Рынок труда, служба занятости, их современное состояние

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Января 2013 в 21:41, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является исследование современного состояния рынка труда и службы занятости.
Задачи курсовой работы:
изучить теоретические аспекты рынка труда;
проанализировать современное состояние рынка труда, выявить его проблемные места с определением причин возникновения этих проблем;
предложить возможные пути развития рынка труда в Омской области.

Содержание работы

Введение………………………..…………………………………………………..3
Глава 1. Сущность рынка труда………………………………………………….5
1.1. Понятие рынка труда и службы занятости……………………………..……5
1.2. Государственное регулирование рынка труда…………………….…….…12
1.3. Функции бирж труда, их виды, проблемы функционирования…….…….14
Глава 2. Уровень и динамика оплаты труда по предприятиям в Омской
области……………………………………………………………………………19
2.1. Динамика и движение рабочего силы……………………………………...19
2.2. Формирование и использование трудовых ресурсов Омской области.....24
Глава 3. Государственная служба занятости Омской области…………........32
3.1. Главное управление государственной службы занятости населения Омской области…………………………………………………………….........32
3.2. Положения, цели и задачи, основные направления работы главного управления ГСЗН Омской области………………………………………….....33
3.3. Информационный портал службы занятости Омского региона………...36
3.4. Особенности организации транспортного хозяйства на предприятии….37
Выводы и предложения………………………………………………..……...41
Список используемой литературы…………………………………………..43
Приложение №1. Уровень зарегистрированной безработицы (по районам
области) на 1 ноября 2008 года…………………………………………………44
Приложение №2. Классификация форм занятости…………………………...45
Приложение №3. Классификация рынков труда…………………………….46
Приложение №4. Классификация транспортных средств предприятия……48

Файлы: 1 файл

экономика предприятия.doc

— 357.00 Кб (Скачать файл)

Служба занятости.

Для реализации государственной  политики в области занятости  населения и обеспечения гражданам  соответствующих гарантий в Российской Федерации на базе действующих центров по трудоустройству, переобучению и профориентации населения создана Государственная служба занятости.

Государственная служба занятости является структурой специальных  государственных органов, призванных обеспечить координацию, решение вопросов занятости населения, регулировать спрос и предложение на рабочую силу, содействовать неработающим гражданам в трудоустройстве, организации их профессиональной подготовки, оказании социальной поддержки безработным. Услуги предоставляются службой занятости бесплатно.

Служба занятости, кроме  трудоустройства безработных, обычно оказывают услуги лицам, желающим переменить место работы, изучают спрос и  предложение рабочей силы, собирают и распространяют информацию об уровне занятости в разрезе профессий  и территорий. В компетенцию бирж труда входит также профессиональная ориентация молодежи, направление молодых людей на курсы для приобретения профессии. Важное место занимает организация переобучения и трудоустройства инвалидов. Направления служб занятости не обязательны для предпринимателей, могущих отказать в приеме на работу. С другой стороны, отказ безработного от направления на работу, как правило, влечет потерю права на пособие по безработице.

 

Функции службы занятости:

  1. Анализ и прогнозирование спроса и предложения на рабочую силу, информирование населения и работодателей о состоянии рынка труда;
  2. Учет свободных рабочих мест и граждан, обращающихся по вопросам трудоустройства;
  3. Консультация обращающихся в службу занятости трудящихся и работодателей о возможностях получения работы и обеспечения рабочей силой, о требованиях, предъявляемых к профессиям и работникам;
  4. Оказание помощи гражданам в выборе подходящей работы, а работодателям - в подборе необходимых работников;
  5. Организация профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации граждан в учебных центрах службы занятости или других учебных заведениях, оказание помощи в развитии и определении содержания курсов обучения и переобучения;
  6. Оказание услуг в профессиональной ориентации и трудоустройстве высвобождаемым работникам и другим категориям населения;
  7. Регистрация безработных и оказание им в пределах своей компетенции помощи;
  8. Оплата стоимости профессиональной подготовки, переподготовки граждан, трудоустройство которых требует получение новой профессии, установление им на весь период обучения стипендии;
  9. Выдача в установленном законе порядке гражданам пособия по безработице и приостановление выплаты этих пособий;
  10. Подготовка предложений и заключений об использовании труда иностранных рабочих, привлекаемых в РФ на основе межправительственных соглашений и лицензий;
  11. Разработка республиканских и региональных программ занятости, включая финансовое обеспечение и мероприятия по социальной защищенности различных групп населения.

 

 

1.2. Государственное  регулирование рынка труда

 

Регулирование рынка  труда представляет собой особую форму и сферу регулирующего  воздействия государства на социально-экономические  процессы, в связи, с чем его  рассмотрение выделено в специальный  раздел. Одновременно детальное изучение этой сферы государственного регулирования позволяет полнее представить многогранность его средств и подходов. Государственное регулирование рынка труда направлено на достижение рационального в конкретных социально-экономических условиях уровня занятости, наибольшего соответствия профессиональной структуры занятых профессиональной структуре занимаемых рабочих мест, смягчения последствий безработицы.

