Себестоимость. Пути снижения себестоимости предприятия на примере Комбинат строительных материалов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2014 в 18:08, курсовая работа

Описание работы

В своей курсовой работе я хотел рассмотреть такую экономическую категорию как «Себестоимость». Провести оценку себестоимости на конкретном действующем предприятии, остановившись на наиболее значимых составляющих. Понять, что же входит в эту емкую категорию и проанализировать её по элементам.

Содержание работы

Введение …………………………………………………………………………………3


Себестоимость как экономическая категория ……………………………………..4


Себестоимость на примере Общества с ограниченной ответственностью «Комбинат строительных материалов»……………………………………………14


Предложения и пути снижения себестоимости……………………………………19


Заключение…………………………………………………………………………….24


Список использованной литературы……………………………………………….25

Файлы: 1 файл

Курсовая !.doc

— 232.00 Кб (Скачать файл)

 

Для удобства рассмотрения общей себестоимости силикатного кирпича целесообразно вывести расчету на тысячу штук условного кирпича4. Кроме того, целесообразно ввести понятие удельного веса в себестоимости, данный показатель укажет нам степень значимости и веса в структуре себестоимости силикатного кирпича.

 

  • Песок карьерный с учетом нормы расхода 3,5 тонны на тысячу штук условного кирпича  при производственной себестоимости 63,37 руб. даст в общей стоимости 221,80 рублей (с уд весом в себестоимости 4,47%);
  • Известь при норме расхода на тысячу штук условного кирпича 0,433 тонны при цене на тонну 2066,90 рублей составит 894,97 рублей, что составляет долю в 12,85% в общейсебестоиомсти;
  • Мелющие тела (цильбепсы и шары) используемы дли приготовления известкового-кримнеземестого вяжущего составляет 35,52 рублей (с долей 0,51% от общей);
  • Зарплата порядка 542,27 рублей (с долей 7,83%);
  • Следуют далее страховые взносы 168, 12 рублей (с долей 2,43%);
  • Страхование гражданской ответственности опасных производственных объектов, поскольку объекты газопотребления являются таковыми в силу закона, составляет 0,525 рубля или 0,01%;
  • Топливно-энергетические ресурсы, включающие в себя

- Электроэнергия на технологию при норме 66,80 кВтчас при цене 3,001 за                     кВт-час составляет 200,47 рублей с долей 2,89;

- Сжатый воздух (работает компрессорная  станция) при норме 0,120 тыс. куб. метров  и цене 237,31 рублей составляет 15,40 рублей с долей в общей себестоимости 0,22%;

- Стоки, принимаемые единственным  поставщиком монополистом по  регулируемой цене, составляет 19,23 рублей  с долей 0,28%;

- Вода, поставляемая тем же монополистом, при норме расхода 0,689 куб. метров  на тысячу штук условного и цене15,62 рубля составляет 4,94 рубля с долей 0,07%

 

 

Таким образом, прямые расходы при производстве одной тысячи штук условного кирпича составляют 3072,49 рублей или 44,36 % от общей себестоимости.

 

Однако помимо прямых расходов есть еще и косвенные, суть которых следует изложить следующем образом:

  • Общепроизводственные расходы составляющие 1485,93 рублей с долей 21,45% в общей себестоимости;
  • Амортизация основных средств – 4,25 рублей (доля 0,06%);
  • Транспортные расходы по перевозке и перемещению грузов на уровне 173,65 рублей с долей 2,51%;
  • Общехозяйственные расходы, включающие в себя и уже упоминавшуюся выше аренду основных средств 2406,32 рубля (доля 34,74%);
  • Коммерческие расходы, включающие в себя расходы на реализацию и отгрузку готовой продукции, работу кранов, работу работников сбыта рекламу и т.д. В нашем случае они составляют 373,68 рублей или 5,4%.

 

Таким образом, общая себестоимость одной тысячу штук условного кирпича составляет 6 925 рублей 93 копейки. Путем деления на тысячу получаем себестоимость одной условной штуки кирпича, которая составляет 6,92 рублей. Зная среднюю цену реализации кирпича (с учетом различной номенклатуры, цветов и условия поставок) без труда модно найти рентабельность.

