Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2014 в 18:08, курсовая работа
В своей курсовой работе я хотел рассмотреть такую экономическую категорию как «Себестоимость». Провести оценку себестоимости на конкретном действующем предприятии, остановившись на наиболее значимых составляющих. Понять, что же входит в эту емкую категорию и проанализировать её по элементам.
Введение …………………………………………………………………………………3
Себестоимость как экономическая категория ……………………………………..4
Себестоимость на примере Общества с ограниченной ответственностью «Комбинат строительных материалов»……………………………………………14
Предложения и пути снижения себестоимости……………………………………19
Заключение…………………………………………………………………………….24
Список использованной литературы……………………………………………….25
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
НАБЕРЕЖНОЧЕЛНИНСКИЙ ИНСТИТУТ (ФИЛИАЛ ФЕДЕРАЛЬНОГО
ГОСУДАРСТВЕННОГО АВТОНОМНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«КАЗАНСКИЙ (ПРИВОЛЖСКИЙ) ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
Кафедра «Экономика предприятия»
КУРСОВАЯ РАБОТА
По дисциплине: Экономика предприятия
На тему: «Себестоимость. Пути снижения себестоимости предприятия
на примере Комбинат строительных материалов»
Выполнил:
Студент Хлебников С.П.
Проверил:
к.э.н. Коваленко С.В.
г. Набережные Челны
2014 г.
СОДЕРЖАНИЕ:
1. Введение
В сложившейся ситуации в экономике, накрываемой последовательно кризисами, как общемировыми, так и национальных экономик, приводящих к снижению потребительского спроса на многие виды товаров и услуг, очень остро ставится вопрос о себестоимости продукции. В условиях падения уровня спроса на львиную долю товара просто неизбежно себестоимость на предприятиях координальным образом меняется.
В условиях ужесточающейся конкуренции нередко следует снижение цен на те или иные товары и услуги, приводимых в рамках акции, распродаж и т.д. При введении тех или иных акций в надежде привлечь новых потребителей и расширить рынки сбыта также неизбежно пристальное рассмотрения понятия «Себестоимость». Оно и только оно определит возможные варианты действий предпринимателя, а также ожидаемые эффекты от подобных действий.
В своей курсовой работе я хотел рассмотреть такую экономическую категорию как «Себестоимость». Провести оценку себестоимости на конкретном действующем предприятии, остановившись на наиболее значимых составляющих. Понять, что же входит в эту емкую категорию и проанализировать её по элементам.
Основной же целью работы я вижу выработку предложений, способных внести изменения в себестоимость продукции на конкретном предприятии, ориентируясь на её снижение. Необходимо оценить эти предложения с точки зрения реальности к применению, а также действенности и эффективности. Считаю необходимым рассмотреть на теоретическом уровне предложения в динамике и анализе их последствий в обозримом будущем.
2. Себестоимость как экономическая категория
Большой энциклопедический словарь определяет себестоимость продукции как экономический показатель, включающий затраты на потреблённые средства производства и на оплату труда1.
В литературе под себестоимост
В состав издержек, включаемых в себестоимость по экономическому содержанию, входят:
I. Материальные затраты (сырье, основные материалы, покупные полуфабрикаты, комплектующие изделия, вспомогательные материалы, топливо, энергия, тара, упаковочные материалы, хозяйственные инструменты, запасные части, спецодежда и др.). Материальными затратами считаются только расходы на покупные ресурсы, т.е. приобретенные со стороны. Если же предприятие самостоятельно осуществляет изготовление (добычу) каких-то материальных ресурсов, то такого характера затраты учитываются по другим статьям калькуляции себестоимости продукции. Оценка цены ресурсов определяется исходя из цены приобретения, включая:
1) различного рода надбавки и
комиссионные отчисления
2) стоимость услуг товарных бирж;
3) оплата государственных пошлин;
4) плата за транспортировку продукция сторонним организациям.
При этом в цену приобретения материальных ресурсов не включаются НДС и возвратные отходы.
II. Затраты на оплату труда (заработная плата основного производственного персонала, а также не состоящих в штате работников, выполняющих работы основного производственного персонала). Оплата труда может исчисляться по сдельным расценкам, по тарифным ставкам и должностным окладам в соответствии с системой оплаты труда, установленной на предприятии. Затраты на труд могут выплачиваться как в денежной, так и в натуральной форме (исчисляться в соответствии со стоимостью продукции, выдаваемой работнику в качестве оплаты). К учету в себестоимость подлежит:
1) основной оклад работника;
2) различного рода надбавки и доплаты, премии за производственные результаты;
3) оплата очередных
4) стоимость бесплатно
5) единовременные вознаграждения за выслугу лет;
6) дополнительные надбавки за
работу в суровых
7) надбавки за работу повышенной опасности или вредности и др.
При этом в себестоимость продукции не могут включаться выплаты, не связанные непосредственно с оплатой труда, имеющие своим источником средства специальных фондов: обязательного медицинского страхования, профсоюзных организаций, социального страхования и др. (например: материальная помощь, единовременные пособия ветеранам труда, дивиденды от имеющихся акций у работника, компенсации в связи с повышением уровня инфляции).
III. Отчисления на социальные нужды (3 вида целевых платежей в целевые фонды: Фонд социального страхования РФ, Пенсионный фонд РФ, Фонд обязательного медицинского страхования РФ). Все виды отчислений на социальные нужды объединены в единый социальный налог «ЕСН».
IV. Амортизация основных средств (в части ежепериодных денежных отчислений в специальный амортизационный фонд предприятия с целью последующего восстановления основных средств). Амортизация может начисляться следующими методами:
1) линейно-пропорциональным;
2) по сумме чисел лет полезного использования;
3) пропорционально объему
4) методом уменьшаемого остатка.
