Себестоимость продукции, ее состав и методы калькуляции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2013 в 08:25, курсовая работа

Описание работы

Эффективность любого рационального управленческого решения прямо пропорциональна точности и корректности информации, на основании которой оно принято. Пожалуй, самым главным поставщиком информации о внутренней среде компании является система управленческого учета, большая часть которой нацелена на получение корректных и своевременных данных о себестоимости производимых продуктов/услуг, о стоимости обслуживаний покупателей, о себестоимости заказов, контрактов. Сопоставляя себестоимость с ценой, можно оценить доходность тех или иных продуктов, клиентов и т.п. Данные о себестоимости лежат в основе стратегически важных решений в области ценовой политики, товарной стратегии, стратегии каналов сбыта и т.п.

Содержание работы

Введение …………………………………………………………………..…... 3
1. Cебестоимость продукции……………... …………………………………. 5
1.1 Сущность и значение себестоимости продукции как экономической категории. Ее виды, структура…………………………………………………5
1.2 Системы калькулирования…………………………………………………9
1.3 Методы калькулирования………………………………………………….17
2. Сравнительный анализ традиционных и функциональных систем распределения затрат…………………………………………………………..23
2.1 Появление функциональных систем. Их отличия от традиционных…..23
2.2 Традиционное методы распределение затрат……………………………25
2.3 Распределение затрат в АВС-анализе……………………………………28
2.4 Сходства и различия между традиционным подходом и подходом функциональной калькуляции себестоимости. Ошибки, возникающие из-за неправильных вычислений себестоимости продукции…………………….40
2.5 Соответствие анализа функциональной калькуляции себестоимости: используется ли данный метод и всегда ли он работает? Сопоставление расходов и выгод………………………………………………………………45
Заключение…………………………………………………………………….47
Список использованных источников………………………………………...49

Файлы: 1 файл

Курсовая - на защиту.doc

— 306.00 Кб (Скачать файл)


Негосударственное образовательное  учреждение

Тольяттинский экономико – технологический

колледж

 

 

Специальность №080110 «Экономика, бухгалтерский учет и контроль»

 

 

 

 

Курсовая работа

 

Себестоимость продукции, ее состав и методы калькуляции.

 

 

 

 

 

 

 

Выполнил(а) студент(ка) 4 курса

группы Эз-481

 

_____________/(Игнатьева Ю.В.)

                                  ФИО

 

 

Работа защищена “ ”                  2009 г.

Оценка ______________

Научный руководитель

преподаватель (подпись) О.Ю.Хоружева


 

 

 

 

 

 

 

 

Тольятти

2009 г.

 

 

Содержание

Введение …………………………………………………………………..…... 3 
1. Cебестоимость продукции……………... …………………………………. 5 
1.1 Сущность и значение себестоимости продукции как экономической категории. Ее виды, структура…………………………………………………5

1.2 Системы калькулирования…………………………………………………9

1.3 Методы калькулирования………………………………………………….17

2. Сравнительный анализ  традиционных и функциональных  систем распределения затрат…………………………………………………………..23

2.1 Появление функциональных систем. Их отличия от традиционных…..23

2.2 Традиционное методы распределение затрат……………………………25

2.3 Распределение затрат в АВС-анализе……………………………………28

2.4 Сходства и различия между традиционным подходом и подходом функциональной калькуляции себестоимости. Ошибки, возникающие из-за неправильных вычислений себестоимости продукции…………………….40

2.5 Соответствие анализа  функциональной калькуляции себестоимости:  используется ли данный метод  и всегда ли он работает? Сопоставление расходов и выгод………………………………………………………………45

Заключение…………………………………………………………………….47

Список использованных источников………………………………………...49

 

Введение.

 

Эффективность любого рационального  управленческого решения прямо  пропорциональна точности и корректности информации, на основании которой  оно принято.

Пожалуй, самым  главным поставщиком информации о внутренней среде компании является система управленческого учета, большая часть которой нацелена на получение корректных и своевременных данных о себестоимости производимых продуктов/услуг, о стоимости обслуживаний покупателей, о себестоимости заказов, контрактов. Сопоставляя себестоимость с ценой, можно оценить доходность тех или иных продуктов, клиентов и т.п. Данные о себестоимости лежат в основе стратегически важных решений в области ценовой политики, товарной стратегии, стратегии каналов сбыта и т.п. Поэтому ошибка в этой сфере может стоить дорого компании.