 

Анализ средней цены реализации кирпича на ООО «КСМ» показывает, что рентабельность основной производимой продукции этого предприятия не является высокой. Принимая во внимание жесткую конкуренцию на рынке строительных материалов в Республике Татарстан и в частности закамском регионе и как следствие отсутствие возможности повышения цены реализации силикатного кирпича, встает вопрос о снижении себестоимости производства продукции и о даче соответствующих рекомендаций.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

   

 

 

 

 

  1. Предложения и пути снижения себестоимости.

 

Ни для кого не является секретом, что каждое предприятие, производя ту или иную продукцию (не обязательно силикатный кирпич) стремится к снижению её себестоимости. 

Одним из наиболее распространенных способов снижения себестоимости на единицу продукции является контроль объемов производства. Эффективность данного метода обуславливается тем, что дополнительное производство рождает дополнительные издержки, а это рождение не имеет пропорциональной равномерной природы. Тем самым себестоимость на единицу продукции тоже изменяется от каждой дополнительной единицы выпущенного товара, поэтому ее график динамики и имеет U-образную форму. И как следствие, на первый взгляд кажется, организация должна отыскать этот уровень объема, отвечающий данному минимуму, так как может показаться, что при объеме с минимальными издержками прибыль будет максимальной. Тем не менее, это является заблуждением. Ведь за уровень прибыли отвечает не только уровень затрат, а также и уровень реализации. Поэтому с помощью кривых средних издержек, предельных издержек и предельного дохода находится соотношение между уровнем реализации и уровнем затрат, при которых прибыль будет иметь наивысшее значение.

В экономической мысли такое явление называется – способом экономии на масштабе. Суть этого метода заключается в том, что предпринимателю фактически неважно, какой у него уровень производственной себестоимости, так как ему нужно лишь знать объем производства, при котором получаемая прибыль будет максимальной. Тем не менее, этот метод является лишь поиском баланса между уровнем себестоимости и уровнем объема производства. При этом объем производства строго опирается на уровень реализации. Таким образом, целью этого метода является не снижение себестоимости напрямую, а скорее поиск ее оптимума.

Оптимум не отвечает за поиски резервов снижения себестоимости, а он показывает лишь наиболее выгодное использование имеющихся факторов производства. Другими словами, метод экономии на масштабе не предназначен для поиска скрытых резервов по снижению затрат, а отвечает лишь за поиск оптимального значения затрат при оптимальном выпуске готовой продукции, опираясь на уровень реализации. Поэтому предпринимателю параллельно важно искать способы снизить имеющуюся себестоимость при достижении оптимумов в экономии от масштаба. Ведь, когда этот оптимум достигнут, то малейшее колебания в отклонении оптимального объема будут снижать прибыль. И тогда единственный способ увеличить прибыли организации - это снизить себестоимость при сохранении данного объема.

Таким образом, снижение себестоимости при сохранении объема напрямую повлияет на уровень прибыли. Другими словами, снижение себестоимости на единицу продукции всегда положительно отражается на прибыльности организации при условии, что качественность производимого продукта не пострадает. Следовательно, чтобы эффективно понизить себестоимость, нужно найти скрытые резервы, заключенные в ней самой. То есть нужно найти резервы, спрятанные в структуре затрат. А именно, необходимо при сохранении объема производства и качества продукции найти способы уменьшения материальных затрат, затрат на оплату труда, отчисления на социальные нужды, амортизацию основных средств и прочие расходы. Это означает, что нужно рассмотреть каждую статью себестоимости по отдельности и определить, какие именно резервы можно из них извлечь.

 

