблемы функционирования…….…….14
Глава 2. Уровень и динамика оплаты труда по предприятиям в Омской
области……………………………………………………………………………19
2.1. Динамика и движение рабочего силы……………………………………...19
2.2. Формирование и использование трудовых ресурсов Омской области.....24
Глава 3. Государственная служба занятости Омской области…………........32
3.1. Главное управление государственной службы занятости населения Омской области…………………………………………………………….........32
3.2. Положения, цели и задачи, основные направления работы главного управления ГСЗН Омской области………………………………………….....33
3.3. Информационный портал службы занятости Омского региона………...36
3.4. Особенности организации транспортного хозяйства на предприятии….37
Выводы и предложения………………………………………………..……...41
Список используемой литературы…………………………………………..43
Приложение №1. Уровень зарегистрированной безработицы (по районам
области) на 1 ноября 2008 года…………………………………………………44
Приложение №2. Классификация форм занятости…………………………...45
Приложение №3. Классификация рынков труда…………………………….46
Приложение №4. Классификация транспортных средств предприятия……48
Служба занятости.
Для реализации государственной
политики в области занятости
населения и обеспечения
Государственная служба занятости является структурой специальных государственных органов, призванных обеспечить координацию, решение вопросов занятости населения, регулировать спрос и предложение на рабочую силу, содействовать неработающим гражданам в трудоустройстве, организации их профессиональной подготовки, оказании социальной поддержки безработным. Услуги предоставляются службой занятости бесплатно.
Служба занятости, кроме трудоустройства безработных, обычно оказывают услуги лицам, желающим переменить место работы, изучают спрос и предложение рабочей силы, собирают и распространяют информацию об уровне занятости в разрезе профессий и территорий. В компетенцию бирж труда входит также профессиональная ориентация молодежи, направление молодых людей на курсы для приобретения профессии. Важное место занимает организация переобучения и трудоустройства инвалидов. Направления служб занятости не обязательны для предпринимателей, могущих отказать в приеме на работу. С другой стороны, отказ безработного от направления на работу, как правило, влечет потерю права на пособие по безработице.
Функции службы занятости:
1.2. Государственное регулирование рынка труда
Регулирование рынка труда представляет собой особую форму и сферу регулирующего воздействия государства на социально-экономические процессы, в связи, с чем его рассмотрение выделено в специальный раздел. Одновременно детальное изучение этой сферы государственного регулирования позволяет полнее представить многогранность его средств и подходов. Государственное регулирование рынка труда направлено на достижение рационального в конкретных социально-экономических условиях уровня занятости, наибольшего соответствия профессиональной структуры занятых профессиональной структуре занимаемых рабочих мест, смягчения последствий безработицы.
Государственные меры, воздействующие на величину и структуру спроса на рабочую силу, — это создание новых рабочих мест за счет сокращения рабочего дня на уже существующих рабочих местах.
Административные меры общей направленности сводятся к регулированию режима работы и отдыха. Государственные органы законодательно устанавливают, как правило, максимальную продолжительность рабочей недели. Эта величина непосредственно влияет на число рабочих мест: сокращение максимальной продолжительности рабочей недели приведет к образованию дополнительных рабочих мест.
Среди специализированных административных мер регулирования, распространяющих свое воздействие на отдельные группы населения, следует выделить квотирование рабочих мест для инвалидов. Эта мера, естественно, вызывает негативное отношение работодателей, так как обязует их принимать на работу лиц, не обладающих достаточной квалификацией и опытом или имеющих ограничения по состоянию здоровья. Поэтому такая защитная административная мера обычно дополняется экономическим поощрительным воздействием на предпринимателей, предоставляющих работу данным группам людей. Сюда, прежде всего, относятся различные налоговые льготы, выплата субсидий.
Следует упомянуть несколько нетрадиционную административную меру защиты интересов молодежи посредством снижения, как ни странно, в определенных случаях возраста выхода на пенсию по старости.
Среди общих экономических мер государственного регулирования следует выделить помощь в открытии предприятий, государственные субсидии на расширение производства, открытие новых государственных предприятий, предоставление государственных заказов промышленности в период спадов, организацию общественных работ.
1.3. Функции бирж труда, их виды, проблемы функционирования
Биржа - часть рыночной структуры. Задачи
биржи - не снабжение экономики сырьем,
капиталом, валютой, а организация, упорядочение,
унификация рынков сырья, капитала и валюты.
Функции товарной биржи:
1. Организация рынка сырья
с помощью биржевого механизма: - прежде
всего биржа обеспечивает спрос на сырье,
который прямо не связан с его использованием.
Специфически биржевой спрос и предложение
осуществляют деятели биржи - биржевые
спекулянты. Биржевая торговля обеспечивает
возможность того, что при существующих
ценах не будет ни дефицита , ни затоваривания;
- на бирже обращается не сам товар, а титул
собственности на него или же контракт
на поставку товара.
Современная товарная биржа - это рынок контрактов на поставку товара при относительно небольших размерах его реальных поставок. Биржа, не связывая движение больших масс товаров, выравнивает спрос и предложение;
2. Отсюда виден еще один из компонентов
организации рынка - стабилизация цен:
- колебания цены, вызванные расхождением
реального спроса и реального предложения,
слабо эластичны , не погашаются немедленно,
а скорее обладают кумулятивностью - способностью
превращаться в резкие колебания цены.
