Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Мая 2013 в 10:43, курсовая работа
Актуальность работы вызвана тем, что в условиях рыночной экономики у предприятий очень часто возникают проблемы в области сбыта продукции, а не производства. Очень часто предприятию не достаточно только произвести продукцию. Произведенная продукция должна быть еще и востребована в обществе. А это возможно, только если учитывать множество факторов, которые влияют на конечного потребителя. Это такие факторы как: реклама, стимулирование сбыта, и др. В хозяйственной деятельности предприятия основными вопросами являются снабжение, производство и сбыт (реализация) готовой продукции.
Потребитель, несомненно, обладает наибольшей значимостью. Вся политика маркетинга сводится к воздействию именно на потребителя. Широкий спектр приемов стимулирования сбыта был создан с единственной целью самым эффективным образом привлечь потребителя к товару и удовлетворить его запросы.
Цели стимулирования потребителей сводятся к следующему:
Глава 2.
Структура, функции и методы сбытовой деятельности предприятия
2.1 Структура и функции службы сбыта производственного предприятия
Организационная структура службы сбыта. В современных условиях хозяйствования повышается роль служб сбыта производственных предприятий. Назначение сбытового аппарата предприятия состоит в том, чтобы проводить в жизнь планы продаж и таким образом добиваться выполнения целей и задач предприятия в целом. Организация работы отдела сбыта осуществляется в соответствии с Положением об отделе сбыта, которое разрабатывается с учетом особенностей деятельности предприятия. Структура службы сбыта обусловливается возлагаемыми на нее задачами.
Основными задачами службы сбыта предприятия являются:
1. Обеспечение своевременной и ритмичной реализации готовой продукции в соответствии с заключенными договорами.
2. Подготовка и заключение договоров на поставку готовой продукции; обеспечение выполнения планов поставок в соответствии с заключенными договорами.
3. Участие в планировании
ассортимента выпускаемой
4. Участие в маркетинговых исследованиях по изучению рынка сбыта и спроса на выпускаемую продукцию.
5. Контроль состояния
товарных запасов готовой
6. Обеспечение правильного учета и отчетности по отгрузке продукции.
Эффективность решения перечисленных выше задач во многом зависит от рациональности построения организационной структуры службы сбыта предприятия. При этом необходимо учитывать специфику каждого конкретного предприятия:
- размеры предприятия;
- топ и ассортимент товаров;
- количество и
- используемые формы и методы сбыта.
Основные сбытовые функции
выполняют следующие
- склады готовой продукции;
- транспортные хозяйства;
- торговые подразделения;
- центры (пункты) сервисного обслуживания;
- бюро декларирования (при экспортных поставках).
На производственных предприятиях используются следующие основные типы организации структуры службы сбыта: функциональный, товарный, региональный, комбинированный.
Организационная структура функционального типа для небольших и средних предприятий представлена на рис. 1.1.
Отдел сбыта | |||||
Бюро (группа) заказов |
Плановое бюро (группа) |
Диспетчерское бюро (группа) |
Товарные бюро (группа) |
Техническое бюро (группа) |
Склады готовой продукции |
Рис 1.1 Организационная структура отдела сбыта со складами готовой продукции.
2.2 Основные функции отдела сбыта, его взаимоотношения с другими подразделениями предприятия
В современных условиях возрастает роль отдела сбыта в усилении
ориентации производственной и сбытовой деятельности предприятия
на удовлетворение потребностей целевого рынка. Общее
руководство сбытовой деятельностью на предприятии осуществляется
заместителем директора по коммерческим вопросам либо
заместителем директора по маркетингу.
Функции руководства по управлению сбытом:
- разработка общей стратегии производства и сбыта;
- регулирование затрат на сбытовую деятельность;
- определение приоритетных методов, форм и рынков сбыта;
- координация действий всех основных подразделений (производство, сбыт, финансы) для реализации стратегии предприятия.
Основными функциональными направлениями деятельности
отдела сбыта являются:
- коммерческая деятельность
по реализации готовой
- обеспечение качества обслуживания клиентов;
- подготовка информации;
- организационная поддержка и учет результатов сбытовой деятельности.
Функции отдела сбыта, связанные с обеспечением успешной коммерческой деятельности по реализации готовой продукции:
- участие в организации выставок, ярмарок, выставок-продаж, изучении спроса на выпускаемую продукцию;
- участие в планировании производственной и сбытовой деятельности предприятия;
- подготовка и заключение договоров с покупателями на поставку выпускаемой продукции;
- обеспечение выполнения
обязательств по поставке
- планирование и отгрузка готовой продукции;
- подготовка материалов для заявления претензий и исков к другим предприятиям и организациям по вопросам сбыта.
Функции отдела сбыта по обеспечению качества обслуживания клиентов:
- учет поступающих от
потребителей требований по
- участие в совершенствовании сбытовой сети и форм доставки продукции потребителям;
- прием и обработка рекламаций;
- разработка предложений
по совершенствованию
Отдел сбыта обеспечивает подготовку информации:
- для отдела маркетинга - о реализации и предпочтениях потребителей;
- для посредников - об ассортименте, ценах, условиях реализации
продукции.
Организационная поддержка и учет результатов сбытовой деятельности предусматривает выполнение сотрудниками отдела сбыта следующих функций:
- контроль дебиторской
задолженности (совместно с
- контроль за работой склада готовой продукции и состоянием товарных запасов;
- составление заявок на
необходимые материалы и
- составление статистической отчетности по отгрузке готовой продукции, в том числе на экспорт.
Деятельность отдела сбыта осуществляется в тесном контакте с основными службами предприятия. Так, главный инженер организует производство по заказам службы сбыта; заместитель директора по коммерческой работе несет ответственность за всю сбытовую деятельность предприятия; начальник финансового отдела отвечает за финансовое обеспечение сбытовых потоков.