 В связи с этим в данной работе мы рассмотрим такую важную категорию как себестоимость и один из способов ее определения – составление калькуляции. Конечной целью калькулирования является формирование полной себестоимости единицы продукции. Ведь от уровня себестоимости зависит деятельность предприятия в условиях рыночной экономики: величина прибыльности и рентабельности, эффективность его хозяйственной деятельности. Целью работы является рассмотрение методов – традиционных и современных, принципов составления калькуляции себестоимости, а также роль калькуляции в управлении производством. Ведь правильно составленная калькуляция себестоимости позволяет обеспечить:

  • Своевременное и полное отражение всех затрат, связанных непосредственно с производством продукции, выполнением работ или оказанием услуг, а также отражение внепроизводственных затрат;
  • Контроль за правильным использованием материальных, трудовых, финансовых и иных ресурсов предприятия, за соблюдением установленных норм расхода материалов и производительности труда;
  • Выявление мест возникновения затрат и пути их сокращения.

В странах с  развитой рыночной экономикой учет затрат на производство и калькулирование себестоимости продукции выделены в управленческий учет, призванный дать информацию для управления себестоимостью продукции специалистам и администрации предприятия и его подразделений.

Важность исследуемого вопроса заключается в том, что  ошибки в процессе калькулирования  могут привести к серьезным последствиям для предприятия, даже до его банкротства.

 

Cебестоимость продукции.

1.1 Сущность и значение себестоимости продукции как экономической категории, ее виды и структура

 Себестоимость - важнейший показатель эффективного использования производственных ресурсов.

Согласно Положению  о составе затрат по производству и реализации продукции (работ, услуг), включаемых в себестоимость продукции, (N~552), себестоимость продукции (работ, услуг) представляет собой стоимостную  оценку используемых в процессе производства продукции (работ, услуг), природных ресурсов, сырья, материалов, топлива, энергии, основных фондов, трудовых ресурсов, а также других затрат на ее производство и реализацию. В себестоимость продукции (работ, услуг) включаются:

-затраты, непосредственно  связанные с производством продукции  (работ, услуг);

-затраты, связанные  с использованием природного  сырья;

-затраты на  подготовку и освоение производства;

-затраты некапитального  характера; 

-затраты, связанные  с изобретательством и рационализаторством; -затраты на обслуживание производственного процесса;

-затраты по  обеспечению нормальных условий  труда; 

-текущие затраты,  связанные с содержанием и  эксплуатацией фондов природоохранного  назначения;

-затраты, связанные  с управлением производством;

-затраты, связанные  с подготовкой и переподготовкой  кадров;

-предусмотренные  законодательством затраты, связанные  с набором рабочей силы;

-отчисления  на государственное социальное  страхование и пенсионное обеспечение,  по медицинскому страхованию;

-платежи по  кредитам банков в пределах  ставки, установленной законодательством; -затраты, связанные со сбытом  продукции; 

-затраты на  воспроизводство основных производственных  фондов;

-износ по  нематериальным активам; -начисления  на заработную плату;

-налоги, сборы,  платежи и другие обязательные  отчисления, производимые в соответствии  с установленным законодательством  порядком.

Себестоимость продукции представляет выраженные в денежной форме текущие затраты предприятий на производство и реализацию продукции (работ, услуг).

 Себестоимость продукции является не только важнейшей экономической категорией, но и качественным показателем, так как она характеризует уровень использования всех ресурсов (переменного и постоянного капитала), находящихся в распоряжении предприятия.

 Как экономическая категория себестоимость продукции выполняет ряд важнейших функций:

• учет и контроль всех затрат на выпуск и реализацию продукции;

• база для формирования оптовой цены на продукцию предприятия  и определения прибыли и рентабельности;

• экономическое  обоснование целесообразности вложения реальных инвестиций на реконструкцию, техническое перевооружение и расширение действующего предприятия;

• определение  оптимальных размеров предприятия;

• экономическое  обоснование и принятие любых управленческих решений и др.

 Различают следующие виды себестоимости: цеховая, производственная и полная.

 Цеховая себестоимость представляет собой затраты цеха, связанные с производством продукции.