Биржевая спекуляция является механизмом
не вздувания цен, а их стабилизации;
- важный фактор стабилизации цен является
гласность заключения сделки, публичное
установление цен на начало и конец биржевого
дня (биржевая котировка), ограничение
дневного колебания цен пределами, установленными
биржевыми правилами. С этим связана информационная
деятельность бирж.
3. Выработка товарных стандартов,
установление сортов, приемлемых для потребителей
и потому обладающих относительной ликвидностью,
регистрация марок фирм, допущенных к
биржевой торговле. Последнее особенно
важно. Это своего рода ценз на качество
продукции, произведенной фирмой. Важной
стороной деятельности биржи является
стандартизация типовых контрактов, своего
рода установление традиций торговли.
4. По-прежнему биржи выполняют
свою товаропроводящую функцию, т.е. ту
функцию, из-за которой они первоначально
и возникли - покупка и продажа реального
товара.
5. Стабилизируя цены на
ограниченный список сырья и товаров,
биржи стабилизируют и издержки на производство
других, не только биржевых товаров.
6. Стабилизация денежного
обращения и облегчение кредита.
Биржа увеличивает емкость денежного
обращения, т.к. она представляет собой
сферу максимальной ликвидности товаров.
Биржа - одна из важнейших сфер приложения
ссудного капитала, поскольку она предоставляет
надежное обеспечение ссуд и сводит риск
к минимуму.
7. Урегулирование всевозможных
споров и разногласий между сторонами
- арбитражная деятельность.
8. Формирование и функционирование
мирового рынка. Современная товарная
биржа в этом моменте соединяет функционирование
товарной, фондовой и валютных бирж.
Функционально - организационная структура рынка труда включает в себя в условиях развитой рыночной экономики следующие элементы:
На рынке труда встречаются продавец и покупатель, как при любой сделке купли - продажи. Продавцы - это работники, предлагающие свою рабочую силу (способность к труду), а покупатели - это трудовые коллективы или отдельные предприниматели, которые могут самостоятельно решать, сколько и каких работников им требуется.
На рынке труда действует закон спроса и предложения на рабочую силу, который влияет на заработную плату. Закон спроса и предложения на рабочую силу отражает несоответствие свободных рабочих мест составу приходящих на рынок труда работников по количественным и качественным параметрам.
На рынке труда происходит
жестокий, беспощадный отбор наиболее
способных, предприимчивых. Слабых и
неспособных рынок не щадит. Но вместе
с тем он стимулирует
На рынке труда реализуется возможность:
В конкурентно - рыночных
отношениях отражаются глубокие процессы,
постоянно происходящие в обществе
и определяющие его движение вперед.
Через рынок труда проходят, скрещиваясь
в нём, три взаимосвязанных
Рабочая сила представляет собой товар особого рода, производственные созидательные качества которого целиком определяют эффективность конкурентной экономики, ее возможности создания высокосортных товаров и комфортных услуг, масштабы и темпы научно-технических и организационных преобразований. Поэтому подготовка и выпуск на рынок труда образованной и творчески активной рабочей силы, обеспечение ее квалификационной и территориальной мобильности является одной из первооснов жизнедеятельности народного хозяйства. И чем выше общий уровень развития экономики, чем более сложные задачи ей приходится решать, тем значительнее потребность в рабочей силе высшей квалификации. Подобной рабочей силе в развитых странах мира в эпоху НТР абсолютное большинство работодателей и государственные органы стремятся создать наилучшие производственные и жизненные условия, гарантируя по возможности и социальную защищенность на рынке труда.
Конечной целью рынка труда является, во-первых, удовлетворение профессионально - трудовых и жизненных интересов экономически активного населения, включая социальную защиту, и обеспечение народного хозяйства нужными ему кадрами; во-вторых, достижение максимально полной и минимально прерывной занятости, с учетом потребности в частичной рабочей неделе, скользящем графике рабочего дня и т.п.
Глава 2. Уровень и динамика оплаты труда по предприятиям в Омской области
2.1. Динамика и движение рабочего силы
Важным элементом современных рыночных отношений является предложение рабочей силы. Это предложение наемными работниками принадлежащих им способностей к труду работодателю (предприятию, фирме) на определенное время, за определенную плату. Предложение рабочей силы начинается с работника, и можно говорить, что оно носит индивидуальный характер. Предложение рабочей силы, по мнению российского исследователя Б.М. Генкина, определяется трудовым потенциалом (численностью трудоспособного населения, его здоровьем, нравственностью, активностью, уровнем образования, квалификацией, мобильностью), возможной величиной заработной платы, традициями и обычаями. Как считают российские ученые В.В. Адамчук, О.В. Ромашов и М.Е. Сорокина рабочая сила – это «трудоспособная часть населения, обладающая физическими и интеллектуальными способностями к трудовой деятельности, способная производить определенные материальные блага или оказывать определенные услуги». По мнению А.Я. Кибанова рабочая сила (трудовые ресурсы) – это «главная производительная сила общества, включающая трудоспособную часть населения страны, которая благодаря своим психофизиологическим и интеллектуальным качествам способна участвовать в общественно-полезной деятельности, производя материальные и духовные блага и услуги» На рисунке 1 приведена структура трудовых ресурсов.
Информация о работе Рынок труда, служба занятости, их современное состояние