Государственные меры, воздействующие на величину и структуру спроса на рабочую силу, — это создание новых рабочих мест за счет сокращения рабочего дня на уже существующих рабочих местах.

Административные меры общей направленности сводятся к  регулированию режима работы и отдыха. Государственные органы законодательно устанавливают, как правило, максимальную продолжительность рабочей недели. Эта величина непосредственно влияет на число рабочих мест: сокращение максимальной продолжительности рабочей недели приведет к образованию дополнительных рабочих мест.

Среди специализированных административных мер регулирования, распространяющих свое воздействие на отдельные группы населения, следует выделить квотирование рабочих мест для инвалидов. Эта мера, естественно, вызывает негативное отношение работодателей, так как обязует их принимать на работу лиц, не обладающих достаточной квалификацией и опытом или имеющих ограничения по состоянию здоровья. Поэтому такая защитная административная мера обычно дополняется экономическим поощрительным воздействием на предпринимателей, предоставляющих работу данным группам людей. Сюда, прежде всего, относятся различные налоговые льготы, выплата субсидий.

Следует упомянуть несколько  нетрадиционную административную меру защиты интересов молодежи посредством  снижения, как ни странно, в определенных случаях возраста выхода на пенсию по старости.

Среди общих экономических мер государственного регулирования следует выделить помощь в открытии предприятий, государственные субсидии на расширение производства, открытие новых государственных предприятий, предоставление государственных заказов промышленности в период спадов, организацию общественных работ.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.3. Функции  бирж труда, их виды, проблемы  функционирования

 

    Биржа - часть рыночной структуры. Задачи биржи - не снабжение экономики сырьем, капиталом, валютой, а организация, упорядочение, унификация рынков сырья, капитала и валюты.  
 
Функции товарной биржи: 
 
1. Организация рынка сырья с помощью биржевого механизма: - прежде всего биржа обеспечивает спрос на сырье, который прямо не связан с его использованием. Специфически биржевой спрос и предложение осуществляют деятели биржи - биржевые спекулянты. Биржевая торговля обеспечивает возможность того, что при существующих ценах не будет ни дефицита , ни затоваривания; 
- на бирже обращается не сам товар, а титул собственности на него или же контракт на поставку товара.

Современная товарная биржа - это рынок контрактов на поставку товара при относительно небольших размерах его реальных поставок. Биржа, не связывая движение больших масс товаров, выравнивает спрос и предложение;

 
2. Отсюда виден еще один из компонентов организации рынка - стабилизация цен: 
- колебания цены, вызванные расхождением реального спроса и реального предложения, слабо эластичны , не погашаются немедленно, а скорее обладают кумулятивностью - способностью превращаться в резкие колебания цены. 
Биржевая спекуляция является механизмом не вздувания цен, а их стабилизации; 
- важный фактор стабилизации цен является гласность заключения сделки, публичное установление цен на начало и конец биржевого дня (биржевая котировка), ограничение дневного колебания цен пределами, установленными биржевыми правилами. С этим связана информационная деятельность бирж. 
 
3. Выработка товарных стандартов, установление сортов, приемлемых для потребителей и потому обладающих относительной ликвидностью, регистрация марок фирм, допущенных к биржевой торговле. Последнее особенно важно. Это своего рода ценз на качество продукции, произведенной фирмой. Важной стороной деятельности биржи является стандартизация типовых контрактов, своего рода установление традиций торговли. 
 
4. По-прежнему биржи выполняют свою товаропроводящую функцию, т.е. ту функцию, из-за которой они первоначально и возникли - покупка и продажа реального товара. 
 
5. Стабилизируя цены на ограниченный список сырья и товаров, биржи стабилизируют и издержки на производство других, не только биржевых товаров. 
 
6. Стабилизация денежного обращения и облегчение кредита. 
Биржа увеличивает емкость денежного обращения, т.к. она представляет собой сферу максимальной ликвидности товаров. Биржа - одна из важнейших сфер приложения ссудного капитала, поскольку она предоставляет надежное обеспечение ссуд и сводит риск к минимуму. 
 
7. Урегулирование всевозможных споров и разногласий между сторонами - арбитражная деятельность. 
 
8. Формирование и функционирование мирового рынка. Современная товарная биржа в этом моменте соединяет функционирование товарной, фондовой и валютных бирж.

 

Функционально - организационная  структура рынка труда включает в себя в условиях развитой рыночной экономики следующие элементы:

  • принципы государственной политики в области занятости и безработицы;
  • систему подготовки кадров;
  • систему найма, контрактную систему;
  • фонд поддержки безработных;
  • систему переподготовки и переквалификации;
  • биржи труда;
  • правовое регулирование занятости.

