Шпаргалка по дисциплине "Экономика организации"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2013 в 10:57, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по дисциплине "Экономика организации".

Файлы: 1 файл

организация на госы.doc

— 506.50 Кб (Скачать файл)

Откуда берутся инновационные  идеи? Можно назвать семь источников таких идей. Перечислим внутренние источники; они возникают в рамках предприятия или отрасли. К ним относятся:

неожиданное событие (для  предприятия или отрасли) - успех, неудача, внешнее событие;

неконгруэнтность - несоответствие между реальностью (какова она есть на самом деле) и нашими представлениями  о ней;

нововведения, основанные на потребности процесса;

внезапные изменения в структуре отрасли или рынка.

Следующие три источника  нововведений относятся к внешним, так как они имеют свое происхождение  за пределами предприятия или  отрасли. Это:

демографические изменения;

изменения в восприятиях, настроениях и ценностных установках;

новые знания (как научные, так и ненаучные).

Инновация означает изменения  в экономике, промышленности, обществе, в поведении покупателей, производителей, работников. Поэтому она всегда должна ориентироваться на рынок, руководствоваться  его потребностями.

Для осуществления предприятием инновационной деятельности, оно  должно иметь такие структуру  и настрой, которые способствовали бы созданию атмосферы предпринимательства  и восприятия нового как благоприятной  возможности. При этом необходимо учесть ряд важных моментов.

Основной организационный  принцип для инновации заключается  в создании команды из лучших работников, освобожденных от текущей работы.

Инновационная деятельность может осуществляться как в рамках предприятий специально созданными для этого подразделениями (так называемые внутренние венчуры), так и самостоятельными венчурными (рисковыми) фирмами.

13. Инновационная  деятельность предприятия

 

Понятие "инновации" как экономической категории  ввел в научный оборот австрийский  экономист И. Шумпетер. Он впервые рассмотрел вопросы новых комбинаций производственных факторов и выделил пять изменений в развитии, т.е. вопросов инноваций:

использование новой  техники, технологических процессов  или нового рыночного обеспечения  производства;

внедрение продукции с новыми свойствами;

использование нового сырья;

изменения в организации  производства и его материально-технического обеспечения;

появление новых рынков сбыта.

Есть нововведения, которые  основываются на идеях. Примерами здесь  могут служить появление застежек типа "молния", шариковых авторучек, баллончиков с аэрозолями, колец-открывалок на банках с прохладительными напитками и многое другое.

Инновация не обязательно  должна быть технической и вообще чем-то вещественным. Мало технических  инноваций могут соперничать в своем влиянии с такой идеей, как продажа в рассрочку. Использование этой идеи буквально преображает экономику. Инновация - это новая ценность для потребителя, она должна отвечать нуждам и желаниям потребителей.

 

Инновационная деятельность - это деятельность, направленная на поиск и реализацию инноваций в целях расширения ассортимента и повышения качества продукции, совершенствования технологии и организации производства.

Инновационная деятельность включает:

выявление проблем предприятия;

осуществление инновационного процесса;

организацию инновационной  деятельности.

Главная предпосылка  инновационной деятельности предприятия  состоит в том, что все существующее стареет. Поэтому необходимо систематически отбрасывать все то, что износилось, устарело, стало тормозом на пути к прогрессу, а также учитывать ошибки, неудачи и просчеты. Для этого на предприятиях периодически необходимо проводить аттестацию продуктов, технологий и рабочих мест, анализировать рынок и каналы распределения. Иными словами, должна проводиться своеобразная рентгенограмма всех сторон деятельности предприятия. Это не просто диагностика производственно-хозяйственной деятельности предприятия, его продукции, рынков и т.д. На ее основе руководители должны первыми подумать о том, как самим сделать свою продукцию (услуги) морально устаревшей, а не ждать, пока это сделают конкуренты. А это, в свою очередь, будет побуждать предприятия к инновациям. Практика показывает: ничто так не заставляет руководителя сосредоточиться на инновационной идее, как осознание того, что производимый продукт уже в ближайшем будущем окажется устаревшим.

 

          Откуда берутся инновационные  идеи? Можно назвать семь источников  таких идей. Перечислим внутренние  источники; они возникают в  рамках предприятия или отрасли. К ним относятся:

неожиданное событие (для  предприятия или отрасли) - успех, неудача, внешнее событие;

неконгруэнтность - несоответствие между реальностью (какова она есть на самом деле) и нашими представлениями  о ней;

нововведения, основанные на потребности процесса;

внезапные изменения  в структуре отрасли или рынка.

Следующие три источника  нововведений относятся к внешним, так как они имеют свое происхождение  за пределами предприятия или  отрасли. Это:

демографические изменения;

изменения в восприятиях, настроениях и ценностных установках;

новые знания (как научные, так и ненаучные).

 

Инновация должна соответствовать  нуждам, желаниям, привычкам людей, которые будут ею пользоваться. Следует  задать себе вопрос: "Что должна отражать данная инновация, чтобы у будущих потребителей возникло желание ею пользоваться?"

Инновация должна быть простой  и иметь точную цель. Величайшая похвала инновации звучит так: "смотрите-ка, как все просто! Как я до этого  не додумался?"

 

         Основной организационный принцип для инновации заключается в создании команды из лучших работников, освобожденных от текущей работы.

         Предпринимательская и инновационная  деятельность не обязательно  должна проводиться на постоянной  основе, тем более в малых предприятиях, где такая постановка дела зачастую невозможна. Однако необходимо назначить работника, персонально ответственного за успех инноваций. Он должен отвечать за своевременное выявление и замену устаревающей продукции, техники, технологии, за всесторонний анализ производственно-хозяйственной деятельности (рентгенограмму бизнеса), за разработку инновационных мероприятий. Работник, ответственный за инновационную деятельность, должен быть лицом, достаточно авторитетным на предприятии.

