Рынок труда, служба занятости, их современное состояние

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Января 2013 в 21:41, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является исследование современного состояния рынка труда и службы занятости.
Задачи курсовой работы:
изучить теоретические аспекты рынка труда;
проанализировать современное состояние рынка труда, выявить его проблемные места с определением причин возникновения этих проблем;
предложить возможные пути развития рынка труда в Омской области.

Содержание работы

Введение………………………..…………………………………………………..3
Глава 1. Сущность рынка труда………………………………………………….5
1.1. Понятие рынка труда и службы занятости……………………………..……5
1.2. Государственное регулирование рынка труда…………………….…….…12
1.3. Функции бирж труда, их виды, проблемы функционирования…….…….14
Глава 2. Уровень и динамика оплаты труда по предприятиям в Омской
области……………………………………………………………………………19
2.1. Динамика и движение рабочего силы……………………………………...19
2.2. Формирование и использование трудовых ресурсов Омской области.....24
Глава 3. Государственная служба занятости Омской области…………........32
3.1. Главное управление государственной службы занятости населения Омской области…………………………………………………………….........32
3.2. Положения, цели и задачи, основные направления работы главного управления ГСЗН Омской области………………………………………….....33
3.3. Информационный портал службы занятости Омского региона………...36
3.4. Особенности организации транспортного хозяйства на предприятии….37
Выводы и предложения………………………………………………..……...41
Список используемой литературы…………………………………………..43
Приложение №1. Уровень зарегистрированной безработицы (по районам
области) на 1 ноября 2008 года…………………………………………………44
Приложение №2. Классификация форм занятости…………………………...45
Приложение №3. Классификация рынков труда…………………………….46
Приложение №4. Классификация транспортных средств предприятия……48

Файлы: 1 файл

экономика предприятия.doc

— 357.00 Кб (Скачать файл)

Омская областная служба занятости создана в июле 2001 года, в соответствии с Законом РФ "О  занятости населения в Российской Федерации". За прошедшие годы достигнуты значительные результаты, как в плане  развития самой службы, так и в  решении основных задач по трудоустройству населения. 

           Омская областная служба занятости  населения сегодня – это четко  функционирующая система, гибко  реагирующая на запросы рынка  труда, система, содействующая  решению проблем занятости населения,  оказывающая адресную помощь безработным и незанятым гражданам. 

В областной службе занятости  работают 510 квалифицированных специалистов, более 86% из которых трудятся в районных и окружных центрах занятости  населения. 

          В составе службы – 34 центра  в районах области и административных округах г. Омска, 2 учебных центра.  
           В числе основных задач решаемых Управлением федеральной государственной службы занятости населения:  
-  прогноз ситуации на рынке труда области и информирование населения в сфере занятости;  
-  заработка и реализация программ содействия занятости населения;  
- содействие гражданам в выборе подходящей работы, работодателям - в подборе необходимых работников;  
- организация общественных работ и временной занятости подростков  
- организация профессиональной ориентации и профессиональной подготовки граждан;  
- профессиональная реабилитация инвалидов;  
- развитие предпринимательской инициативы безработных граждан, содействие самозанятости;  
- социальная защита и материальная поддержка безработных.

 
3.2. Положения, цели и  задачи, основные направления работы  главного управления ГСЗН Омской  области

 

           Главное управление государственной  службы занятости населения Омской  области (далее – Главное управление) является органом исполнительной власти Омской области, осуществляющим переданные отдельные государственные полномочия Российской Федерации в области содействия занятости населения. Главное управление является правопреемником реорганизованного Управления федеральной государственной службы занятости населения по Омской области. 

Задачами Главного управления являются:

1.     участие в осуществлении единой государственной политики в сфере занятости населения на территории Омской области; 

2.     обеспечение оказания в пределах своей компетенции государственных услуг в сфере занятости населения на территории Омской области; 

3.     информационно-аналитическое и методическое обеспечение деятельности органов "Государственной власти Омской области, органов местного самоуправления Омской области, организаций по вопросам, входящим в компетенцию Главного управления. 