К сожалению для предприятий (ООО «КСМ» также не является исключением) в целях снижения себестоимости производимой продукции характерно снижение заработной платы. Ведь в структуре затрат она является маловлияющим фактором на объем производства. Так как при запланированном объеме производства учитывается определенная численность работников и их норма выработки, и уменьшение заработной платы каждого работника прямо не может повлиять на плановую выработку. Тем не менее, с психологической точки зрения данная экономическая манипуляция неминуемо уменьшит мотивационный настрой наемного рабочего. Поэтому, если предприятие занимается выпуском маломеханизированной трудоемкой продукции, для производства которой требуется высокий уровень активного человеческого труда различного характера, то такой психологический фактор существенно может повлиять на результат производства. Это связано с тем, что выработка конкретного человека зависит от вложения его личных ресурсов (умений, навыков, знаний и усердия). А мотивационное снижение неминуемо повлечет за собой снижения у работника желания активно вкладывать данные личные ресурсы. Изготовление трудоемкой продукции требует такого вложения. Поэтому уровень вложенных личных ресурсов прямо пропорционален уровню производства. Следовательно, попытка сэкономить по данной статье не всегда приводит к положительным эффектам. Не говоря уже про то, что понижение мотивационного настроя может привести к разочарованию сотрудника к своей организации, тем самым это даст повод приглядеть себе новое рабочее место у конкурента. Таким образом, понижение заработной платы может привести к нежелательной текучести кадров. Тем не менее, несмотря про вышесказанные негативные закономерности, организации, имеющие высокоавтоматизированное производство, где вложение личных ресурсов сотрудника играет второстепенную роль, снижение заработной платы оказывается вполне эффективным.

Часто для выполнения некоторых работ, особенно разовых, фирме выгоднее не сталкиваться с вышесказанными проблемами штатного работника, а заключить с физическим лицом гражданско-правовой договор на выполнение работ или оказание услуг (в организации ООО «КСМ» распространена такая форма как договор подряда с заранее определенным объемом работ и получаемого результата). Этот способ позволяет существенно сэкономить на оплате труда, отпускных, отчислений на социальное и медицинское страхование. Ведь физическое лицо является по такому договору подрядчиком, тем самым он не имеет таких правомочий, которыми могут обладать лица, заключившие трудовой договор (оплата больничного листа, декрета, страховых случаев, отпусков и т.д.). Кроме того, в налоговую базу в части суммы ЕСН, подлежащей к уплате в ФСС РФ, не включаются любые вознаграждения, выплачиваемые физическим лицам по договорам гражданско-правового характера.

Уровень материальных затрат напрямую зависит от поставщиков ресурсов, так как производственный потенциал поставщика говорит о его возможности выполнять вовремя договор поставки. Поэтому, прежде чем начинать предпринимательский процесс, организации требуется наличие бесперебойной поставки оборотных средств, которые (оборотные средства) строго ориентированы на показатели оборачиваемости. Если у поставщика этот потенциал маленький, то бесперебойность будет нарушена, а с ней и оборачиваемость оборотных средств. Ведь как может быть высокая оборачиваемость, если оборачиваться нечему. Следовательно, чтобы не возникло такого казуса, предприниматель должен оценить производственные возможности поставщиков и отобрать таких, которые могли бы производить оборотные ресурсы выше нормы необходимой поставки. Тем самым обеспечить себе страховой резерв в случае возникновения у поставщика форс-мажорных обстоятельств, вследствие которых осложнилось бы их производство. Конечно же, предприниматель не будет использовать поставщика на максимуме, и составлять заказы, превышающие норму поставки. Ведь это приведет к захламлению складов материальными ресурсами. Тем не менее, сам факт способности поставщика произвести больше, чем его просят, означает, что если производственные возможности у него будут падать, то разница между максимальной способностью производства поставщика и нормой поставки заказчику окажется для поставщика подушкой безопасности, на которую при падении производственных мощностей и ляжет первичная нагрузка. А только после исчерпания ее потенциала может возникнуть ситуация, когда возможностей поставщика не будет достаточно для исполнения всех заключенных договоров с заказчиками.

Также стоит отметить, что цена и объем поставки материальных ресурсов устанавливаются по договоренности сторон. Тем самым они (цена и объем) являются незыблемыми после согласования договора поставки. Поэтому, если договор поставки подразумевает ежепериодную поставку в течение некоторого срока, то поставщик будет обязан на каждый период поставлять строго определенный объем ресурсов по строго определенной цене. Тем не менее, договор может предусматривать различного рода корректировки (в цене по воле поставщика и в объеме по воле заказчика), связанные непосредственно с предусмотренными объективными внешне-экономическими изменениями (инфляции; изменение суммы котировок валютных пар; налоговое изменение; резкое изменение объема реализации у заказчика в связи с изменением спроса на продукт и пр.).