На рынке труда встречаются продавец и покупатель, как при любой сделке купли - продажи. Продавцы - это работники, предлагающие свою рабочую силу (способность к труду), а покупатели - это трудовые коллективы или отдельные предприниматели, которые могут самостоятельно решать, сколько и каких работников им требуется.

На рынке труда действует  закон спроса и предложения на рабочую силу, который влияет на заработную плату. Закон спроса и  предложения на рабочую силу отражает несоответствие свободных рабочих  мест составу приходящих на рынок труда работников по количественным и качественным параметрам.

На рынке труда происходит жестокий, беспощадный отбор наиболее способных, предприимчивых. Слабых и  неспособных рынок не щадит. Но вместе с тем он стимулирует высококвалифицированный труд, способствует созданию жесткой взаимосвязи между вкладом каждого и полученным конкретным результатом.

На рынке труда реализуется  возможность:

  • свободного выбора профессии, отрасли и места деятельности, поощряемого приоритетными предложениями (уровень оплаты труда, возможности реализации творческих замыслов и т. д.);
  • найма и увольнения при соблюдении норм трудового законодательства, защищающего интересы граждан в плане гарантий занятости, условий труда, его оплаты;
  • независимой и вместе с тем экономически поощряемой миграции трудовых ресурсов между регионами, отраслями и профессионально - квалификационными группами, которой обычно сопутствует улучшение условий жизни и трудовой деятельности, чему способствует наличие высокоразвитых, повсеместно доступных населению рынков высококачественного жилья, потребительских товаров культурных и духовных ценностей;
  • свободного движения заработной платы и других доходов при сохранении приоритета квалификации и образования, соблюдении установленного законом гарантированного минимума зарплаты, обеспечивающего прожиточный минимум, и регулировании верхнего предела доходов через налоговую систему, основанную на прогрессивной шкале.

В конкурентно - рыночных отношениях отражаются глубокие процессы, постоянно происходящие в обществе и определяющие его движение вперед. Через рынок труда проходят, скрещиваясь  в нём, три взаимосвязанных эволюционных потока: развитие экономики (материально - технических элементов и структур), развитие человека (общей и профессиональной культуры, творческих возможностей, нравственных качеств), развитие общественных отношений (государственных и классовых структур, отношений собственности, производственных связей). Они образуют основу прогресса в обществе, его главное содержание.

Рабочая сила представляет собой товар особого рода, производственные созидательные качества которого целиком  определяют эффективность конкурентной экономики, ее возможности создания высокосортных товаров и комфортных услуг, масштабы и темпы научно-технических и организационных преобразований. Поэтому подготовка и выпуск на рынок труда образованной и творчески активной рабочей силы, обеспечение ее квалификационной и территориальной мобильности является одной из первооснов жизнедеятельности народного хозяйства. И чем выше общий уровень развития экономики, чем более сложные задачи ей приходится решать, тем значительнее потребность в рабочей силе высшей квалификации. Подобной рабочей силе в развитых странах мира в эпоху НТР абсолютное большинство работодателей и государственные органы стремятся создать наилучшие производственные и жизненные условия, гарантируя по возможности и социальную защищенность на рынке труда.

Конечной целью рынка  труда является, во-первых, удовлетворение профессионально - трудовых и жизненных интересов экономически активного населения, включая социальную защиту, и обеспечение народного хозяйства нужными ему кадрами; во-вторых, достижение максимально полной и минимально прерывной занятости, с учетом потребности в частичной рабочей неделе, скользящем графике рабочего дня и т.п.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Уровень и динамика оплаты труда по предприятиям в Омской области

2.1. Динамика  и движение рабочего силы

Особенности структуры рабочей силы организации

Важным элементом современных  рыночных отношений является предложение  рабочей силы. Это предложение  наемными работниками принадлежащих  им способностей к труду работодателю (предприятию, фирме) на определенное время, за определенную плату. Предложение рабочей силы начинается с работника, и можно говорить, что оно носит индивидуальный характер. Предложение рабочей силы, по мнению российского исследователя Б.М. Генкина, определяется трудовым потенциалом (численностью трудоспособного населения, его здоровьем, нравственностью, активностью, уровнем образования, квалификацией, мобильностью), возможной величиной заработной платы, традициями и обычаями. Как считают российские ученые В.В. Адамчук, О.В. Ромашов и М.Е. Сорокина рабочая сила – это «трудоспособная часть населения, обладающая физическими и интеллектуальными способностями к трудовой деятельности, способная производить определенные материальные блага или оказывать определенные услуги». По мнению А.Я. Кибанова рабочая сила (трудовые ресурсы) – это «главная производительная сила общества, включающая трудоспособную часть населения страны, которая благодаря своим психофизиологическим и интеллектуальным качествам способна участвовать в общественно-полезной деятельности, производя материальные и духовные блага и услуги» На рисунке 1 приведена структура трудовых ресурсов.

Информация о работе Рынок труда, служба занятости, их современное состояние