Функции Главного управления.

Главное управление в соответствии с возложенными на него задачами: 

1.     Осуществляет контроль за:  
-       обеспечением государственных гарантий в области занятости населения на территории Омской области;  
-       приемом на работу инвалидов в пределах установленной квоты;  
-       регистрацией инвалидов в качестве безработных. 

2.     Обеспечивает регистрацию граждан в целях содействия им в поиске подходящей работы и безработных граждан. 

3.     Обеспечивает оказание на территории Омской области в соответствии с законодательством о занятости населения государственных услуг по:  
-       содействию гражданам в поиске подходящей работы, а работодателям в подборе необходимых работников;  
-       информированию о положении на рынке труда в Омской области;  
-       организации ярмарок вакансий и учебных рабочих мест;  
-       организации профессиональной ориентации граждан в целях выбора сферы деятельности (профессии), трудоустройства, профессионального обучения; 
-       психологической поддержке, профессиональной подготовке, переподготовке и повышению квалификации безработных граждан;  
-       осуществлению социальных выплат гражданам, признанным в установленном порядке безработными;  
-       организации проведения оплачиваемых общественных работ;  
-       организации временного трудоустройства несовершеннолетних граждан в возрасте от 14 до 18 лет в свободное от учебы время, безработных граждан, испытывающих трудности в поиске работы, безработных граждан в возрасте от 18 до 20 лет из числа выпускников образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования, ищущих работу впервые;  
-       социальной адаптации безработных граждан на рынке труда;  
-       содействию самозанятости безработных граждан;  
-      содействию гражданам в переселении для работы в сельской местности;  
-       выдаче работодателям заключений о привлечении и использовании иностранных работников в соответствии с законодательством о правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации. 

4.     Осуществляет разработку и реализацию программ, предусматривающих мероприятия по содействию занятости населения, включая программы содействия занятости граждан, находящихся под риском увольнения, а также граждан, особо нуждающихся в социальной защите и испытывающих трудности в поиске работы. 

5.     Организует и проводит специальные мероприятия по профилированию (распределению безработных граждан на группы в зависимости от профиля их предыдущей профессиональной деятельности, уровня образования, пола, возраста и других социально-демографических характеристик в целях оказания им наиболее эффективной помощи при содействии в трудоустройстве с учетом складывающейся ситуации на рынке труда) безработных граждан. 

6.     Осуществляет проверку, выдачу обязательных для исполнения предписаний об устранении нарушений законодательства о занятости населения, привлечение виновных лиц к ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации. 

7.     Принимает меры по устранению обстоятельств и причин выявленных нарушений законодательства о занятости населения и восстановлению нарушенных прав граждан. 

8.     Обобщает практику применения и анализ причин нарушений законодательства о занятости населения в Омской области, а также подготавливает соответствующие предложения по совершенствованию данного законодательства. 

9.     Организует работу по формированию, ведению и использованию банка данных о наличии вакантных рабочих мест (должностей) и свободных учебных мест для профессионального обучения. 

10. Осуществляет иные функции в соответствии с федеральным и областным законодательством.

3.3. Информационный  портал службы занятости Омского  региона

            На информационном портале службы занятости Омской области безработные и работодатели, специалисты и те, кто ведет активный поиск работы, могут получить открытый доступ к самостоятельному изучению и использованию нужной информации:  
-       о рынке труда;  
-       о наличии вакансий;  
-       о законодательных актах по вопросам занятости;  
-       о возможности получить новую профессию, пользующуюся спросом на рынке труда. 

           Также на этом сайте работодатели  могут выставить свои потребности  в высококвалифицированных кадрах как в целом по краю, так и по отдельным городам и районам. Безработные граждане получат возможность узнать свои права при поступлении на работу и в случае сокращения. Молодежь может получить сведения о возможности подработать в свободное время, а также о том, какие профессии востребованы сегодня на рынке труда.