В случае нарушения договора поставки той или иной стороной; то сторона, нарушавшая договор, обязана выплатить компенсацию (пени) второй стороне, размер которой также должен быть предусмотрен договором. В противном случае пени будут измеряться по стандартам, предусмотренных законодательством РФ. Следовательно, возможность оценить эффективность заключения договора поставки существует лишь в самом начале, когда договор еще не заключен, но условия договора уже определены. После же эффективность договора рассматривается постфактум. Ведь право безболезненно поменять поставщика на его конкурента уже не будет. Поэтому, что касается поисков резервов снижения затрат по данной статье себестоимости, то их (резервы) надо искать до заключения договора поставки. Оценивать возможные резервы следует при сравнении предоставляемых условий поставки и производственных мощностей поставщиков.

Ранее мы сказали, условия поставки являются незыблемыми после заключения договора поставки. Но упомянули о том, что договор может предусматривать корректировки в цене и объеме, связанные с объективными внешнеэкономическими изменениями. Поэтому заказчик не застрахован от экономических потерь, связанных с этими изменениями (подорожание котируемой валюты; рост инфляции; повышение налогового бремени; снижение спроса на производимый товар и т.д.).

Однако в случае с ООО «КСМ» рассчитывать на равномерные поставки сырья не приходится, поскольку львиную долю в них занимают товары, поставляемые речным транспортом в навигацию и имеют строго сезонный характер (поставка щебня, речного песка и т.д.

Снижение себестоимости в ООО «КСМ» также может происходить за счет снижения прочих расходов. Уровень дополнительных налогов, сборов и платежей за выбросы загрязняющих веществ в окружающую среду напрямую зависит от уровня финансовых результатов и объемов производственной деятельности. Следовательно, повлиять на них можно опосредованно через показатели эффективности производства. Правда, чем эти показатели ниже, тем меньше уплачиваются такие расходы. Поэтому что касается резервов снижения по этим затратам, то они будут сомнительного характера, ведь их снижение будет означать снижение эффективности производства. Данные затраты надо рассматривать как часть общих переменных издержек и проводить их анализ по отношению к динамике предельных издержек, средних издержек и предельного дохода. Тем самым, с помощью этого метода можно будет найти оптимальный уровень таких затрат.

Что касается расходов на оплату процентов за кредит, услуг банков, услуг связи, оплату сторонним организациям за охрану, подготовку и переподготовку сотрудников, за сертификацию продукции, платежи за аренду основных средств, за гарантийный ремонт и обслуживания, расходы на рекламу, то данные затраты являются постоянными и не зависят от выпуска. Тем не менее в долгосрочной перспективе их постоянство может измениться в связи с изменением факторов производства. Однако, на текущий краткосрочный период (при производстве одной партии) их величина относительно незыблема. Относительность таких затрат заключается в том, что некоторые из них могут колебаться при изменении объема на текущий краткосрочный период. К таким относительным затратам относятся оплата услуг банков, услуг связи. Их величина может колебаться при изменении выпуска, в случае если особенность производственного процесса организации такова, что затраты на данные услуги окажутся подобны материальным затратам, то есть единица этих издержек будет необходима для производства дополнительной единицы товара. Стоит отметить иные издержки, входящие в прочие расходы: оплата сторонним организациям за охрану, подготовку и переподготовку сотрудников, за сертификацию продукции, за гарантийный ремонт и обслуживание, расходы на рекламу. Такие затраты не только имеют постоянный характер (их объем не зависит от уровня выпуска), но и единовременный, так как они появляются не постоянно, а дискретно или периодически, то есть возникают единожды, по мере необходимости. Отдельно следует выделить затраты на аренду имущества организации и отчисления процентов за кредиты. Эти затраты при любых обстоятельствах не являются единовременными, но являются постоянными. Даже в особых случаях, таких как приведенных в примере, все эти указанные выше затраты имеют аналогичную сущность с поставкой материалов; и контрагент или арендодатель, который оказывает определенные услуги, мало чем отличается от поставщика ресурсов. Поэтому поиск резервов по данным расходам может иметь смысл только перед заключением договоров оказание услуг с этими контрагентами. Другими словами, такие затраты можно снизить лишь при тщательном анализе рынков предоставления всех этих услуг.

Информация о работе Себестоимость. Пути снижения себестоимости предприятия на примере Комбинат строительных материалов