 Производственная себестоимость помимо затрат цехов включает общепроизводственные и общехозяйственные расходы.

 Полная себестоимость отражает все затраты на производство и реализацию продукции, слагается из производственной себестоимости и внепроизводственных расходов (расходы на тару и упаковку, транспортировку продукции, прочие рас ходы).

 Различают индивидуальную и среднеотраслевую себестоимость.

 Индивидуальная себестоимость обусловливается конкретными условиями, в которых действует то или другое предприятие.

 Среднеотраслевая себестоимость определяется как средневзвешенная величина и характеризует средние затраты на единицу продукции по отрасли, поэтому она находится ближе к общественно необходимым затратам труда.

 В условиях перехода к рыночной экономике роль и значение себестоимости продукции для предприятия резко возрастают. С экономических и социальных позиций значение снижения себестоимости продукции для предприятия заключается в следующем:

• в увеличении прибыли, остающейся в распоряжении предприятия, а следовательно, в появлении возможности не только в простом, но и расширенном воспроизводстве;

• в появлении  большей возможности для материального  стимулирования работников и решения многих социальных проблем коллектива предприятия;

• в улучшении  финансового состояния предприятия  и снижении степени риска банкротства;

• в возможности  снижения продажной цены на свою продукцию, что позволяет в значительной мере повысить конкурентоспособность продукции и увеличить объем продаж;

• в снижении себестоимости продукции в акционерных  обществах, что является хорошей предпосылкой для выплаты дивидендов и повышения их ставки.

 Из всего сказанного вытекает очень важный вывод, что проблема снижения себестоимости продукции всегда должна быть в центре внимания на предприятиях.

Под структурой себестоимости понимаются ее состав по элементам или статьям и их доля в полной себестоимости. Она находятся в движении, и на нее влияют следующие факторы:

  1. специфика (особенности) предприятия;

Исходя из этого  различают: трудоемкие предприятия; материалоёмкие; фондоёмкие; энергоёмкие;

 2) ускорение научно-технического прогресса.

 3) уровень концентрации, специализации, кооперирования, комбинирования и диверсификации производства;

 4) географическое местонахождение предприятия;

 5) инфляция и изменение процентной ставки банковского кредита.

 Структуру себестоимости продукции характеризуют следующие показатели:

 • соотношение между живым и овеществленным трудом;

 • доля отдельного элемента или статьи в полных затратах;

 • соотношение между постоянными и переменными затратами, между основными и накладными расходами, между производственными и коммерческими непроизводственными расходами, между прямыми и косвенными и др.

 Систематическое определение и анализ структуры затрат на предприятие имеют очень важное значение, в первую очередь для управления издержками на предприятии с целью их минимизации.

 Структура затрат позволяет выявить основные резервы по их снижению и разработать конкретные мероприятия по их реализации на предприятии.

 

 

1.2 Системы калькулирования.

 

 Система калькуляции себестоимости может быть определена как набор определенных действий и записей, призванных обеспечить руководителя различной информацией в процессе управления предприятием. В своей основе система калькуляции обычно включает определение себестоимости продукции, издержек обращения и распределения.

 До известной степени организация работы предприятия и движение продукции в процессе производства являются частью системы калькуляции, так как они составляют ту основу, на которой строится вся система. Структура производства, местоположение материалов, инструментов, оборудования обычно планируется заранее для того, чтобы производственный процесс был наиболее эффективным. Так или иначе, когда предпринимается попытка калькуляции и определения себестоимости продукции или затрат на производство в заданной области, сама суть организации производственного процесса определяет методы подсчета. Требуемые записи и сама система, следовательно, не могут быть определены до тех пор, пока нет четкого плана организации конкретного производственного процесса.

 Вдобавок к знанию производственного процесса бухгалтер должен знать ожидаемые объемы выпуска на предстоящий отчетный период и временные рамки – размер производственных заказов и производственный график. Эти данные также являются частью системы калькуляции себестоимости, так как на их основе составляется план использования материалов, эксплуатации оборудования, затраты рабочего времени, использование производственных мощностей. Когда эта работа выполнена, данные, составленные на основе графика поступления заказов и выполнения работ, покажет, насколько эффективно реальное производство, по сравнению с заранее намеченным планом.

Информация о работе Себестоимость продукции, ее состав и методы калькуляции