На сайте службы занятости  Омского региона каждый человек  имеет доступ к полезной для себя информации, которая будет содействовать  скорейшему трудоустройству.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.4. Особенности организации транспортного хозяйства на предприятии

 

Транспорт в Омской области — одна из важнейших отраслей экономики Омской области, обеспечивающая экономические связи как внутри области, так и с другими регионами. Представлен автомобильным, железнодорожным, речным, авиационным, трубопроводным, а также городским электрическим (трамвайным и троллейбусным) транспортом в областном центре — городе Омск.

По территории Омской области проходят автомагистрали[1]:

  • М51 (часть европейского маршрута E 30 и азиатского маршрута AH6),
  • М38 (часть европейского маршрута E 127 и азиатского маршрута AH60),
  • Р402 (Тюмень—Ишим—Омск) .
  • Р390 (Омск - Русская Поляна).
  • Р391 (Горьковское - Калачинск - Оконешниково)
  • Р392 (Омск (а/д Р402) - Тара)
  • Р393 (Омск - Одесское - граница с Казахстаном (на Кокчетов))

Автомобильные дороги:. В Омске на конец 2010 года зарегистрировано 421 тыс. легковых автомобилей, 79,4 тыс. грузовых и 15,7 тыс. — автобусов. Длина автомобильных дорог в Омской области составляет :18568 км.

      • в том числе общего пользования 16630 км.
      • дороги с твердым покрытием 12763 км.
      • из них - общего пользования 11315 км.
      • в том числе федерального значения 729 км.
      • в том числе регионального или межмуниципального значения 7288 км.
      • в том числе местного значения 3298 км.

          Важную роль в народном хозяйстве Омской области играет автомобильный   транспорт. До 1930 года в Омске автотранспортных предприятий не было. За 1954—1961 годы в городе было построено 60,4 километра трамвайных путей (в однопутном исчислении), в том числе: от центра до нефтекомбината, от парка культуры и отдыха Октябрьского района до шинного завода, от 9-й Линии на ул. Лермонтова до 3-го разъезда и другие. Постоянно росли и пассажироперевозки, так, если в 1957 году были перевезено 122,8 миллиона человек, то в 1961 году — 182,2 миллиона. 
           К 1989 году в городе работало более 130 пассажирских маршрутов общей протяженностью более 2300 километров.  В 1990 году ежедневно выходили на линии только для перевозки пассажиров более 2000 автобусов, троллейбусов, трамваев и легковых таксомоторов, ежедневно перевозя полтора миллиона пассажиров. За год же было перевезено свыше 600 миллионов пассажиров. 

Значение, задачи и структура транспортного  хозяйства предприятия

Работа современного предприятия связана с перемещением значительного числа разнообразных грузов, как за пределами завода, так и внутри его. При этом примерно в половине случаев вместо грузов перевозятся люди - работники данного завода или других предприятий по их заказам. На завод в общезаводские или прицеховые склады доставляются материалы, топливо, комплектующие изделия и другие материальные ценности, а со складов или непосредственно из цехов вывозится готовая продукция и отходы производства.           Внутри завода производится транспортировка материалов, комплектующих и других изделий с общезаводских складов в цехи; заготовок, деталей, сборочных единиц - между цехами; готовой продукции и отходов - из цехов в соответствующие пункты назначения.      Внутри цехов заготовки, детали и сборочные единицы в процессе изготовления и сборки перевозятся между кладовыми и участками, с одного участка на другой, а на участках - между рабочими местами.    В соответствии с этим различают внешнюю и внутреннюю транспортировку грузов; последняя подразделяется на межцеховую и внутрицеховую транспортировку.      Внутризаводская и частично внешняя транспортировка грузов осуществляется с помощью различных транспортных средств, принадлежащих заводу. Транспортное хозяйство завода включает в себя все транспортные средства завода, осуществляющие все внешние и внутренние перевозки и все устройства общезаводского назначения (гаражи, ремонтные мастерские и т. д.). В отличие от большинства машиностроительных предприятий на предприятиях микроэлектроники грузы внутрицеховой перевозки в основном очень лёгкие, но хрупкие (например, пластины в таре, помещённой в спецконтейнеры). Поэтому грузы внутри цеха перемещают или вручную, или с помощью лёгких ручных тележек (ручка, платформа, 4 колеса).            Таким образом, перевозка грузов, погрузочно-разгрузочные и экспедиционные операции являются основными функциями транспортного хозяйства.           Функции транспортного хозяйства завода не ограничиваются только перемещением грузов. Организация внутризаводского транспорта и его работа оказывают непосредственное влияние и на ход производственного процесса и на себестоимость выпускаемой продукции. От работы транспорта зависит ритмичная работа рабочих мест, участков цехов и равномерный выпуск заводом готовой продукции. Время, затрачиваемое на внутрицеховые и межцеховые перевозки, влияет на длительность производственного цикла. Затраты на содержание транспортного хозяйства на некоторых заводах составляют 10 - 15% от суммы всех косвенных расходов в себестоимости продукции. В связи с этим основной задачей транспортного хозяйства завода является бесперебойная транспортировка грузов при полном использовании транспортных средств и минимальной себестоимости транспортных операций. Это достигается путем правильной организации транспортного хозяйства и четкого планирования работы транспорта, обоснованного выбора транспортных средств, повышения уровня механизации и автоматизации погрузочно-разгрузочных работ.