 

Прибыль от реализации инновационного проекта существенно отличается от прибыли, получаемой за выпуск отлаженной продукции. На протяжении длительного времени новаторские начинания могут не давать ни прибыли, ни роста, а только потреблять ресурсы. Затем инновация в течение длительного времени должна быстро разрастаться и возвращать вложенные в ее разработку средства по меньшей мере в 5-10-кратном размере, иначе ее можно рассматривать как неудачную. Нововведение начинается с малого, но результаты его должны быть масштабными.

 

 

 

 

14. Трудовые  ресурсы организации и производительность труда.

 

Трудовые ресурсы предприятия  являются главным ресурсом каждого  предприятия, от качества подбора и  эффективности использования которого во многом зависят результаты производственной деятельности предприятия. На уровне отдельного предприятия вместо термина "трудовые, ресурсы" чаще используют термины "кадры" и "персонал".

Под кадрами предприятия  принято понимать основной (штатный) состав работников предприятия. В зависимости  от выполняемых ими функций кадры  предприятия делятся на следующие категории: рабочие основные и вспомогательные; руководители; специалисты; служащие. Перечисленные работники образуют (на производственных предприятиях) промышленно-производственный персонал (ППП).

Каждая категория работников в своем составе предусматривает ряд профессий, которые в свою очередь представлены группами специальностей. Внутри специальности работников можно разделить по уровню квалификации.

Профессия - это совокупность специальных теоретических знаний и практических навыков, необходимых для выполнения определенного вида работ в какой-либо отрасли производства.

Специальность - это вид  деятельности в пределах данной профессии, которая имеет специфические  особенности и требует от работников специальных знаний и навыков.

Квалификация - это совокупность знаний и практических навыков, позволяющих выполнять работы определенной сложности.

По уровню квалификации рабочих можно разделить: на неквалифицированных, малоквалифицированных, квалифицированных  и высококвалифицированных. Квалификация рабочих определяется разрядами.

Специалисты делятся  по квалификационным категориям: специалист 1, 2, 3-й категории и без категории.

Руководители распределяются по структурам управления и звеньям  управления. По структурам управления руководители подразделяются на линейные и функциональные, по звеньям управления - на высшего, среднего и низового звена.

Специалисты - это работники, занятые инженерно-техническими, экономическими работами: инженеры, экономисты, бухгалтеры, юрисконсульты и т.д.

Служащие - это работники, осуществляющие подготовку и оформление документации, учет и контроль, хозяйственное обслуживание: делопроизводители, кассиры, табельщики, учетчики и т.д.

Соотношение перечисленных  категорий работников в общей  их численности, выраженное в процентах, называется структурой кадров. Структура кадров также может определяться по возрасту, полу, уровню образования, стажу работы, квалификации и другим признакам.

В практике учета и  планирования кадров различают явочный, списочный и среднесписочный  составы.

 

Явочный состав - это минимально необходимое число работников, которые  должны ежедневно являться на работу для выполнения задания в установленные  сроки.

Списочный состав - все  постоянные и временные работники, числящиеся на предприятии, как выполняющие в данный момент работу, так и находящиеся в очередных отпусках, командировках, выполняющие государственные обязанности, не явившиеся на работу по болезни или каким-либо другим причинам. Списочная численность работников может быть установлена на определенную дату.

 

 

 

Производительность труда - важнейший экономический показатель, характеризующий эффективность  затрат труда в материальном производстве как отдельного работника, так и  коллектива предприятия в целом.

В производстве любого продукта участвует живой труд, т.е. труд, затрачиваемый работниками непосредственно в процессе производства продукта, и труд прошлый, затраченный другими работниками и овеществленный в орудиях труда, зданиях, сооружениях, сырье, материалах, топливе, энергии. Соответственно, различают производительность индивидуального (живого) и общественного труда.

Основными показателями производительности труда на урос не предприятия являются показатели выработки  и трудоемкости.

Выработка (В) определяется отношением количества произведенной  продукции (Q) к затратам рабочего времени на производство этой продукции (Т), т.е. по следующей формуле:

B = Q/T

Трудоемкость - это величина, обратная выработке. Различают трудоемкость нормированную, фактическую и плановую.

Выработка продукции  является наиболее распространенным и универсальным показателем производительности труда.

В зависимости от единицы  измерения объема продукции различают  три метода измерения производительности труда: натуральный, трудовой и стоимостной.

Натуральный метод измерения  производительности труда характеризует выработку продукции в натуральной форме в единицу рабочего времени. Натуральные показатели производительности труда выражаются в килограммах, метрах, штуках и т.д.

Если предприятие выпускает  несколько видов однородной продукции, то выработка исчисляется в условно-натуральных единицах.

Трудовой метод измерения  производительности труда характеризует  отношение нормативных затрат к  фактическим затратам рабочего времени.

Трудовой метод применяется  для определения эффективности  использования труда рабочих по сравнению с нормами, уровня выполнения норм выработки или степени сокращения нормативного времени рабочим в процентах.

Стоимостной метод измерения  производительности труда получил  более широкое применение, особенно на предприятиях, выпускающих разнородную продукцию, так как дает возможность учета и сравнения разнообразных видов работ путем приведения их к единому измерителю.

Выработка может быть определена в расчете на один отработанный человеко-час (часовая выработка), один отработанный человеко-день (дневная выработка), на одного среднесписочного работника (рабочего) в год> квартал или месяц (годовая, квартальная или месячная выработка).

Задачей предприятия  является постоянный поиск и реализация резервов роста производительности труда.

Резервы роста производительности труда на предприятии можно классифицировать следующим образом:

Информация о работе Шпаргалка по дисциплине "Экономика организации"