Функции сбытовой деятельности производственного предприятия изображены на таблице 1.2.
Структура и содержание функций | ||
По роли |
По характеру | |
Организационно- коммерческие |
Технологические | |
Основные |
Продажа и аренда: - установление контактов с покупателями - подготовка и заключение договоров - исполнение договорных обязательств |
Хранение: - разгрузка и погрузка - внутреннее перемещение - приемка - укладка на хранение - непосредственное хранение - сортировка и маркировка - комплектация - упаковка и затаривание Распределение: - формирование партий поставки - отправка (отгрузка) - транспортировка |
Вспомогательные |
Информационные функции: - изучение покупателей и посредников - информационное обеспечение планирования производственно- сбытовой деятельности Юридические функции: - обоснование и оформление договоров - правовая защита |
Сервисное обслуживание: - предпродажное обслуживание - послепродажное обслуживание: - монтаж - установка - ремонт - поставка запасных частей |
Таблица 1.2
2.3 Нормативно-правовая
база сбытовой деятельности
Для грамотной организации сбытовой деятельности предприятия необходимо использовать в полной мере нормативно-правовую информацию по требуемым вопросам.
Нормативно-правовая база сбытовой деятельности включает средства юридического воздействия на субъекты сбыта, нормативно - технические, ведомственные документы. Она создает правовую, расчетную, методологическую основу для выполнения действий по организации сбыта готовой продукции, обеспечивает защиту интересов предприятия во взаимоотношениях с покупателями и посредниками, регулирование отношений между участниками процесса сбыта.
В процессе сбытовой деятельности используются различные законодательные акты, нормативно-технические и ведомственные документы, которые можно разделить на следующие группы:
1. Организационно-правовые нормативы.
2. Номенклатурно-качественные нормативы.
3. Стоимостные нормативы.
Организационно-правовые нормативы включают основные законодательные акты по вопросам организации и планирования сбытовой деятельности, нормативы правового и технического уровня по регулированию транспортного обслуживания сбытового процесса,Положение об отделе сбыта предприятия.
Номенклатурно-качественные нормативы включают:
- стандарты, технические условия и другие документы, которые регламентируют требования к качеству продукции предприятия при производстве и поставках;
- Положение о приемке
товаров по количеству и
- стандарты предприятия,
регламентирующие организацию
- стандарты предприятия, регламентирующие организацию приемки, хранения, упаковки, отгрузки, выполнения погрузочно-разгрузочных работ;
- нормативы товарных запасов на складе готовой продукции.
Использование номенклатурно-качественных нормативов обеспечивает надлежащее выполнение организационно-коммерческих функций, полную количественную и качественную сохранность продукции при выполнении всех технологических операций.
Стоимостные нормативы включают прейскуранты цен на товары и услуги, тарифы автомобильного, речного, водного, железнодорожного транспорта.
2.4 Методы сбыта
Результативность сбытовой деятельности определяется выбором методов сбыта. Выбор зависит от рыночной ситуации, состава посредников и возможностей сотрудничества с ними, степени развития методов продажи товаров, развития информационных систем.
В сбытовой деятельности используется три основных метода сбыта:
- прямой или непосредственный;
- косвенный;
- комбинированный или смешанный.
Прямой сбыт предусматривает, что производитель продукции вступает в непосредственные отношения с потребителями без привлечения посредников.
Достоинства прямого сбыта:
- контроль процесса сбыта со стороны производителя;
- возможность быстрой реакции на изменение потребностей рынка;
- ускорение цикла реализации, обеспечивающее увеличение прибыли;
- непосредственные контакты с клиентом;
- быстрая поставка товара покупателям;
- экономия сбытовых издержек
за счет отсутствия
Проблемы (недостатки) прямого сбыта:
- высокие затраты на создание собственной сбытовой сети;
- отсутствие возможности
проникновения на отдельные
- высокие складские и транспортные расходы.
Прямой сбыт характерен для предприятий угольной, нефтедобывающей, нефтеперерабатывающей промышленности, машиностроения, предприятий, поставляющих основные виды сырья для обрабатывающей промышленности.
Условия использования прямого сбыта:
-возможность сбыта товара крупными партиями;
- конкурентоспособность на рынке по срокам поставок;
- цена товара позволяет оправдать расходы, связанные с организацией сбыта;
- относительно небольшая численность потребителей, сосредоточенных на ограниченной территории;
отнесение товара к категории скоропортящихся;
- необходимость предоставления сервисных услуг;
- наличие собственной сбытовой сети, складских, транспортных, торговых структур.
Для осуществления прямой реализации изготовленных товаров потребителям производители используют следующие структуры:
- собственные сбытовые филиалы;
- склады готовой продукции у потребителей;
- собственные сбытовые конторы;
- фирменные магазины и секции.
Реализация товаров через собственные сбытовые подразделения позволяет предприятию оперативно устанавливать контакты с покупателями, реагировать на изменение требований к товару.
Косвенный метод сбыта предполагает использование услуг различного рода торговых посредников.
Торговые посредники - это торговые организации, предприятия и лица, осуществляющие перепродажу товаров для удовлетворения потребностей рынка и получения прибыли.
Конструктивное сотрудничество изготовителя с посредниками необходимо для достижения общей цели - товар должен дойти до потребителя и принести прибыль.
Предприятие использует услуги посредников, если:
- рынок разбросан географически;
- необходимо создание разветвленной сети;
- велики транспортные расходы;
- значительно число
- осуществляется сбыт товаров широкого ассортимента массового спроса, относительно недорогих и стандартных;
- отсутствует собственная сбытовая сеть, склады, транспортные структуры;