Применяемые на заводах  транспортные средства классифицируются следующим образом:

а) по способу действия - прерывные и непрерывные;

б) по видам транспорта - рельсовые, безрельсовые, водные, подъемно-транспортные и специальный транспорт;

в) по назначению - внешний, межцеховой и внутрицеховой;

г) по направлению перемещения грузов - горизонтальные, вертикальные (лифты, подъемники); горизонтально-вертикальные (кранбалки, автопогрузчики); наклонные (монорельсовые дороги, конвейеры).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выводы и  предложения

 

Рынок труда является фундаментом рыночной экономики. Он диктует свои непреложные законы. Эти законы достаточно просты. Они гласят, что заработная плата должна быть не ниже прожиточного минимума, что работающие по найму должны иметь нормальную продолжительность рабочего времени, что тот, кто оказался среди вынуждено безработных, должен получить трудовую и материальную помощь. Законы рынка труда действуют на уровне здравого смысла, опираясь на них человек, может добиться в жизни того, на что он действительно способен, не полагаясь особо на государство. Если законы рынка труда действуют в полной мере и трудовое законодательство отвечает их требованиям, а экономика дает материальное обеспечение рабочей силе в виде разнообразных рынков товаров и услуг, общество идет по пути к процветанию. Даже содержание нетрудоспособных и безработных не представляется ему в тягость: эффективное хозяйство, основанное на свободном и заинтересованном труде, позволяет содержать освобожденных от труда, предоставлять им необходимую поддержку. Для общества экономически выгоднее и нравственно честнее поступать таким образом, чем прилаживать к делу без надобности каждого ради всеобщей занятости. Нежелающий или не способный работать по объективным причинам не должен мешать трудящимся, что естественно вытекает из законов рынка труда.

             Однако достижение этой простой истины дается чрезвычайно трудно. В общественном сознании безработица воспринимается как беда, ужасное несчастье, которое приносит в дом рынок труда. Бороться с безработицей – это все равно, что бороться с прогрессивными преобразованиями в экономике, с политическими и социальными свободами личности. Безработица – результат состояния экономики и общества, в котором мы живем, она не причина социальных бедствий и конфликтов, а их результат. Как общественное явление безработица заслуживает самого пристального внимания. Безработицей начинает заниматься наука, ее начинают серьезно изучать. Рынок труда, занятость и безработица являются важными экономическими явлениями их необходимо изучать хотя бы для того чтобы не вернулась система поголовной занятости, включая ее самые отвратительные и бесчеловечные формы, когда человека действительно лишали свободы и элементарного человеческого быта ради безусловной занятости рабочих мест на лесоповалах, в рудниках, на стройках индустриальных гигантов и т.д.

Информация о работе Рынок труда, служба занятости, их современное состояние