При этом допускаются коэффициенты ускоренной амортизации для добровольного ускорения обновления основных средств (ускоренный процесс списания стоимости основного средства).
При начислении амортизации также необходимо учитывать ежепериодную переоценку основных средств, связанную с наличием инфляции, с изменением котировок валютных пар на мировом валютном рынке, с изменением уровня цен рынка капитала и др. Переоценка изменяет изначальную стоимость основных средств с целью приведения ее в соответствие с текущей экономической ситуацией, поэтому это неминуемо изменяет уровень амортизационных отчислений.
V. Прочие затраты (дополнительные налоги, сборы и платежи, включая платежи по обязательным видам страхования, платежи за выбросы загрязняющих веществ в окружающую среду, отчисления в резервные и другие обязательные фонды предприятия, оплата процентов за кредит, услуги связи, услуги банков, оплата сторонним организациям за охрану, подготовку и переподготовку сотрудников, за сертификацию продукции, за гарантийный ремонт и обслуживание, платежи за аренду объектов основных средств, отчисления в ремонтный фонд). С 1996 года разрешено выделять из прочих затрат в отдельные элементы расходов затраты, связанные с реализацией продукции, а также платежи по страхованию имущества, жизни и здоровья отдельных категорий работников.
Классификация затрат, включаемых в себестоимость продукции:
►По роли в процессе производства:
1) основные – непосредственно
формируют создаваемый продукт,
составляют его реальную
2) накладные – связаны с
►По способу включения в себестоимость:
1) прямые – можно
2) косвенные – издержки, которые проблематично отнести к прямым затратам конкретной продукции, объединяются по определенному признаку (например, стоимость эксплуатационных затрат на электроснабжение основных средств) и затем распределяются по группам продукции пропорционально избранной базе (например, стоимости прямых затрат, затраченных на создание конкретного ассортимента продукции в процессе использования основных средств).
►По зависимости затрат от изменения объема выпуска продукции:
1) постоянные – при изменении
объема производства их
2) переменные – они изменяются
прямопропорционально объему
► По способу учета и группировки:
1) простые – имеют односоставный характер: сырье, материалы, заработная плата и т. д.;
2) комплексные – затраты, собираемые в группы или же собираемые по функциональной роли, либо по месту осуществления затрат (цеховые, общехозяйственные и т. д.).
►По срокам возникновения:
1) текущие или каждодневные;
2) единовременные – разовые затраты, возникающие при нестандартных ситуациях в производственном процессе.
► По методам планирования, учета и распределения:
1) группировка по экономическим элементам – сметный метод;
2) группировка по статьям
В основе принципов принятия экономических решений лежит тот факт, что хозяйствующий субъект сталкивается с ограниченностью ресурсов, имеющихся на предприятии. Следовательно, производитель должен учитывать различного рода альтернативные возможности эффективного использования этих ресурсов. Тем самым выявить наиболее эффективные системы затрат, то есть более ресурсоотдачливые.
Так как главной целью предприятия мы выводим повышение ресурсоотдачи, то надо разобраться, что может дать компании рост этого показателя. Повышение ресурсоотдачи, как гласит определение, может проходить как экстенсивно, так и интенсивно.
Экстенсивное повышение ресурсоотдачи
При экстенсивном повышении ресурсоотдачи качество продукции не меняется, правда меняется уровень объема производства. Так как уровень затрат остается неизменным, как и уровень качества продукции, то можно заметить, что при таком повышении ресурсоотдачи снижается себестоимость на единицу продукции. Следовательно, это напрямую повышает конкурентоспособность продукции, так как дает дополнительный резерв для активной ценовой борьбы с конкурентами. Это означает, что при такой ситуации повышается прибыльность предприятия, ведь если предприятие не будет вступать в активную ценовую борьбу, а будет реализовывать продукцию, объем которой увеличился, по прежней цене, то мы увидим явный прирост прибыли
Правда, у такой чисто экстенсивной модели повышение ресурсоотдачи есть один недостаток – в модели, которая была описана выше, говорится о полной реализации продукции, что означало ненасыщение рынка данным товаром. В случае же, если спрос удовлетворен полностью и рынок перенасыщен (правда данная организация имеет свой стабильный сегмент покупателей, то есть производимая продукция реализуется в строго определенном объеме по определенной цене), тогда вступает в силу маржинальный закон убывающей полезности (то есть уровень реализации остается прежним, но с последующим ростом экстенсивной ресурсоотдачи уровень объемов производства растет, а с ним и уровень нереализованной продукции, а значит и повышается уровень убытков).
В отличие от цены, которую можно переписать в любой момент, объем производства не имеет столь высокой гибкости. То есть когда товар произведен, его нужно реализовать. Иначе он будет затоварен на складах и полках магазина. Что, разумеется, отрицательно сказывается на оборачиваемости вложенных средств. Ведь процесс производства затормаживается, возникает временной лаг перепроизводства. Этот лаг вынуждает коммерсанта сокращать объемы производства до минимумов, которые позволили бы не затоварить склады еще больше, но не нарушили бы конвейерный поток, пока не рассосется данный затор. Или предприниматель может пойти по второму пути – сыграть на эластичности цены на тенденцию к понижению. То есть понизить цены до такой степени, пока уровень реализации не станет достаточно высоким, что поможет стабилизировать уровень оборачиваемости вложенных ресурсов. Но снижение цены может повлечь за собой снижение прибыли. Это произойдет лишь в том случае, если будет иметь место неравенство следующего характера: пропорция повышения уровня реализации < пропорции занижения цены.